Путешествие по родному краю
рабочая программа (9, 10 класс) на тему

Хачатрян Юлия Ивановна

Рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_9-10_kl._hachatryan_yui.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО


Методический совет

Протокол № ___ от ______ 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы ______М.В. Тунденкова

Приказ №  ___ от _____ 2015 г.

Рабочая программа

кружка

«Путешествие по родному краю»

9-10 классы

Разработала Хачатрян Ю.И.,

учитель русского языка и литературы,

первая  квалификационная категория

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Историческое краеведение - один из элементов исторического образования в школе. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданственных понятий и навыков. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, города, посёлка с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, посёлка с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Историческое краеведение играет в школе существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании российского патриотизма молодого поколения, т.к. «свои истоки любовь к Родине берёт в стране нашего детства - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся в сердце каждого». Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

В историческом краеведении почётное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам, трудам и подвигам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков.

В связи с развитием экологического аспекта образования нашей школы краеведение призвано сыграть определённую роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы «природа-человек-общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводила, приводит и может привести результатам как для природы так и для человека. Для воспитания рачительного хозяина края экологическая проблема в историческом краеведении очень актуальна.

 Цель программы: создание условий для организации обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения и туризма, развитие и поощрение интереса к истории родного края

 Задачи:

· воспитание у школьников любви к Отечеству, к своей «малой родине», бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;

· изучение, возрождение и сохранение исторической памяти края, активизацию личного участия в охране природы в месте проживания, пробуждение в душе ребёнка чувства ответственности за судьбу своего посёлка;

·формирование эколого-эстетической культуры;

·создание оптимальных возможностей для творческого развития детей;

·  приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности

 

Ведущими идеями кружковой деятельности являются идея творчества и саморазвития.

 В результате кружковой деятельности планируется получение детьми знаний об истории родного края и накопление краеведческого материала, поисково-исследовательских навыков, воспитание гражданственности.

В ходе работы кружка учителем осуществляется консультация, координация и контроль над деятельностью учащихся. Занятия принимают разнообразные формы: лекции, встречи, беседы, экскурсии, коллективное чтение и обсуждение газетных, книжных краеведческих материалов, обследование улиц, мест, имеющих историческое значение, работа в краеведческом музее и т.д. Определение итогов работы кружка возможно в виде выпуска краеведческой газеты, создание и оформление альбомов, подготовка докладов к районной краеведческой конференции, викторины, олимпиады.    

К концу обучения школьники должны знать:

элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, своего края;

простейшие взаимосвязи в развитии школы, поселка, района  и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края.

 К концу обучения школьники должны уметь:

 подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов;

уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

Первым  уровнем  результатов освоения программы кружка "Путешествие по родному  краю" будут  духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у подростков  социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи,   презентации проектов.

Программа кружка "Путешествие по родному краю" способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

патриотизм;

терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к малой родине.

Основные формы деятельности в кружке: наблюдение, исследование, проекты, творческие работы, презентации

Программа кружка рассчитана на один год обучения с детьми 15-16 лет. Набор в группу свободный. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Количество часов в год составляет 68  часов (2 часа в неделю). Курс делится на теоретическую и практическую части.

 

Календарно-тематическое планирование кружка

п/п

Дата по плану

Тема занятия

Количество часов

Всего

Формы организации деятельности учащихся

Теория

Практика

Сентябрь

1.

10.09

 Вводное занятие "История моей страны начинается с меня".

2

-

2

Беседа.

2.

17.09

Знакомство с историей   посёлка Ефимовский. Экскурсия в детскую библиотеку.

1

1

2

Презентация, экскурсия.

3.

24.09

Работа над проектом «Улицы моего поселка»

-

2

2

Проект.

Октябрь

4.

 1.10

Знакомство с историей Тихвинской водной системы.

2

-

2

 Беседа, презентация.

5.

8.10

Музей-село Сомино. Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

-

4

4

 Экскурсия

6.

15.10

Экскурсия к Монументу Петру Первому.

-

2

2

Экскурсия

7.

22.10

  Моё впечатление от посещения села Сомино, монумента Петру Первому.

-

2

2

 Оформление электронного фотоальбома, презентации.

Ноябрь

8.

12.11

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. История иконы Тихвинской Богоматери.

2

-

2

Беседа, презентация.

9.

19.11

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

-

5

5

Экскурсия.

10.

26.11

Тихвин - город воинской Славы.

2

-

2

Презентация, беседа.

 Декабрь

11.

3.12

 

Музей "Астрача, 1941"

4

4

Экскурсия

12.

10.12

Наш край в годы ВО войны. Просмотр кинофильма «Перелом. Тихвинская наступательная операция»

2

2

Просмотр кинофильма, обсуждение.

13

17.12

Мои впечатления от посещения Тихвина.

2

2

 Творческая работа.

Январь

14.

14.01

 История Ильинской церкви п.Ефимовский

1

1

Беседа, презентация

15.

21.01

Экскурсия в Ильинскую церковь.

-

2

2

Экскурсия

16

28.01

Мои впечатления от посещения храма.

2

2

Творческая работа

Февраль

17.

4.02

Экскурсия в краеведческий музей г. Пикалево

-

3

3

Экскурсия

18.

11.02

Экскурсия в "Чагодощенский музей истории и народной культуры"

-

5

5

Экскурсия

Март

19.

3.03

«Антониево-Дымский монастырь»

2

-

2

Презентация

20.

10.03

Антониево-Дымский монастырь

-

4

4

Экскурсия

21.

17.03

 «Мое впечатление от посещения Антониево-Дымского монастыря»

-

2

2

Отзыв

Фотогазета

22.

24.03

Работа над проектом  «История Антониево-Дымского монастыря».

-

2

2

Презентация проекта

Апрель

23.

7.04

 История нашей  школы.

1

1

2

Беседа, экскурсия в школьный музей.

24.

14.04

Заслуженные и известные жители посёлка.

-

2

2

Сбор материала.

25.

21.04

Заслуженные и известные жители посёлка.

-

2

2

Защита проектов.

26.

28.04

Уборка территорий у мемориальных памятников.

-

2

2

Акция

Май

27.

5.05

Места братских захоронений п.Ефимовский

-

2

2

Посещение

28.

12.05

 Подведение итогов работы. Творческая работа "Я люблю свою родину".

2

2

Эссе

Всего часов

13

55

68

 Список литературы: 

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

Кудрявцева Т.А.Бабочка над заливом.-СПб.:Первый класс, 2013.

Гришина Л.И.,.Файнштейн Л.А..Памятные места Ленинградской области  

Красная книга Ленинградской области. Растения и животные.

Базарова М.И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003

Материалы газет.

Материалы из интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие

Ставропольский край - музей под открытым небом. В   презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

Путешествие по родному краю

Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...

РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....

Урок-путешествие по родному краю в 5 класе

Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...

: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)

Данный   курс  «Путешествие по родному краю»  направлен    на    систематизацию    и    расширение    зна...

Путешествие по родному краю

Сценарий праздника  предусматривает чередование спортивно – игровых заданий,  показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физич...