Вода - это жизнь!
методическая разработка (5 класс) на тему

Юртаева Ирина Николаевна

Самое обыкновенное вещество "Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_eto_zhizn.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:

«Вода-это жизнь»

Учитель: Юртаева И.Н

Эпиграф:  «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни.

Ты – сама жизнь!»

 ( Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

  1. Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
  2. Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
  3. Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация  « Самое необыкновенное вещество»;

          2. высказывания о воде;

        3. книжная выставка – викторина «Вода? Вода!»;

          4. диски с записями:

                а) 1-й концерт для фортепиано Э.Грига (журчание ручейков);

        г) «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова (ревущий океан);

           ж) музыка для детей;

        з) музыка для релаксации.

           и) минусовая фонограмма песенки «Синяя вода» В. Шаинского;

           к) песня в исп. С.Беликова «Живи, родник»;

  1. пейзажи с изображением водоёмов.
  1. Вводная часть

Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить на этом занятии , вам нужно отгадать загадки.

  1. Не конь, а бежит.

Не лес, а шумит.

  1. Кругом вода,

А с питьём беда.

  1. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

  1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь- вода в руке.

- Итак, река, океан, лёд, снег-всё это ….(вода)

Да, правильно. Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни».

- Как вы думаете, что он имел ввиду? (Без воды не может обойтись ни один человек, ни растительный, ни животный мир)

Ученик: :       Вода – чудесный дар природный,

   Живой, текучий и свободный,

   Картины жизни нашей красит

   В своих трех важных ипостасях!

  То ручейком, то речкой вьется,

  То из стакана наземь льется,

  То застывает тонкой льдинкой,

  красиво названной снежинкой,

  То обретает легкость пара:

  Была, и вдруг ее не стало.

 Учитель:

Вода – самая удивительная жидкость на земле, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь когда его достаточно. Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Вода даёт нам жизнь.

-И так, тема нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия «Вода- это жизнь»

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но как часто мы задумываемся о ней, что такое вода? Несет ли она радость? Как относится к воде? И надо ли её охранять?  Надеюсь, что на эти вопросы каждый из вас сегодня найдет свои ответы.

  1. День воды.

 Учитель: Ежегодно 22 марта, в день весеннего равноденствия, отмечается Всемирный день Воды. Этот Всемирный день объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.  Российская Федерация поддерживает эту традицию с 1995 года.

Наличие такого праздника, как Всемирный День Воды ещё раз напоминает людям о необходимости беречь это богатство природы, о прямой связи жизни и здоровья людей с качеством воды и её количеством. А если добавить сюда неоспоримую роль, которую играют в жизни человечества различные естественные водоёмы, так мило и к месту расположенные в разных уголках Земного шара. Вся история развития человечества показывает борьбу людей за место проживания вблизи природных источников чистой питьевой воды. Они давали людям и мягкий микроклимат, и служили источниками получения пищи, и помогали развиваться сельскохозяйственным культурам.

 «Вода – это жизнь». Казалось, нет штампа привычнее, но исчерпывающее определение дать практически невозможно. Ведь самое главное для нас: Земля – это наш дом, Воздух – отец, Вода – мать.

              Ученик: Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
                   Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей
                   Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
                   Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Послушайте, как прекрасно об этом пишет удивительный знаток русской природы писатель С.Аксаков:

   «Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь всему ее окружающему…

 И горные ключи, и низменные болотные родники бегут  ручейками…  Из многих таких ручейков составляется речка».

 Ученик:     Вот отсюда, именно отсюда,

                                                   Из глубин лесного родника,

                                                   Выбегает голубое чудо –

                                                   Русская великая река…

З. Родники нашего села.

- На территории нашего села находятся родники. О них расскажут дети.

Пиже лисьма (зелёный родник)

В районе нашего села, пожалуй единственный заброшенный родник. А ведь не так давно на этом роднике была запруда, работала на полную силу мельница. Но воду из этого родника нельзя использовать для питья и в хозяйственных целях. В светлой воде не  увидишь водорослей, лягушки и те квакают далеко от этого места. Издалека вода кажется изумрудной. Но подойдя поближе увидишь, что вода красного цвета. Приглядевшись, можно заметить, что красная не вода, а камешки на дне родника. Оказывается, на камень осел толстый слой ржавчины. И вкус воды напоминает водопроводную воду с ржавчиной. В воде много железа.

В старину в  религиозный праздник «Троицу» к этому роднику стекалось множество народа со всех окрестных сёл, с иконами для богослужения.

Кельме лисьма( холодный родник)

Этот родник местные жители считают целебным. К нему собираются на крещение, чтобы набрать воды и хранить её в доме на случай болезни, изгнания бед. Старожилы рассказывают, что жил в селе Наум Жинов. Человек был работящий , здоровый. На 83 году жизни сильно захворал и обратился к детям исполнить его последнюю просьбу – отвезти на Крещение к роднику. На лошади повезли Наума к колодцу, дети помогли ему искупаться в воде. Уже на второй день после купания Наум встал на ноги. Прожил после этого он 103 года.

 Из этого родника пью воду жители всего села.

Агиль лисьма(Родник Агиля)

Этот источник находится недалеко от села Сосновка. Он получил своё название в честь пастуха Агиля. Когда то пастух Агиль из села Татарский Канадей пас овец на склоне холма. У его подножия в ложбинке, он заметил тоненькую ниточку воды. Агиль расчистил место, где пробивала вода. Образовался колодец. Вот уже много лет люди с благодарностью вспоминают пастуха. Вода из «Агиль лисьмы» очень мягкая. А чай, заваренный на этой воде, особенно ароматен и душист.

- Как относиться к нашим родникам? Нужно ли их охранять и почему?

                 Ученик:     Великий труженик – водица,

                   Ну как же ей не восхитится!

                   Она плывет к нам облаками,

                   Поит снегами и дождями,

                   И разрушает, и наносит,

                   И так заботы нашей просит.

4.Рекламная пауза. Песня « Живи , родник»

5.Пословицы и поговорки о воде.

-  Зачитываю, но в них пропущены самые важные слова, их смыло водой, надо их восстановить. За каждый правильный ответ выдается одна капелька! (Бумажные капельки)

  1. Под  лежачий … и вода не течет ( камень)
  2. Правда в огне не горит и … ( в воде не тает)
  3. Апрель с водой, а май с … (травой)
  4. Весенний дождь …, осенний гноит. (растит)
  5. В тихой воде… глубоки (омуты)
  6. Мокрый … не боится (дождя)
  7. Рыба в реке – не в … (руке)
  8. Чтобы выучиться …, надо лезть в воду ( плавать)
  9. Много воды… с тех пор (утекло)
  10. Где воды не было, там … (сухо)

6. « Вода – это радость!»

Вода – это радость, потому что она вызывает положительные  эмоции и приятные впечатления. В Николаевском районе существуют различные виды санаториев  и детских оздоровительных лагерей, которые предлагают разные программы отдыха и лечения.

Вот некоторые из них:

Ученик:

  1. Санаторий «Прибрежный», находится в 10 км от нашего села.  Санаторий расположен на берегу Белого озера , в прекрасном сосновом бору. Профиль санатория: заболевания органов дыхания, аллергозы, бронхиальная астма. Здесь можно

Восстановить здоровье и работоспособность. Есть фитобар. Летом – лодочная станция, где можно взять на прокат лодку или катамаран и совершить прогулку по озеру.

Ученик:

  1.  Детский оздоровительный лагерь «Жемчужина».  Расположен на берегу Белого озера, в экологически чистой зоне. В смену лагерь принимает до ста человек. Лагерь располагает  теннисной и волейбольной площадкой, лыжной базой и библиотекой.

Чистый лесной воздух, отсутствие высоких температур, сильных резких ветров- таков микроклимат зоны озера.

  1.  «Водная викторина».

 Продолжаем собирать капельки за правильные ответы.

  1. Очень добродушная, я мягкая, послушная,

Но когда я захочу, даже камень источу. (Вода)

  1. Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

  1. Летом бежит, а зимой спит.

Зимой спит, а летом шумит. (Река)

  1. Идет, идет, а до берега дойдет – исчезнет. ( Волна)
  2. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет и, о камень разбиваясь,

Пеною встает (Водопад)

  1. Не драгоценный камень, а светится ( Лед)
  2. Все обходят это место, здесь земля как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги. ( Болото)

  1. По ней кораблики пускают, когда уходят холода,

Жаль только мамы отпускают, туда побегать не всегда. (Лужа)

  1. Выросло, повырастало, из бороды повылезло.

Солнышко встало, ничего не стало. ( сосулька)

  1. Облако у поверхности Земли. (Туман)
  2. Вода в газообразном состоянии ( Пар)
  3. Плавающая ледяная гора (Айсберг)
  4. Самый большой океан ( Тихий)
  5. Самый маленький океан ( Северный Ледовитый)
  6. Самое теплое море в России ( Черное)

 Ученик: Стихотворение «Капелька»

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

« Откуда ты?»

Вода в ответ: « Издалека. Из океана!»

Потом малыш гулял в лесу

Росою искрилась поляна

«Откуда ты?» - спросил росу.

« Поверь, и я из океана!»

« Ты, газировка, что шипишь?»

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

«Знай,  малыш. И я пришла из океана!»

 На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

« Откуда ты? Ты кто такой?»

« И я, дружок, из океана!»

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода

 Учитель: Вода – это жизнь, т.к. 70% организм человека состоит из воды: кровь – жидкость, в основном состоящая из воды; вода, входящая в состав слюны и поджелудочного сока помогает переварить пищу. С помощью воды из тела удаляются вредные вещества – шлаки. Вода, содержащаяся в смазке суставов, позволяет сгибать руки и ноги и легко двигаться. Для того, чтобы с обменом веществ у вас не было проблем , выпивайте в день 1,5-2 литра жидкости. Если человек без еды может прожить 1 месяц, то без воды не обойдется и неделю.

           Умывание – 10 литров. Туалет – 45 литров. Купание : ванна – 40 литров, душ – 100 литров. Приготовление пищи – 5 литров. Мытье посуды – 10 литров. Стирка – 15 литров. Мытье полов – 15

 

 8. Экологический светофор.

Вам предлагаются две ситуации. Если герой поступил правильно, поднимете зелёный кружок, если – неправильно-красный.

Ситуация 1.Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Оказалось, кто-то забыл закрыть кран, большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Алёша , придя в библиотеку, рассказал взрослым о случившемся. Взял книгу и вернулся в класс.

- Объясните, почему показали красный кружок?

Ситуация 2.Олег пришёл на берег реки и увидел, как его друг бросает в воду песок и камни.

-Что ты делаешь?- спросил Олег.

- Играю,- ответил друг.

- Ты разве не знаешь, что загрязняешь реку, а ведь она даёт воду нашему городу.

- Странно! -сказал друг, но бросать больше не стал.

- Объясните, почему вы показали зелёный кружок?

- Как можно экономить воду?

  1. Плотно закрывать кран – неплотно закрытый кран в 1 квартире за год дает потерю воды 700 куб м воды ( 70 000 ведер)
  2. Если человек чистит зубы, не закрывая кран, он расходует 3 литра воды. А можно набрать воды в стакан и почистить зубы, используя только 1 стакан вод

9.Подведение итогов по капелькам.

 Победителям вручаются призы.

Упоминание о воде часто встречается в Книге книг – Библии. В Новом Завете вода приобретает статус священной: Иоанн крестил всех в воде, и сам Иисус, «крестившись… тотчас вышел из воды» (Мф. 3.16).

Вода течет, постоянно движется в ручьях и реках. Древнегреческий философ Гераклит утверждал: «Нельзя дважды войти в одну  и ту же реку». Не зря воду часто применяют для духовного и психологического очищения.

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Драгоценности, деньги охраняем, а озера, родники – нет. Это совершенно непонятно.

10.Итог.

Сегодня вы боролись за каждую капельку воды. Вот если бы  и дома вы также ценили эту драгоценность – обыкновенную воду!

    Пусть на земле не умирают реки

             И стороной обходит их беда.

             Пусть чистой остаётся в них навеки

            Студёная и вкусная вода.

Бережно к ней относитесь. Ведь без воды: … И НИ ТУДЫ, И НИ СЮДЫ! Спасибо всем.

Тест.

  1. Всемирный день воды отмечается:

-в феврале

-в марте

- в июне

      2. Вода нужна для:

        - питья

        - чтобы умываться

        -пить , умываться

      3. В село поступает вода из:

        -родника Агиля;

        -Холодного родника;

        - Зелёного родника.

       4. Белое озеро это:

        - памятник природы;

        -памятник культуры;

        -памятник- обелиск.

       5. Зачем надо экономить воду:

        - чтобы больше было воды;

        - чтобы хватило воды следующим поколениям;

        -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

вода и жизнь. охрана воды.

Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Вода - носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах.

  Внеклассное мероприятие по теме «Вода – носительница жизни. Роль воды в биологических и химических процессах» является интегрированным (биология и химия) и разработано для уч...

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...