Факультативное занятие "Путь к слову"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Способность более прочному и зознательному усвоению изученного на уроке материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю: на заседании педагогического совета школы
протокол № 12 от 17 июня2013г.
Директор школы
_____________ С.В.Полякова
Приказ № 254 от 28 августа 2013г.
Рабочая программа факультативного занятия по русскому языку
«Путь к слову» в 5а классе на 2013-2014 уч год.
Г Кингисепп
1.П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Цель программы
Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
В настоящее время – в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширить рамки знаний учащимися не только программного материала. Учитель должен, а, скорее всего, обязан, знакомить учеников со всеми сторонами русской речи:
– фонетической (звуковой);
– лексической (словарем);
– грамматической.
На помощь учителю приходят факультативные занятия.
Их задачи:
– способствовать более прочному и сознательному усвоению
изученного на уроке материала;
– содействовать развитию речи детей;
– совершенствовать навыки лингвистического анализа;
– повышать уровень языкового развития школьников;
– воспитать культуру общения;
– воспитывать интерес к русскому языку.
В данной программе выдержаны три линии, три раздела:
1. Работа над лексикой (значением и происхождением слов).
2. Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).
3. Обучение правильному употреблению слов.
Материал каждого раздела рассредоточен по всему занятию. Это позволяет учителю чередовать работу над всеми сторонами речи, что способствует достижению поставленных целей и задач.
Актуальность данной программы
Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.
Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающегося обучения, нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на факультативных занятиях учитель получит возможность углублению, творчески подойти к обучению русскому языку школьников, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.
Эффективность программы
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
− Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;
− Тексты разнообразны по содержанию, безупречны в языковом отношении;
− Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;
− Они способствуют воспитанию любви к русскому языку.
Решению этой задачи служат:
− многообразие видов и форм работ по языковому материалу;
− занимательные и обучающие игры;
− работа со словарями разных видов;
− обучение умению находить различными способами ответы на вопросы;
− анализировать слово, предложение, текст;
− обучение элементам исследования слова.
Участники факультатива
«Путь к слову» предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ . Он рассчитан на 34 занятия (1 занятие в неделю).
Форма работы: словесная.
Практическая значимость
Данная работа преследует единственную цель: развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к русскому языку.
На занятиях организуется активное обучение, формируются исследовательские навыки при сознательном восприятии учебного материала в интересной форме.
Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством активной заинтересованности и творческой деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю: на заседании педагогического совета школы
протокол № 12 от 17 июня2013г.
Директор школы
_____________ С.В.Полякова
Приказ № 254 от 28 августа 2013г.
Календарно-тематическое планирование факультативного занятия по русскому языку
«Путь к слову» в 5а классе на 2013-2014 уч год.
Учитель русского языка и литературы Швайко С.П.
г кингисепп
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цели |
1 | Беседа. Сколько вы знаете слов? Язык мой – друг мой. | 1 | Показать богатство русского языка. Прививать любовь к нему. |
2 | Значение слова. Школьные вещи. Говорите правильно! | 1 | Научить детей выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения своей мысли. |
3, 4 | Однозначные и многозначные слова. К истокам слова. Говорите правильно! | 2 | Уметь различать разные значения одного и того же слова. Сформировать у учащихся лексические понятия. Повышать культуру речи учащихся. |
5, 6 | К истокам слова. Словообразование. Шутки – каламбуры. | 2 | Уметь пользовать словарем. Уметь слушать свою речь. |
7, 8 | Почему так назвали? | 2 | Развивать умение работать со словами, над их значением, произношением, словоупотреблением. |
9, 10 | Значение слова. Антонимы. | 2 | Познакомить со значением общеупотребительных слов. Развивать орфографическую зоркость. |
11, 12 | Почему мы так называем? | 2 | Научиться выбирать точное, наиболее подходящее слово для выражения мысли. Закрепление в речи правильных норм ударения. |
13, 14 | Значение слова. Омонимы. | 2 | Уметь устранить однообразное употребление слов в речи. Продолжить работу над глагольными формами. |
15, 16 | К истокам слова. Значение словосочетания. | 2 | Дать прочные знания о языке. Включать слова и формы слов в активную речь учащихся. |
17, 18 | К истокам слова. Образные выражения. | 2 | Повысить познавательную деятельность учащихся. Воспитывать внимание к значению слова. |
19, 20 | Сила слова беспредельна. | 2 | Формировать навык правильного произношения слов. Пробуждать у детей интерес к русскому языку, к слову. |
21 | Почему их так называют? | 1 | Знакомить со значением слов. Уметь слушать свою и чужую речь. |
22 | Почему мы так говорим? | 1 | Развивать умение работать со словом. Работать над значением, произношением, словоупотреблением. |
23, 24 | Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке | 2 | Развивать речь учащихся, умение строить связное, логическое и аргументированное высказывание на заданную тему; способствовать проявлению интереса к словам и словарям. |
25, 26 | Фразеологизмы. | 2 | Расширять словарный запас слов учащихся. |
27 | Происхождение слов. Значение слов. | 1 | Уметь различать значение одного и того же слова в контексте. |
28, 29 | Самоцветы в слове | 2 | Привить любовь к поэтическому слову; отработать навыки этимологического, лексического, словообразовательного анализа; сформировать умение работать с разными видами словарей. |
30 | Происхождение и значение слова. Омоформы | 1 | Работать над этимологией общеупотребительных слов. |
31 | К истокам слова. «Узелки на память». | 1 | Уметь слушать свою и чужую речь. Воспитание культуры речи. |
32, 33 | «Проба пера». Сочинение на фантастическую тему. | 2 | Рассказ «Школа будущего» с иллюстрациями |
34 | Заключительное занятие. Знакомство с новинками словарей. Язык мой – друг мой. | 1 | Воспитывать любовь к русскому языку, красиво и грамотно строить свою речь. |
2.Список литературы
- Аверьянова А. П. Как образуются слова. М. 2004.
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М. 2004.
- Александрова Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск. 2001
- Анушкин Н. С. Крылатые слова. М. Детская литература. 1999.
- Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2005.
- Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М. 1998.
- Дьячкова О. Я. Игры школьников. М. 2003.
- Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2006.
- Земская Е. А. Как делаются слова. М. 2006.
- Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. С.-П. 2004.
- Корчиц М. А. Грамматические тайны слова. Волгоград. 2005.
- Лопатин В. В. Рождение слова. М. 2001.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.
- Сперанская А. В. Как вас зовут? Где ты живешь? Минск. 1999.
- Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. М. 2003.
- Уразов И. Почему мы так говорим. М. 2005.
- Чуковский К. Живой как жизнь. М. 1999.
- Шанский Н. М. В мире слова. М. 2007.
- Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. Учпедгиз. 2001.
- Язовицкий Е. В. Говорите правильно! М. 2008.
- Якубович Т. Д.Новые слова. М. 2007.
3.Ожидаемые результаты
На кружке «Путь к слову» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
♦ уметь работать над словарями и справочной литературой;
♦ уметь систематизировать полученные знания;
♦ уметь применять на практике теоретические знания;
♦ приобретать навыки культуры общения;
♦ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
♦ развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений.
Слово
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его «звучало» зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто…
Прелесть слова – в летописи роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс «От слова к словесности» 7 класс
Факультативный курс «От слова к словесности » рассчитан на обучающихся 7 класса.Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русск...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/28/picture-442879-1398709865.jpg)
Словарные слова (факультативное занятие)
Занятие по теме "Словарные слова" способствует активному усвоению непроверяемых (словарных) слов, демонстрирует ряд приемов, позволяющих работать с данной группой слов...
Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса
Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-779897-1461479627.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...
Программа факультативного курса "В мире слов" для 5 класса.
Программа разработана на основе: рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы /Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. – (Рабочие программы)....
Программа факультативного курса «Русское слово»
В программу факультативного курса введено изучение выразительных художественных средств языка, что позволит включать их в разговорной речи. Факультативный курс предполагает литературное тво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-1253150-1590780619.jpg)
Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...