Факультативное занятие "Путь к слову"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Швайко Светлана Петровна

Способность более прочному и зознательному усвоению изученного на уроке материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_5_a_klass.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и рекомендовано                                                                                  Утверждаю:                                                                                                                                                на заседании педагогического  совета  школы

 протокол № 12 от 17 июня2013г.  

                                                                                                                             Директор школы                                                                                                                     

                                                                                                             _____________ С.В.Полякова                                                                                                                            

                                                                                                            Приказ № 254 от 28 августа 2013г.                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                           

Рабочая программа факультативного занятия по русскому языку

«Путь к слову»  в 5а классе на 2013-2014 уч год.

                 

Г Кингисепп

1.П о я с н и т е л ь н а я   з а п и с к а

Цель программы

Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.

В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно  важно и нужно расширить рамки знаний учащимися не только программного материала. Учитель должен, а, скорее всего, обязан, знакомить учеников со всеми сторонами русской речи:

– фонетической (звуковой);

– лексической (словарем);  

– грамматической.

На помощь учителю приходят факультативные  занятия.

Их задачи:

        – способствовать более прочному и сознательному усвоению

             изученного на уроке материала;

        – содействовать развитию речи детей;

        – совершенствовать навыки лингвистического анализа;

        – повышать уровень языкового развития школьников;

        – воспитать культуру общения;

        – воспитывать интерес к русскому языку.

В данной программе выдержаны три линии, три раздела:

        1. Работа над лексикой (значением и происхождением слов).

        2. Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).

        3. Обучение правильному  употреблению слов.

        Материал каждого раздела рассредоточен по всему занятию. Это позволяет учителю чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.

Актуальность данной программы

        Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающегося обучения, нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на факультативных  занятиях учитель получит возможность углублению, творчески подойти к обучению русскому языку школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.

Эффективность программы

Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

        − Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;

        − Тексты разнообразны по содержанию, безупречны в языковом отношении;

        − Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;

        −    Они способствуют воспитанию любви к русскому языку.

Решению этой задачи служат:

        − многообразие видов и форм работ по языковому материалу;

        − занимательные и обучающие игры;

        − работа со словарями разных видов;

        − обучение умению находить различными способами ответы на вопросы;

        − анализировать слово, предложение, текст;

− обучение элементам исследования слова.

Участники факультатива

 «Путь к слову» предназначен для учащихся 5 классов  общеобразовательных школ . Он рассчитан на 34 занятия (1 занятие в неделю). 

Форма работы: словесная.

Практическая значимость

                Данная работа преследует единственную цель: развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к русскому языку.

                На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.                

                Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и рекомендовано                                                                                  Утверждаю:                                                                                                                                                на заседании педагогического  совета  школы

 протокол № 12 от 17 июня2013г.  

                                                                                                                               Директор школы                                                                                                                     

                                                                                                             _____________ С.В.Полякова                                                                                                                            

                                                                                                            Приказ № 254 от 28 августа 2013г.                                                                                                                                 

Календарно-тематическое планирование  факультативного занятия по русскому языку

«Путь к слову»  в 5а классе на 2013-2014 уч год.

Учитель русского языка и литературы Швайко С.П.

г кингисепп

Тема занятия

Кол-во

часов

Цели

1

Беседа. Сколько вы знаете слов? Язык мой – друг мой.

1

Показать богатство русского языка.

Прививать любовь к нему.

2

Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно!

1

Научить детей выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения своей мысли.

3, 4

Однозначные и многозначные слова. К истокам слова. Говорите правильно!

2

Уметь различать разные значения одного и того же слова. Сформировать у учащихся лексические понятия. Повышать культуру речи учащихся.

5, 6

К истокам слова. Словообразование. Шутки – каламбуры.

2

Уметь пользовать словарем. Уметь слушать свою речь.

7, 8

Почему так назвали?

2

Развивать умение работать со словами, над их значением, произношением, словоупотреблением.

9, 10

Значение слова. Антонимы.

2

Познакомить со значением общеупотребительных слов. Развивать орфографическую зоркость.

11, 12

Почему мы так называем?

2

Научиться выбирать точное,  наиболее подходящее слово для выражения мысли. Закрепление в речи  правильных норм ударения.

13, 14

Значение слова. Омонимы.

2

Уметь устранить  однообразное употребление слов в речи. Продолжить работу над глагольными формами.

15, 16

К истокам слова. Значение словосочетания.

2

Дать прочные знания о языке. Включать слова и формы слов в активную речь учащихся.

17, 18

К истокам слова. Образные выражения.

2

Повысить познавательную деятельность учащихся. Воспитывать внимание к значению слова.

19, 20

Сила слова беспредельна.

2

Формировать навык правильного произношения слов. Пробуждать у детей интерес к русскому языку, к слову.

21

Почему их так называют?

1

Знакомить со значением слов. Уметь слушать свою и чужую речь.

22

Почему мы так говорим?

1

Развивать умение работать со словом. Работать над значением, произношением, словоупотреблением.

23, 24

Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке

2

Развивать речь учащихся, умение строить связное, логическое и аргументированное высказывание на заданную тему; способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

25, 26

Фразеологизмы.

2

Расширять словарный запас слов учащихся.

27

Происхождение слов. Значение слов.

1

Уметь различать значение одного и того же слова в контексте.

28, 29

Самоцветы в слове

2

Привить любовь к поэтическому слову; отработать навыки этимологического, лексического, словообразовательного анализа; сформировать умение работать с разными видами словарей.

30

Происхождение и значение слова. Омоформы

1

Работать над этимологией общеупотребительных слов.

31

К истокам слова. «Узелки на память».

1

Уметь слушать свою и чужую речь. Воспитание культуры речи.

32, 33

«Проба пера». Сочинение на фантастическую тему.

2

Рассказ «Школа будущего» с иллюстрациями

34

Заключительное занятие.  Знакомство с новинками словарей. Язык мой – друг мой.

1

Воспитывать любовь к русскому языку, красиво и грамотно строить свою речь.

2.Список литературы

  1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М. 2004.
  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М. 2004.
  3. Александрова Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск. 2001
  4. Анушкин Н. С. Крылатые слова. М. Детская литература. 1999.
  5. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2005.
  6. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М. 1998.
  7. Дьячкова О. Я. Игры школьников. М. 2003.
  8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2006.
  9. Земская Е. А. Как делаются слова. М. 2006.
  10.  Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. С.-П. 2004.
  11.  Корчиц М. А. Грамматические тайны слова. Волгоград. 2005.
  12.  Лопатин В. В. Рождение слова. М. 2001.
  13.  Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.
  14.  Сперанская А. В. Как вас зовут? Где ты живешь? Минск. 1999.
  15.  Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. М. 2003.
  16.  Уразов И. Почему мы так говорим. М. 2005.
  17.  Чуковский К. Живой как жизнь. М. 1999.
  18.  Шанский Н. М. В мире слова. М. 2007.
  19.  Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. Учпедгиз. 2001.
  20.  Язовицкий Е. В. Говорите правильно! М. 2008.
  21.  Якубович Т. Д.Новые слова. М. 2007.

3.Ожидаемые результаты

        На кружке «Путь к слову» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

        ♦ уметь работать над словарями и справочной литературой;

♦ уметь систематизировать полученные знания;

♦ уметь применять на практике теоретические знания;

♦ приобретать навыки культуры общения;

♦ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

♦ развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений.

Слово

                        Мало видеть слово. Надо точно

                        Знать, какая есть у слова почва,

                        Как росло оно и как крепчало,

                        Как его «звучало» зазвучало,

                        Чем должно набухнуть и налиться,

                        Прежде чем в названье превратиться,

                        В званье, в имя или в кличку просто…

                        Прелесть слова – в летописи роста.


             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс «От слова к словесности» 7 класс

Факультативный курс «От слова к словесности » рассчитан на обучающихся 7 класса.Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русск...

Словарные слова (факультативное занятие)

Занятие по теме "Словарные слова" способствует активному  усвоению непроверяемых (словарных) слов, демонстрирует ряд приемов, позволяющих  работать с данной группой слов...

Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса

Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

Программа факультативного курса "В мире слов" для 5 класса.

Программа разработана на основе: рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы /Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. – (Рабочие программы)....

Программа факультативного курса «Русское слово»

В программу факультативного курса введено изучение выразительных  художественных средств языка, что позволит включать их в разговорной речи. Факультативный курс предполагает литературное тво...

Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.

Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...