Приключения Тома Сойера
материал (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Сценарий спектакля по мотивам М. Твена "том Сойер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyucheniya_toma_soyera_posl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

     (сценарий учителя МХК Богачевой Л.В.)

        (Учитель МХК Богачёва Л.В.)

Сценарий  музыкального спектакля

Приключения Тома Сойера.

                              Действие первое.

                             Действующие лица:

                                      Тетя Полли

                                      Том

                                      Сид

                                      Мальчик

                                      Мать мальчика

                  Декорации: Комната (стол, покрытый скатертью, стулья)

                  Появляется тетя Полли.

              Т.П. :  Том! Где ты? Ну, погоди, дай только до тебя добраться!

             

                  Опускает очки на нос, оглядывает комнату поверх очков,

                  Поднимает очки на лоб, оглядывает комнату  из-под очков.

                  Тыкает щёткой под столом.

         

  Т.П.: Что за ребёнок! В жизни такого не видывала!

      Том выходит на цыпочках и пытается проскользнуть за её спиной.

      Он перемазан вареньем.

      Тетя Полли оборачивается и хватает его за помочи.

           Т.П.:  Ну, так и есть! А я и позабыла про чулан! Что ты там делал?

           Том:   Ничего!

           Т.П.:  Ничего? Посмотри, в чём у тебя руки! И рот тоже! Это что такое?

           Том:   Не знаю, тётя!

           Т.П.:  А я знаю, это варенье! Сорок раз тебе говорила: не смей трогать варенье,

выдеру!

                      Тетя Полли, продолжая держать Тома, нащупывает розгу,  замахивается.

            Том:  Ой, тётя, что это у Вас за спиной?

           

                       Тетя Полли испуганно оборачивается, выпускает Тома. Том убегает.

                       Тетя Полли удивлённо оглядывается, потом добродушно смеётся.

                       Поёт:

                       Прокололась, как всегда!

                       Снова фокус, хоть куда!

                       Хоть порой на Тома зла,

                       Рассмешит – и злость прошла!

                        Что с ним делать, не пойму!

                        Потакать нельзя ему!    

                        Надо долг свой исполнять!

                        Заменить бедняжке мать!

                        Шалунишку накажу!

                        За работу засажу!

                        И в субботу он поймёт,

                        Бог за всё нам воздаёт!      

                        Тетя Полли уходит,  в комнату заходит Сид, садится за стол.

                        Тетя Полли вносит кастрюлю.

                        Вбегает Том.

           Т.П. :   Тетя Полли! Я весь день не ел! Ужас, какой голодный!

                        Том садится с Сидом за стол , тётя  наливает им суп, дети ужинают.

                        Тетя Полли ходит вокруг. Внимательно присматривается к Тому.

           Т.П. :   Том, в школе было не очень жарко?

           Том:    Да, тётя!

           Т.П. :   А может быть, очень жарко?

           Том:    Да, тётя!

           Т.П. :   Неужели тебе не захотелось выкупаться, Том?

                        Том испуганно вздрагивает, пристально смотрит тёте в глаза.

           Том:     Нет, тётя не очень!

                         Тетя трогает его рубашку.

            Т.П. :   Да, пожалуй, ты нисколько не вспотел!

            Том:    Мы там обливали голову из колодца! Она у меня и сейчас мокрая - поглядите!

            Т.П. :   Том! Тебе ведь не надо было распарывать воротник, чтобы окатить голову, верно?

                         Ну-ка, расстегни куртку!

                         Том с широкой улыбкой на лице расстёгивает куртку и показывает крепко

                          зашитый воротник.

              Т.П. :  А ну тебя! Я, признаться, думала, что ты сбежишь с уроков купаться!

                         Не так ты плох, как кажешься!

               Сид:  Тетя Полли! Вы зашили ему воротник белой ниткой, а теперь у него чёрная!

               Т.П. : Ну да, я зашивала белой ниткой! Том!

                         Том убегает.

               Том:  Я тебе это припомню, Сидди!

                          Том выходит перед занавесом с двумя катушками ниток, белой и чёрной.

                          Поёт, насвистывая:

                          То белой, то чёрной меня зашивает!

                          Не помню,  какой! И она забывает!

                          А Сидди, противный, напомнит всегда!

                          Жить с ябедой-братцем – ну, просто беда!

                                     Припев:

                           А кто из нас хуже – вопрос!

                           Шалун или тот, кто донёс?

                           Вот я на друзей «не стучу»!

                           Я песни пою и свищу!

                          Свистеть так, как я, нелегко научиться!

                          Чтоб трель получилась, пришлось потрудиться!

                           Вот тут терпелив и старателен я!

                           Завидовать будут враги и друзья!

                                    Припев:

                            И каждый, услышав мой свист,

                            Подумает: просто артист!

                            А я на друзей «не стучу»!

                            Я песни пою и свищу!

                         

                          Навстречу ему выходит мальчик, в новой шляпе, нарядной суконной куртке,

                          новых штанах и галстуке.

                          Оба мальчика молчат, двигаются по кругу боком.

                Том:  Хочешь, поколочу?

                 М.:   Ну-ка, попробуй! Небось не  сможешь!

                 Том:  Сказал, что смогу, значит, смогу!

                  М.:   А вот и не сможешь!

                          Некоторое время мальчики молчат.

                Том:  Как тебя зовут?

                 М.:   Не твоё дело!

                 Том:  Ишь, вырядился!  Ещё и в шляпе!

                  М.:   Не нравится, сбей!  

                 Том:  Убирайся отсюда! А то вот скажу своему старшему брату…

                  М.:   Сам убирайся! У меня брат ещё постарше твоего!

                           Большим пальцем ноги Том проводит на земле черту.

                 Том:  Только перешагни  эту черту! Я тебя так отлуплю, что не обрадуешься!

                           Мальчик быстро перешагивает черту.                

                  М.:   А ну!  Попробуй, тронь!

                  Том:  А ты не толкайся, а то как дам!

                  М.:   Посмотрим, как ты даёшь! Что же ты не дерёшься?

                 Том:  Давай два цента, и отлуплю!

                            Мальчик достаёт два больших медяка,  насмешливо протягивает Тому.

                            Том ударяет его по руке, и пятаки летят на землю.

                            Мальчики начинают драться.

                            Том садится на мальчика и молотит его кулаками.

                  Том:  Проси пощады!

                   М.:    Ладно, ты победил!

                            Мальчик, всхлипывая, поднимается.

                  Том:  Это тебе наука! В другой раз гляди, к кому лезешь!

                            Мальчик бормочет себе под нос.

                  М.:    Подожди, я тебя ещё поймаю!

                           

                            Том уходит. Мальчик хватает камень  и запускает Тому между лопаток.

                            Убегает. Том за ним.

                             Делают круг по сцене.

                             Выходит мать мальчика. Тот прячется за её спиной.

                             Мать поёт:

                              Вот от таких, как эти дети,

                              Все неприятности на свете!

                              Он поднял руку на сыночка!

                              Позвать полицию – и точка!

                                         Припев:

                              Пропал костюм! Порвалась шляпа!

                              Что скажет нам на это папа?

                             

                              Мальчишка грубый, и к тому же      

                              Он и одет раз в десять хуже!

                              Неужто он не понимает –

                              Всегда богатство побеждает!

                                        Припев:

                              Пропал костюм! Порвалась шляпа!

                              Что скажет нам на это папа?

                                Тебе, сынок, костюм куплю я!

                                Сама мальчишку отлуплю я!

                                Кто моего задел сынка,

                                Тому сама я дам пинка!

                                        Припев:

                              Пропал костюм! Порвалась шляпа!

                              Что скажет нам на это папа?

                             Том уходит, погрозив мальчику кулаком. Бежит, натыкается

                              на тётю Полли!

                 Т.П.:    Том! В каком ты виде! Что ты сделал со своим костюмом?

                              Нет,  точно, в субботу  вместо отдыха  - каторжные работы!

                              Будешь красить забор!

   

                           Действие второе

                           Действующие лица:

                           Том

                           Джим (негритёнок)

                           Бен

                           Билли

                           Джонни

 

                           Том появляется с  ведром краски и длинной кистью в руках.

                            Подходит к забору, вяло водит кистью.  К нему подходит негритёнок

                            Джим с ведром.  Поёт:

                            Не знаю места я такого,

                            Как у колодца городского!

                            Там вечно очередь ребят!

                            Они не просто так стоят!

                            Болтают, ссорятся, играют,

                            Напрасно время не теряют!

                            Там можно новости узнать,

                            Свои игрушки поменять!

                                    Припев:

                             Когда компания прекрасная,

                             И водонос – работа классная!

                             Хоть негру белым не бывать,

                             Там на цвет кожи наплевать!

                  Том: Слушай, Джим! Давай я схожу за водой, а ты покрась за меня

                           немножко!

                 Джим: Не могу, масса Том! Старая хозяйка велела ни с кем

                              не останавливаться по дороге! Она говорила – масса Том точно

                              позовёт тебя красить забор,  а ты в это дело не лезь!

                  Том:   А ты её не слушай, Джим!  Мало ли что она говорит!

                             В крайнем случае, стукнет напёрстком по голове!

                             Подумаешь, важность какая!

                             А я тебе шарик подарю, белый с мраморными жилками!

                             (Показывает шарик)

                Джим: Ой, как здорово блестит!

                             Ставит на землю ведро, рассматривает шарик.

                             В это время выскакивает тётя Полли с туфлей в руке,

                             Отвешивает удары по спине обоим мальчикам. Джим

                             убегает, громыхая ведром. Том  хватается за кисть.

                             Тётя Полли с достоинством удаляется.

            Том вяло водит кистью по забору и поёт:

             Интересней писать на заборе,

             А не кистью водить взад-вперёд!

             И за что только мне это горе?

             Впрочем, кажется кто-то идёт!

             (К Тому подходит Бен, Том начинает с увлечением водить

              кистью)            

             Чем писать ерунду на заборе,

              Лучше кистью водить вверх и вниз!

              Я за право такое поспорю!

              Под рукой у меня не крутись!

              Это кайф, наслаждение просто –

              Так размашисто кистью водить!

              Если кто невысокого роста,

              Тот не сможет мой взмах повторить!

        Бен: Да брось ты! Уж будто тебе так нравится красить!

     

                Том делает мазок, отступает, любуясь на свою работу.

        Том:  А почему бы и нет! Небось не каждый день нашему брату

                  достаётся красить забор!

                  Том снова любуется своей работой после каждого мазка.

        Бен:   Слушай, Том!   Дай мне покрасить немножко!

        Том:   Нет, Бен, ничего не выйдет!  Тётя Полли просто трясётся

                    над этим забором!  Понимаешь, он выходит на улицу!

                    По-моему, только один мальчик из целой тысячи сумеет

                    покрасить его, как следует!

         Бен:   Слушай, пусти хоть попробовать! Хоть чуть-чуть...

                    Я бы тебя пустил, если б ты был на моём месте!

         Том:   Бен, я бы с радостью, честное индейское! Только как

                     быть с тётей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить,

                     а она не позволила! Вот ты возьмёшься красить, а вдруг

                    что- нибудь...

         Бен:   Так я же буду стараться! Хочешь, я тебе серединку от яблока оставлю?

         Том:   Нет, Бен, лучше не надо! Я боюсь...

          Бен:   Я тебе всё яблоко отдам!

                     Том берёт яблоко, садится в тени, а  Бен начинает

                      с увлечением красить забор.

                     Подходит Джонни, начинает вырывать кисть у Бена.

                     Потом появляется Билли, тоже пытается вырвать кисть у Бена      

                     Том поёт:

                     Подходите ко мне, не деритесь!

                     Всем покрасить на пробу даю!

                     Быстро в очередь все становитесь!

                     И готовьте оплату свою!

                     Ребята отдают Тому свои сокровища и по очереди красят забор.

                     Том поёт:  

                     У меня был с утра только шарик,

                     А теперь я богатство скопил!

                     Есть солдатик, и мел, и хрусталик,

                     И к тому же закон я открыл!

                       

                     Чтобы всем – и мальчишкам и взрослым,

                     Захотелось чего-нибудь  вдруг,

                     Нужно просто, чтоб было не просто

                     У других это вырвать из рук!

         Том:   Я знаю, как я назову своё открытие, когда вырасту!

                     Реклама!

                                     

 

                     Действие третье.

                     

                   Действующие лица:

                   Тётя Полли  

                        Том

                        Сид

                        Прислуга

                    Декорации:   Комната.  Слева на сцене – окрашенный забор, стоит наискосок.

                                                     Справа – декорация сада,  часть фасада дома, окно, дверь,

                         Тетя Поли дремлет за вязанием.

                         Том будит её:

                Том:   Можно мне теперь пойти погулять, тётя?

                Т.П.:   Как, уже? Сколько же ты сделал?

                Том:   Всё, тётя!

                Т.П.:   Том,  не сочиняй, я этого не люблю!

                 Том:  Я не сочиняю, тётя!  Всё готово!

                            Ведёт тётю Полли к забору.

                         

                Т.П.:    Ну и ну! Можешь ведь работать, когда захочешь! Жаль,  что это бывает

                             так редко!  

                             Возвращаются к столу.

                Т.П.      Возьми это яблоко! Ты его заслужил!

                             Пока она отворачивается за яблоком, том успевает стянуть у неё

                             за спиной пряник.

                           

                             Том выбегает из комнаты ( в сторону забора). Ему навстречу

                              идёт Сид. Том хватает с земли комья грязи, бросает в Сида.

                 Том:    Это тебе за белые нитки! А это – за чёрные!

           

                              Том выбегает на улицу и видит в саду одного из домов незнакомую девочку.

                              Она рвёт и нюхает цветы.

                              Том кланяется девочке. Достаёт из кармана шарики, начинает ими

                              жонглировать. Берёт палочку, начинает её крутить. Свистит.

                              Девочка бросает ему цветок, Том подбирает его.

                              Девочка уходит в дом, Том кладёт цветок под рубашку, уходит.

                              Девочка снова выходит в сад, поёт:      

                              Я в этом городе не знаю никого,

                              И вдруг случайно повстречала я его!

                              Такой весёлый, озорной!

                              Так долго он следил за мной,

                              Как будто  девочки не видел ни одной!

                              Об этом мальчике не знаю ничего!

                              Я на ромашке погадаю на него!

                              Ему я бросила цветок,

                              Упал в пыли он возле ног,

                              Но мальчик поднял, значит, понял мой намёк!

                               Снова уходит.

                              Возле сада опять появляется Том. Поёт на ту же мелодию:

                             

                              Любовь изменчива, недаром говорят!

                              Я Эмми  Лоуренс  любил лишь час назад!

                              И мне казалось, навсегда!

                              Но  ты сверкнула, как звезда,

                              И я тихонько прошептал: «Вот это да»!

                              Храню я бережно цветок твой на груди!

                              Ты на других мальчишек только не гляди!

                              И буду летом и зимой

                              Я провожать тебя домой!

                              Голубоглазый, белокурый ангел мой!  

                              Том ещё некоторое время ходит под забором, заглядывает в сад,

                               затем уходит домой.

                              Комната. Том, Сид, тётя Поли садятся за стол.

                              Том качается на стуле, строит рожицы Сиду.

                   Т.П.    Какой бес вселился в этого ребёнка!

                              Том пытается незаметно стащить кусок сахара.

                              Тётя Поли бьёт его по рукам.

                   Том:   Тётя, Вы же не бьёте Сида, когда он таскает сахар!

                    Т.П.:   Сид никогда не выводит человека из терпения так, как ты!

                               Если бы я за тобой не следила, ты не вылезал бы из сахарницы!

                               Тётя Поли уходит. Сид, хвастаясь перед Томом,  подтаскивает

                                к себе сахарницу и роняет её на пол. Сид сидит, оцепенев от страха.

                               Том молча улыбается.

 

                               Появляется тётя Поли. С ходу даёт подзатыльник Тому. Том падает на пол.

                               Тётя снова замахивается на него.

                    Том:   Да погодите! За что Вы меня? Это же Сид разбил!

                                Тётя Поли замирает.

                     Т.П.:  Ну, ничего!  Всё равно не зря тебе влетело! Уж, наверно, что-нибудь

                                ещё натворил, пока меня не было!  

 

                                Том сидит, надувшись.  Тётя виновато поглядывает на него,

                                Том пытается  сдержать слёзы. Выходит на улицу, поёт:

 

                                 Никто меня не любит,

                                 Никто не пожалеет!

                                 Пойду, умру от горя,

                                 Узнаете тогда!

                                 И тётя зарыдает ,

                                 В слезах запричитает:

                               - Тебя я потеряла,

                                  Мой мальчик, навсегда!

                                  Вынимает цветок.

                                  И Незнакомка, может,

                                  Слезу уронит тоже,

                                  А может, отвернётся,

                                  Как весь холодный свет!

                                  Никто меня не любит,

                                  Никто не пожалеет!

                                  Несчастнее мальчишки

                                  В Сент-Питерсбурге нет!  

   

                                  Том подходит к саду, где он видел девочку.

                                   Пытается заглянуть в окно. Потом ложится на траву,

                                   кладёт цветок на грудь. Поёт:

                                   Она проснётся утром,

                                   Столкнётся с хладным трупом.

                                   Цветок увидит этот,

                                   Поймёт, как я страдал!

                                   Но только поздно будет!

                                   Меня уж не разбудит!

                                   Она лишь скажет тихо:

                                 - Он, как цветок увял!

                  В это время открывается окно, и прислуга выливает на Тома

                  ведро воды. Том вскакивает, отфыркиваясь.

                  Том:  Правильно говорят, что от любви одни страданья!

             Все выходят, поют:

                 Мы в Питерсбурге жили,

                 Любили и дружили.

                 Страна у вас другая,

                 И двадцать первый век!

                 Однако же, заметьте,

                 Не изменились дети!

                 И в целом изменился

                 Не сильно человек!  

 

                 

               

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"

Игра проводится анологично телевизионной передаче.Обучающимся 6-7 классов за 2-3 недели до проведения мероприятия предлагается викторина по творчеству М.Твена и по содержанию книги.9 победителей отбир...

Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""

Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....

Приключения Тома Сойера

Презентация к уроку литературы...

Разработка урока по теме:Приключения Тома Сойера"

Урок в 5 классе по учебнику - хрестоматии под редакцией Коровина В.Я....

Разработка урока по теме:Приключения Тома Сойера"

Урок в 5 классе по учебнику - хрестоматии под редакцией Коровина В.Я....

"Игра по повести М.Твена "Приключения Тома Сойера"

К сожалению, можно по пальцам пересчитать среди моих учеников тех, кто любит читать. Думаю, на сегодняшний день  эта проблема волнует и учителей, и родителей. Считаю, что урок, проведенный в инте...

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....