Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву.
материал (7 класс) на тему

Пошитый Сергей Валентинович

 

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят  обучающимся приобщиться  к  интересному  делу, которое  обогатит их, уведет  в  мир  прекрасного,  заполнит  интересным  творческим  трудом.  Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям.  Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Принято                                                                                                    Утверждено

 

На  МО классных руководителей                                                      директор школы

Руководитель МО

_____________________________                                                   _________________                                                                                                                                        

               Кислова Е.И.                                                                          Филиппова Е.В.

«Декоративно-прикладное творчество

 и основы резьбы по дереву»

Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов.

Срок реализации программы: 1 год

Направление: техническое

Год разработки программы – 2017-2018

Руководитель кружка: учитель технологии

Пошитый Сергей Валентинович

с. Бердюжье 2017

1.Пояснительная записка.

         Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят  обучающимся приобщиться  к  интересному  делу, которое  обогатит их, уведет  в  мир  прекрасного,  заполнит  интересным  творческим  трудом.  Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям.  Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В  настоящее  время  домашними  ремеслами владеет  единичное    количество  мужчин, из  семьи  ушли  не  только  сами  ремесла,   исчезла  и  связанная  с  ними  эстетическо-художественная  сторона  ремесла  «искусство  создания  радостных  вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию  у  детей  желания  и  умения  трудиться,  приносить пользу  семье  и  окружающим. Знания   и  умения,  полученные  на  занятиях,   пригодятся  в дальнейшей жизни, при  выборе профессии, при подготовке  обучающихся  к  самостоятельной  трудовой  жизни  в  условиях  рыночной  экономики.

Новизна  и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена  на  творческое  развитие   обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные  знания  и  умения, способствует эстетическому  физическому  развитию, а  также  формированию  активной  жизненной  позиции.

         Цель, задачи.

Целью обучения по программе «Декоративно-прикладное творчество и  основы резьбы по дереву» является: овладение теоретическими и практическими навыками работ резьбы по дереву, обработки и конструирования изделий из древесины, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.

Задачи:

1. Творческое развитие личности.

2. Возрождение интереса к русским народным промыслам.

3. Коррекция здоровья школьников.

4. Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для
изготовления предметов быта, декорированных резьбой.

5. Общетрудовая подготовка и воспитание сознательного  отношения к труду.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

   Реализация указанных задач обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие   состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание  занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Программа предполагает возможность подготовки учащихся к осознанному выбору профессии  «резчик по дереву».Содержание теоретического обучения знакомит учащихся с народными  художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева и отделкой изделий из древесины. Учащиеся знакомятся со специальной литературой и иллюстративным материалом по резьбе, с творчеством известных мастеров. Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно при некотором опережающем изучении теоретического материала.

Программа интегрируется с разделом  "Обработка древесины"
образовательной области "Технология".

Межпредметные связи: черчение, ИЗО, физика, экономика, историческое краеведение.

Программа кружка построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • общедоступность и поэтапность в достижении целей;
  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;
  • дифференциация и индивидуализация заданий;
  • успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости        
  • деятельности учащихся;
  • сотрудничество взрослых и детей:
  • творческая заинтересованность и активность детей;
  • последовательность в приобретении знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся  узнают:

- характеристики  основных пород дерева, применяемых для художественной обработки;

- инструменты, приспособления и оборудование, применяемые
для выполнения различных видов резьбы;

- основы построения композиции при  декоративном оформлении
изделий;

- технологический процесс изготовления изделий  и способы
их декоративного оформления;

- материалы, применяемые для декоративной отделки изделий;

- правила безопасности труда и пожарной безопасности;

- основы ручной и механической деревообработки в рамках образовательной области "Технология";

- реальное соотношение  потребительской  стоимости  изделия,
декорированного резьбой, и его себестоимости.

Учащиеся  научатся:

- проектировать форму изделия, выполнять чертежи или эскизы;

- подбирать композицию для конкретного  изделия,  соотносить
пропорцию рисунка с размером  изделия,  правильно  и  симметрично
размещать рисунок (строить композицию);

- правильно подобрать материал, рационально разметить и  обработать заготовку;

- владеть приемами шлифовки древесины;

- затачивать и править режущий инструмент;

- рационально и безопасно пользоваться инструментом;

- владеть двумя видами резьбы;

- эстетично производить отделку изделия;

-  владеть приемами столярной  и  токарной  (СТД-120М) обработки древесины.

2.Учебно-тематический план.

Тема

Содержание программы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Вводное занятие (1 час)

Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы  в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.

- Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

- Решение организационных вопросов.

- Правила внутреннего распорядка.

2. Инструменты и материалы для контурной резьбы  (1 час)

- Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала.   Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка,  приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

- Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания  уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

- Правила безопасности труда при шлифовании  древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.

- Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование,  нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.

3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)

- Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

- Основы декорирования изделия контурной резьбой.  Калькирование рисунка, приемы калькирования.

- Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы.

- Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя).

4.  Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

- Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии.

- Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие  (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

- Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).

5.Токарное изделие, декорированное  резьбой (12 часов)

- Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

- Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

- Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

- Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

- Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

- Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

- Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

- Техника лакирования токарного изделия.

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление  заготовки.

- Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование  токарного изделия  (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие (1 час)

Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы  в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.

Практические работы:

- Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

- Решение организационных вопросов.

- Правила внутреннего распорядка.

2. Инструменты и материалы для контурной резьбы  (1 час)

- Эстетические возможности контурной резьбы по тону.

- Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала.   Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка,  приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

- Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания  уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

- Правила безопасности труда при шлифовании  древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.

Практические работы:

- Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование,  нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.

3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)

- Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

- Основы декорирования изделия контурной резьбой.  Калькирование рисунка, приемы калькирования.

- Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы.

Практические работы:

- Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя).

4. . Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

- Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии.

Практические работы:

- Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие  (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

- Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).

5. Токарное изделие, декорированное  резьбой (12 часов)

- Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

- Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

- Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

- Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

- Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

- Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

- Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

- Техника лакирования токарного изделия.

Практические работы:

- Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление  заготовки.

- Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование  токарного изделия  (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).

Годовой календарный учебный график.

№ п/п

Содержание занятия

Часы

Дата

1

Организационное занятие. Правила внутреннего распорядка. План работы. Оснащение для работы. Понятие о контурной резьбе по тонированному фону.

1

2

Инструменты для контурной резьбы по тону. Постановка руки резчика (упражнения). Т.Б. при работе резцами.

1

3

Резание «волны» (упражнения).

1

4

Резание замкнутого контура.

1

5

Приемы выборки фона.

1

6

Технология контурной резьбы по тону.

1

7

Понятие о разметке заготовки (нанесение рисунка).

1

8

Растительный орнамент (флористический).

1

9

Способы коррекции ошибок.

1

10

Отделка готового изделия. Т.Б. при лакировании изделия.

1

11

Понятие о калькировании.

1

12

Приемы и порядок разметки под кальку.

1

13

Применение и роль грунтования (лак НЦ). Т.Б. при работе с нитролаком.

1

14

Отработка техники резания.

1

15

Послойное лакирование.

1

22

Проектирование изделия (разделочная доска).

1

16

Соотношение рисунка и формы изделия.

1

17

Приемы привязки орнамента к изделию.

1

18

Резание контура.

2

19

Выборка фона.

1

20

Коррекция рисунка. Отделка изделия.

1

21

СТД-120М: устройство и назначение. Виды изделий.

1

22

Материал для токарной обработки. Резцы. Подготовка станка к работе.

1

23

Приемы точения цилиндра. Правила Т.Б.

1

24

Фасонное точение. Проектирование токарного изделия.

2

25

Требования к форме и качеству токарного изделия. Шлифовка.

2

26

Элементы и приемы деталировки токарного изделия.

2

27

Приемы отделки токарного изделия.

2

28

Обобщение по курсу. Обзорное занятие. Задание на лето.

1

Итого:

34 часа

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

-Формы  контроля:

- Наблюдение;

- Собеседование;

-Тестирование

-Творческие выставки готовых изделий в кружке, общешкольного уровня;

-Участие в творческих конкурсах, выставках  муниципального, регионального уровней.

-Участие в школьных, районных, областных олимпиадах

-Участие в проектной деятельности;

- участие в предметной неделе эстетического и трудового воспитания.

-Критерии отслеживания усвоения программы:

Освоение программы осуществляется с учётом способностей и уровня заинтересованности учащегося. После освоения базового уровня ученик может выбрать направление специализации по одному из последующих разделов либо совершенствоваться по направлениям базового уровня.

Переход к следующему разделу определяется не количеством  отработанных часов, а достижением соответствующего уровня (технически и художественно правильная реализация базовых приемов резьбы).Изучение нового материала закрепляется через выполнение  практических работ.

-Условия  реализации программы:

Для  реализации  программы  необходимы    условия -  техническое  оснащение  учебного  кабинета,  наличие  наглядных  пособий,  обеспечение  материалами  для  занятий.   Оборудование:(Токарные  станки  по  дереву;  сверлильные  станки; злектро – рубанок; электро - дрель; электро - лобзик; продольная  пила;  поперечная  пила; верстаки; электро – выжигатель.)              

Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла  перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.                                      

Приспособления: для  выпиливания; лобзиком; для  пиления; стусло.                                        

Дидактические  материалы: плакаты  по  темам – пиление,  сверление, разметка,  строгание,  точение  и  другие; технологические  карты  на  изготовление  изделий   вручную; технологические  карты  на  токарные  работы.

-Воспитательная работа:

При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)

Приёмы: беседа, объяснение, рассказ, сообщение, показ действий.

Репродуктивный метод обучения.

(для формирования знаний, умений, навыков)

Приёмы: опрос, задания по образцу.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:

(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)

Активно используется личностно-ориентированная технология.

 Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный  и различной сложности дидактический материал.

Рекомендуется проводить экскурсии  в  краеведческие  музеи для ознакомления с народными художественными промыслами края; организовывать встречи с местными мастерами-резчиками.

                                          5. Список литератуты:

  1. «Народное искусство Тверской земли» Калмыкова Л.В., Тверь – 1995 г.
  2. «Звери и птицы славянской мифологии в декоративно – прикладном искусстве» Тверское училище – колледж культуры, Тверь – 1998 г.
  3. «Резчик по дереву» Афанасьев А.Ф., Москва, «Московский рабочий» - 1988 г.
  4. «Обработка древесины в школьных мастерских» Я.В. Ривх, Москва, «Просвещение» - 1984 г.
  5. «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д. Ильяев, Москва, «Экология» - 1996 г.
  6. «Домовая резьба» В.Г. Буриков, В.Н. Власов, Москва, «Нива России» - 1994 г.
  7. «Волшебный мир дерева» Г. Федотов, Москва, «Просвещение» - 1987 г.
  8. «Мозаика и резьба по дереву» Матвеева Г.А., Москва, «Высшая школа» - 1989 г.
  9.  «Биоэнергостимулятор универсальный «ВИТА-1» (БИОН-01)» В.В. Григорчук, Е.Л. Мачерет.
  10. «Рефлексопрофилактика утомления» В.А.Захарченко, В.В. Григорчук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Ст...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»

Дополнительная общеобразовательная  программа  (дополнительная общеразвивающая программа) «Основы декоративно-прикладного творчества». Предназначена для учащихся 8-12 лет Срок реа...

Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»

Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству в социально-трудовом отделении Тема: «Изготовление дерева из пряжи и проволоки "Бонсай""

Цель занятия: Научить изготавливать дерево из пряжи и проволоки «Бонсай».Методическая разработка учебного занятия «Изготовление дерева из пряжи и проволоки «Бонсай»»...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....