Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Пластические материалы»
рабочая программа на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна младшим школьникам с нарушением интеллектуальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plastika.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Ачинская  общеобразовательная

школа-интернат № 2»

Программа работы

кружка «Мастерилка»

по направлению

«Пластические материалы»

Приложение к опытно-экспериментальной работе

по теме: «Формирование творческого воображения

у учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами

декоративно-прикладной деятельности»

Руководитель кружка:

                                                                      учитель технологии                  

Говорецкая Елена Георгиевна

Пояснительная записка

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна младшим школьникам с нарушением интеллектуальной деятельности. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно–пластичных образах. Ребёнок не только видит, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную младшим школьникам для самостоятельного освоения.

Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Лепить можно из разных пластичных экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её.

На занятиях лепкой по данной программе детям предлагается работать с такими пластическими материалами как пластилин и солёное тесто. Пластилин  – мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам; в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Солёное тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций, нежный, мягкий, в отличие от пластилина, не пачкает рук. При правильном замесе не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует заметить, что тесто – достаточно хрупкий материал при небрежном обращении.

Между тем, пластилин и солёное тесто – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям с проблемами в развитии во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. При работе над созданием той или иной поделки, композиции возможен переход одного способа в другой и дополнение основного приёма одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Также и с материалом: возможно применение сразу и пластилина и солёного теста при лепке изделий и создании композиций.

Конструктивный способ – при этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Детям предлагается задумать образ, мысленно его представить, из каких частей он состоит, и начать лепить. В лепке конструктивным способом можно наблюдать следующие варианты: объединение одинаковых форм (бусы, забор); объединение похожих форм, отличающихся по величине (снеговик, неваляшка); объединение различных форм (гриб, бабочка).

Скульптурный способ – иногда его ещё называют пластическим или лепкой из одного куска. Детям предлагается представить задуманный образ, подобрать по цвету и размеру материал для лепки. Вспоминая самые общие очертания образа, ребёнок старается придать материалу такую же форму. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву). Дети учатся моделировать форму-основу разнообразными движениями: оттянуть, загнуть, скрутить, смять, придавить, прищипнуть и т.д., там, где нужно (сверху, снизу, по бокам).

Комбинированный способ – объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. Данный способ наиболее доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка – этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких одинаковых элементов – модулей.

Лепка на форме – часто при лепке используются готовые прочные формы: банки, пластиковые бутылки, флаконы из-под шампуней, стаканчики и т.п. Они служат удобной основой, позволяют сэкономить материал и избежать лишней работы. Таким способом удобно лепить замок, дом, вазу и т.п.

При работе с детьми с нарушением интеллектуальной деятельности принципиально важно способствовать развитию у них образного начала, появлению в лепке образа, помочь воспитанникам представить, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Эти представления формируются постепенно. Для активизации поисковой деятельности детей на занятиях создаются проблемные ситуации. Например: детям предлагается вылепить различные по форме предметы (округлую и вытянутую), задумать и вылепить разные изображения, применить разные приёмы лепки, взять для работы пластилин или солёное тесто, воспользоваться готовыми прочными формами, использовать различные приспособления для передачи особенностей поверхности (шёрстки, пёрышек, чешуи), дополнить вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисером, бусинами, ракушками и т.д.). Такие задания закрепляют стихийно формирующееся у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребёнок приходит к своеобразной системе эмпирических, часто интуитивных представлений о том, что и как можно вылепить.

Цель данной программы – художественное обучение, воспитание и развитие детей на занятиях лепкой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.

Работа с пластическими материалами приучает детей быть усидчивыми, внимательными и ответственными. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд:

- у детей развивается мелкая моторика пальчиков и общая ручная умелость, согласованная работа обеих рук;

- повышается сенсорная чувствительность, т.е. развивается способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, улучшается самочувствие ребёнка;

- дети  фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы, у детей развиваются творческие способности, совершенствуется художественный вкус;

- формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца;

- а самое главное –  дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному, они учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические композиции сначала под руководством педагога, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии воспитанников.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, бумаги, картона, расширяются возможности изобразительной  и трудовой деятельности детей.

Так как, работа с пластилином и тестом трудоемкая, требует усилий, поэтому на каждом занятии детям даётся отдых в виде физкультурных минуток и разминок для пальчиков рук.

Срок реализации программы 1 год. Данная программа является приложением к опытно–экспериментальной работе по теме: «Формирование творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами декоративно-прикладной деятельности» для детей экспериментальной группы, участвующих в исследовании.

Методы обучения

1. Словесный.                  2. Наглядный.                         3. Практический.

Виды обучения

1. Объяснительно-демонстративный.       2. Проблемно-самостоятельный.  

Формы обучения

1. Групповая.                    2. Подгрупповая.                   3. Индивидуальная.

Учебно-тематический план работы кружка

по направлению «Пластические материалы»

№ п/п

Вид деятельности,

техника лепки

Тема

Часы

Сроки

Раздел: Вводные занятия

1

Вводные занятия.

Специфика лепки из пластилина и солёного теста. Техника лепки.

Ознакомление с деятельностью кружка по направлению «Пластические материалы», знакомство с техниками лепки, материалами, подготовка материалов.

Диагностика детей.

2

сентябрь

Раздел: Поиграем на лужке – лужочке

1

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Цветы: «Ромашка», «Василёк», «Колокольчик», «Мак», «Гвоздика».

3

сентябрь

2

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Ягоды: «Земляника», «Голубика».

2

сентябрь

3

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Расписной пластилин, полученный разрезанием.

Насекомые: «Пчелы», «Муравьи», «Кузнечики», «Бабочки», «Жучки», «Паучки».

3

сентябрь

4

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

«Гусеницы», «Улитки».

1

октябрь

5

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Пластилиновая лента.

«Деревья», «Кусты», «Трава».

2

октябрь

6

Рельеф на основе.

Оформление композиции.

1

октябрь

Раздел: Путешествие по сказкам

1

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Сказка «Теремок»: «Мышка-норушка», «Квакушка-лягушка», «Зайчик-попрыгайчик», «Лисичка-сестричка», «Волчок-серый бочок», «Медведь косолапый».

4

2

октябрь

ноябрь

2

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Пластилиновая лента.

«Деревья», «Кусты», «Трава», «Цветы».

2

ноябрь

3

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

«Теремок».

1

ноябрь

4

Рельеф на основе.

Оформление композиции.

1

ноябрь

Раздел: Зимушка–зима

1

Тестопластика.

 

Композиция: «Дед Мороз везёт на санках ёлочку».

3

декабрь

2

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

«Символ года – тигрёнок».

2

декабрь

3

Тестопластика.

«Новогодняя ёлочка».

2

декабрь

4

Пластилинография.

«Снегурочка».

1

декабрь

Раздел: Лесное царство

1

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Животные: «Ёжик», «Белка», «Лиса», «Волк», «Медведь», «Лось», «Мышка», «Заяц».

4

1

январь

февраль

2

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Птицы: «Сова», «Сорока», «Тетерев».

2

февраль

3

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Пластилиновая лента.

«Грибы», «Ягоды», «Цветы».

«Деревья», «Кусты», «Трава».

2

февраль

4

Рельеф на основе.

Оформление композиции.

1

февраль

Раздел: В зоопарке мы бывали

1

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Животные: «Львёнок», «Тигрёнок», «Зебра–полосатик», «Любопытный жираф», «Бегемотик», «Верблюжонок», «Розовый слон», «Крокодил», «Черепашка», «Обезьянка–озорница».

2

4

февраль

март

2

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Птицы: «Попугайчик», «Страусёнок».

2

март

3

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

Пластилиновая лента.

«Деревья», «Кусты», «Трава», «Цветы».

1

март

4

Реалистическая лепка на подставке.

Оформление композиции.

1

март

Раздел: Домик в деревне (по мотивам народной пластики)

1

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

«Курочка с цыплятами», «Петя–петушок», «Уточка и гусь», «Индюк», «Овечка», «Барашек», «Хавронья с поросятами», «Ослик», «Бурёнка», «Лошадка».

6

апрель

2

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

«Хозяин», «Хозяйка».

2

апрель

4

Реалистическая лепка на подставке.

Оформление композиции.

2

май

Раздел: Верные друзья

1

Тестопластика.

Лепка из пластилина.

 «Собака», «Щенок», «Кошки».

2

май

2

Расписной пластилин, полученный разрезанием.

«Котята в корзине».

2

май

3

Тестопластика.

Пластилинография.

«Планета кошек», «На прогулке».

2

май

Итого: 68 ч.

Литература

  1. Давыдова Г.Н. - Пластилинография. Детский дизайн – 1. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80 с.
  2. Давыдова Г.Н. - Пластилинография. Детский дизайн – 2. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Давыдова Г.Н. - Поделки из бросового материала. Детский дизайн – 3. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  4. Давыдова Г.Н. - Пластилинография. Анималистическая живопись. Детский дизайн – 4. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  5. Демонстрационный материал (иллюстрации, инструкционные карты, схемы): Пластилинография. Изделия из пластилина, глины, теста. Всё о пластичных материалах.
  6. Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк, В. Кард, С. Петров.
  7. Казагранда Бриджит. Поделки из солёного теста. Практическое пособие. М.: Издательство АРТ «Родник», 2007.
  8. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы.
  9. Лыкова И.А. Лепим зоосад. Занятия с детьми. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие / Серия «Мастерилка» – М.: Издательский Дом «Карапуз», 2004.
  10. Лыкова И.А. Лепим с мамой. Занятия с детьми. Азбука лепки. Для детского художественного творчества. Учебно-методическое пособие / Серия «Мастерилка» – М.: Издательский Дом «Карапуз», 2005.
  11. Лыкова И.А. Мы лепили. Мы играли. Занятия с детьми. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие / Серия «Мастерилка» – М.: Издательский Дом «Карапуз», 2006.
  12. Морозова О.А. Волшебный пластилин. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Издательство «Мозаика–Синтез», 2005.
  13. Поделки и сувениры из теста, ткани, бумаги и природных материалов. Украшаем дом. М.: Издательство «Мой мир», 2006.
  14. Пластилиновый мир. «Маленький художник». Художественный альбом для занятий с детьми 3–5 лет. М.: Издательство «Мозаика – Синтез», 2008.
  15. Проснякова Т.Н. Бабочки. Собачки. Кошки. Серия «Любимый образ». В 3-х книгах. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004–2006.
  16. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Поделки из соленого теста – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
  17. Рубцова Е. Фантазии из солёного теста.
  18. Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.
  19. Румянцева Е.А. Пластилиновые фантазии. Чудесные фантазии. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2005.
  20. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Рисование, аппликация и лепка. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вентана - Граф. 2005.
  21. Солёное тесто. Большая книга поделок. Украшения, сувениры, поделки, панно.
  22. Скребцова Т.О., Данильченко Л.А. Солёное тесто. Идеи для интерьера. Панно, фоторамки, миниатюры. Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  23. Уроки труда с пластилином: «На опушке», «В лесу», «На озере», «Цветы».
  24. Фирстова А. Чудеса из солёного теста. Чудесные фантазии. М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2008.
  25. Хананова. И.Н. Солёное тесто. Фантазии из муки, соли и воды. М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2006
  26. Хоменко В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом. Харьков. Издательство «Книжный клуб», 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединение "Мастерилка"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАобъединения«Мастерилка»Художественно-эстетическая направленность...

Мастер-класс по теме: Использование эффекта оверлеппинга в художественной обработке пластических материалов с предварительным проектированием на компьютере.

Работа о том как применяется в компьютерной графике, эффект оверлеппинга для передачи объемного или рельефного изображения....

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению "Аппликация из бумаги" 1 класс

Программа направлена на обучение детей младшего школьного возраста навыкам работы с бумагой в технике аппликации....

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Конструирование из бумаги в технике оригами»

Развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно–разв...

Программа работы кружка «Мастерилка» по направлению «Нетрадиционные техники рисования» 2 класс

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО» (стартовый уровень)Возраст учащихся: 5 - 6 летСрок ре...

Рабочая программа кружок "Мастерилка" 9 класс

Рабочая программа кружок "Мастерилка" 9 класс...