Образовательная программа по научно-техническому направлению для старшего возраста
рабочая программа на тему

Тютина Гульсина Гелусовна

Видеостудия «ФОТОН»

 

(образовательная программа по научно-техническому направлению для старшего возраста)

Человечество  издревле стремилось сохранять яркие моменты своей жизни, которые затем становились историческими: насечки на скалах, рисунки, фотографии…

Сегодня зачастую эту задачу решают с помощью видеокамеры, получая «живое изображение». Но в XXI веке «сырой» видеоматериал не актуален. Необходимым атрибутом становится – обработка информации, превращение перманентного материала в произведение искусства.

Данная программа направлена на овладение учащимися знаниями, умениями и  навыками работы с программными средствами видеомонтажа, на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование эстетического и эргономического вкуса, привлечение их к общественной жизни школы.

            Занятия видеомонтажом  способны расширять познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести людям пользу, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе).

            Нововведением данной программы является включение периода по обучению детей работы с камерой, азам видеосъемки, создание сценария видео фильмов.

Актуальность данной программы заключается в приобретении учащимися практических навыков работы, как с новейшими программными средствами  видеомонтажа, так и с техническими средствами видеосъемки, развитие режиссерских, актерских способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_foton.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЗОВАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Утверждаю:                                          Согласовано:                                           Рассмотрено на заседании

Директор МБОУ «БСОШ №1»          Зам. директора   по УВР                       Школьного методобъединения

С.Ю.Заморина                                     О.М.Колымагина                                           Рук. Н.Л.Андрющенко

___________________                    ________________________             _____________________

«4» сентября 2014 г.                        «4» сентября 2014 г.                        протокол № ___от «3» октября 2014 г.

Видеостудия «ФОТОН»

(образовательная программа по научно-техническому направлению для старшего возраста)

Срок реализации – 2 года

Составитель:

Тютина Гульсина Гелусовна,

учитель информатики и ИКТ  МБОУ «БСОШ №1»

г. Александровск, 2014 г.

Пояснительная записка

Человечество  издревле стремилось сохранять яркие моменты своей жизни, которые затем становились историческими: насечки на скалах, рисунки, фотографии…

Сегодня зачастую эту задачу решают с помощью видеокамеры, получая «живое изображение». Но в XXI веке «сырой» видеоматериал не актуален. Необходимым атрибутом становится – обработка информации, превращение перманентного материала в произведение искусства.

Данная программа направлена на овладение учащимися знаниями, умениями и  навыками работы с программными средствами видеомонтажа, на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование эстетического и эргономического вкуса, привлечение их к общественной жизни школы.

        Занятия видеомонтажом  способны расширять познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести людям пользу, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе).

        Нововведением данной программы является включение периода по обучению детей работы с камерой, азам видеосъемки, создание сценария видео фильмов.

Актуальность данной программы заключается в приобретении учащимися практических навыков работы, как с новейшими программными средствами  видеомонтажа, так и с техническими средствами видеосъемки, развитие режиссерских, актерских способностей.

Цель: организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в различные виды организации видеосъемки и видеомонтажа.

Образовательный аспект:

- формирование системы знаний по видеосъемке  и видеомонтажу;

- обучение основам дизайна видеоклипов, игровых фильмов;

Воспитательный аспект:

-   воспитания эстетичности, эргономичности, креативности мышления;

- воспитание настойчивости в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;

-  повышение уровня самостоятельности детей, уровня их способностей и возможностей к построению собственной деятельности, инициативности.

- воспитание педантичности и аккуратности при работе с техническими и программными средствами;

- воспитание уверенности в собственных силах;

Развивающий аспект:

-  развитие эмоциональной сферы ребенка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие мотивации к приобретению практических знаний, умений и навыков необходимых как в обучении, так и в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе ученик должен:

знать:

 - основные аспекты видеосъемки, технологии видеомонтажа (захват видео, видеосцены, переходы, титры, неподвижные изображения, звуковые эффекты, меню диска, основы видеоклипов, подрезка видеоклипов, разделение и объединение клипов, использование видеоэффектов, улучшения изображения, эффекты времени, цветовые эффекты, стилевые эффекты, вывод фильма);

         уметь:

- проводить видеосъемку из различных ракурсов;

- оценивать и планировать  технику видеосъемки;

- владеть функциями видеосъемки;

- производить захват видеоинформации;

- просматривать, создавать, редактировать видеоматериал;

- пользоваться аудио и видео инструментами программных средств;

- производить вывод видеоклипа;

- устранять неполадки во время работы

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании технических и программных средств;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В ходе реализации данной  программы используются методы и приемы, способствующие стимулирования познавательной деятельности обучающихся, раскрытию личности ребенка, проявлению его индивидуальности: дискуссия, круглый стол, беседа, метод демонстраций, практические работы. Для объективной оценки были определены следующие системы: пятибалльная система с одновременным использованием методов самооценки и взаимооценки, система рейтинга,  система оценивания по разработанным критериям, педагогическое тестирование на компьютере.

Для диагностики работы были определены следующие методы: эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, метод общественной экспертизы, анализ литературы по данной теме.

Форма подведения итогов по реализации программы – творческий отчет учащихся.

Данная образовательная программа рассчитана на детей старшего школьного возраста (8-11 класс) и предполагает двухгодичный срок реализации.

Занятия проводятся  2 раза в неделю по 1,5 часа (два урока по 45 минут), что составляет 102  часов в год, 204 часа за два года. Нагрузка педагога: 3 академических часа в неделю (4 урока по 45 минут).

Набор детей организован по желанию. Дети неподготовленные, начинают осваивать основы видео и фотоискусства с азов.  Занятия проводятся на базе МБОУ «БСОШ №1» в кабинете информатики. После окончания курса кружковцы смогут продолжить в других кружках, полученные знания пригодятся в образовательной и трудовой деятельности.

Программа адаптированная, составлена с помощью программы «Основы видеомонтажа», составитель: Кобозева Татьяна Евгеньевна, учитель информатики, Р.п.Дмитриевка, Смоленская область.

Диагностика, форма подведения итогов: анкета, тест.

Дети примут участие в школьных, районных, краевых  конкурсах видео и фототворчества «Весенняя капель», «Снимается кино», «Говорит и показывает компьютер» и др.

Первоначальная мотивация к изучению информатики у школьников высокая. В их сознании информатика связывается с компьютерами, а научиться работать на компьютере хочет практически каждый.

Моя  педагогическая задача как учителя состояла в том, чтобы, не потеряв положительный заряд этой первоначальной мотивации, настроить учеников на изучение очень серьезного и непростого общеобразовательного предмета. Необходимо было так построить занятия, чтобы компьютер из объекта изучения превратился в средство для развития ученика. И передо мной встала задача спланировать внеклассную работу по информатике так, чтобы можно было раскрывать  потенциальные возможности, развивать творческие способности учащихся и  направлять их на креативную деятельность.

Поэтому темой своей работы я выбрала «Формирование творческой потребности и творческой активности школьников в дополнительном образовании». Я считаю эту тему актуальной на сегодняшний день, когда наиболее значимой задачей образования становится направленность педагогического процесса на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность детей в разнообразных сферах организуемой педагогом школьной жизни.

Цель моей работы: создание условий для формирования творческой потребности и творческой активности школьников.

        Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.    Создать творческую обстановку в ходе учебного процесса:

  • использовать на занятиях элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания и др.;
  • применять систему инновационной оценки «Портфолио»;
  • обучить школьников методу проектной деятельности;

2. Предоставить возможность творческой реализации учащихся во внеучебное время:

  • привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности ;
  • стимулировать познавательный интерес учащихся через дополнительные занятия, дополнительное образование.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий для обучения были выбраны, с моей точки зрения , наиболее эффективные, наиболее подходящие к заданным  условиям:

  • проектные методы обучения;
  • технология модульного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  •  обучение в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникационные технологии;

Учебно-тематический план

№ темы

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Видеокамеры

4

-

4

2.1

Основные характеристики видеокамер

3

-

3

2.2

Правила пользования видеокамерой

1

-

1

3

Видеосъемка

9

17

26

3.1

Простая запись/воспроизведение

2

5

7

3.2

Функции, используемые для записи/воспроизведения

2

5

7

3.3

Индикаторы, отображаемые во время записи/воспроизведения

2

-

2

3.4

Использование меню

2

5

7

3.5

Воспроизведение изображения

1

2

3

4

Видеомонтаж

18

53

71

4.1

Захват видео

1

3

4

4.2

Видеосцены

1

5

6

4.3

Переходы

1

3

4

4.4

Титры

1

3

4

4.5

Неподвижные изображения

1

3

4

4.6

Звуковые эффекты

2

8

10

4.7

Меню диска

2

3

5

4.8

Основы игрового кино

15

30

45

4.9

Основы видеоклипов

10

33

43

4.10

Эмпирические правила редактирования видео

1

-

1

4.11

Вывод фильма

2

3

5

5

Устранение неисправностей при работе

1

-

1

6

Творческие  работы

-

35

35

6.1

Творческая работа «Моя семья»

-

7

7

6.2

Творческая работа «Моя школа»

-

7

7

6.3

Творческая работа «Моя класс»

-

7

7

6.4

Творческая работа «Наш город»

-

5

5

6.5

Презентация работ

-

7

7

7

Творческий отчет

-

4

4

7.1

Подготовка

-

2

2

7.2

Творческий отчет

-

2

2

8

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО

54

150

204

Содержание дополнительных образовательных программ

Видеокамеры.

Теория.  Основные виды и характеристики видеокамер. Вложенные функции в  видеокамерах. Изменение настроек.  Зарядка батарейного блока. Установка носителя видеоинформации (диск, кассета, флеш). Правила пользования видеокамерами.

Видеосъемка.

Теория. Простая запись/воспроизведение. Функции, используемые для записи/воспроизведения. Индикаторы, отображаемые во время записи/воспроизведения. Использование меню. Воспроизведение изображения.

Практика. Простая запись/воспроизведение. Использование трансфокации. Использование вспышки. Съемка в условиях недостаточной освещенности. Регулировка экспозиции объектов с подсветкой сзади. Фокусирование на объекте съемке, смещенном относительно центра. Фиксация изображения для выбранного объекта. Использование штатива. Использование плечевого ремня. Использование меню элементов. Настройка  персонального меню. Воспроизведение изображения. Поиск начала записи. Воспроизведение изображения на экране ТВ.

Видеомонтаж.

Теория. Захват видео. Видеосцены. Переходы. Титры. Неподвижные изображения. Звуковые эффекты.  Меню диска.  Видео и аудио- инструментарий. Основы видеоклипов. Вывод фильма. Эмпирические правила редактирования видео.

Практика. Захват видео. Процесс захвата. Параметры качества захвата. Видеосцены. Открытие захваченного видео файла. Просмотр захваченного видео. Выбор сцен и файлов. Отображение информации сцен и файлов. Объединение и разделение сцен. Переразбивка сцен. Переходы. Типы переходов и их применение. Предварительный просмотр переходов в фильме. Титры. Вызов редактора титров. Элементы управления редактора титров. Альбом редактора титров. Неподвижные изображения. Редактирование неподвижного изображения.  Звуковые эффекты.  Линия времени аудиодорожек. Вставка звука. Подрезка аудиоклипов. Громкость и микширование звука. Звуковые эффекты. Меню диска. Использование меню альбома. Редактирование меню на временной шкале. Применение видео и аудио- инструментария. Основы видеоклипов. Добавление видеоклипов в фильм. Подрезка видеоклипов. Разделение и объединение клипов. Использование видеээффектов. Улучшение изображения. Эфекты времени. Цветовые эффекты. Занимательные эффекты. Стилевые эффекты. Вывод фильма. Сохранение фильма в виде файлов различных типов.

Устранение неисправностей при работе.

Теория. Устранение неисправностей при работе с камерой. Предупреждающие индикаторы и сообщения. Основные неисправности при видеомонтаже. Сбой в режиме редактирования. Сбой в начале захвата. Сбой при выводе фильма.

Практика. – Работа с камерой

Творческие работы.

Практика. Творческие работы. Осуществление видеосъемки. Захвата информации. Создание видеоклипа, игрового кино. Вывод фильма. Презентация работы.

Творческий отчет.

Практика. Подготовка к мероприятию. Проведение творческого отчета.

Методическое обеспечение

Наименование раздела и темы

Форма

Методы, методические приемы, дидактический материал, техническое оснащение, форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Круглый стол

Методы: беседа, объяснение через наглядные просмотры, стимулирование эмоционального отклика на приобретение практических навыков для дальнейшей жизни;

Дидактический материал: видеоролики

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

2

Видеокамеры

2.1

Основные характеристики видеокамер

Лекция

Методы: объяснение через наглядные просмотры;

Дидактический  материал: фотографии видеокамер;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты.

2.2

Правила пользования видеокамерой

Беседа

Методы: объяснение через наглядные просмотры, беседа;

Дидактический  материал: фотографии видеокамер;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты.

Подведение итогов: мини викторина  «Моя видеокамера»

3

Видеосъемка

3.1

Простая запись/воспроизведение

Лекция/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Простая запись/ воспроизведение изображения средствами съемки»;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты с функциями видеосъемки, компьютер, проектор.

3.2

Функции, используемые для записи/воспроизведения

Лекция/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Функции, используемые для записи/воспроизведения»;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты с функциями видеосъемки, компьютер, проектор.

3.3

Индикаторы, отображаемые по время записи/воспроизведения

беседа

Методы: объяснение через наглядные просмотры;

Дидактический  материал: фотографии видеокамер;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты.

3.4

Использование меню

Беседа/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Использование меню при проведении видеосъемки»;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты с функциями видеосъемки, компьютер, проектор.

3.5

Воспроизведение изображения

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Воспроизведение изображения»;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты с функциями видеосъемки, компьютер, проектор.

Итоговый контроль:  съемка общешкольного мероприятия

4

Видеомонтаж

4.1

Захват видео

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Захват видео»;

Техническое обеспечение: видеокамеры, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты с функциями видеосъемки, кабели передачи информации, компьютер, проектор.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.2

Видеосцены

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  видеоматериал;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.3

Переходы

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  видеоклипы;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.4

Титры

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  видеоклипы;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.5

Неподвижные изображения

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  видеоклипы;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.6

Звуковые эффекты

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  видеоклипы, аудиофайлы;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки, наушники.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.7

Меню диска

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  видеоклипы;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.8

Видео и аудио - инструментарий

Рассказ/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Видео и аудио – инструментарий»;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки, наушники.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.9

Основы видеоклипов

беседа/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  сборник видеоклипов;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки, наушники.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

4.10

Эмпирические правила редактирования видео

дискуссия

Методы: беседа;

Дидактический материал: видеоролики, памятки

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки.

4.11

Вывод фильма

лекция/практика

Методы: объяснение через наглядные просмотры/ практические работы;

Дидактический  материал:  презентация «Вывод фильма»;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки, наушники, носители.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

Итоговый контроль:  обработка снятого материала (школьный праздник).

5

Устранение неисправностей при работе

дискуссия

Методы: беседа, объяснение через наглядные просмотры;

Дидактический материал: плакаты, памятки;

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки, видеокамера.

Программное обеспечение: программа видеомонтажа.

6

Творческие работы

6.1-6.3

Творческие работы «Моя семья»,

«Моя школа»,

«Мой класс»

Практика

Методы: практическая работа (видеосъемка, осуществление захвата видео, создания и вывода видеоклипа), индивидуальная и групповая работа, ролевое взаимодействие;

Дидактический материал: видеофрагменты, фотографии;

Техническое обеспечение: видеокамеры, фотоаппараты, сотовые телефоны с функциями видеосъемки, компьютер,  колонки, наушники, носители.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

Итоговый контроль: защита созданных видеоклипов.

6.4

Творческая работа «Наш город»

практика

Методы: коллективная практическая работа (видеосъемка, осуществление захвата видео, создания и вывода видеоклипа), ролевое взаимодействие, стимулирование эмоционального отклика на  гражданские и общечеловеческие ценности;

Дидактический материал: видеофрагменты, фотографии, рукописи и т.д.;

Техническое обеспечение: видеокамеры, фотоаппараты, сотовые телефоны с функциями видеосъемки, компьютер,  колонки, наушники, носители.

Программное обеспечение: программа  видеомонтажа

Итоговый контроль: защита коллективного проекта.

7

Творческий отчет

7.1

Подготовка

Подготовка к празднику

Методы: обобщение информации, самоорганизация школьников;

Техническое обеспечение: видеокамера,  компьютер,  проектор, колонки, диски с созданными фильмами.

7.2

Творческий отчет

Общешкольный праздник «Камера! Мотор»

Методы: презентация работ, съемка зрительного зала в режиме «реального времени»;

Техническое обеспечение: видеокамера,  компьютер,  проектор, колонки, диски с созданными фильмами.

8

Итоговое занятие

Круглый стол

Методы: подведение итогов, вручение Свидетельства видеолюбителя.

Список литературы для педагога

Михлин Е. как самому записать и смонтировать видеофильм с помощью домашнего ПК и Pinnacle,  М.: Studio DiaSoft, 2005.

Райджер Л. Цифровое видео. Руководство по видеосъемке, М.: ЭКСМО, 2005.

Ривкин М.Ю.  Видеомонтаж на домашнем компьютере. Учебное пособие, М.: Лучшие книги, 2005.

Список литературы для детей

Артеев К., Видеомонтаж на ПК. Визуальный самоучитель, М.: Триумф, 2006.

Питер Уэллс  Цифровое видео. Практическое руководство для начинающих. М.: Ниола 21 век, 2005.

Ривкин М.Ю.  Видеомонтаж с нуля, М.: Лучшие книги, 2005.

Столярова Е., Столяров А.  Ваш первый видеофильм, М.: НТ Пресс, 2004.

Столярова Е., Столяров А.  Монтаж и запись видеофильмов. Шпаргалка, М.: НТ Пресс, 2005.