Главные вкладки

    «Социальное проектирование как одна из форм эффективного взаимодействия в условиях дополнительного образования».
    материал на тему

    Сперанская Ирина Ивановна

    «Социальное проектирование как одна из форм эффективного взаимодействия в условиях дополнительного образования».

    Аннотация. В данной статье раскрывается значимость метода социального проектирования в практической деятельности учреждения дополнительного образования, представляется разнообразие форм его применения и целевых направлений.

    Ключевые слова: социальная активность, практическая деятельность, объекты деятельности, социальное проектирование, инициатива, цели, развитие социальных навыков.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_sotsialnoy_aktivnosti_detey.docx118.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Секция 2. Инновационная практика формирования опыта реализации обучающимися основной школы проектной деятельности.

    Сперанская Ирина Ивановна,

    Методист МБУ ДО «Дом детского творчества»

    г. Урень Нижегородской области

    «Социальное проектирование как одна из форм эффективного взаимодействия в условиях дополнительного образования».

    Аннотация. В данной статье раскрывается значимость метода социального проектирования в практической деятельности учреждения дополнительного образования, представляется разнообразие форм его применения и целевых направлений.

    Ключевые слова: социальная активность, практическая деятельность, объекты деятельности, социальное проектирование, инициатива, цели, развитие социальных навыков.

    Развитие социальной активности детей остается одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной жить в демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Перед педагогами стоит проблема поиска форм и методов работы, которые могли бы стать одними из эффективных способов формирования и развития социальной активности детей.

    Научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться в практическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности, развить специфические умения и навыки поможет социальное проектирование.   Умение обозначить проблему, спроектировать и спрогнозировать способы её решения, дает ребенку возможность для самовыражения (проявления способностей, лучших качеств, самопрезентации); самоутверждения (возможности поверить в свои силы, ситуация успеха); самоопределения и самореализации (проигрывание различных ролей, определение собственных приоритетов).

    Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

    • социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

    • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

    • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

    • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

    Одним из приоритетных направлений деятельности ДДТ является формирование единого воспитательного пространства района посредством вовлечения в социально-значимую проектную деятельность всех участников образовательного процесса. Реализация данной деятельности осуществляется в рамках воспитательной программы «Планета детства» и районной программы развития детского общественного движения «Мир добра». Педагоги  Дома детского творчества, находясь в поиске наиболее эффективных воспитательных технологий, активно используют метод   социального проектирования, так как неотъемлемой составляющей этого метода является совместная деятельность детей и педагога.

     Для успешной реализации своих инициатив, педагогами проводится организационно-методическая работа среди участников проектов. Работа проходит поэтапно с использованием ИКТ.

    1 этап - подготовка участников проектов (обучение основам социального проектирования, проведение мастер-класса по составлению проекта, тренинги, показ презентаций раннее реализованных проектов);

    2 этап – организация практико-ориентированной деятельности (консультации, мастер-классы, определение объекта деятельности и перспективы решения выбранной проблемы )

    3 этап –проведение районного конкурса социальных проектов презентации успешного опыта реализации детских социальных проектов, определение перспектив на будущее)

    Ежегодно Дом детского творчества становится инициатором районных проектов различной направленности. В рамках районной программы развития детского общественного движения «Мир добра» прошел широкомасштабный проект «Обратная связь», который предполагал поддержку и развития волонтерского движения. В каждом населенном пункте были развешены яркие почтовые ящики, в которые все желающие могли опустить записки с просьбами о помощи. Ребята, участники проекта, забирали эти записки из ящиков, разбирали по тематике и предоставляли информацию на ежедневных планёрках, здесь же происходило распределение обязанностей между участниками проекта "Обратная связь", установка сроков выполнения работы. Надо отметить, что просьбы были разнообразные: почистить от снега дорожки у дома, сходить в магазин или в аптеку, расколоть и сложить дрова, построить снежную горку или залить каток… На все просьбы ребята откликались сразу и с большим удовольствием.  За время проведения было очищено от снега 18 придомовых территорий, сложено 23 поленницы дров, развешено 56 кормушек, проведено 14 игровых программ для малышей, построено 8 ледяных горок и 1 снежный городок. Благодаря реализации данного проекта такие важные и востребованные дела стали традиционными.

    На территории Уренского района находится коррекционная школа-интернат, в которой дети не только учатся, но и живут всю учебную неделю. Одной из форм взаимодействия волонтерского объединения «Инициатива» с учащимися Уренской коррекционной школы и отправной точкой к «рождению» дружной команды единомышленников стал проект «Доброта в наших сердцах».  Для ребенка, имеющего ограничение контактов с окружающим миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями, но и накопление жизненного опыта, возможности стать более приспособленным к условиям реальной жизни. Все эти навыки дает общение, в том числе с ребятами волонтерского объединения «Инициатива», у которых есть огромное желание помочь детям с ОВЗ познавать окружающий мир, открывать для себя новые краски жизни. Перед тем, как приступить к реализации проекта, была проведена предварительная работа с его участниками  по основам психолого-педагогическим и социальной помощи детям с ОВЗ, самостоятельной подготовке и организации мастер-классов, массовых мероприятий с участием детей с ОВЗ. Для работы с волонтерами приглашались специалисты-психологи, методисты, педагоги-организаторы. Продолжительность проекта – 9 месяцев (учебный год). Надо отметить, что проект «Доброта в наших сердцах» стал началом большой дружбы и большой совместной работы: игры, мастер-классы, «уроки трудотерапии» и праздники, проведенные в ходе проекта стали традиционными и позволили детям с ОВЗ почувствовать себя равными, полноценными членами общества.  В ходе работы над проектом пополнился отряд волонтеров, ребята больше узнали о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их подопечным, как необходимы детям с ОВЗ забота, поддержка и внимание. О проекте было рассказано в районной газете «Уренские вести».  Лидеры волонтерского объединения представили проект на творческой площадке центра развития добровольчества и заняли первое место в районном конкурсе социальных проектов. Ребята из волонтерского объединения «Инициатива» не остановились на одном проекте – они стали инициаторами благоустройства городского парка культуры и отдыха. Реализуя проекты «Цветник для души», «Синичкин день», «Помощь Кристине», «Снежный город», волонтеры занимались благоустройством территории и разбивкой цветника у Дома ветеранов, мастерили и развешивали по городу кормушки для птиц, собирали средства для лечения, строили снежные фигуры для детей. Работа над проектом не только сплачивает, но и дает новый виток фантазии и желанию изменить мир вокруг себя к лучшему.

    В рамках месячника по безопасности дорожного движения на территории Уренского муниципального района, направленного на пропаганду безопасности дорожного движения среди населения, был запущен проект «Осторожно! Дорога!». Цель проекта: привлечение внимания участников конкурса к значимости знания правил дорожного движения в жизни каждого современного человека. В нем приняли участие 5 творческих групп, 110 индивидуальных участников, 5 из которых – руководители детских общественных объединений. В рамках проекта прошли конкурсы рисунков, тематические беседы и праздники для учащихся младших классов, проведены акции, мастер-классы по прикладному творчеству и бумагопластике, представлены тематические   видеоролики.

    В каком мире мы живем сегодня и в каком будут жить следующие поколения людей зависит от нас. Проекты «Новогодняя гостья», «Синичкин день», «Кормушка», «Чистый берег» и другие, решающие экологические проблемы, являются одними из самых актуальных. Итогом реализации экологических проектов стало возникновение 3 экологических отрядов, систематически проводящих рейды по охране природы в своих населенных пунктах, изготовление 305 кормушек для зимующих птиц и 124 скворечников, расчистка от мусора и обустройство 2 родников, ограждение 11 муравейников, сбор более 5 тонн мусора по берегам рек района, сохранение зеленых насаждений, разбивка большого количества цветников.

    В преддверии празднования Дня Победы ежегодно проводится большое количества акций и проектов посвященного этой великой дате. Для расширения числа и географии участников появилась идея проведения проекта, в котором широко использовались возможности   Интернета. В рамках онлайн-проекта «Великая Победа» предполагалось проведение тематических экскурсий в музеи образовательных учреждений и городской историко-краеведческие музей, оказание адресной помощи пожилым людям, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, проживающим в городских и сельских поселениях, а также тематические беседы, встречи, трудовые дела и акции.  В проект «Великая Победа» включились все образовательные организации Уренского муниципального района. Были проведены акции «Подарок ветерану», «Солдатский треугольник», «Георгиевская ленточка», серьезная работа проводилась по сбору сведений о воинах-земляках, воевавших и отдавших жизнь во имя Победы, которые были размещены на международном сайте «Бессмертный полк», обновлены экспозиции в краеведческих музеях образовательных организаций, была оказана адресная помощь пожилым людям, ветеранам, участникам Великой Отечественной войны. Масштаб проведенной работы в рамках данного проекта показал заинтересованность участников   в сохранении исторической памяти о наследии Великой Отечественной войны.

    Что может натолкнуть на создание проекта? Чтобы он был не только полезным, но и интересным и актуальным… Можно провести опрос или мониторинг, можно посмотреть вокруг себя или обратиться к памятным датам и событиям.  В год литературы мы посчитали целесообразным провести ряд мероприятий, объединенных данной темой. Родилась идея создания проекта «Мир книги». Литературные гостиные, тематические беседы, конкурсы и выставки привлекли внимание большого количества детей и взрослых. В рамках плана мероприятий, посвященных году литературы Домом детского творчества и с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению

    был предложен интернет проект «Книжка – добрая подружка».  Такая форма    проведения дала возможность участия в проекте детей и взрослых, живущих за пределами нашего района и области. https://vk.com/album-53371091_211999864

    На протяжении длительного времени Дом детского творчества является методическим центром по  поддержке  и  развитию детского общественного движения. Для активизации работы ДОО используются различные формы деятельности. Метод социального проектирования – один из самых удобных и востребованных в организации деятельности детского коллектива. В преддверии празднования 95 – летия Пионерии творческая группа районного Союза детских объединений «МИР» провела презентацию проекта «Пионерский марш» среди детских объединений Уренского района.  

    «Марш»  — так называлась программа деятельности  Всесоюзной  пионерии, вернее, движение той пионерской жизни по точно проложенным маршрутам к большой цели. Это был своеобразный поход каждого пионерского коллектива по выбранным направлениям, каждое из которых давало возможность пионеру быть активным участником всех пионерских дел и выбрать себе дело по душе. 

    Цель и задачи проекта:

    • Сохранение традиций пионерской организации;
    • Оказание бескорыстной  помощи и заботы всем, в ней нуждающимся;
    • Привлечение внимания к современным детским общественным  организациям;
    • Развитие творческих способностей детей;

    Реализации проекта проходила по следующим этапам:

    I этап – организационно-подготовительный: разработка и оформление проекта; согласование; информирование участников; поиск ресурсного, технического, информационно-рекламного обеспечения и партнерской поддержки проекта; изучение потенциальными участниками основных положений проекта.

    II этап – проектно-творческий: достижение цели и решение задач проекта посредством реализации творческого потенциала участников в информационно-рекламном, декоративно-прикладном и литературно-музыкальном творчестве; осуществление личностно и социально значимых акций, инициатив, проектов, коллективных творческих дел.

    III этап – отборочный: определение лучших разработок и интересного опыта участников проекта по информационно-рекламному, декоративно-прикладному и литературно-музыкальному творчеству; отбор социально значимых проектов и инициатив на уровне района.

    IV этап – итоговый, результативный: сбор информации о потенциальных участниках заключительного этапа проекта; определение лучших разработок участников проекта по информационно-рекламному, декоративно-прикладному и литературно-музыкальному творчеству, а также социально значимых проектов и инициатив; подведение итогов проекта, награждение участников.

    V этап – информационно-рекламный: составление  каталога работ, принявших участие  проекте, разработка каталога, альбома наиболее ярких, креативных работ, разработок в области информационно-рекламного, изобразительного и декоративно-прикладного творчества; подготовка CD диска, составление методического сборника лучших социальных проектов, инициатив, акций; доведение до сведения общественности результатов проекта.

    Участие в проекте позволит его участникам   внести конкретный вклад, продемонстрировать свои возможности, способности и отношение к своей организации, к своей стране, что найдет отражение в создании каталогов, альбомов, на страницах которых будут опубликованы творческие работы участников. Награждение состоится в мае 2017 года, на котором присутствующие смогут ознакомиться с лучшими работами, экспонатами, представленными на выставке информационно-рекламной и сувенирной продукции.  

    В ходе работы над проектами происходит позитивное преобразование социального объекта, явления, ситуации. Меняется позиция взрослого, он становится равным, соучаствующим, профессиональным консультантом, экспертом. Дети учатся быть аналитиками, оценивают текущее состояние и формулируют проблему, ставят реалистичные цели и достижимые задачи, определяют способы решения этих задач, разделяют ответственность за результат.

    Сегодня можно с уверенностью сказать, что участие в реализации социальных проектах не только способствует развитию социальных навыков обучающихся, проявлению лидерских качеств, но и помогает юным гражданам нашей страны, нашего района стать созидателями атмосферы доброты и участия, учит трудиться, налаживать отношения, уметь договариваться, добиваться поставленных целей и наполнять свою жизнь радостью и смыслом.

    Приложение 1

    Информационное письмо к участникам

    проекта " Пионерский марш"

    посвященному 95-летию Пионерской организации

    Дорогой друг!

    Если ты хочешь заняться интересным делом и найти новых друзей,   хочешь научиться делать многое своими руками – мы, взрослые, готовы помочь тебе в этом! Мы предлагаем тебе свою дружбу, свои знания, умения и приглашаем принять участие в интересном, творческом, социально ориентированном проекте "Пионерский марш", посвященному 90-летию Пионерской организации.

    Идея и разработка  проекта принадлежит старшим вожатым, руководителям детских объединений образовательных школ Уренского муниципального района.

    Принять участие в проекте можешь ты сам или вместе с друзьями – одноклассниками, ребятами из отряда, объединения.

    ПРОЕКТ – это ЧТО?

    Это Творчество. Это твой выбор, где и в чем проявить себя, чтобы тебе было жить интересней и веселей, чтобы твоя организация радовалась за тебя, чтобы время было проведено с пользой.

    Это четыре направления деятельности, где ты сможешь проявить свой творческий потенциал, способности, дарования и таланты.

    Во-первых – ты сможешь разработать рекламные листовки, буклеты, плакаты, коллажи, значки, календари и многое другое.

    Во-вторых – ты сможешь изготовить сувениры (куклы, закладки, открытки, панно и др.) из керамики, соломки, гобелена, батика; ткачества, вышивки, росписи по ткани, дереву.

    В-третьих – ты сможешь сделать так, чтобы организация зазвучала новыми современными детскими песнями.

    В-четвертых – ты сможешь сам или вместе с ребятами организовать и провести акцию или проект в своей школе, в своем объединении, в детском доме, приюте, в детской больнице  и т.д.

    И еще – ты всегда сможешь предложить что-то свое разработать проекты символов и атрибутов своей организации.

    ПРОЕКТ – это ЗАЧЕМ?

    Затем, что твои добрые дела, твоя забота очень нужны!

    Затем, что это возможность пообщаться с взрослыми на равных в процессе подготовки и реализации твоей идеи, замысла, инициативы.

    Затем, чтобы вместе со взрослыми сделать свою детскую организацию такой, какой хотелось бы видеть ее тебе и твоим друзьям.

    ПРОЕКТ – это ГДЕ и КОГДА?

    К делам на благо Родины, к добру и справедливости!

    Навстречу новым и верным друзьям!

    Навстречу творчеству и успеху!

    Навстречу важному событию в истории – 95-летию Пионерской организации.

    Май 2017 года, в торжественной обстановке состоится встреча участников творческого проекта "Пионерский марш"

    Далее, вперед, к новым рубежам и высотам!

    Мы предлагаем тебе семь шагов,

    которые помогут тебе достичь успеха:

    Шаг 1– заяви о своей готовности участвовать в проекте.

    Шаг 2 – выбери направления деятельности в соответствии со своими интересами, увлечениями, творческими возможностями.

    Шаг 3 – постарайся осмыслить свою идею, творческий замысел, инициативу.

    Шаг 4 – наметь цель к которой стремишься.

    Шаг 5 – найди единомышленников среди сверстников и взрослых в школе или внешкольном учреждении.

    Шаг 6 – определи средства и оборудование, необходимые для реализации твоей идеи, замысла, инициативы.

    Шаг 7 – ДЕЙСТВУЙ!!!

    Приложение 2

    К проекту «Цветник для души»

            Генеральному директору

     ООО «Устанский  межхозяйственный лесхоз»

     Дмитрию Ивановичу Гулину

      

     

         Дмитрий Иванович, волонтерское объединение «ИНИЦИАТИВА»

    МБУДО «Дом детского творчества»  г.Урень  просит Вас оказать благотворительную помощь в виде обрезной  доски  для  постройки цветника

    (у дома ветеранов, по адресу: г.Урень, ул. Индустриальная,  дом 14)

     

                                 

                    Руководитель волонтерского объединения    С.Г. Мочалова

    Приложение 3

    К проекту «Помощь Кристине»

    C:\Users\1\Desktop\Q3bQHNwY5ss.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Социальное проектирование как одна из форм развития ученического самоуправления»

    Данная работа содержит педагогический проект «Социальное проектирование  как  одна из форм развития  ученического  самоуправления»...

    «Взаимодействие основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих развитию одаренности ребенка в области иноязычного образования»

    В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные про...

    Система взаимодействия творческого объединения с социальными партнерами в условиях дополнительного образования

    Система взаимодействия творческого объединения с социальными партнерами в условиях дополнительного образования...

    Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

    В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...

    «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

    Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:- получить дополнительную информацию об ...

    Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

    Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...

    Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

    Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...