Методическая разработка классного часа по теме: «Агрессия. Агрессивность. Жестокость».
классный час на тему

Лосик Татьяна Матвеевна

Классный час по данной теме спланирован в форме беседы - дискуссии и является актуальным, так как в настоящее время повышенная раздражительность и агрессивность свойственна многим подросткам.  Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Заволжский автомоторный техникум"

Методическая разработка

Классный час по теме:

«Агрессия. Агрессивность. Жестокость».

Классный руководитель:

Лосик Татьяна Матвеевна

Группа Ра-10

Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Классный час - беседа

Актуальность

В настоящее время, повышенная раздражительность и агрессивность свойственна многим подросткам и взрослым, не зависимо от их возраста и социального положения.

Современные подростки сталкиваются с недостаточным вниманием к их проблемам со стороны родителей, они не чувствуют себя достаточно защищенными в среде, в которой они находятся. Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

 Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет.

Цель

  • Знакомство студентов, с помощью информационно-компьютерных технологий, с бесконфликтным поведением, с понятиями агрессии, агрессивности, жестокости с видами, формами проявления агрессии и поведением в конфликтных ситуациях.
  • Научить справляться со своей агрессией
  • Воспитывать сочувствие, сопереживание друг другу, развивать стремление к самосовершенствованию.

Задачи

  1. информировать подростков о бесконфликтном поведении, о понятиях: агрессия, агрессивность, жестокость
  2. активизировать, с помощью ИКТ, сенсорные каналы восприятия для осознания агрессии, ее природы  и смысла;
  3. способствовать формированию умения использовать безопасные способы выражения агрессии в практических ситуациях;
  4. применить возможности ИКТ для актуализации и обобщения опыта выражения чувств .

Главная воспитательная цель занятия

 Обучение навыкам «активного слушания» и применения безопасных способов поведения в конфликтных ситуациях.

Методы

Практические (тестирование), наглядные (демонстрация слайдов, словесные (дискуссия).

Оборудование: телевизор, компьютер

План классного часа.

  1. Организационный момент (Цели, задачи, психологический настрой обучающихся).
  2. Беседа классного руководителя,

- раскрытие понятия агрессия

- причины появления агрессии

- способы преодоления агрессии

  1. презентация «Агрессия, агрессивность, жестокость» с комментариями психолога.
  2. Тренинг для учащихся:

5. Подведение итогов.

Агрессия: сущность, причины, избавление.

Агрессия – любая форма поведения человека, носящая в себе разрушительный характер и нацеленная на принесение ущерба людям либо вызывающая у них психологический дискомфорт. Определение агрессии зачастую связывают с эмоциями под названием “злость” и “ненависть”. Безусловно, данные эмоции очень часто играют одну из главных ролей в выражении агрессивного поведения человека по отношению к другим людям, но это не есть аксиома. Нередки случаи, когда причинение ущерба человеку посредством агрессии происходило в абсолютно хладнокровном состоянии, без какого-либо намека на злость или ненависть. Более того, часто люди проявляют агрессию к своим самым близким людям, которых они любят и ценят. Примером этого может быть насилие в семье, когда в треугольнике “отец” – “мать” – “дети” каждый способен проявить агрессию по отношению к близкому человеку. Казалось бы, какая агрессия может быть между самыми родными людьми? Оказывается, может. И многие, становясь агрессорами, даже перестают замечать и контролировать свое поведение. Так, если в семье произойдет ссора, и муж, в эпицентре скандала, ударит жену с целью убеждения ее в своей правоте (что является проявлением агрессии), и супруга при этом промолчит и не сделает никаких ответных действий, то при следующем скандале супруг будет воспринимать рукоприкладство как самый действенный метод убеждения в правильности своей точки зрения.

Многие авторы под агрессией подразумевают лишь действия, нацеленные на принесение ущерба, направленные на живые существа. Иначе говоря, бой посуды, разбиение при помощи тяжелого предмета соседского автомобиля, удары ногами по мебели и т.п. не являются проявлением агрессии, а относятся к разряду экспрессивного, эмоционального поведения. Несмотря на правдивость данного утверждения, следует заметить, что ярко выраженное эмоциональное поведение способно со временем превратиться в агрессию по отношению к живым людям. У человека, испытывающего постоянные вспышки гнева, которые выражаются в нанесении ущерба посуде, мебели и предметам гардероба, шансы начать проявлять агрессию по отношению к людям гораздо выше, нежели у психически уравновешенного человека, отвечающего за свои слова и эмоции, умеющего, когда это необходимо нажать на “тормоз”.

Однако не всегда проявление агрессии со стороны человека является непосредственно агрессией, то есть несет в себе стремление нанести вред другому человеку. Порой данная “агрессия” является не более чем показухой и призвана привлечь пристальное внимание других людей. Примером может быть семейная пара, отправившаяся в кафе на ужин. Пара тихо сидит за столиком, что-то обсуждают, и вдруг один из них вскакивает из-за стола и кричит: “Сколько ты будешь мне портить жизнь? Это была последняя капля моего драгоценного терпения! Официант – счет!”, на стол демонстративно бросаются вилки, причем с максимально возможной силой для создания большего эффекта, и “агрессор” уходит. При этом остаются совершенно непонятны причины подобного поведения, порой данные действия не поддаются объяснению. В основе произошедшего не последнюю роль играет желание человека привлечь к себе внимание окружающих и непосредственного собеседника, человек начинает вести себя не в соответствии с тем, что он чувствует, превращаясь в актера и играя свою роль. Однако большинство “актеров” настолько вживаются в свою роль, что не замечают того, как переступают границу пафосности. В результате, стремясь показаться в глазах других людей сильными и свободными, они, показательно унижая собеседника, показывают отсутствие у себя культуры и воспитания

Причины агрессии.

Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Попытаемся выделить основные из них:

1. Злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами. У человека, увлекающегося потреблением алкоголя сверх нормы, постепенно начинает расшатываться нервная система, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации. Употребление наркотических средств даже в самом малом количестве вызывает привычку и мощную потребность человека в наркотиках, а вследствие несвоевременного получения очередной дозы у “человека” начинается “ломка”, вызывающая сильнейшее проявление агрессии по отношению ко всем людям без разделения на друзей и врагов.

2. Проблемы в личной жизни. К данной причине относится как отсутствие постоянного партнера, так и проблемы в сексуальной жизни. Когда человек никак не встретит спутника (-цу) жизни, он чувствует себя одиноким. Чувство одиночества гложет человека изнутри, он не понимает, почему не может никому понравится. Со временем чувство одиночества вызывает депрессию, а после переходит в агрессивное состояние. Человек начинает злиться на самого себя и на других людей, проявляя агрессию при каждом упоминании своей проблемы другими людьми. От проблем в  сексуальной жизни мужчин чаще всего страдают их спутницы, так как мужчина, ощущая свое бессилие, способен искать виновного, и, как ни странно, находит рядом с собой, обвиняя женщину в том, что она не способна завести его, что она поправилась и т.д.

3. Детские психические травмы. Нередко ребенок заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями вследствие грубого отношения родителей друг к другу и к ребенку. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, имеющими выяснять взаимоотношения при ребенке. Строгое воспитание также является существенной причиной агрессивности, так как, повзрослев, у бывшего ребенка появляются свои дети, которых он воспитывает так же, как его воспитывали родители. Если вы воспитываете своего ребенка агрессивными методами, все ему запрещаете и наказываете ударами за каждую провинность – ждите такого же отношения к своим внукам.

4. Увлечение просмотром триллеров и квест-играми. Если человек большую часть времени проводит за просмотром триллеров и фильмов ужасов, это негативно сказывается на его психике. Особенно справедливо это  по отношению к подрастающему поколению. В США известен случай, когда после просмотра очередного триллера школьник в классе открыл огонь из боевого пистолета по одноклассникам и учителям. Современные игры также перенасыщены актами насилия. Всем известна игра “DOOM”, в которой главный герой при помощи различных видов оружия легко расправляется с врагами. А ведь некоторые игроки способны ставить себя на место главного героя игр, стремясь подражать ему они стирают грань между жизнью и виртуальной реальностью.

5. Отказ от отдыха, недосыпание. Человек, отдыхающий всего лишь 2-3 часа в сутки, не успевает возобновить свои силы, которых не хватает для обеспечения сопротивляемости стрессовым ситуациям. В результате при наступлении данных стрессовых ситуаций человек теряется, начинает злиться на других людей, не в состоянии спокойно оценить ситуацию.

Борьба с агрессией.

Многих людей интересует вопрос: “Можно ли избавиться от агрессивного поведения?”. Конечно можно. Агрессия, как и многие другие модели поведения человека, способны изменяться под влиянием воли человека. Зачастую люди, даже не замечая этого, вешают на себя многочисленные ярлыки, наделяют себя качествами, которые им абсолютно не присущи и даже чужды. Так, мнительный человек, проявив свою несдержанность, может повесить на себя ярлык “Я агрессивный”, хотя на самом деле его несдержанность вызвана внешними факторами. Напротив, человек с повышенным уровнем агрессивности может оценивать свое поведение как вполне адекватное, не осознавать своей проблемы, приносить близким людям вред. Агрессия имеет свойство накапливаться, поэтому, если вы вдруг почувствуете желание ударить по чему-либо или закричать во весь голос, главное правило – не сдерживать себя, иначе ваша агрессия накопится и ее уровень превысит “точку кипения”, после которой начнется ее бесконтрольный выход. Однако не стоит проявлять агрессию по отношению к другим людям, пусть объектом вашей агрессии станут невоодушевленные предметы.

Предоставлять выход своему гневу для человека такой же естественный процесс, как и дыхание. Не идите на поводу у общества, считающего, что проявление агрессивности – показатель неуравновешенной психики и отсутствия воспитания. На сегодняшний день в мире обитает множество “агрессоров” – людей, дошедших до своей “точки кипения” и готовых в любую секунду осуществить мощный выброс злости и агрессии. Это связано со следованием навязанным обществом принципов, в результате которого человек, испытывающий агрессию, вынужден подавлять ее в себе. Подавление человеком агрессии зачастую приводит к разнообразным формам невроза, лечение которого происходит не только на духовном, но и на медицинском уровне. Если вы хотите сохранить свои нервы в нормальном состоянии, вам следует позволять себе злиться.

Одной из серьезных ошибок человека при испытании стрессовой ситуации в процессе общения с другими людьми является желание мгновенно ответить на стресс. Иными словами, если человек случайно задел вас неосторожным словом, вы тут же отвечаете ему ответной грубостью, тем самым проявляя, в определенной степени, агрессию. Во избежание агрессивного поведения как реакции на раздражитель следует сделать паузу и сосчитать до пяти, после чего можно адекватно ответить своему собеседнику. Если вас мучают постоянные переживания, нервы пошаливают и вы чувствуете, что вот-вот сорветесь с катушек – бросьте все дела и пойдите прогуляйтесь, либо поспите. Отдых – незаменимое средство борьбы с агрессией.

И, наконец, один важный совет – чаще улыбайтесь. Улыбаясь, человек делает красивым не только свое лицо, но и свою душу. С улыбчивым и приветливым человеком чаще всего заводят разговор люди, он пользуется успехом, с ним с удовольствием поддерживают контакт. Мнение людей о таком человеке чаще всего положительное, соответственно, они будут ценить такого собеседника, а человек, в свою очередь, не будет стремиться проявлять агрессию, так как он не будет чувствовать себя одиноким.

Автор: Антон Ясыр

Тренинг обучающихся

Тест «Уровень агрессии»

Даже самый спокойный человек может вспылить, ответить резко, однако некоторые люди настолько агрессивны, что с ними трудно общаться. С помощью этого теста попытайтесь понять, есть ли у вас тенденции к агрессии, и если да, определите, насколько высок уровень вашей агрессивности. Прочитайте высказывания и дайте им оценку с помощью слов «да» или «нет».
1. Иногда в вас закипает такая злость, что вы не выдерживаете и взрываетесь.
2. Если вы замечаете, что ваше раздражение передается окружающим, вы стараетесь взять себя в руки.
3. Избавиться от накопившихся негативных эмоций вам помогает особый ритуал: удары по боксерской груше, бег вокруг дома и т. п.
4. На работе вы ведете себя спокойно, сдержанно, вся накопившаяся злость находит выход по приходе домой.
5. Вы часто понимаете, что ваше поведение вызывает у кого-то из окружающих вас людей сильное раздражение, но не хотите или не можете изменить себя.
6. Если вам нагрубили, вы сдерживаете себя и не отвечаете грубостью.
7. Вы можете честно признаться самому себе: «Я плохой человек».
8. Ваша злость и ярость помогает вам добиться того, чего вы хотите, от других людей.
9. Вы часто оказываетесь вовлеченным в одну из противоборствующих группировок.
10. Иногда вам нестерпимо хочется с кем-нибудь поскандалить.
11. За свою грубость вам почти всегда приходится расплачиваться.
12. Разозлить вас может какая-нибудь мелочь.
13. Если вы в гневе, то можете ударить кого-нибудь.
14. Чтобы дать выход злости, вы набрасываетесь на неодушевленные объекты: бьете кулаком по стене, пинаете ногой стул, бросаете посуду, ломаете мебель.
15. Позволить себе разгневаться вы можете там, где нет знакомых и близких людей.
16. Вы понимаете, что характер у вас не самый лучший.
17. На чужое критическое замечание вы можете ответить очень резкой отповедью.
18. Иногда вы ненавидите или презираете самого себя.
19. Иногда вам нужно как следует разозлиться, чтобы заставить себя приняться за дело.
20. Случается, что вы попадаете в дурную компанию.
21. Поругавшись с кем-нибудь, вы испытываете облегчение.
22. Люди обижаются на вас за резкость.
23. Если вы очень устали, то вам нетрудно выйти из себя.
24. Если человек, обидевший вас, извиняется, ваша злость улетучивается.
25. Бороться с раздражительностью вам помогают спорт, туризм, культурно-развлекательные мероприятия.
26. Вы можете разговаривать с продавцом или сотрудником службы, куда вы обратились, очень резко.
27. Окружающие считают, что у вас острый язык, и стараются не задевать.
28. Если кто-то из окружающих проявляет грубость, вы тоже заводитесь.
29. Вы считаете, что все плохое, что с вами случилось, заслужено вами.
30. Вы уверены, что злость не мешает, а помогает вам в жизни.
31. Вам приходится часто скандалить в очередях.
32. Вас называют злым и нетерпимым, но вы с этим не согласны.
33. Вы уверены, что гневливость вредит вашему здоровью.
34. Вы замечаете, что иногда злитесь без всякой на то причины.
35. Разозлившись, вы очень быстро остываете.
36. Успокоиться вам помогает какое-нибудь занятие: просмотр телепрограмм, чтение книги, хозяйственные дела, работа.
37. На работе вы ведете себя спокойно, зато в общественном транспорте или магазине можете вспылить.
38. Вы считаете себя человеком резким или категоричным.
39. Вы не миритесь с шутками в свой адрес и всегда умеете поставить остряка на место.
40. Вам свойственно злиться на самого себя, если на это есть причина.
41. Общаясь с домашними, вы обычно принимаете серьезное и суровое выражение лица.
42. Если бы вас позвали на баррикады, вы бы обязательно пошли.
43. Злость делает вас активным и энергичным.
44. Не удержавшись от резких выражений, вы потом долго переживаете.
45. Иногда вам кажется, что вы всех ненавидите.
46. Если вы ощущаете прилив злости, вы уходите куда-нибудь, потому что не желаете никого видеть.
47. Свое зло вы срываете на вещах того, кто вас обидел.

48. Вы можете быть настолько агрессивным в общественном транспорте или очереди, что потом испытываете стыд за свое поведение.
49. Вы знаете, что часто проявляете упрямство и несговорчивость.
50. Вы умеете ладить с теми, кто специально провоцирует грубость.
51. Вы считаете, что наказание за грехи, которое можете получить, будет заслуженным.
52. Вы знаете, что можете влиять на людей, изобразив гнев. Однако это всего лишь игра, на самом деле вы не испытываете данного чувства.
53. Вам хотелось бы отстаивать общие интересы на каком-нибудь митинге протеста.
54. Пережив вспышку злости, вы некоторое время чувствуете себя хорошо.
55. Вы знаете, что ваша раздражительность может испортить отношения с друзьями и близкими.

Проанализируйте свои результаты. Уровень агрессии определяется по 11 параметрам. За каждый ответ, соответствующий ключу, дается 1 балл. Чем больше сумма баллов, тем выше показатель агрессии, измеряемый по данному параметру.
1. Спонтанность агрессии. Вычисляется по количеству утвердительных ответов на вопросы 1, 12, 23, 34, 45.
2. Неспособность тормозить агрессию. Утвердительный ответ на вопрос.
13, отрицательные ответы на вопросы 2, 24, 35, 46.
3. Неспособность переключать агрессию на какую-либо деятельность или неодушевленные объекты. Отрицательные ответы на вопросы 3, 14, 25, 36, 47.
4. Анонимная агрессия. Утвердительные ответы на вопросы 4, 15, 26, 37, 48.
5. Провоцирование агрессии у окружающих. Утвердительные ответы на вопросы 5, 16, 27, 38, 49.
6. Склонность к отраженной агрессии. Утвердительные ответы на вопросы 17, 28, 39; отрицательные на вопросы 6, 50.
7. Аутоагрессия (агрессия, направленная на себя). Утвердительные ответы на вопросы 7, 18, 29, 40, 51.
8. Ритуализапия агрессии. Утвердительные ответы на вопросы 8, 19, 30, 41, 52.
9. Способность заражаться агрессией толпы. Утвердительные ответы на вопросы 9, 20, 31, 42, 53.
10. Способность испытывать удовольствие от агрессии. Утвердительные ответы на вопросы 10, 21, 32, 43, 54.
11. Расплата за агрессию. Утвердительные ответы на вопросы 11, 22, 33, 44, 55.

Чтобы получить представление об общем индексе агрессии, следует суммировать баллы по всем параметрам.
0—8 баллов. Очень низкий уровень агрессии. Такой результат можно расшифровать по-разному. Вполне вероятно, вы были неискренни, потому что хотели соответствовать общепринятой социальной норме. Эти показатели также обнаруживаются у людей с низкой самокритичностью и завышенными притязаниями.
9—20 баллов. Невысокий уровень агрессии. Такой результат характерен для большинства людей. Основные его показатели – это спонтанность агрессии и неспособность переключать ее на деятельность или неодушевленные объекты.
21—30 баллов. Средний уровень агрессии. Главные показатели – спонтанность, анонимность, незначительная способность к торможению.
31—40 баллов. Повышенный уровень агрессии. Ему чаще всего соответствует то, что характерно для среднего уровня, а также еще два показателя: провокация агрессии и расплата.
41 балл и больше. Очень высокий уровень агрессии. Сюда включаются показатели получения удовольствия от агрессии и провокация агрессивного поведения у окружающих.

Методика экспресс-диагностики невроза

(К.Хек и Х.Хесс)

        Данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков, которое может проявляться в том числе в агрессивном и аутоагрессивном поведении.

1.        Считаете ли вы, что внутренне напряжены?

2.        Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3.        Я чувствую себя легкоранимым.

4.        Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5.        Часто ли без особых причин у вас возникает чувство безучастности и усталости.

6.        У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7.        Часто ли вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя вы стараетесь от них избавиться?

8.        Я довольно нервный.

9.        Мне кажется, что меня никто не понимает.

10.        Я довольно раздражительный.

11.        Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12.        Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13.        Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14.        У меня были очень странные и необычные переживания.

15.        Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16.        В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17.        Легко ли изменить ваше настроение?

18.        Я часто борюсь с собой, чтобы не показать своей застенчивости.

19.        Я хотел бы быть таким же счастливым, каким кажутся другие люди.

20.        Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21.        Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22.        Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23.        Критика или выговор меня очень ранят.

24.        Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25.        Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26.        Я часто испытываю недовольство.

27.        Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28.        Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29.        Большей частью я счастлив.

30.        Я недостаточно уверен в себе.

31.        Я страдаю от чувства неполноценности.

32.        Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

33.        Часто я чувствую себя просто скверно.

34.        Я много копаюсь в себе.

35.        Иногда у меня все болит.

36.        У меня бывает гнетущее состояние.

37.        У меня что-то с нервами.

38.        Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

39.        Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.

40.        Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Ключ к методике.

За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов.

 Можно говорить о наличие невроза, если подросток набрал 24 и более баллов.

Подведение итогов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа на тему: Я и мой сотовый телефон

Переработано большое количество литературы по данной теме, выведен познавательный материал для подростков о том, что представляет собой МРТ, его польза для человека и о необратимые последствия для здо...

Методическая разработка классного часа на тему "День защитника отечества"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "День защитника отечества"Цели занятия: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, правильного восприятия понятия о назначении...

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

Методическая разработка классного часа на тему "Детский телефон доверия"

Классный час на тему: "РАБОТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ ПОД ЕДИНЫМ НОМЕРОМ – ВАЖНЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА"...


 

Комментарии

Шевырева Ирина Владимировна

Очень интересная разработка. Обязательно применю материалы в своей работе. Спасибо!

Лосик Татьяна Матвеевна

Ирина Владимировна! Спасибо большое за отзыв!

Лосик Татьяна Матвеевна

Елена Николаевна! Спасибо огромное за поддержку! Поздравляю с нашим праздником! Всего самого доброго!