Программа кружка "Юный исследователь"
методическая разработка на тему

Булатова Нина Сергеевна

Дополнительная образовательная программа

Возраст учащихся:     13-16 лет

Продолжительность освоения программы:     1год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_issledovatel.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сухобезводненская СОШ

        

                                                                         Утверждено:

                                                                         Приказом №…… от…………..

                                                                         Директор………………………..  

Дополнительная образовательная программа

 

                                       Возраст учащихся:     13-16 лет

                                       Продолжительность освоения программы:     1год 

                                       Руководитель: Булатова Н.С.учитель физики  

         

                         

 

2012-2013 уч.год

Оглавление:

                                                                                                                         

  1. Пояснительная записка образовательной программы……………                                  

  1. Учебно-тематический план образовательной программы………                              

  1. Содержание образовательной программы………………………                                                      

  1. Методическое обеспечение программы…………………………                                                          

  1. Список литературы для педагогов……………………………….                                                                

  1. Список литературы для учащихся………………………………                                                                  

   

1.Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы: эколого-биологическая       

Актуальность  

Федеральные образовательные программы и концепция Модернизации

образования ориентируют педагогов в выборе педагогических технологий,

способствующих формированию и развитию «Самостоятельности» ученика.

К   таким   технологиям   относится   овладение   учащимися приемами

исследовательской работы.

       Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует

развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает

вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.

Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем

вузовском обучении учащегося.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  •  повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
  •  наилучшим образом развиваются творческие способности;
  •  развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

 

Цель кружка

способствовать   овладению   умениями   и   навыками   написания учебного исследования.

Задачи программы:

1. познакомить ребят с теоретическим обоснованием структуры исследования и видами исследовательских работ;

2. способствовать овладению методами проведения исследования;

3. сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью по отработке каждого элемента структуры исследовательской работы;

4. стимулировать исследовательскую деятельность посредством различного рода презентаций.

Особенности возрастной группы

Возрастной диапазон - 13-16 лет. Состав групп постоянный. Набор детей свободный.

Продолжительность освоения программы-1 год.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 72 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 и 2,5 часа

В программе предлагаются следующие формы работы:

• групповые и коллективные практические занятия:

• инервьюированние ребят своего возраста и взрослых;

• индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);

Формы проведения итогов реализации программы:

- выступление на конференции;

- выпуск буклетов по итогам исследования;

- презентация исследовательских работ и проектов.

Результативность программы - практическая, поисково-исследовательская, аналитическая деятельность, участие в научно-практических конференциях.

Прогнозируемый результат обучения.

Учащиеся должны знать:

• основные понятия и термины, применяемые в процессе работы;

• основные виды исследовательских работ;

• методы исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

• составлять план научно-исследовательской работы;

• составлять схему выполнения научного исследования;

• проводить простейшие исследования;

• представлять результаты научного исследования.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Практический выход: проведение научно - практической конференции «Дети - творцы XXI века»

Знания и умения учащихся


     
В итоге освоения программы обучающиеся должны

  • усвоить понятия: 
    «реферат», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «объект исследования», «проект», «гипотеза», «источник», «литература», «структура», «композиция», «диаграмма», «график», «схема» и др.;
  • уметь: 
    • определять возможные отклонения от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования;
    • обосновать основные пути решения исследовательской проблемы;
    • составлять под руководством педагога программы поиска;
    • пользоваться справочной литературой;
    • анализировать результаты исследования;
    • формулировать выводы;
    • находить информацию в Интернете;
    • оценивать речевые высказывания собеседника;
    • психологически настраиваться на работу с аудиторией;
    • составлять простейший график, диаграмму, схему, иллюстрирующие процесс исследования;
    • защищать проект;
  • иметь представление: 
    • о научных открытиях;
    • о научной гипотезе;
    • о поисковых системах; 
    • о соответствии плана содержания и плана выражения в речи; 
    • о приемах саморегуляции и т.д.
  • знать и соблюдать 
    • основные этапы исследования;
    • правила использования сети Интернет;
    • структуру исследовательской работы;
    • требования к оформлению исследовательских работ;
    • правила поведения на занятиях.

2.Учебно-тематический план

Темы занятий

Теория

Практика

1

Исследование. Виды исследовательских работ.

6

2

2

Структура исследовательской работы. Общее представление.

4

-

3

Введение. Элементы введения.

6

14

4

Понятие о методах исследования

2

2

5

Основная часть реферата

4

12

6

Заключение. Правила написания.

2

6

7

Оформление литературы и приложения

-

4

8

Защита исследовательских работ

2

2

9

Презентация исследования

-

4

3.Содержание программы

Название темы занятия

Вид деятельности

теоретическая

практическая

1.Исследование. Виды исследовательских работ.

.

Ключевые понятия

.

Выбор темы исследования и вида исследовательской работы

2. Структура исследовательской работы. Общее представление.

.

Теоретическое знакомство

3. Введение. Элементы введения.

.

14ч.

Ознакомление с элементами введения по предложенным образцам

1)Актуальность, цель, задачи.

Теоретическое обоснование

Собеседование, написание введения по теме своего исследования

2)Объект, предмет исследования

Теоретическое обоснование

Выделение объекта и предмета применительно к теме своего исследования

3)Гипотеза исследования

Теоретическое знание

Способ выдвижения гипотезы. Словесное оформление.

4)Анализ источников, используемых при написании реферата

Знакомство с видами литературных источников.

Правильное оформление ссылок на источник в реферате.

4.Понятие о методах исследования

Знакомство с понятием метод. Краткая характеристика основных методов и приемов исследований.

2ч.

Теоретическое знание

2ч.

Выявление методов в теме индивидуального исследования

5. Основная часть реферата

4ч.

Теоретическое знание

12ч.

Написание теоретического обоснования реферата, использование теоретических выводов для проведения исследования.

Написание исследовательской части реферата.

6.Заключение

Правила написания

.

Теоретическое знание

.

Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения.

Написание заключения по индивидуальной теме реферата.

7.Оформление литературы и приложения.

-

.

Соотнесение текста реферата с приложением, ссылки на литературный источник.

8. Защита исследовательской работы

2ч.

.

Выделение ключевых элементов реферата при написании тезисов на защиту.

9. Презентация исследования.

-

4ч.

Научно-практическая конференция «Дети-творцы 21 века»

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

форма

результат

1.Исследование. Виды исследовательских работ.(8ч)   6ч+2ч практики

1

Понятие исследования

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

2

Виды исследовательских работ

(текстовые, компьютерные, визуальные, конструкторские)

Беседа о роли научных исследований в жизни

См.приложение к кружку

3

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Пр. работа «Посмотри на мир другими глазами».

Игра «Задай вопрос».  

4

Культура мышления.

Виды тем. Пр.работа «Неоконченный рассказ». Пр. работа «Обучение анкетированию, социологическому опросу, интервьюированию»

Знакомство с логикой. Как задать вопрос.

5

Тема и вид исследования

  • Как выбрать тему исследования
  • Как выбрать друга для работы

Выбор темы исследования и вида исследовательской работы

6

Умение выявлять проблемы

Игра «Составление банка идей»

Игра «Задай вопрос».  

7

Пр. работа «Задания для развития умения выявлять проблемы»

8

Пр. работа «Выбор интересующей темы из большого  разнообразия тем»

2. Структура исследовательской работы. Общее представление.(4ч) – теория

1/9

Цели и задачи

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

2/10

Объект, предмет

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Основные логические операции: учимся оценивать идеи, выявлять главное и второстепенное

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

3/11

Гипотеза

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др  

Что такое парадокс?

4/12

Источники

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

3. Введение. Элементы введения.(20ч)-6ч-теория+14ч-практика

1/13

1)Актуальность, цель, задачи.

теория

Уметь обосновывать актуальность темы

2/14

Индивидуальные консультации по  методике определения актуальности темы исследования

практика

3/15

Индивидуальные консультации по  методике постановки целей и задач индивидуального проекта

практика

4/16

Зачем проводим исследование?

практика

5/17

2) Объект, предмет исследования

теория

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования.

6/18

Основные логические операции: учимся оценивать идеи, выявлять главное и второстепенное.

теория

7/19

Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.

практика

8/20

Индивидуальные консультации по  методике определения объекта исследования

практика

9/21

Индивидуальные консультации по  методике определения предмета исследования

практика

10/22

3) Гипотеза исследования

теория

Знать : как создаются гипотезы.

Уметь: создавать и строить гипотезы, отличать провокационную идею от гипотезы.

11/23

Учимся выдвигать гипотезу: предположим….,допустим….

практика

12/24

Учимся строить гипотезы: давайте вместе подумаем….

практика

13/25

Придумать гипотезу и провокационную идею.

практика

14/26

Что такое парадокс?

практика

15/27

4) Анализ источников, методов сбора информации

теория

Знать правила и способы сбора информации.

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала (письмо, текст, схема, рисунок, символы, фото, таблица и т.д.)

16/28

Работа в библиотеке

практика

17/29

Выбор необходимой литературы

практика

18/30

Работа в компьютерном классе

практика

19/31

5)Планирование работы

теория

20/32

Планирование работы над проектом

практика

4. Понятие о методах исследования (4ч)- 2ч теория+2ч практика

1/33

Понятие о методах исследования :

1-наблюдение

2-эксперимент

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

2/34

Наблюдение как метод исследования

Преимущества и недостатки. Зрительные иллюзии. Наблюдения в научных исследованиях. Открытия на основе наблюдений. Знакомство с приборами для наблюдений.

3/35

Наблюдение как метод исследования

Пр.раб. «Назови все особенности предмета»«Найди ошибки художника»

Выявление методов в теме индивидуального исследования

4/36

Техника экспериментирования

Эксперимент - самый главный способ получения информации.

Пр.раб. «Планирование и проведение эксперимента»

1.Проведение эксперимента на моделях

2.Эксперимент «Вообразилия»

3.Мыслительный эксперимент

Выявление методов в теме индивидуального исследования

5. Основная часть реферата(16ч)     4ч теория+12ч практика

1/37

Знакомство с матрицей по оценке идеи

теория

2/38

Пр.раб. «Выявление логической структуры текста»

практика

3/39

Написание теоретического обоснования исследования.

практика

4/40

Индивидуальные консультации по методам написания теоретического обоснования исследования.

практика

5\41

Индивидуальные консультации по методам написания теоретического обоснования исследования.

практика

Написание теоретического обоснования реферата, использование теоретических выводов для проведения исследования.

Написание исследовательской части реферата.

6/42

Составление плана текста исследования

теория

7/43

Практ. занятие. Обсуждение планов текстов исследований

практика

8/44

Индивидуальные консультации по методам написания теоретического обоснования исследования.

практика

9/45

Индивидуальные консультации по методам написания теоретического обоснования исследования.

практика

10/46

Практ. занятие: обсуждение структуры исследовательских работ учащихся  

практика

11/47

Практ. занятие: основная часть исследовательских работ учащихся

практика

12/48

Пр.раб по написанию исследовательской части реферата

практика

13/49

Пр.раб по написанию исследовательской части реферата

практика

14/50

Пр.раб по написанию исследовательской части реферата

практика

15/51

Пр.раб по написанию исследовательской части реферата

практика

16/52

Пр.раб по написанию исследовательской части реферата

практика

6.Заключение Правила написания(8ч)   2ч-теория+6ч практика

 1/53

Что такое суждение

 2/54

Пр. раб. «Правильные и ошибочные суждения»

 3/55

Что значит классификация и что значит классифицировать?

Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения.

Написание заключения по индивидуальной теме реферата.

 4/56

Пр.раб. «Классификация предметов по разным основаниям»

 5\57

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод?

 6/58

Пр.раб «Как правильно сделать умозаключение?»

7/59

Индивидуальные занятия по методике написания умозаключения.

8/60

Индивидуальные занятия по методике написания умозаключения по теме проекта.

7.Оформление литературы и приложения.(4ч) - практика

1/61

Оформление списка литературы и источников.

Соотнесение текста реферата с приложением, ссылки на литературный источник.

2/62

Оформление списка литературы и источников.

3/63

Цитирование. Ссылки. Сноски

4/64

Оформление приложений

8.Защита исследовательской работы(4ч)

 1/65

Композиция ораторского выступления на конференции

Выделение ключевых элементов реферата при написании тезисов на защиту

 2/66

Практические занятия: при написании тезисов на защиту

 3/67

Практические занятия:

Публичные выступления учащихся на научных конференциях, конкурсах    

 4/68

Практические занятия:

Публичные выступления учащихся на научных конференциях, конкурсах    

     

9. Презентация исследования(4ч), - практика

1/69

Практическое занятие. Обсуждение содержания презентаций исследовательских работ учащихся                                                                                                          

Научно-практическая конференция «Дети-творцы 21 века»

Структура отчета

•  Титульный лист;

•  Содержание работы;

•  Введение;

•  Основная часть:

•  Обзор литературных и других источников информации;

•  Материалы и методы исследования;

•  Обсуждение результатов исследования и выводы;

•  Заключение;

•  Список использованной литературы;

•  Приложения (если имеются).

 2/70

Практическое занятие. Обсуждение содержания презентаций исследовательских работ учащихся                                                                                                              

 3/71

Практическое занятия в компьютерном классе:

 4/72

Практическое  занятия в компьютерном классе:

 

№  урока

                               

                                           Т Е М А

Кол-во часов

    1

Введение (3 ч.) Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Наука и научное мировоззрение.

   1

   2-3

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект.

 

   2

   4-5

Методология научного творчества (7 часов). Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

   2

   

   6-7

Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор, объект исследования, предмет исследования, проблема и др.

    2

     8

Методы научного познания: наблюдение, сравнение.

    1

  9-10

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная), методы поиска информации.

    2

  11-13

Работа над основной частью исследования (13 часов).

Выбор темы. Обоснование её актуальности. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования.

   3

  14-16

Составление индивидуального плана.

   3

  17-20

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и её организация. Работа с научной литературой. Индивидуальные консультации.

  4

  21-23

Заключение. Результаты работы.

  3

 

     24

Оформление исследовательской работы (3 часов).

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников.

   1

     25

Цитирование. Ссылки. Сноски.

   1

     26

Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки.

   1

     27-28

Представление результатов исследовательской работы (8 часов).

Составление тезисов (краткое содержание работы). Аннотация.

    2

  29-31

Подготовка к презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.

    3

  32-34

Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Индивидуальная работа.

    3

Итого

34 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Методическое обеспечение программы

по реализации дополнительной программы в кружке «Юный исследователь»

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

 5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

6. Принцип ориентации на успех.

7. Принцип взаимоуважения.

8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

9. Принцип связи обучения с жизнью.

10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

11. Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.

12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Методы обучения.

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Поисково-исследовательский.

4. Метод интерактивного обучения.

Методы воспитания.

1. Метод убеждения.

2. Методы оценки и самооценки поступков.

5.Список ресурсов для педагогов

 1.Журнал «Исследовательская деятельность школьников».

2.Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» www.researcher.ru

3.Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах /   Т.Г.Новикова.- М.:АПКиПРО, 2002.

4.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С.Обухов // Народное образование. – 1999. - №10.

5.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С.Обухов // Школьные технологии. – 2001. - №5.

 6.Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. –   М.: Народное образование, 2001.

7.Соловьёва, Н.И. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов / Н.И.Соловьёва. – М.: АПКиПРО, 2001.

 8.Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., Сентябрь, 1998.

  9.Чечель, И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях / И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003

6.Список литературы для учащихся

1.  Акимушкин, И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М., 1991.

2.  Акимушкин И.И. Причуды природы (кн.1, 2). – М.: Юный натуралист, 1992.

3. Американское химическое общество. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995.

5.Анашкина Е.Н., О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами - Ярославль: Академия развития, 2004.

7. Изучаем малые реки /Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: 2004.

8.Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.

9.  Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России – Ярославль: Академия развития, 2004.

10.  Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.

11.  Колесников С.И. Почвоведение с основами геологии. – М.: РИОР, 2005.

12. Колтун М.М. Мир химии: Научно-художественная лит-ра. – М.: Дет. лит., 1988.

13.Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь в воде»). – М., 1996.

14.Крицман,В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1, Ч.2 / В.А. Крицман . – М., 1984.

15.Малаховец П.М. Фенологические наблюдения за сезонным развитием деревьев и кустарников. - Архангельск, 1999.

16.Методика изучения лишайников – Ижевск: Экологическое содружество «Ойкумена», 2006.

17.  Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

18..Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.

19.Третьякова, Ю.Д. Химия. Справочные материалы / Ю.Д. Третьякова. – М., 1984.

20.Фарб П. Популярная экология. Пер с англ. А.Д.Базыкина. – М,: Мир, 1971.

21.Шульпин,  Г.Б. Химия для всех // Основные понятия и простейшие опыты / Г.Б. Шульпин. – М.: Знание, 1987.

 


:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...