"Мы все живем под небом России" (социальный проект)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Анаева Марина Николаевна

 

Актуальность социального проекта «Мы все живем под небом России» определяется стремительно растущими миграционными потоками (из республик РФ и граждан других стран) в стране и в городе. Поэтому интеграция детей-мигрантов в социальную среду представляется сегодня одной из важных задач образования.

Часто предметные результаты  не могут быть достигнуты в полном объеме по объективным причинам (плохое знание русского языка, отставание по образовательным программам и др.)  Эти задачи не могут решаться школой без поддержки государства (создание центров по обучению языку и т.п.)

Что можно сделать в школе? Формировать метапредметные умения: способность самостоятельно организовывать свою деятельность, способность решать творческие задачи, используя всевозможные источники информации, способность выявлять проблему и находить пути решения, способность к сотрудничеству в разных по составу и профилю группах. Одним словом – способствовать  развитию личности ребёнка. Привить ему ценности и традиции той социальной группы, членом которой он является (класса, школы, города, страны).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 527

Невского района Санкт-Петербурга

Ф.И.О. разработчика проекта, должность:

Анаева Марина Николаевна,

 заместитель директора по УВР,  учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Название проекта:

«Мы все живём под небом России»

            Область применения:

адаптация детей - мигрантов в  социальную среду средствами образования.

ЧТО?

Социальный проект «Мы все живём под небом России».

Цель проекта: формирование основ межкультурного взаимодействия и      

гражданского правосознания в  школе и социальном окружении.

Задачи:

*создать условия для социальной адаптации, формирования

  нравственных и гражданских качеств личности;

*привитие гуманистических  ценностей современного мира:

  толерантности, прав и свобод человека;

*формирование интереса к культурному и историческому прошлому  

 своего и других народов для овладения целостным представлением о

 современном обществе (поликультурном, полиэтническом,

многоконфессиальным);

*формирование навыков коллективного сотрудничества;

*развитие способностей решать творческие задачи и представлять их

  результаты (в виде презентаций или сообщений);

*формирование умений работать как с традиционными источниками

информации, так и современными (Internet, электронные носители и др.);

*использование образовательного пространства (культурные и

исторические ценности Санкт-Петербурга).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

*осознание своей идентичности как гражданина Российской Федерации

(для представителей республик РФ);

*осознание необходимости укрепления исторически сложившегося

  государственного единства (для представителей республик РФ);

*понимание необходимости правомерного поведения и уважения

традиций и законов  государства всеми членами общества (как

гражданами РФ, так и не гражданами);

*понимание культурного и исторического многообразия мира;

*уважение к культуре своего народа и других народов.

«… Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами,

 расовыми и религиозными группами»

Статья 26. Всеобщая декларация прав человека.

ЗАЧЕМ? ДЛЯ КОГО?

Актуальность социального проекта «Мы все живем под небом России» определяется стремительно растущими миграционными потоками (из республик РФ и граждан других стран) в стране и в городе. Поэтому интеграция детей-мигрантов в социальную среду представляется сегодня одной из важных задач образования.

Часто предметные результаты  не могут быть достигнуты в полном объеме по объективным причинам (плохое знание русского языка, отставание по образовательным программам и др.)  Эти задачи не могут решаться школой без поддержки государства (создание центров по обучению языку и т.п.)

Что можно сделать в школе? Формировать метапредметные умения: способность самостоятельно организовывать свою деятельность, способность решать творческие задачи, используя всевозможные источники информации, способность выявлять проблему и находить пути решения, способность к сотрудничеству в разных по составу и профилю группах. Одним словом – способствовать  развитию личности ребёнка. Привить ему ценности и традиции той социальной группы, членом которой он является (класса, школы, города, страны). Современные педагогические технологии (в т.ч. проектная, компьютерные технологии) на это ориентированы.

Реализация данного проекта рассчитана на два года, но может быть продолжена, исходя из тех задач, которые возникают в ходе образовательного процесса.

 Первый год проекта – «Диалог культур» – направлен на привитие культурных традиций и ценностей.

Второй год – «От Традиции – к Закону»  - привитие социальных норм  (в т.ч. и правовых).

Социальное партнёрство: Санкт-Петербургский Дом национальностей,

                                             МО МО Обуховский, ОМ № 32.

Необходимое ресурсное обеспечение:

Кадровые ресурсы.

Проект может использоваться в работе учителя обществознания, классного руководителя, педагога дополнительного образования. Технологичность проекта, с одной стороны, и творческая направленность, с другой стороны не требует от учителя специальной подготовки и позволяет ему быть в этом проекте координатором, предоставляя максимум свободы и самостоятельности обучающимся.

Материальные ресурсы.

Для реализации проекта достаточно материально-технического обеспечения, используемого в УВП:

  • учебный кабинет или аудитория
  • мультимедийный комплекс (интерактивная доска для демонстрации презентаций или видеороликов)
  • выход в Internet

КАК?

Технология реализации проекта. Срок реализации – 2 года.

Первый год – «Диалог культур».

Старт – 16 ноября – Международный день толерантности,

     завершение проекта – 21 мая – Всемирный день культурного      

     разнообразия во имя диалога и развития.

Цель: при сохранении этнической идентичности прививать культурные традиции и ценности социальной общности, членами которой являются учащиеся-мигранты.

В проекте принимают учащиеся 5-11 классов.

Этапы проекта:

I этап: социальное анкетирование. (октябрь)

Цель: выяснить, дети каких национальностей обучаются в школе:

           а) граждан Российской Федерации

           б) граждан других государств

Социальное анкетирование проводится учащимися старшей школы (они уже знакомы с принципами составления анкет и их обработки).

 В опросе участвуют все школьники с 1 по 11 класс.

II этап: старт проекта. (ноябрь)

Цель: сформировать творческие группы, которые будут представлять республику или государство.

 Группы формируются по желанию, не обязательно из представителей одной национальности. На старте проекта группы обсуждают  план мероприятий, сроки реализации, формы представления материалов.

На данном этапе целесообразно познакомить учащихся (если это не было сделано ранее в образовательном процессе) с проектной технологией (основные этапы проектирования, особенности социального проектирования, создание  «продукта», формы представления и оформление паспорта проекта).

III этап: создание и презентация творческих проектов. (декабрь-апрель)

Цель: знакомство с историей, культурой и  традициями народов.

На данном этапе классам целесообразно предложить посетить музеи, музеи-квартиры, храмы, выставки, исторические памятники города, связанные с культурой того или иного народа (помощь учителей-предметников или классных руководителей).

Творческая группа, которая представляет Россию, должна сделать акцент на истории Санкт-Петербурга, его роли и значении в истории России (консультант -  учитель истории и культуры СПБ).

Этап охватывает широкий спектр информации, поэтому его можно разбить:

декабрь: «История. Культура. Традиции. Обычаи».

Как форма представления: видеоролики, презентации.

Консультанты – учителя истории.

Практическая направленность.

Представленные материалы в дальнейшем могут быть использованы на уроках истории и географии, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

январь: «Литература: проза, поэзия, былины, сказки, пословицы и поговорки»

Форма представления: презентации, круглые столы.

Консультанты – учителя словесности.

Практическая направленность.

 Интересными могут быть «Уроки чтения» для начальной школы: сказки народов, пословицы, поговорки, которые проведут в игровой форме учащиеся средней и старшей школы.

Презентации о выдающихся литературных деятелях могут быть использованы на уроках литературы.

Итогом этого этапа может стать составление «Словаря добрых слов» (на языках разных народов).

февраль: «Изобразительное искусство. Архитектура. Скульптура».

Форма представления: презентации, виртуальные музеи.

Консультант – учитель МХК.

Практическая направленность.

Представленные материалы в дальнейшем могут быть использованы на уроках истории и МХК.

март: «Музыка. Кинематография»

Форма представления: на данном этапе форма представления зависит от  творчества группы и возраста членов группы (презентация, концерт, музыкальная композиция, видеоролики).

Консультанты – учителя музыки и  МХК.

апрель: «Быт и обычаи. Кухня. Игры. Национальные спортивные праздники».

Форма представления: интерактивная.

Консультанты – учителя физической культуры и труда (технологии).

 Организация спортивных соревнований между творческими группами.

Приготовление национальных блюд (мастер-классы).

Если возможно – презентация костюмов (элементов костюма).

Очень важным представляется момент презентации России.

На каждом этапе это должно проходить в конце, после презентации всех проектов, являться своеобразным итогом, обобщением сказанного –  «Мы все живём под небом России».

IV этап: творческая встреча в Доме национальностей. Фестиваль лучших проектов.

Цель: интеграция в поликультурную среду Санкт-Петербурга.

IV этап – это рефлексия.  Учащимся важно осмыслить, что ими было сделано и что они приобрели в результате этой деятельности. В нашем случае – это выход на социальное партнёрство и интеграция учащихся не  только в социальную среду школы, но и в социальную среду Санкт-Петербурга.

Представители Дома национальностей приглашались на III этап проекта.

Самые активные школьники были награждены экскурсией «Финский Санкт-Петербург».

На творческой встрече были представлены лучшие работы детей.

Учащиеся познакомились с представителями других национальностей, диаспор, проживающих на территории Санкт-Петербурга. Узнали, в том числе, и о воскресных школах, организованных диаспорами для помощи в изучении русского языка и культуры.

Примечание:      IV этап  должен быть обязательно проведён – это логическое завершение и осмысление проделанной учащимися работы.

Он может проходить в любой форме (фестиваль лучших работ,  видеоролики или презентации о проделанной работе, круглый стол, концерт и т.д)

Второй год – «От Традиции – к Закону».

Цель: привитие социальных норм (моральных, этических, правовых).

           Формирование правовой культуры и правовой грамотности  

           учащихся.

В проекте принимают учащиеся 9-11 классов.

Примечание: мероприятия в рамках реализации этапов проекта должны носить интерактивный характер. Формы проведения мероприятий: круглые столы, дискуссии, ролевые игры, презентации с  элементами викторины.

Сохраняем круг республик и государств, с которыми мы познакомились в прошлом году.

Второй год проекта требует большего участия со стороны взрослых. Кроме педагогов к участию в проекте можно привлечь родителей, представителей администрации школы, депутатов МО, представителей правоохранительных органов. Социальное партнёрство очень важно на данном этапе, так как позволяет учащимся получить опыт взаимодействия с органами власти.

Этапы проекта:

I этап: социальное анкетирование. (октябрь)

Цель: выяснить, какими социальными нормами в большей степени руководствуются учащиеся в своей жизни:

           а) законами РФ

           б) законами государства, гражданами которого они являются

            в) законами школы (Устав)

            в) традициями и обычаями своего народа

            г) традициями и обычаями семьи

Социальное анкетирование проводится учащимися старшей школы.

 В опросе участвуют  школьники  8- 11 классов.

II этап: старт проекта. (ноябрь)

        Цель: Формирование творческих групп, определение целей, сроков реализации, форм представления материалов.

На данном этапе определяется круг вопросов, над которыми учащимся предстоит работать:

*традиции семьи

*традиции народа

*религии мира: общее  и различия

 *законы моего государства

*законы государства, в котором я живу

(показать роль законов, которую они играют  в жизни  любого общества)

III этап: сбор информации, представление результатов. (декабрь - март)

Цель: знакомство с нормативными документами, регламентирующими принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Российским законодательством в отношении граждан и не граждан  Российской  Федерации, миграционной политикой государства:

Декларация прав и свобод человека и гражданина

Устав ООН

Конституция Российской Федерации

Конституции субъектов Российской Федерации

В отличие от предыдущего этапа проекта данная работа требует навыков сравнительного анализа. Именно поэтому второй год  проекта рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих навык исследовательской и проектной деятельности.

В рамках реализации III этапа проекта планируются мероприятия:

январь: Круглый стол «Традиционная и эгалитарная семья: общее и различия».

 Традиции семьи как социальные нормы. Данный круглый стол можно организовать с привлечением родителей учащихся.

февраль:

Презентации «Религии мира: что нас объединяет?»

показать, что в мировых религиях есть общие принципы, которые могут стать объединяющим началом для разных народов и разных культур

март:

Презентации «Традиции и законы»

На примерах республик РФ и других государств показать роль традиции в обществе и необходимость соблюдения законов.

апрель:

Дискуссия «Права и обязанности. Школьник в рамках правового поля».

Осознание необходимости правомерного поведения.

Воспитание толерантности.

Профилактика экстремизма в подростковой среде.

Примечание: темы мероприятий могут выбираться, исходя из актуальности проблемы.

Практическая направленность: составление «Памятки для того, кто готов к диалогу и сотрудничеству» (рабочее название, предложить учащимся самим дать название). В «Памятке» должны быть отражены сформулированные учащимися принципы толерантного и правомерного поведения, основанного на общечеловеческих принципах взаимного уважения, соблюдения законов и уважения социальных норм той социальной общности, членом которой они являются.

IV этап:

Круглый стол.

Тема может быть сформулирована, исходя из того, как проходила  реализации проекта.

 Можно вынести на обсуждение вопросы, которые оказались наиболее интересны для ребят. Главное – предоставить учащимся возможность осознать, насколько этот проект был для них интересен и полезен.

ЧТО ДАЕТ?

Результатами проекта должно стать:

*осознание своей идентичности как гражданина Российской Федерации

(для представителей республик РФ);

*осознание необходимости укрепления исторически сложившегося

  государственного единства (для представителей республик РФ);

*понимание необходимости правомерного поведения и уважения

традиций и законов  государства всеми членами общества (как

гражданами РФ, так и не гражданами);

*понимание культурного и исторического многообразия мира;

*уважение к культуре своего народа и других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного учебного занятия «Система и порядок на Земле и на небе»

Проект интегрированного  учебного занятия«Система и порядок на Земле и на небе»...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

9 класс. Проверочная работа "ЭГП России", Формирование территории России, Социальная и экономическая география

9 класс. Проверочная работа "ЭГП России", Формирование территории России, Социальная и экономическая география...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"

Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"...