Литературно-творческий проект "Кладовая литературы Красноярского края"
проект (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Тетюхина Татьяна Николаевна

Цель проекта: расширение литературного кругозора учащихся и развитие их творческих способностей через знакомство с литературным наследием малой Родины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературно-творческий проект148.92 КБ

Предварительный просмотр:

Красноярский край, Каратузский район, с. Ширыштык

МБОУ Ширыштыкская СОШ

Кладовая литературы Красноярского края

Литературно – творческий проект

Разработчик: Тетюхина Татьяна Николаевна

с. Ширыштык, 2015

Оглавление

  1. Введение                                                                                                   стр.
  1. Постановка проблемы (актуальность: теоретическая и     3-5 практическая значимость)
  2. Цель и задачи                                                                               6-8

  1. Основная часть
  1. Этапы и механизмы реализации проекта                             9-12                    
  2. Формы и методы                                                                        13-14
  3. Ресурсы                                                                                        15
  4. Ожидаемые результаты                                                           16
  5. Оценка результатов                                                                  17
  6. Мониторинг                                                                               18-24
  7. График мероприятий                                                               26-27
  1. Заключение                                                                                           28
  2. Список литературы                                                                             29

Введение

1.1. Тип проекта:

- творческий, подчиняется жанру конечного результата (стихотворение, сочинение);

- по уровню контактов – внутришкольный;

- по продолжительности – долгосрочный;

Срок реализации: январь 2015 г. –  декабрь 2015 г.

Основная идея проекта

«Книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», - сказал Д.М. Мамин-Сибиряк.  С ним нельзя не согласиться, но в настоящее время мир насыщен информационными технологиями, и современная молодежь чаще всего обращается к интернету, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации.  Без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, то есть ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

2015 год официально объявлен Годом литературы. В связи с этим на базе МБОУ Ширыштыкская СОШ с января 2015 года реализуется долгосрочный литературно-творческий проект «Кладовая литературы Красноярского края».

Проект  не только познакомит с литературным наследием малой родины, но и научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей. Учащиеся смогут заглянуть в кладовую литературы родного края, в места, где сосредоточено всё самое лучшее, ценное – любовь и добро. Перед ними откроются сокровища, которые открываются непросто и не каждому.

Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

- вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

- формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

- воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

Актуальность проекта обусловлена следующими проблемами:

Социальная проблема проекта

Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.

Педагогическая проблема проекта

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

-  снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

-  уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы и новым взглядом на воспитание читателя в школе;

-  наличием коллекции лучших произведений отечественной  и региональной литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только в пределах школьной программы;

-  информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения, утрачено чувство культуры и эстетики языка.

Методическая проблема проекта

Недостаточное методическое обеспечение педагогической деятельности учителей, родителей (законных представителей) обучающихся, школьных библиотекарей, ориентированной на приобщение школьников к культуре чтения и формирования читательской компетенции школьников в кругу семьи, в условиях учебной и внеурочной деятельности.

1.2. Цель и задачи

Цели проекта:  Расширение  литературного  кругозора учащихся и развитие их творческих способностей через знакомство с литературным наследием малой Родины.

Объект исследования: литературное наследие Красноярского края;

Предмет исследования: поэты и писатели-юбиляры 2015 г., чья жизнедеятельность каким-либо образом связана с Каратузским районом

Задачи проекта.

Образовательные:

- изучить жизнь и творчество писателей и поэтов Красноярского края;

- познакомить с основными теоретическими понятиями;

- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста, написания творческих работ;

развивающие:

  • способствовать развитию:

- увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении;

- интереса учащихся к исследовательской и творческой работе;

- коммуникативных навыков учащихся, познавательной активности;

- сценических навыков учащихся;

- умений определять размер, рифму стихосложения, выделять главное в тексте;

  • побуждать к выражению своих мыслей, чувств, идей в сочинении, стихотворении.

Воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателей и поэтов родного края;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям;

- формировать уважительное отношение к литературному наследию малой родины.

Принципы реализации темы проекта

В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

  • опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • создание условий для усвоения знаний; условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;
  • создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик – учитель – родитель – библиотекарь;
  • определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей

Сильные стороны проекта

Создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.

Особенности организации проекта

Проект соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям учащихся среднего и старшего звена.

Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок реализации проекта рассчитан на 1 год.

В результате прохождения курса у ребят сформируются и углубятся знания о жизни писателей и поэтов Красноярского края, что позволит привить стойкий интерес к литературному наследию малой Родины.

Режим занятий:

  1. подготовительный этап;
  2. практический (творческий);
  3. аналитический;
  4. итоговый;
  5. заключительный

Встречи в гостиной 2 раза в месяц согласно плану работы Литературной гостиной.

Основная часть

2.1. Этапы и механизмы реализации проекта

Подготовительный этап

  1. Введение  детей в «Кладовую поэзии и прозы Красноярского края».

Задачи:

- познакомить с  биографией и творчеством поэтов и писателей Красноярского края;

- учить отличать прозу от стихотворения;

- дать представление о стихосложении в жизни человека и человечества (историческая справка);

- выявить литературные предпочтения ребят.

Содержание деятельности:

- Изучение творчества поэтов и писателей путём исследовательской деятельности (самостоятельного поиска информации о жизни и творчестве писателей, истории создания отдельных литературных произведений, анализу полученных сведений);

- Выпуск литературного календаря;

- Прослушивание стихотворений прозаических отрывков в исполнении актеров.

  1. Знакомство с основными понятиями:
  • «тема», «идея», «проблема», «сюжет», «композиция» произведения;
  • «рифма», «рифмовка», способы рифмовки:
  • парная,
  • перекрёстная кольцевая (охватная, опоясывающая),
  • холостая,
  • смешанная;
  • размеры стихосложения
  • Двухсложный: ямб, хорей
  • Трехсложные: дактиль, амфибрахий, анапест

Содержание деятельности:

-  Ведение словаря основных понятий;

- Подбор рифмы по окончаниям;

- Чтение четверостиший с различными способами рифмовки, их определение;

- Определение размера в четверостишиях.

Практический этап

Цель: Способствовать формированию навыков лингвистического анализа, умению рифмовать слова;  выявить детей, склонных к литературному творчеству.

Содержание деятельности:

- Анализ произведений;

- Знакомство с «Буриме» (рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка);

- Определение в стихотворениях способа рифмовки и размера;

- Игра «Доскажи словечко» (в рифму);

- Составление четверостиший на заданную тему;

- Выбор объекта для поэтического описания;

- Самостоятельное написание стихотворений и сочинений

Аналитический этап

Цель: Исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности.

Рефлексия:

  • На какую оценку по пятибалльной шкале ребята оценивают свои стихотворения?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Ожидали ли они такого результата?
  • Понравилось ли им процесс стихосложения, и планируют они в дальнейшем заниматься поэзией?
  • Каковы замечания и предложения на будущее (себе, руководителю проекта)?

Итоговый этап (в форме литературной гостиной)

Цель: Заинтересовать ребят  разработкой и проведением итогового мероприятия с приглашением гостей (родителей, поэтов-любителей).

1 этап. Определение темы (совместно с учащимися), цели и задач.

2 этап. Разработка сценария. Распределение учащихся по группам (по интересам и желаниям).  Частичные репетиции.

3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления.

4 этап. Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.

5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов.

6 этап. Момент творчества (чтение стихотворений,  инсценирование)

7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями, сочиняют синквейны.

Заключительный этап

Цель: Осуществление окончательного контроля, формирование чувства гордости за своё поэтическое произведение, совершенствование навыков выразительного чтения.

Содержание деятельности:

- Чтение своих стихотворений на общешкольном конкурсе чтецов;

- Выпуск стенгазеты «Мир наших увлечений» со стихотворениями участников проекта;

- Публикация работ учащихся в социальных сетях (социальная сеть работников образования «Наша сеть» на проекте «Алые паруса» в разделе «Литературное творчество»);

- Участие в различных литературных конкурсах среди детей и подростков.

2.2. Формы и методы

Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. К ним можно отнести:

лекционные занятия,

беседы,

диалоги,

дискуссии,

обсуждения,

проектирование,

конкурсы,

викторины,

интеллектуальные игры (Своя игра, Звёздный час и др.),

практикумы,

экскурсии по литературно-историческим местам (очные и заочные),

творческие лаборатории или мастерские (написание сочинений, стихотворений);

театральные постановки,

литературная гостиная.

Методы:

По источнику познания

Словесные:  рассказ, объяснение, беседа и другие; 

Наглядно-иллюстративные методы: знакомство с текстами произведений, посещение музеев, просмотр художественных фильмов и видео роликов;  

Практические: упражнения, практические работы, деловые игры  и другие.

По уровню познавательной деятельности

Репродуктивные

Проблемные

Исследовательские

В процессе занятий в рамках проекта все формы, методы и средства взаимообусловлены и применяются в комплексе.

Оценка результатов учащихся  реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

1.5. Ресурсы

материальные:

компьютер, мультимедийный проектор, ксерокс, принтер;

бумага для принтера;  

помещение,

костюмы, 

магнитофон, фотоаппарат, видеокамера;

информационные: книжные фонды библиотеки, реклама;

интернет – ресурсы;

кадровые: учитель русского языка и литературы, музыкальный работник, единомышленники из числа родителей и жителей села.

2.4. Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

Основные теоретические понятия,  работа с которыми будет осуществляться в ходе проекта;

Особенности исполнения лирики, прозы;

Основы сюжетно-фабульного анализа литературного произведения;

Принципы проектирования.

Учащиеся должны уметь:

Выразительно читать лирику, прозу;

Импровизировать, составлять монтаж, сценарий;

Организовать работу в группе при обсуждении проблемы;

Создавать проект, собственное произведение (сочинение, стихотворение)

Ожидаемые продукты проектной работы:

- работы учащихся, занявшие победные места в конкурсах различного уровня;

- литературный календарь на 2015 год;

- словарь литературоведческих терминов

  1. Оценка результатов проекта.

Критерии и показатели результативности проекта

Степень активности учащихся (регулярность посещений; создание своих проектов, литературно-музыкальных композиций);

Коммуникабельность (участие в обсуждении и защите своих проектов);

Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции (повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения).

Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы (участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности).

Развитие литературно – творческих способностей детей (участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, творческих конкурсах  по написанию сочинений и стихотворений).

  1. Мониторинг
  1. Уровень чтения учащихся

Таблица №1

№ п

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень понимания прочитанного

Уровень понимания прочитанного

Способ чтения

Время чтения

Темп чтения

1

Климов Семён

Целыми словами

1 мин

150

норма

    2

2

Кораблёва Галина 

Целыми словами

1мин 

 151

норма 

 2

3

Леонов Влад

По буквам

1 мин

12

Очень низкий

0

4

Гамазин Павел

По слогам

1мин 

14

Очень низкий

0

5

Хыдырова Самира

Целыми словами

1 мин

153

норма

4

6

Шнайдер Даниил

Целыми словами

1мин 

155

норма

4

7

Каримбаева Ангелина

Целыми словами

1 мин

143

норма

2

8

Кочнева Снежана

Целыми словами

1мин 

140

норма

3

9

Емельянова Наталья

Целыми словами

1 мин

132

норма

2

10

Тетюхин Руслан

Целыми словами

1мин 

135

норма

3

11

Бардакова Юлия

Целыми словами

1 мин

164

норма

4

12

Подлеснов Денис

По словам отрывисто

1мин 

98

низкий

2

13

Попова Анжела

Целыми словами

1 мин

161

норма

3

14

Жучева Елизавета

Целыми словами

1мин 

170

норма

4

15

Лаптева Кристина

Целыми словами

1 мин

140

низкий

2

16

Глушкова Екатерина

Целыми словами

1мин 

167

норма

3

17

Гордиенко Влад

Целыми словами

1 мин

160

норма

3

18

Зелина Евгения

По словам отрывисто

1мин 

145

низкий

2

19

Осерцова Яна

Целыми словами

1 мин

178

норма

3

20

Кудряшова Дарья

Целыми словами

1мин 

122

норма

2

Таблица 2

Фамилия, имя

Беглость

(количество слов ученик прочитал в минуту)

Правильность

(кол-во ошибок)

Осознанность

(ставим + или – после заданного учителем вопроса)

Выразительность

(ставим + или -)

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1

Климов Семён

150

154

4

3

+

+

-

+

2

Кораблёва Галина 

  151

156

3

1

+

+

+

+

3

Леонов Влад

12

22

8

5

-

-

-

-

4

Гамазин Павел

14

35

7

6

-

-

-

-

5

Хыдырова Самира

153

154

2

1

+

+

+

+

6

Шнайдер Даниил

155

155

-

-

+

+

+

+

7

Каримбаева Ангелина

143

143

1

-

+

+

+

+

8

Кочнева Снежана

140

142

1

-

+

+

+

+

9

Емельянова Наталья

132

134

2

1

+

+

+

+

10

Тетюхин Руслан

135

136

1

1

+

+

+

+

11

Бардакова Юлия

164

165

-

-

+

+

+

+

12

Подлеснов Денис

98

114

5

3

+

+

-

+

13

Попова Анжела

161

161

2

1

+

+

+

+

14

Жучева Елизавета

170

170

-

-

+

+

+

+

15

Лаптева Кристина

140

155

3

1

+

+

-

+

16

Глушкова Екатерина

167

166

2

1

+

+

+

+

17

Гордиенко Влад

160

162

1

1

+

+

+

+

18

Зелина Евгения

145

154

3

2

+

+

-

+

19

Осерцова Яна

178

177

1

-

+

+

+

+

20

Кудряшова Дарья

122

124

3

2

+

+

-

+

Степень активности учащихся в реализации проекта в течение 2015 года

  1. Уровень коммуникабельности

  1. Заинтересованность родителей

  1. Заинтересованность детей

  1. Участие в конкурсах

ФИО учащегося

Название конкурса. Номинация.

Уровень

Результат

Кораблёва Галина

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение

Районный

1 место

Хыдырова Самира

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» стихотворение

Районная акция

1 место

Климов Семён

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам» стихотворение

Районная акция

участие

Тетюхин Руслан

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение

Районный

1 место

Сяглов Иван

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение

Районный

1 место

Осерцов Сергей

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Стихотворение

Районный

2 место

Тетюхин Руслан

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Сочинение - эссе.

Районный

2 место

Гордиенко Влад

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Сочинение - эссе

Районный

1 место

Подлеснов Денис

«Лучшее сочинение - эссе по лирической повести «Ласточка»»

Районный

2 место

Климов Семён

«При солнышке – тепло, при матери – добро». Стихотворение.

Районный

3 место

Хыдырова Самира

«Люблю тебя, моя Сибирь». Стихотворение.

Школьный

2 место

Тетюхин Руслан

«Люблю тебя, моя Сибирь». Стихотворение.

Школьный

1 место

Тетюхин Руслан

«Мы – будущее Сибири».

Стихотворение

Региональный

участие

Тетюхин Руслан

Без прошлого, нет будущего». Стихотворение.

Районный

2 место

Осерцов Сергей

Без прошлого, нет будущего». Стихотворение.

Районный

3 место

Осерцова Яна

«Войны не знали мы, но все же …» Сочинение.

Районный

1 место

Подлеснов Денис

«Герои Великой Отечественной войны»

Районный

Участие

2.7. График мероприятий на 2015 год

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Анкетирование учащихся и родителей

Январь

Учитель русского языка и литературы

 Определение темы, цели и задач проект

Январь

Учитель русского языка и литературы, учащиеся, родители

«Да здравствует человек читающий» Литературная гостиная.

23 января

Учитель русского языка и литературы

Выпуск литературного календаря

С 15 января по 28 февраля  

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Ведение словаря основных понятий

январь – апрель

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Основы стихосложения

13 февраля

Учитель русского языка и литературы

«Проба пера» занятие в форме игры

27 февраля

Учитель русского языка и литературы

Теоретический практикум

13 марта

Учитель русского языка и литературы

Конкурс проектов «А.Т. Черкасов»

 27 марта

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Книжный аукцион

10 апреля

Учитель русского языка и литературы, учащиеся, родители

Марафон чтецов (чтение отрывков из произведений А.Т. Черкасова семьёй)

24 апреля

Учитель русского языка и литературы, учащиеся, родители

Викторина по творчеству А.Т. Черкасова

 2-5 мая

Учитель русского языка и литературы

Чтение и анализ лирической повести А.Т. Черкасова «Ласточка

1-11 мая

Учитель русского языка и литературы

Творческая мастерская «Юный писатель» (Написание сочинений по повести А.Т. Черкасова «Ласточка»)

15 мая

Учитель русского языка и литературы

Книжная выставка

27 мая – 2 июня

Учитель русского языка и литературы, библиотекарь

Изготовление рекламы и пригласительных открыток

29 мая

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Индивидуальные репетиции

20-29 мая

Учитель русского языка и литературы

Посещение краеведческого музея

Май

Учитель русского языка и литературы, родители

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию А. Т. Черкасова

1 июня

Учитель русского языка и литературы, учащиеся.

Встреча с дочерью А.Т. Черкасова

Июнь

Учитель русского языка и литературы, родители

Публикация творческих работ в социальных сетях

Июнь

Учитель русского языка и литературы

Выпуск стенгазеты «Мир наших увлечений»

Май

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Конкурс литературного творчества «Сибирское лето»

 Летние каникулы

Учитель русского языка и литературы

«Лето с книгой» конкурс фотографий

Июль – август

Учащиеся, родители

Конкурс проектов «Поэты – юбиляры Красноярского края»

11 сентября

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Флэш-моб

25 сентября

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Участие в районной акции « При солнышке – тепло, при матери – добро»

Ноябрь

Учитель русского языка и литературы

Участие во всероссийском конкурсе чтецов «Открытая книга»

Ноябрь

Учитель русского языка и литературы

Книжная выставка, посвящённая 105-летию И. Д. Рождественского

6-10 ноября

Учитель русского языка и литературы, библиотекарь, учащиеся

Литературная гостиная «Он пел Сибирь в стихах и прозе…»»

10 ноября

Учитель русского языка и литературы, учащиеся

Поэтический звездопад «Удивительный мир поэзии»

27 ноября

Учитель русского языка и литературы

Итоговая Литературная гостиная «Чтение – вот лучшее учение»

18 декабря

Учитель русского языка и литературы, библиотекарь

Публикация творческих работ в социальных сетях

Декабрь

Учитель русского языка и литературы

Заключение

Я считаю, что именно обращение к литературе родного края, а значит и к культуре своего народа, поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.

Хочется верить, что знакомство с литературой нашего района позволит приблизить современное поколение к литературному богатству родного края.

Используемая литература

  1. Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение.
  2. Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с.
  3. Мамин - Сибиряк Д.Н. Повести; Рассказы, Очерки.  М.: Моск. рабочий, 1983.
  4. Мещерякова М./ Литература в таблицах и схемах.- 11-е изд.-  М.: Айрис-пресс, 2012. - 224 стр.
  5. Пантелеева А. «Он пел Сибирь в стихах и прозе...» / А. Пантелеева // Звёзды над Енисеем: очерки, статьи, интервью. - Красноярск: Горница, 1997.
  6. Рождественский И.Д. Стихотворения. Издательство: "Западно-Сибирское книжное издательство" (1965)
  7. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.
  8. Черкасов А.Т. Синь-тайга. Ласточка.- Избранное, Красн. кн. изд., 1975.
  9. Швец М. Технология русского стихосложения. С. Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Литературе Красноярского края

Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основног...

Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».

Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...

презентация по Художественной культуре Красноярского края "Андрей Дубенский - основатель города Красноярска"

Презентация выполнена учеником для урока по Художественной культуре Красноярского края. В ней указаны главные исторические данные, связанные с основателем города Красноярск - Андреем Дубенским....

Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века.  Т...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...