Рабочая программа кружок "Мастерилка" 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Черезова Елена Александровна

Рабочая программа кружок "Мастерилка" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastr.rab_.programma.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

   Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

   Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

   Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок.

    Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

   Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

 Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства. Кроме этого, предполагается творческая работа с деревянными изделиями.

        Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.

   Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Одним из направлений организовывать содержательную и творческую деятельность учащихся, развивающую творческий потенциал личности, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности.

-  научить учащихся выполнять элементы росписи по дереву в соответствии с народными традициями;

- научить учащихся составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;

   - научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

  - научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами,  гофрированной бумагой.

 Задачи программы

Обучающие:

  •         закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  •         обучение умению планирования своей работы;
  •         обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  •         обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе.

  Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

   Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

  Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.                            

Формы и методы занятий

   В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

  А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

   В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

  В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

   Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе

• Участие в  районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

                             СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 2 года.  

Тематическое планирование для первого года обучения

Тема урока

Часы

1.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов. История, традиции, художественные приемы. Изучение простых типовых композиции (полоса, квадрат, круг)

1

2.

Знакомство с различными видами  росписи. История, традиции, художественные приемы.

1

3.

Отработка приемов хохломской росписи.

3

4.

Создание эскиза для разделочной доски.

3

5.

Подготовка деревянного изделия к росписи.

1

6.

Нанесение рисунка на доску.

4

7.

Работа с бумагой и картоном

2

8.

Театр из конусов

3

9.

Работа с фольгой, фантиками

2

10.

Отработка приемов росписи. Прорисовка узоров: «Листья и веточки», «Ягоды и бутоны», «Цветочки».

3

11.

Подготовка деревянного изделия к росписи.

1

12.

Народные праздники. История, традиции.

1

13.

Подготовка деревянных изделий к росписи.

1

14.

Эскизы к пасхальным изделиям.

2

15.

Роспись пасхальных изделий.

3

16.

Отчетная выставка работ школьников

1

Итого:

32

Второй год обучения

Тема урока

Часы

1.

Вводное занятие.

1

2.

Работа с природным материалом.

2

3.

Знакомство с различными видами росписи.

3

4.

Создание эскиза для разделочной доски.

3

5.

Подготовка деревянного изделия к росписи.

1

6.

Нанесение рисунка на доску.

4

7.

Работа с ракушками, песком

2

8.

Работа с соленым тестом

3

9.

Работа со скорлупками

2

10.

Отработка приемов росписи. Прорисовка узоров:, «Цветочки».

3

11.

Народные праздники. История, традиции.

1

12.

Подготовка деревянных изделий к росписи.

1

13.

Прорисовка узоров. «Рябина».

2

14.

Отчетная выставка работ школьников

1

Итого:

29

Учебно-методическое обеспечение.

1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.      

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    

охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций

                                Литература для воспитателя.

1.  Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.

2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005

    Стр.162-170 (нитки)

    Стр.173-205 (скорлупки)

3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

   Стр.34 (фольга)

4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

    Стр.116 (ракушки)

    Стр.162 (птица Мук, Жар-птица)

5. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009

6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001

7. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

      Стр. 99 (сердечки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...