Воспитательная работа
методическая разработка (8, 9 класс)

Попова Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Время искать и выбирать»

Цель: Помочь с определением  выбора будущей профессии, формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Ход проведения

УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья!  Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив, миг мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами тысячи дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь.(слайд 1) Наступило время искать и выбирать

I. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий.(слайд 2) Около 500 профессий исчезают ежегодно, но и столько же появляется новых. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно.

Один добрый и мудрый писатель сказал: (слайд 3)«Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но это для них понедельник — самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу. Это они нет-нет, да и скажут со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию».

II. Работа  обучающихся: (слайд 4)Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.

Обучающиеся на листках записывают свои варианты фраз, затем каждый знакомит со своей версией.

Ответ учителя, обобщение сказанного: (слайд 4) Ваши версии можно обобщить и продолжить выражение такими фразами: «...задуматься о будущем»,  «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни».

III. Найти свое место в жизни, — а это, смотря как искать. Выбрать работу по душе, а можете ли вы  сделать правильный выбор? У вас на партах лежат листки, на них 10 утверждений. Прочитайте, отметьте утверждения, с которыми вы согласны. (слайд5) 

  • профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился. Обсуждаем(слайд 6)

 1-2.Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

IV. Итак, этот опросник подтверждает, что выбирать сложно, а выбирать профессию  очень важное дело в жизни каждого человека. (слайд 7) Сделать оптимальный выбор можно при условии, что совпадают 3 параметра «хочу», «могу», «надо».

Каждый знает, что он хочет. А вот с «могу» и «надо» попытаемся разобраться.

Конечно,  вам не обойтись без необходимой информации, позволяющей сориентироваться в нужном направлении, - первое, знать свои способности и склонности к какому либо виду деятельности, определить к какому типу профессий вы склонны.

Тип профессии указывает на то,  с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий. (слайд 8)

  • (слайд 9) Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек-человек». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
  • (слайд 10) Тип «человек-техник» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
  • (слайд 11) Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
  • (слайд 12) Тип «человек - художественный образ» предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
  • (слайд 13)Тип «человек-природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

V. Тест на определение принадлежности к типу профессии вы заполнили, я обработала результаты и вот, что получилось в целом для класса. (слайд 14)

(слайд 15)А диаграмма представляет результаты для каждого.

С помощью тестирования вы определили к какому типу профессии  склонны.

VI. А теперь с помощью матрицы профессионального выбора определите в каких отраслях в наибольшей мере применимы ваши способности, относящихся к тому или иному типу профессий.(слайд 16)

Для этого рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1–2 варианта).(слайд 16)

Выбранные вами предмет труда и вид деятельности – это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию. В представленной ниже таблице помещена «Матрица профессионального выбора».(слайд 17,18) В её клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления (специальности) и специализации высшего профессионального образования.

VII. Итак, с зоной оптимального выбора «могу» мы определились.

«надо». Что нам предлагает рынок труда на сегодня?  Какие профессии наиболее востребованы? Выпускники каких Вузов не останутся без работы?

По тому, какое второе высшее образование получают люди, можно судить об основных тенденциях на рынке труда, так как второе высшее образование люди получают за свои деньги, сознательно, руководствуясь практическими целями. То есть, получая второе высшее, человек собирается работать по данной специальности и получать хорошую заработную плату. А это говорит о высокой востребованности данной специальности. Так что же происходит сегодня на российском рынке труда, какие профессии являются самыми нужными?(слайд 19)

Аналитики рынка труда утверждают: (слайд 20)

1. Выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке труда - на их долю приходится свыше 40% спроса. И хотя многие сегодня говорят о "перепроизводстве" экономистов, это весьма далеко от реальности. Люди с экономическим и финансовым образованием вот уже много лет уверенно занимают первые строчки в рейтингах престижных профессий. И это не удивительно: бизнес в России развивается стремительно, и именно экономическое образование дает уверенность в завтрашнем дне.

2. Второе место среди востребованных специалистов принадлежит выпускникам технических вузов, особенно тем, которые специализируются в области информационных технологий (IT).

3. Очень велик сегодня спрос на маркетологов и бренд-менеджеров, количество рабочих мест для них увеличивается год от года. Эта тенденция сохранится в ближайшие 3-5 лет, ведь компаний, создающих собственные маркетинговые отделы, становится все больше.

4. Менеджеры по продажам нынче в большом дефиците. Необходимо только отметить, что в последнее время требуются не менеджеры по продажам широкого профиля, а узкие специалисты, например, по продуктам питания, спортивным товарам или определенному оборудованию. Не хватает также торговых представителей и мерчендайзеров. Объясняется это в первую очередь быстрым ростом объемов оптовой и розничной торговли в нашей стране.

5. Разнообразные специалисты для сферы услуг сегодня очень высоко востребованы на рынке труда. Это связано с ростом гостиничного и ресторанного бизнеса в нашей стране, а также увеличением потребления всех других видов услуг населением. Такая тенденция прогнозируется и на ближайшие годы. Например, развитие платной медицины обуславливает высокий спрос на медицинских работников всех уровней и специализаций.

6. Рекламный бизнес переживает сегодня активный подъем, а вот специалистов не хватает. Дело в том, что в подходах к обучению "рекламщиков" пока существуют разногласия. Большинство вузов стремится подготовить специалистов широкого профиля - маркетологов или менеджеров по рекламе, а на рынке требуются более узкие специализации, такие, как рекламный дизайн, реклама в IT и т.п.

7. Дизайнеры. Сегодня дизайн в России - одно из самых перспективных направлений. Ведь уровень жизни многих людей растет, и они начинают испытывать все большую потребность в красивых интерьерах, предметах роскоши, эксклюзивной одежде. А вот в выборе всего этого помогают обычно дизайнеры. Проблема сегодня состоит в том, что российская школа дизайна практически не развивалась до конца 90-х годов. И таких специалистов единицы.

8. Переводчики. Здесь тоже наблюдается усиление специализации: нужны профессионалы в определенных областях перевода - экономике, политике, юриспруденции, финансах, страховании и других.

В заключение необходимо отметить, что в качестве основной из ведущих тенденций аналитики рынка труда отмечают сегодня большое увеличение спроса на квалифицированных руководителей всех уровней, то есть, на "профессиональных" администраторов. Таких людей пока еще очень мало, ведь и российский бизнес по мировым меркам еще совсем молод!

VIII.  В заключение мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым.

А закончить наш классный час хочется вот такими словами: «В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: (слайд 21)

                                           “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Время делать выбор

Слайд 2

«Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется возвращаться домой»

Слайд 3

Чтобы многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... (продолжите фразу)

Слайд 4

«...задуматься о будущем» «...выбрать работу по душе» «...найти свое место в жизни».

Слайд 5

профессия выбирается раз и навсегда. выбор профессии зависит от толщины кошелька. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. профессия предназначена человеку от рождения. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит. профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. профессию следует выбирать, уже став взрослым. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна. психолог – не помощник в выборе профессии.

Слайд 6

1-2.Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста. 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию. 7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Слайд 8

«человек-человек» «человек-техник» «человек-знаковая система» «человек - художественный образ» «человек-природа»

Слайд 9

Востребованные профессии в 2020-2030 гг. Программист и разработчик приложений Инженер 3D-дизайнер Контент-менеджер, специалист по рекламе Специалист по безопасности Урбанист, специалист по градоустройству

Слайд 10

“ ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....