Путь к слову
статья по теме

Важный показатель речевой культуры человека- богатство языка, которое определяется разнообразием языковых и речевых средств общения. В данной статье представлена методика обучения  искусству красноречия А.А. Росинской, которую отличает ускоренный путь изучения базовых знаний, доступность и эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_slovu_vostrilova.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Путь к Слову

Культура человека складывается из самых различных проявлений: культуры бытовых коммуникаций,  культуры общения между всеми участниками образовательного процесса,  культуры поведения в городе и обществе, культуры устной публичной речи. Слово, речь, язык,  давно привлекали внимание ученых, но такого бурного проявления интереса не наблюдалось ни в одном веке. Сегодня все мыслящие люди бьют тревогу, указывая на пугающие тенденции в обществе: унификация личности, духовное опустошение, бедность лексики.  К сожалению, в настоящее время предмет «риторика» не является обязательным в школе.  Многие современные заботливые родители  организуют своим чадам занятия искусством красноречия, благо сегодня есть такое предложение. Курсы, тренинги предлагают постановку  речи, дикции, как уверенно держаться перед аудиторией, как подбирать слова, которые оказывают воздействие. Часто такие занятия проходят в краткосрочном формате. Но те ли эти занятия, получат ли их дети те умения, навыки, которые ожидают от них родители и сами дети?                                                                                                    Несколько  лет назад судьба меня свела с Санкт-Петербургским клубом «Новая Касталия» и ее талантливым руководителем  Росинской Аллой Анатольевной. Я и мой воспитательский класс  присоединились к новому проекту  клуба «Жизнь каждого – произведение искусства.  В этой программе меня привлекла идея движения: каждый участник  строит свою жизнь как произведение искусства. Я считаю важным воспитание в детях ответственности за собственную жизнь, постановку целей, планирование конкретных шагов к достижению целей, осознания способности меняться, воспринимать жизнь как собственное творение. На основании программы проекта  строится система воспитательной работы с учащимися. Одно из направлений -  развить  культуру  речи учащихся, открыть путь  к Слову  - Устному Публичному Слову.                                                                                                                     Итак, занятия со школьниками происходят на основе учебного пособия  А.А. Росинской «Дорога к слову».  Уникальная методика автора позволяет ускорить процесс овладения ораторским мастерством, самостоятельно изучить эту ценную науку в силу ее доступности. А главное: данная методика обеспечивает эффективность процесса!                                                                                          Как правило, занятия проходят в два  параллельных этапа. На первом уровне мы осваиваем теоретический материал:  правила риторики,  история данной науки,  особенности ораторской речи,  факторы эффективности речи.  Из множества факторов автором  выбраны основные, такие как: дикция, интонация, диспозиция, логическое ударение, эмоциональность, аргумент, пауза, гармония и мера. Также важным этапом на пути к слову является изучение художественных средств языка: тропы и фигуры речи.  Если есть подготовленные дети с образцами публичной речи,  мы их слушаем, анализируем,  высказываем свое мнение. Следующим шагом   на таких занятиях планируется включить рассуждение, например,  на какое-то событие в жизни. В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то доказывать, в чем-то убедить собеседников.  Рассуждение  - один из путей  развития мыслительных процессов:  анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, сравнение. Активизация  мыслительных операций способствует также формированию теоретическому мышлению. Сейчас ученые обращаются к молодежи, преподавателям с призывом усвоить  новый стиль мышления - теоретическое мышление. Чем отличается новый стиль мышления? Мышление основывается на базе мировоззрения. Мировоззрение - осознание, ощущения мира, в  котором живем, понимание своего мироздания путем знакомства с современными научными открытиями и новейшими технологиями. Представление о теоретическом мышлениии, новые знания помогут человеку осознать себя на уровне своего времени и,  выступая с публичными речами, он обретает силу и уверенность. Навыки рассуждения  будут полезны и в создании текста.  Это может быть научная статья, доклад, эссе, бытовая беседа, судебная речь. Предметом доказательства служит мысль, идея. Рассуждая, мы стремимся убедить слушателя, читателя, при этом помним: риторический аргумент более эмоционален, более убедителен.                                                                                                                                                              Второй этап - это практическая часть. Здесь особую ценность представляет инструментарий - текстовый материал.  В пособии представлена богатая подборка хрестоматийных и современных текстов, являющихся примером ораторского стиля. Важно запомнить основные факторы, влияющие на эффективность речи, тогда знания, полученные на теоретических занятиях, помогут тонко чувствовать слово. Закономерен вопрос, как понимать «тонко чувствовать слово»? Определить главное смысловое слово в предложении, наиболее эмоциональное слово, из одного ряда смысловых слов надо выбрать наиболее значимое.                                                                                                  Тексты предназначены для заучивания и произнесения в любой аудитории - будь то класс, родственники, друзья и рассчитаны на 4-7 минут. Исходя из опыта, следует овладеть двумя-тремя текстами.  Познавательные тексты из разных областей знаний не только позволяют учащимся осваивать речевое мастерство  и обогащать  их кругозор, но и затрагивают различные нравственные аспекты. А ведь учить и учиться нравственности - это сверхтрудная задача. Истина, добро, красота  - главные нравственные ценности. Именно они должны отражаться в речи в той или иной форме. Стремясь постичь ораторское искусство, нужно помнить слова Цицерона: «Прежде чем стать хорошим оратором, стань хорошим человеком». Благодаря таким занятиям, дети становятся лучше, добрее, честнее.                                                                                                                                       На первом  совместном чтении текста с обучаемым  происходит активизация основных факторов, влияющих на эффективность речи. Особое внимание уделяется технике чтения групп слов:  слова могут произноситься раздельно или слитно,  анализу текста, выявлению слов и словосочетаний, несущих главный смысл предложения или абзаца. Расставляются знаки:  логическое ударение, паузы, интонационные модуляции, определяется скорость произнесения.  Учащиеся, овладев навыками устной публичной речи, выступают с текстами на гуманитарных чтениях, участвуют в конкурсах городского, международного уровня.                                                                                                                                     Почему важно и необходимо заниматься ораторским искусством по вышеописанной  методике? Такой путь – это ускоренный и облегченный  процесс изучения риторики.  Основная задача предлагаемого курса - овладение навыками устной публичной речи, предполагающей гармоничное развитие мышления, эмоциональности и речи – решается успешно. У учащихся возрастает стремление к обучению, знаниям. Ребята активно участвуют во внеклассных, внешкольных мероприятиях. Хотелось бы отметить развитие у них таких личностных качеств, как уверенность, целеустремленность. Занятия риторикой активизируют необходимые мыслительные операции, формируют личность. Нет сомнения, эти ребята с тропы познания не сойдут.

Список использованной литературы

  1. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М. 2006
  2. Ассуирова Л.В., Росинская А.А. Основы речевого мастерства. М.2010
  3. Ипполитова Н.А. Риторика. М. 2006
  4. Колесов В.В. Философия русского слова.СПб. 2002
  5. Михальская А.К. Основы риторики. М. 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова ,которые мы часто путаем!

Слова ,которые мы часто путаем!...

Факультативное занятие "Путь к слову"

Способность более прочному и зознательному усвоению изученного на уроке материала....

«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»

  По большому счёту урок русского языка  – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...

программа дополнительного образования "Путь к слову"

программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет...

Мастер-класс "Путь к слову"

Мастер-класс знакомит с таким видом словарной работы, как обобщающая учебно-занимательная таблица «Путь к слову», работа с которой обеспечивает осознанные, прочные и системные знания школь...

Не путайте значения слов!

Часто люди используют эти слова неуместно, так как не знают их истинного значения или путают с похожими. Пусть эта статья станет для вас шпаргалкой и убережёт от досадных ошибок....

Интеллектуальный лингвистический квест «Дорогами Даля… в путь за словом»

Цели:- вызвать интерес к личности В. И. Даля, его произведениям;-прививать любовь к русскому языку и литературе, стремление к его изучению; - развивать познавательные компетенции у обучающихся, м...