Проект летней смены "Четвёртая высота" (приурочен к Году Литературы)
проект на тему

Дрябезгова Мария Евгеньевна

Основная идея позаимствована из книги Е.Ильиной "Четвёртая высота".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

администрации Лысковского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Лысково»

Утверждена педсоветом                                                                                        

№________от__________

   УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                   директор:

  ______________

  /И.В. Ефимова/  

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ЛАГЕРЯ «РОСТОК»

Смена

«Четвёртая высота.»

ЛИДЕРСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ

Автор – составитель:

Дрябезгова Мария Евгеньевна,

Педагог ДО

Дома детского творчества

г. Лысково  2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                   Стр.

Информационная карта проекта                                                                     3

Пояснительная записка                                                                       5

Цели и задачи проекта                                                                                       9

Управление и кадры                                                                                                    10

Основное содержание                                                                                                   13

Основные направления реализации проекта                                                              15

Механизм реализации                                                                                                  17

Планирование                                                                                                                          19                            

Органы соуправления в лагере                                                                           22                                    

Система роста                                                                                                       24

                                                             

Оценка результативности проекта                                                                               26

Ожидаемые результаты                                                                          27

Список литературы                                                                                                         28

Приложения                                                                                                                     29

                                                                                             

Информационная  карта  проекта

1.

Полное название проекта

Социально – педагогический проект «Четвёртая высота»

2.

Автор – составитель проекта

Дрябезгова Мария Евгеньевна, педагог ДО.

3.

Руководитель проекта

Ефимова Ирина Вячеславовна

4.

География

г. Лысково, Нижегородская область

5.

Организация - исполнитель

Дом детского творчества

6.

Адрес организации

г. Лысково, ул. Революции 42., пер. Союзный, д. 2

7.

Телефон

(8 831 49) 5-04-02

8.

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием

9.

Цель проекта

Создание условий для саморазвития личности каждого ребёнка через приобщение его к отечественной и зарубежной детской литературе, развитие духовно-нравственных, лидерских качеств личности, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья.

10.

Специализация проекта

Лидерское направление

11.

Срок проведения

С 3 июня по 23 июня 2015 года

12.

Количество смен

Одна

13.

Место проведения

На базе Дома детского творчества

14.

Кадры

Педагогические кадры –9 человек,

Обслуживающий персонал –  3 человека.

15.

Язык проекта

Русский

16.

Общее количество детей – участников смены

45

17.

География участников

Учащиеся школ города, занимающиеся в д/о ДДТ

18.

Условия размещения

Все помещения ДДТ, спортивная площадка, столовая школы №4, ФОК, парк культуры и отдыха, краеведческий музей ,центр «Рассвет».

19.

Краткое содержание проекта.

Данный проект рассчитан на 14 дней. Работа проходит в форме экспедиции на гору «Печатной Мудрости», в ходе которой альпинистам предстоит покорить четыре высоты. Через познавательно – игровую деятельность путём многообразия форм, методов и средств дети закрепляют знания об отечественной и зарубежной литературе, постигают основы коллективной творческой деятельности.

20.

История осуществления проекта

Дом детского творчества, осуществляя дополнительное образование детей, уделяет особое внимание развитию и становлению личности. Наиболее успешным методом в достижении данной цели признана и используется исследовательская и социально-активная деятельность. Так же ребятам представляются широкие возможности участия в организации смены и проведении мероприятий различных направленностей.

2015 год объявлен Указом Президента РФ Годом Литературы. К тому же в 2015 году исполнилось 70 лет со Дня Победы советского народа в ВОВ. В связи с этим было решено посвятить смену в лагере «Росток» четырём аспектам: отечественной прозе, отечественной поэзии, зарубежной литературе и произведениям времён ВОВ.

21.

Коротко о главном

  • лагерь функционирует уже более 20 лет;
  • в лагере работает постоянный педагогический коллектив;
  • на протяжении ряда лет проекты лагерных смен признаются лучшими в районе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 

Современный мир предъявляет жесткие требования к личности человека. Успешная «взрослая жизнь» требует от каждого наличие интеллектуальных качеств, творческих способностей, морально-волевой позиции, коммуникативных навыков. Задача образования, в том числе и дополнительного, - подготовить ребёнка к выходу во «взрослый мир». Это долгий процесс, который не прекращается и в летний период.

Летние каникулы – самое продолжительное время отдыха. В это время ребенку необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. С помощью данного проекта педагогический коллектив нашего лагеря попытался наполнить яркие летние мероприятия серьёзным содержанием. Этому способствует многолетний опыт работы лагеря.

 Игровая форма преподнесения данного содержания позволяет дать детям новые знания, умения, навыки, но не столь назидательным путём, как это происходит во время учебного года.

2015 год объявлен Указом Президента РФ Годом Литературы. Мы не могли оставить без внимания эту знаменательную тему. Тем более, что она открывает безграничные возможности в плане вариативности содержания проекта летнего лагеря.

Так же 2015 год знаменателен 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это событие тоже отражено в содержании проекта.

Таким образом, в рамках проекта «Четвёртая высота» его участникам предстоит покорить четыре высоты:

1 высота – «Отечественная проза»

2 высота – «Отечественная поэзия»

3 высота – «Зарубежная литература»

4 высота – «Литература военных лет»

Во время образовательного процесса педагогами Дома детского творчества был проведён опрос:

На основании опроса были сделаны выводы, которые определили актуальность проекта - побуждение интереса участников  к детской литературе как в рамках школьной программы, так и за её пределами.

Проект рассчитан на детей, посещающих детские объединения Дома детского творчества, возраст которых от 7 до 15 лет.

        Данный проект призван способствовать формированию познавательного интереса у детей для саморазвития творчески активной личности ребёнка и его гражданской позиции.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

         Методическое проектирование и повседневная практика лагеря опирается на признанные достижения современной  отечественной и зарубежной педагогики.

В основе лежит методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова (г.Санкт-Петербург), в свою очередь развивающая идеи А.С.Макаренко о социальной обусловленности воспитания. В практике лагеря указанные концепции претворяются в организации коллективного творческого взаимодействия каждого ребёнка с разновозрастной группой.

Подходы к отбору содержания во многом заимствованы у С.А.Шмакова (г.Новосибирск). Они приводят к осмыслению существования ребёнка в лагере, как принципиально творческого процесса.

Принципы, на основе которых разработан проект:

1. Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность.

2. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

3. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Культуросообразность воспитания:

-   признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом;

- открытость и готовность детей к непрерывному обогащению гуманитарного опыта с целью усвоения общечеловеческих ценностей;

- упрочение норм уважительного отношения к другим людям.

5. Дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

Педагогический коллектив  руководствуется в своей работе следующими педагогическими принципами:

1. Учет личностных особенностей каждого ребёнка;

2. Безопасность  проводимых мероприятий;

3. Создание условий для проявления своих способностей участниками смены во всех областях досуговой и творческой деятельности;

4. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

5. Четкое ограничение временных рамок всех видов деятельности при планировании мероприятий;

6. Распределение обязанностей между всеми участниками проекта;

7. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Основные методы реализации проекта:

  • Рассказ;
  • Объяснение;
  • Диспут;
  • Этическая беседа;
  • Инструктаж;
  • Пример;
  • Упражнение;
  • Поручение;
  • Воспитывающие ситуации;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Практическая работа.

Основные формы реализации проекта:

  • Коллективные Творческие Дела;
  • Конкурсы;
  • Концерты;
  • Игры на местности;
  • Соревнования;
  • Эстафеты;
  • Экскурсии;
  • Психологические тренинги.

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. Здесь дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Детский лагерь «Росток» призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления и развития интеллектуальных способностей, художественного, технического, социального творчества.

Наши партнеры в реализации Проекта:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель:

 Создание условий для саморазвития личности каждого ребёнка через приобщение его к отечественной и зарубежной детской литературе, развитие духовно-нравственных, лидерских качеств личности, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья.

Задачи:

  1. Создать условия для расширения кругозора каждого ребёнка через знакомство с литературными произведениями, выходящими за рамки школьной программы.

  1. Способствовать воспитанию у детей лучших черт гражданина-патриота через приобщение к литературе времён ВОВ.

  1. Способствовать воспитанию у детей культуры здорового образа жизни,  воспитывать гигиенические навыки, внутреннюю позицию по отношению к вредным привычкам через участие в спортивно-оздоровительной жизни лагеря.

  1. Создавать условия для обучения детей умениям и навыкам лидерского поведения.

  1. Развивать творческие, интеллектуальные и физические способности детей через включение в систему коллективно-творческой деятельности и систему дополнительного образования.

УПРАВЛЕНИЕ   И   КАДРЫ

Организовывать деятельность детей будет педагогический коллектив Дома детского творчества, а так же помощники из числа детей:

  1. Начальник лагеря  /директор  ДДТ/ – 1;
  2. Старшая вожатая  /педагог ДО/ – 1;
  3. Воспитатели  /педагоги ДО/ – 3;
  4. Руководители мастерских (педагоги ДО) – 3;
  5. Вожатые  /активисты отрядов/ – 3;
  6. Заместитель директора по хозяйственной части – 1;
  7. Водитель – 1;
  8. Техничка – 1.

Качественный анализ педагогических кадров

                                                                                     

ФИО педагога

Должность

Образование

Квалификационная категория

Стаж

1.

Ефимова И. В.

Директор /начальник лагеря

Высшее

Высшая

26 лет

2.

Дрябезгова М.Е.

Старший вожатый

Высшее

Не имеет

10 лет

3.

Евтина Е. Ю.

Воспитатель

Высшее

Высшая

29 лет

4.

Петрушкина Е. С.

Воспитатель

Средне -  специальное

Высшая

24 года.

5.

Сонина Д.Л.

Воспитатель

Высшее

Не имеет

1 год

6.

Сорокин В. Е.

Руководитель мастерской

Средне - специальное

Первая

25 лет

7.

Тихонова Е.Н.

Руководитель мастерской

Высшее

Высшая

19 лет

8.

Вдовина Т.Е.

Руководитель мастерской

Высшее

Не имеет

7 лет

Педагогический коллектив возглавляет начальник лагеря – руководит персоналом, подписывает финансовые документы, отвечает за соблюдение правил безопасности жизнедеятельности. Осуществляет общее руководство и координацию проекта. На него возлагаются обязанности по решению организационных вопросов, материальное обеспечение на реализацию проекта.

Старшая вожатая – реализует и координирует проект смены, чётко знает ход проекта, по мере необходимости может производить замену в плане, помогает воспитателям, контролирует их.

Воспитатели – отвечают за выполнение проекта, жизнь детей, их безопасность, физическое и моральное состояние, помогают в распределении ролей. Помогают старшему вожатому в подготовке и проведении мероприятий. Обеспечивают жизнедеятельность отряда, проведение отрядных огоньков. Лично активно участвуют в реализации проекта.

Руководитель мастерской – организует работу в мастерской, делая досуг в лагере разнообразнее.

Вожатые – помогают воспитателям в реализации плана смены, помогают детям адаптироваться во временном коллективе, знают план реализации проекта смены.

Завхоз – следит за материальным обеспечением лагеря, исправностью оборудования, помогает при проведении купальных мероприятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  СОВЕТЫ

Высшим органом управления лагеря является педагогический совет (в течение смены проводится 3 раза).

Темы.

  1. Знакомство с Проектом смены, утверждение плана работы. Инструкция по технике безопасности.
  2. Основы содержательности познавательных конкурсных программ. Учёт возрастных особенностей при написании сценария.
  3. Подведение итогов работы по Проекту.

Ежедневно проводится «Круглый стол» - планёрка у начальника лагеря в 8.15 и в 15.00 с присутствием всех педагогов. Здесь проходит анализ дня, планирование работы на следующий день.

ОСНОВНОЕ    СОДЕРЖАНИЕ

Основные цели и задачи лагерной смены реализуются в ходе игры – экспедиции на гору «Печатной Мудрости», в ходе которой участникам предстоит покорить четыре высоты: 1 высота – «Отечественная проза», 2 высота – «Отечественная поэзия», 3 высота – «Зарубежная литература», 4 высота – «Литература военных лет».

 Основные принципы  реализации проекта: актуальность, вариативность и эмоциональность.

Все участники лагерной смены на 14 дней становятся участниками Экспедиции, которая состоит из трёх групп (отрядов). Группы отправляются покорять  гору «Печатной Мудрости», попутно проходя одну за другой указанные выше высоты. Отряд выбирает себе активистов в органы соуправления лагеря, придумывает своё название, девиз, песню, рисует эмблему, согласно тематике.

Совершая восхождение, при взятии очередной высоты отряды получают флажки и устанавливают их на покорённой высоте. Участвуя и организуя мероприятия, выполняя задания, ребята по итогам этапов реализации проекта смены - 2 или 3 дня,  могут получить очередные звания/знак отличия.

В лагере по традиции работают творческие мастерские:

  • «Сюрприз», изготовление поделок из природных материалов и подручного материала  – Тихонова Елена Николаевна  («Пресс – центр»)
  • «Бумажные фантазии», изготовление поделок из бумаги – Вдовина Татьяна Евгеньевна (клуб «Рукодельница»)
  • «Мелодия», разучивание детских песен – Сорокин Вячеслав Евгеньевич (студия «Гитарист»)

Для успешного осуществления Экспедиции начинают действовать временные коллективы ребят, объединённых одной специальностью (сектора).

Здесь идёт знакомство с разнообразием видов дополнительного образования, что дает возможность и после лагеря продолжить занятия данным видом деятельности.

Каждый отряд посещает их три раза за смену. Занятие длится 35 мин. с перерывом 5 мин.

Интеллектуально – познавательное направление в смене реализуется через интеллектуальные игры, викторины, КТД, отрядные чтения.

Оздоровление детей происходит через утреннюю гимнастику, спортивные эстафеты, посещение ФОКа (бассейн), подвижные игры на открытом воздухе, соблюдение правил личной гигиены.

Свои лидерские качества ребята могут раскрыть и развить участвуя в деятельности органов соуправления, помогая в подготовке отрядных и общелагерных дел, участвуя в анализе дня.

Особое внимание уделяется тематике смены – Году Литературы. Для этого вывешиваются листовки с кратким содержанием Книг-Юбиляров 2015 года, проводятся отрядные чтения «Читальный зал под зонтиком», Чемпионат лагеря по технике чтения. Сюжетной линией каждого мероприятия является какое-либо литературное произведение.

Лагерная смена считается законченной тогда, когда реализован план и все три отряда закончили своё восхождение в рамках Экспедиции (все 4 высоты пройдены).

Распорядок дня.        8.30.  – приём детей

8.35.  – зарядка

8.45.  – линейка

9.00.  – завтрак

9.30.  – сбор Актива отрядов

11.00. – лагерные дела, игры

12.00 – отрядные дела

13.00– обед

13.30 – лагерное мероприятие

14.50. – линейка

15.00 – уход детей домой.

Основные направления реализации проекта:

№ п/п

Направление деятельности

Задачи направления

Формы реализации

1.

Интеллектуально-познавательное

  • Закрепить знания, полученные в школе, умение применить их в конкурсных программах
  • Развивать стремление к изучению нового.

  • викторины (викторина «Древнейшие страницы»)
  • конкурсные программы «Сказка – ложь, да в ней намек…», «Мир детской поэзии», «А у нас…»  и др.)
  • кроссворды,
  • блиц – викторина

«Да-нетка»

2.

Лидерское

  • Закрепить общепринятые нормы поведения, культурные ценности.
  • Развить у детей чувство гуманизма, справедливости, уважения к окружающим людям, чувство собственного достоинства, милосердия, честности, ответственности.
  • Формирование навыков демократического управления, делового партнёрства  через организацию самоуправления в лагере.
  • отрядные огоньки  («Расскажи мне обо мне (о себе)», «Откровенный разговор»)
  • участие в анализе прожитого дня
  • работа в органах самоуправления
  • проведение мероприятий,
  • беседы, диспуты
  • обучение общению: игры и упражнения
  • Система личностного роста

3.

Спортивно-оздоровительное

  • Укреплять здоровье детей.
  • Формировать умения и навыков заботы о своем здоровье.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • соревнования
  • подвижные игры на свежем воздухе
  • тематические беседы
  • настольные игры
  • командные игры: пионербол, волейбол, веселые старты
  • конкурс рисунков на спортивную тематику

3.

Творческо-эстетическое

  • Развивать фантазию и воображение, память и мышление.
  • Развивать творческие и организаторские способности.
  • концерты
  • ярмарки
  • театрализованные представления
  • конкурсы рисунков, стихов, поделок
  • конкурсно-игровые программы
  • музыкальные часы, танцевальные шоу-программы
  • клубные формирования художественного творчества

4.

Нравственно-патриотическое

  • Формировать патриотические чувства.
  • Приобщать к традициям национальной культуры.
  • Приобщать к общественным ценностям.
  • Расширить знания по истории родного края.
  • тематические беседы;
  • викторины;
  • игровые программы, приуроченные к Году Культуры в России, 95-летию Комсомола и Дополнительного образования.

5.

Трудовое

  • Развивать трудовые навыки.
  • Воспитывать ответственное и творческое отношение к труду.
  • озеленение и облагораживание территории
  • тематические беседы
  • дежурство (сухая уборка отрядных помещений)

6.

Диагностическая работа

  • Выявить направленности интересов детей, эмоционального состояния ребёнка.

  • наблюдение педагога за детьми в коллективной и индивидуальной деятельности
  •  анкеты
  •  отрядные «свечки»
  • проективные тесты (незаконченные предложения, ситуации)

МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ

Жизнь и работа в лагере — продолжение жизни ребенка до лагеря. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда. И главная её отличительная особенность — цикличность и периодизация деятельности.  Периоды лагерной смены отличаются своими задачами, способами их решения и особой позицией воспитателя. Логика лагерной смены определилась давно и достаточно четко. Сложилось и содержание этих периодов.

  1. Подготовительный период.   За месяц до открытия смены.

Основное содержание:  

  • Анализ результатов работы  лагеря «Росток» за предыдущие годы.
  • Написание Проекта, планирование работы смены.
  • Подбор кадров, проведение педсовета.
  • Сбор заявлений от родителей на участие ребёнка в смене , комплектование отрядов.
  • Разработка общелагерных мероприятий.
  • Подготовка оформления лагеря.

II. Организационный период (включения в игру).     Первые 1-2 дня – формирование отряда, оформление отрядных уголков, открытие смены.

Задачи:

  • знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей ;
  • мотивация на игровое взаимодействие;
  • образование отрядов, обсуждение законов и правил жизни в лагере «Росток».

На этом этапе участники проекта придумывают название, эмблему и девиз отряда, которые формируются из детей по 15 человек.

III. Основной период.  (11 дней)  Главная часть смены, реализация проекта.

Задачи этапа:

  • постепенное включение участников в игру;
  • реализация проекта «Четвёртая высота»;
  • организация и проведение лагерных и отрядных дел;
  • работа «творческих мастерских»;
  • работа органов соуправления;
  • создание условий самореализации и саморазвития детей.

Начинает действовать система стимулов и поощрений. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.

Учащиеся учатся общению друг с другом. Происходит проверка и закрепление уже имеющихся знаний и навыков и приобретение и усвоение  новых. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.

IV. Заключительный период.      Последние 1 - 2 дня.

Посвящен подведению итогов.

Задачи этапа:

  • рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
  • оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы);
  • проводятся все заключительные диагностики.

ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

ТЕМА  ДНЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

I блок. Организационный.

03.06.

Ср.

«Подготовка Экспедиции»

Общий сбор. Инструктаж.

Нач. лагеря

Игра «Знакомство с лагерем».

Ст.вожатая

Отрядный час. «Мозговой штурм»: выбор названия, девиза отряда и его атрибутики. Выбор актива отряда  Анкетирование.

Воспитатели

Подготовка к открытию.

Воспитатели + ст.вожатая

Игра  «Выборы» (презентация претендента) – выборы актива отряда  / лагеря.

II блок. Основной (Запуск проекта. Реализация проекта)

04.06.

Чт.

«Начало восхождения»

Открытие лагерной смены

Торжественная линейка, посвящённая открытию лагеря.

Ст. вожатая + воспитатели

«Выборы» Президента лагеря.

Ст.вожатая

Подготовка к открытию (визитка отряда + номер самодеятельности).

Воспитатели

Конкурс рисунков «Вершина, которая покорится мне!»

Ст.вожатая

Запуск проекта в форме КТД «Вперёд, к вершинам!» (легенда о вершине Мудрости).

Начальник лагеря, Ст. вожатая, Воспитатели.

1 высота – «Отечественная проза»

05.06.

Пт.

«Долина русских сказок»

Игра «Сказка – ложь, да в ней намёк…».

Ст.вожатая

Отрядный час. Оформление уголков.

Воспитатели

Конкурс рисунков на асфальте «Герои русских сказок»

Ст.вожатая

Игры на свежем воздухе.

Актив лагеря

08.06.

Пн.

«Ущелье рассказов»

Работа творческих площадок.

Руководители тв.площадок

Начало акции «вторая жизнь книги» (сбор макулатуры)

Ст.вожатая

Смотр отрядных уголков

Начальник лагеря, Актив лагеря

Конкурсная программа «Цветик Семицветик» (по повести В.Катаева)

Ст.вожатая

«Читальный зал под зонтиком» (отрядные чтения)

Воспитатели

09.06.

Вт.

«Переправа через речку Прозу»

«Стартин»  - Игровая танцевальная программа

Центр развития туризма «Рассвет»

Чемпионат лагеря по технике чтения.

Ст.вожатая, Воспитатели

«Эстафета от Водяного»

Актив лагеря

Викторина «Цветочный город» (по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

Ст.вожатая

2 высота – «Отечественная поэзия»

10.06.

Ср.

«Плато рифм»

Мероприятие от 3 отряда.

Воспитатель 3отр.

Игра на местности «Головоломка» (по произведениям С.Михалкова)

Ст.вожатая

Конкурс авторских стихов «Лето – это маленькая жизнь»

Актив лагеря

11.06.

Чт.

«Привал у Поэтичного ручья»

Посещение ФОКа (бассейн).

Воспитатели

Конкурсная программа «Стихоплёты» (по творчеству А.Барто)

Ст.вожатая

Подведение итогов акции «Вторая жизнь книги»

Начальник лагеря, Ст.вожатая

3 высота – «Зарубежная литература»

15.06.

Пн.

«Мост над Ущельем Небылиц»

Посещение ФОКа (бассейн).

Воспитатели

Игра по станциям «Невероятно, но факт!» (по произведению Э Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена»)

Ст.вожатая, Актив лагеря

Работа творческих площадок.

Руководители тв.площадок

Конкурс «Невероятных подъёмных конструкций» из подручных материалов.

Ст.вожатая, Воспитатели

16.06.

Вт.

«Сказочный перевал»

Работа творческих площадок.

Руководители тв.площадок

Мероприятие от 1 отряда (по творчеству Г.Х.Андерсена)

Воспитатель 1отр.

«Читальный зал под зонтиком» (отрядные чтения)

Воспитатели

17.06.

Ср.

«Холм Фантазий»

Деловая игра «Путешествие»

Ст.вожатая

Театрализованная конкурсная программа «Путешествия Гулливера»

Актив лагеря

Игры на открытом воздухе.

Воспитатели

4 высота – «Литература военных лет»

18.06.

Чт.

«Тропинка Победы»

Работа творческих площадок.

Руководители твор.площадок

Конкурс рисунков «70 лет Великой Победе»

Ст.вожатая, Актив лагеря

Смотр строя и военной песни (на стихи советских поэтов)

Ст.вожатая

«Читальный зал под зонтиком» (отрядные чтения)

Воспитатели

19.06.

Пт.

«Озеро Воинской Славы»

Мероприятие от 2 отряда

Воспитатель 2отр.

Конкурс чтецов стихов о ВОВ.

Ст.вожатая, Актив лагеря

Просмотр фильма «мальчиш-Кибальчиш».

Ст.вожатая

22.06.

Пн.

«Пещера сказов»

Посещение ФОКа (бассейн).

Воспитатели

КТД «Уральские сказы» (по творчеству Бажова)

Ст.вожатая, Воспитатели, Актив лагеря

Подготовка к Закрытию смены.

Ст.вожатая, Воспитатели, Актив лагеря

III блок – Заключительный

23.06.

Вт.

«Апогей Экспедиции»

(Закрытие смены)

Подготовка к закрытию.

Ст.вожатая, Воспитатели, Актив лагеря

Работа в отрядах. Анкетирование.

Ст.вожатая, Воспитатели.

Торжественная линейка. Награждение.

Нач.лагеря, Ст.вожатая

Концерт «До новых встреч!»

Ст.вожатая, Воспитатели.

ОРГАНЫ  СОУПРАВЛЕНИЯ В ЛАГЕРЕ

Основными направлениями работы педагогов по проекту является развитие коммуникативных навыков детей, опыта их взаимодействия в коллективе. Соуправление, как форма взаимодействия детей и взрослых в течении лагерной смены, позволяет ребенку посмотреть на себя как на развивающуюся личность и поверить в свои силы.

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами на одну смену, а также старшая вожатая.

Цели и задачи актива

Актив, как форма соуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

- содействия в создании благоприятного психологического климата.

        

  1. Общий Сбор – высший законодательный орган. Собирается 2 раза в смену.
  2. Совет экспедиции – высший исполнительный орган. Собирается 1 раз в 3 дня и по мере необходимости. Обсуждает план работы, решает вопросы о награждении очередным званием.
  • начальник лагеря / контролирует и руководит финансово-хозяйственной деятельностью/;
  • старшая вожатая / координирует деятельность смены/;
  • педагоги /осуществляют воспитательную и обучающую функции/;
  • лидеры отрядов – дети / активно участвуют в обсуждение планов и решения доносят до всех участников смены/.
  1. Совет отрядов – исполнительный орган, объединяет руководителей центров, курирует работу активистов компаний.

В каждом Отряде выбираются:

  • Командир – руководит делом; следит за порядком.
  • Члены центра «Уют» – проверка чистоты в Комнатах, на территории, контроль по уходу зелёных насаждений.
  • Члены центра «Креатив» – помощь в подготовке и проведении мероприятий.
  • Члены центра «Спорт» – проведение спортивных мероприятий и утренней зарядки, помогают в организации и проведении спортивные мероприятия.
  • Члены центра «Архив» - помощь в оформлении отрядных уголков, «Мониторинг-карт», выпуск листовок.

Командир отряда выбирается на каждой высоте новый, таким образом за смену в каждом отряде возможность побыть командиром получают 4 ребёнка.

СИСТЕМА  РОСТА

Личностный.

В начале смены каждый ребёнок становится Альпинистом и получает свой именной флажок, который устанавливается на «Летопись восхождения Отряда» (рисунок горы в каждом отряде). Участвуя в делах проекта, дети проявляют свои способности, навыки и качества. В конце дня в отряде путём совместного обсуждения и коллективного решения подводится итог, согласно которому самые активные ребята на свой флажок ставят «метку» (крестик). За один день альпинист может получить не более 2-х «меток».

По итогам покорения каждой высоты альпинисты, набравшие наибольшее количество «меток» получают следующий флажок.

По итогам «Летописи восхождения отряда» участники смены получают звания:

                                      Альпинист 4 высоты

                                  Альпинист 3 высоты

                  Альпинист 2 высоты

Альпинист 1 высоты

В качестве «нематериальных стимулов» в течение смены используется: приглашение на поднятия флага, благодарственное письмо родителям, устная благодарность перед участниками смены.

Очень важно, что каждый участник смены видит результат своей работы, свой рост. Это побуждает его стремиться к большим успехам, что воспитывает уверенность в себе, самостоятельность, даёт возможность развивать свои творческие способности.

По итогам смены детям, получившим все 4 звания и покорившим все четыре высоты вручается почётная грамота и звание «Лидера смены лагеря «Росток».

Коллективный.

В течении экспедиции на Гору «Печатной Мудрости» отряды  при покорении каждой Высоты получают флажок того или иного цвета:

Цвет флажка

Аспект деятельности

За что получают

Жёлтый

Организованность

Выполнение законов, соблюдение дисциплины.

Красный

Активность

Участие в мероприятиях.

Оранжевый

Творчество

Подготовка, организация и проведение КТД.

Зеленый

Труд

Трудовой десант, соблюдение и поддержание чистоты в лагере.

Синий

Спорт

Участие и проведение спортивных мероприятий, зарядки.

Флажки выставляются на «Летописи восхождения Экспедиции» (лист ватмана с изображением горы и маршрута следования).

В конце смены подводится итог – считаются все флажки, выставленные отрядом на пути его следования. Исходя из полученных результатов отряды получают звание «Самый-самый…» по номинациям.

ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  ПРОЕКТА

Диагностика проводится с целью определения интереса детей, выявления их настроения и ожиданий от смены, определения наиболее эффективных методов работы в лагере. Смысл – обратиться к личности ребёнка, который анализирует свою позицию, оценивает поступки товарищей, определяет своё место в коллективе.

Организационный период
  1. Живая анкета «Здравствуй, лето!»
  2. Беседа – знакомство с ребятами в отряде.

Основной период  
  Итог за день.

1.   В отряде.

*  «Экран настроения»: анализ настроения Отряда через настроение каждого ребёнка. Детям предлагается зафиксировать в образной форме на сегодняшнее состояние, в соответствии с условными знаками:

Настроение:  красный – «радостное»;  желтый – «хорошее»; зеленый – «спокойное»; синий – «плохое».

*  Коллективный мониторинг дня.

*  Анализ дня педагогами: ведение журнала воспитателя.

*  Фиксирование личностного роста в «Летописи восхождения Отряда», получение наклеек на значок альпиниста.

2.    В лагере.

* Отметка в экране «Чистота – залог здоровья» отражает санитарное состояние в комнатах отрядов и работу сектора «Уют». (приложение 8)

* Анализ работы Отряда.

Итоговый период

Итоговое анкетирование:

  1. Присвоение звания лидера смены.
  2. На основе «Летописи восхождения Экспедиции» определяется лучший отряд по номинациям (активный, организованный, спортивный, трудолюбивый).

По итогам всех анкет складывается общая картина результативности работы лагерной смены в целом. Одним из показателей результата является количество ребят, получивших свидетельства лидеров смены.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Формирование новых и закрепление ранее имеющихся знаний об отечественной и зарубежной детской литературе, мотивацию к прочтению новых произведений.
  2. Приобретение каждым ребёнком опыта взаимодействия в решении текущих проблем.
  3. Создание положительного эмоционального климата в коллективе, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
  4. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  5. Творческий рост детей через участие в мероприятиях и личную активность.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА.

  1. Может послужить толчком для формирования интереса детей к различным литературным произведениям и, как следствие, к чтению.
  2. Может быть использован для организации воспитательной работы в других лагерях, а так же отдельные мероприятия могут быть использованы во время учебного года.

Список литературы:

  1. Арманд и Беверли Болл. Основы управления лагерем. Русское издание. - Издательство НОУД "Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ». - 2013, - 446 с.
  2. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Кипарис – 4. Здравствуй, наш лагерь! Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Лаврентьев, В.В. Советы организатору и вожатому / В.В. Лаврентьев // НМЖ заместителя директора школы по воспитательной работе. ─ 2005. ─ № 2.
  4. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М., 2003.
  5. Таран, Ю.М. Основы жизнедеятельности лагеря/ Ю.М. Таран // НМЖ заместителя директора школы по воспитательной работе. ─ 2008. ─ № 1.
  6. Шмаков С.А. Дети на отдыхе. – М., 2001.
  7. Шмакова, С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. / С.А. Шмакова. ─ М.: ООО «ДОД», 2008. ─ 120 с. // Библиотечка для УДОД. ─ 2009. ─ №1.
  8. Штейнберг Е.Б. Организация жизнедеятельности детей и педагогов в летнем лагере (методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей). – М.: АПК и ПРО, 2003. Педагогика летнего отдыха. – Чебоксары, 2000.
  9. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. /Под ред. Сысоевой М. Е. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
  10. Дети. Каникулы. Творчество./ Сост. Волгунов В. А. -  Н.Новгород: изд. ООО «Педагогические технологии», 2004.
  11. Интерактивные модели летнего отдыха.– Н.Новгород, Изд-во «Педагогические технологии».2012.-180с.
  12. Загородный летний лагерь. 1 – 11 классы. / Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М. ВАКО, 2006. (Мозаика детского отдыха).
  13. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / сост. Н.В. Соколова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2009. – 120 с.
  14. Педагогика школьных каникул: Методическое пособие. – М., 2003.
  15. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. Под. ред. Макаренко И. В., М.: ЦГЛ, 2003
  16. Портфель вожатого. Сост. Маслов А. А. Волгоград, изд. «Учитель», 2007.
  17. Тебе, вожатый! : Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003
  18. Тебе, вожатый!  Выпуск 3. Сборник программ лагерных смен «Из опыта детских оздоровительных лагерей». Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2005.
  19. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - 2008, - 132 с.
  20. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Оформление лагеря.

Название смены «Четвертая высота».

Флаг РСДОО «Росток».

Девиз лагеря: «Стремится всегда и везде к самой яркой и светлой звезде!».

Информационный стенд:

 - режим дня «День альпиниста»

 - маршрут экспедиции (план работы)

 - «Летопись восхождения Экспедиции» (коллективный рост отрядов)

 - Законы и Традиции лагеря «Росток»

 - план дня «Ежедневник»(заполняется старшей вожатой)

 - «днёвка» (информационный лист, заполняется отрядами по очереди – итоги дня в творческой форме)

 - экран чистоты «Наш чистый дом»

 - листовки с кратким содержанием детских Книг-Юбиляров 2015 года  («Путешествия Гулливера», «Голова профессора Доуэля», «Пеппи Длинный чулок», «Дневник Коли Спицина», «Сын полка», «Нахалёнок», «Всадник без головы» и т.д.)

 - «Поздравляем!»

Оформление Отрядного уголка:

 - Название отряда

 - Эмблема

 - Девиз

 - Песня отряда, речовка

 - Список отряда

 - Актив

 - План работы

 - «Летопись восхождения отряда» (личностный рост)

 - «Экран настроения»

 - расписание творческих площадок

 - информационные материалы по теме смены

Приложение 2.

Данная диагностика используется для отслеживания коллективного роста отряда. Результаты, внесенные в Журнал роста командиром отряда дублируются на общелагерном уголке в «Летописи восхождения Экспедиции», где каждый отряд на очередной Высоте выставляет свои флажки соответствующего цвета.

ЖУРНАЛ РОСТА ОТРЯДА.

_____ ОТРЯД «_____________________»

                                                                                           (название)

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

8 день

9 день

10 день

11 день

12 день

13 день

14 день

- ТВОРЧЕСТВО

- ИНИЦИАТИВНОСТЬ

- СПОРТ

- ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

- ЧИСТОТА И ПОРЯДОК

- АКТИВНОСТЬ

Приложение 3.

Анкета на начало смены.

Приложение 4.

Анкета на конец смены.

Привет!

Вот и подошла к концу наша смена. Хотелось бы узнать твои впечатления!

  1. Нашел(ла) ли ты новых друзей?
  • Да
  • Нет
  • Встретил(а) старых

  1. Было ли тебе интересно участвовать в играх и конкурсах в лагере?
  • Да, было интересно
  • Иногда, было сложно
  • Нет, не интересно

  1. Захотелось ли тебе прочитать что-то новое?
  • Да
  • Нет

  1. Что именно? ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Научился ли ты чему-то новому?          Да____            Нет ____
  2. Чему?
  • Делать поделки
  • Выучил новые песни
  • Играть в пионер-болл
  • Прыгать через скакалку
  • Свой вариант ____________________________________________________

  1. Твоя оценка смене?
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2

  • Спасибо! До новых встреч!

Приложение 5.

КАРТА МОНИТОРИНГА

ДАТА________________

ОТРЯД_______________

ЧТО  ПОНРАВИЛОСЬ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХОТИМ ПРЕДЛОЖИТЬ_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА ДНЯ:

  • ОТЛИЧНО
  • ХОРОШО
  • БЫВАЛО И ЛУЧШЕ

Приложение 6.

«ДЕНЬ АЛЬПИНИСТА»

(распорядок дня)

8.30  – «Доброе утро» (приём детей)

8.35  – «В здоровом теле – здоровый дух!» (зарядка)

8.45  – линейка

9.00  – «Завтрак альпиниста»

9.30  – сбор Актива отрядов

10.00. – «Вперёд, к вершинам!» (лагерные дела, игры)

11.00 – «Мы без дела не сидим» (отрядные дела)

12.00 – «Обед альпиниста»

13.30 – «Вперёд, к вершинам!» (лагерное мероприятие)

14.30– полдник

14.50 – линейка

15.00 – уход детей домой

Приложение 7.

РАСПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

1 отряд

2 отряд

3 отряд

9:30 – 10:05

«Бумажные фантазии»

«Мелодия»

«Сюрприз»

10:10 – 10:45

«Сюрприз»

«Бумажные фантазии»

«Мелодия»

10:50 – 11:25

«Мелодия»

«Сюрприз»

«Бумажные фантазии»

Руководители творческих мастерских:

«Бумажные фантазии» - Вдовина Татьяна Евгеньевна.

«Сюрприз» - Тихонова Елена Николаевна.

«Мелодия» - Сорокин Вячеслав Евгеньевич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский проект летней творческой школы "Homo creativus"

Проект летней творческой школы "Homo creativus" -это заявка на городской грантовый конкурс проектов в сфере художественного образования и культурно-досуговой деятельности для учреждений культуры г. Ке...

Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"

В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образова...

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...

Календарный план мероприятий в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей и подростков "Петрушка" на летний период II потока 2013 года .docx

По этому перспективному плану мы с моей командой воспитателей будем работать во втором потоке пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков "Петрушка" 2013 года. Мы постараемся сделать ...

Внеклассное мероприятие «Поле чудес» посвящённое 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Форма проведения: Игра «Поле чудес» для обучающихся 8 –9   классов.Цели и задачи:Развитие творческих навыков  детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее...

"Организация летнего отдыха учащихся в 2014 году"

Материал о проведении оздоровительной компании летом 2014 года в МБОУ Чикойская СОШ...

Проект по музыке на тему: «Времена года в музыке, литературе и живописи» для 5 класса.

Проектная деятельность на интегрированном уроке музыки по теме: «Времена года в музыке, литературе  и живописи» для 5 класса.Проект разработан учителем музыки и МХК: Часовниковой Окса...