Программа дополнительного образования "Эврикум"
элективный курс на тему

Герасимова Надежда Юрьевна

Цель программы: Повышение познавательного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в процессе внеучебных занятий, развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы:

·         Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·         Оказание помощи в поисках «себя»;

·         Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·         Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·         Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·         Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·         Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·         Расширение рамок общения с социумом.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является компетентностный подход в организации дополнительных занятий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_evrikum.docx49.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Эврикум»

Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс)

Направление деятельности: исследовательская деятельность

Срок реализации: 2 года

Составила: Герасимова Н.Ю.

учитель биологии,

высшей квалификационной категории

Место работы: МОУ Школа с.Белоярск

 

с. Белоярск 2016

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Эврикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» автором которой является А.И. Савенкова. Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся средней и старшей ступени.

Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках обще интеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года обучения из расчета 70 часов (2 часа в неделю) в первый год обучения и 70 часов (2 часа в неделю) во второй год обучения. Специфика программы предусматривает 3 последовательных блока формирования исследовательских и эвристических компетенций. В первый год обучения происходит знакомство и первичное формирование исследовательских компетенций.  Выявление уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач. Во второй год обучения углубление и   мониторинг исследовательских учебно-познавательных и других компетенций. В тематическом планировании количество часов второго года обучения указано через дробь. Программа реализуется в рамках «Дополнительного образования» в соответствии с   образовательным планом МОУ Школа с.Белоярск

Цель программы: Повышение познавательного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в процессе внеучебных занятий, развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы: 

  • Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • Оказание помощи в поисках «себя»;
  • Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • Расширение рамок общения с социумом.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является компетентностный подход в организации дополнительных занятий учащихся. Который способствует формированию и развитию следующих компетенций.

  1. Ценностно-смысловых компетенций:
  • Формирование мировоззрения, связанного с ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
  • Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  1. Общекультурные компетенции
  • Включают познание и опыт деятельности в национальной и общечеловеческой культуры;
  • Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
  • Культурологические основы семейных, родовых, социальных, общественных явлений и традиций;
  • Роль науки и религии в жизни человека;
  • Компетенции бытовой и культурно-досуговой сфере.
  1. Учебно-познавательные компетенции:
  • Развитие логической, методологической, обще учебной, деятельности;
  • Формирование умений целеполагания, планирования, реализация намеченного, анализа, рефлексии, самооценки результатов познания;
  • Формирование умений функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
  • Формирование умения владения методологией исследовательской деятельности (проводить исследование, находить проблему, актуальность, целеполагание, технологичность, самоорганизация, самобытность, рефлексия, оформление, презентация и защита результатов, распространение, применение)
  1. Информационные компетенции:
  • Формирование умений владения современными средствами информации, информационными технологиями (электронная почта, соцсети, чаты, форумы, фото, аудио, видеозапись, Интернет-технологии, СМИ);
  • Формирование умений поиска, отбора и анализа информации, её преобразование, сохранение, передача и защита
  1. Коммуникативные компетенции:
  • Формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
  • Формирование навыков работе в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
  • Формирование умений представить себя, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
  • Формирование умений телекоммуникации, взаимодействия с удаленными людьми и ресурсами.
  1. Социально-трудовые компетенции:
  • Формирование умений выполнять различные социальные роли;
  • Формирование умений анализировать ситуацию и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
  • Формирование умений владения этики взаимоотношений.
  1. Компетенции личностного самосовершенствования
  • Овладение способами самопознания, развития личностных качеств, культуры мышления, поведения,
  • Соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Особенности организации учебного процесса.

Программа курса рассчитана на 140 часов на два года по 70 учебных часа каждый год и разделена на 3 блока:

  • 1 блок - Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач
  • 2 блок – Исследовательская деятельность.
  • 3 блок – Решение эвристических заданий.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы теоретических и практических занятий. На занятиях применяются занимательные, эвристические задания.

Тематический план

№ п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт*

всего

теория

практика

1 блок Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач

1

Определение уровня развития общеучебных навыков

2/2

1/0

1/2

Тест

Проведение конкурса знатоков: решение ребусов, занимательных задач по разным предметам школьного цикла

Анализ тестирования.

2

Определение уровня развития творческого мышления

2/2

1/0

1/2

Тест

Выполнение творческих заданий

Решение  эвристических задач

 Анализ тестирования.

3

Определение ведущего канала восприятия

2/2

1/0

1/2

Тест

Творческие задания

Анализ тестирования.

4

Определение уровня развития умения работать в группе

2/2

1/0

1/2

Заседание клуба «Знатоков» (работа в группах)

Тест

Анализ тестирования.

Итого:

8/8

4/0

4/8

2 блок – Исследовательская деятельность

5

Что такое исследование?

8/4

3/1

5/3

Лекция, практическая работа,

Конспект лекции

6

Гипотеза - предположение

2/2

1/0

1/2

Беседа, игра

Список гипотез по определенной теме

7

План исследования

4/2

1/0

3/2

Беседа, планирование

План исследования

8

Твои помощники

8/8

2/1

6/7

Работа в библиотеки

Библиографический список

9

Наблюдение и эксперимент

10/16

2/2

8/14

Наблюдение, эксперимент, лабораторная работа

Отчет по лабораторной, практической работе, дневник наблюдений

10

Анализ и статистическая обработка результатов

4/4

1/1

3/3

Корреляционный метод, статистический метод обработки результатов

Статистический отчет

11

Как подготовиться к защите исследовательской работы

4/4

1/1

3/3

Презентация результатов

Черновик исследовательской работы

12

Защита исследовательских работ и проектов

2/2

-

2/2

Конференция

Готовая исследовательская работа, рецензия

Итого

42/42

11/6

31/36

3 блок – Решение эвристических заданий.

13

Виды эвристических задач

6/6

1/1

5/5

Беседа, вводное тестирование, деловая игра, решение познавательных задач

Олимпиадные задания.

14

Введение в курс ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

2/2

2/0

0/2

Беседа, решение познавательных задач

Конспект занятия

15

Изобретатели и изобретения.

2/2

2/0

0/2

Беседа, решение познавательных задач, игра.

Приемы решения изобретательских задач

16

Как решать задачи с помощью ТРИЗ: выявление ресурсов и противоречия. Идеальный конечный результат.

2/2

0/0

2/2

Совместное решение изобретательских задач

Приемы решения изобретательских задач

17

Основные принципы решения задач.

2/2

0/0

2/2

Беседа, деловая игра, тестирование, практикум

Приемы решения изобретательских задач

18

Разборы задач (Как накормить рыбок, Где взять кран, Что покупал покупатель)

2/2

0/0

2/2

Проектирование, моделирование

Сборник изобретательских задач

19

Как создавать  открытые задачи

2/2

0/0

2/2

Проектирование, моделирование

Сборник изобретательских задач

20

Проект «Триз движение и дети»

Групповое проектирование

Индивидуальное проектирование

Защита проектов

2/2

0/0

2/2

Беседа, презентация проекта

Сборник изобретательских задач

Итого:

20/20

5/1

15/19

Планируемые результаты.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1 уровень предполагает приобретение   новых знаний, опыта решения исследовательских и эвристических задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской и эвристической деятельности, умении поэтапно решать исследовательские и эвристические  задачи.

2 уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками исследовательского метода, самостоятельном выборе тем (подтем) исследовательской работы (проекта), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

3 уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательских работ(проектов), участию в различных эвристических олимпиадах и конкурсах по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе реализации задач программы  у школьников   сформируются следующие способности:

  • Рефлексия;
  • Целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • Планирование (составлять план своей деятельности);
  • Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Инициатива при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, интеллектуальными достижениями.

Школьник получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • Адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • Различать способ и результат действия.

    Получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • Строить сообщения, исследовательские работы(проекты) в устной и письменной форме;
  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • Строить рассуждения в форме связи простых и сложных суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Школьник получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения исследовательских и эвристических задач в зависимости от конкретных условий;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы;
  • Использовать речь для регуляции своего действия;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Литература

  1. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
  2. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999. — 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с., 9-е изд., 2009. – 112 с.
  4. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
  5. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
  7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  8. Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. Изд. 2-е, перераб. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 80 с.: ил.
  9. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007. 234 с.: ил.
  10. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил.
  11. Гин, А. А. Школа-фабрика умрет. Что дальше? (Образование на смене цивилизаций). Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2000. – № 5. – С. 200 – 208. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 50.
  12. Гин, А. А. Зоопарк творческих задач. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование,2000. – № 5. – С. 218 – 220. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 1, 2001., с. 53.
  13. Гин, А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 192 – 195.
  14. Гин, А. А. Картотека учителя. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2001. – № 2. – С. 153 – 156.
  15. Гин, А. А. Разговор наедине с классом. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 2, 2001 г., с. 93.

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ 
  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 
  7.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 
  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...