Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву.
материал (7 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_i_osnovy_rezby_po_derevu_5-9_klass.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»
Принято Утверждено
На МО классных руководителей директор школы
Руководитель МО
_____________________________ _________________
Кислова Е.И. Филиппова Е.В.
«Декоративно-прикладное творчество
и основы резьбы по дереву»
Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов.
Срок реализации программы: 1 год
Направление: техническое
Год разработки программы – 2017-2018
Руководитель кружка: учитель технологии
Пошитый Сергей Валентинович
с. Бердюжье 2017
1.Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.
Цель, задачи.
Целью обучения по программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» является: овладение теоретическими и практическими навыками работ резьбы по дереву, обработки и конструирования изделий из древесины, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.
Задачи:
1. Творческое развитие личности.
2. Возрождение интереса к русским народным промыслам.
3. Коррекция здоровья школьников.
4. Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для
изготовления предметов быта, декорированных резьбой.
5. Общетрудовая подготовка и воспитание сознательного отношения к труду.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Реализация указанных задач обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.
Программа предполагает возможность подготовки учащихся к осознанному выбору профессии «резчик по дереву».Содержание теоретического обучения знакомит учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева и отделкой изделий из древесины. Учащиеся знакомятся со специальной литературой и иллюстративным материалом по резьбе, с творчеством известных мастеров. Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно при некотором опережающем изучении теоретического материала.
Программа интегрируется с разделом "Обработка древесины"
образовательной области "Технология".
Межпредметные связи: черчение, ИЗО, физика, экономика, историческое краеведение.
Программа кружка построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
- общедоступность и поэтапность в достижении целей;
- адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;
- дифференциация и индивидуализация заданий;
- успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости
- деятельности учащихся;
- сотрудничество взрослых и детей:
- творческая заинтересованность и активность детей;
- последовательность в приобретении знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся узнают:
- характеристики основных пород дерева, применяемых для художественной обработки;
- инструменты, приспособления и оборудование, применяемые
для выполнения различных видов резьбы;
- основы построения композиции при декоративном оформлении
изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и способы
их декоративного оформления;
- материалы, применяемые для декоративной отделки изделий;
- правила безопасности труда и пожарной безопасности;
- основы ручной и механической деревообработки в рамках образовательной области "Технология";
- реальное соотношение потребительской стоимости изделия,
декорированного резьбой, и его себестоимости.
Учащиеся научатся:
- проектировать форму изделия, выполнять чертежи или эскизы;
- подбирать композицию для конкретного изделия, соотносить
пропорцию рисунка с размером изделия, правильно и симметрично
размещать рисунок (строить композицию);
- правильно подобрать материал, рационально разметить и обработать заготовку;
- владеть приемами шлифовки древесины;
- затачивать и править режущий инструмент;
- рационально и безопасно пользоваться инструментом;
- владеть двумя видами резьбы;
- эстетично производить отделку изделия;
- владеть приемами столярной и токарной (СТД-120М) обработки древесины.
2.Учебно-тематический план.
Тема | Содержание программы | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. Вводное занятие (1 час) | Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту. Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве. | - Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом. - Решение организационных вопросов. - Правила внутреннего распорядка. |
2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час) | - Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования. - Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента. - Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями. | - Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона. |
3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов) | - Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов. - Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькирование рисунка, приемы калькирования. - Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы. | - Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя). |
4. Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов). | - Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии. | - Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка. - Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика). |
5.Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов) | - Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема. - Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов. - Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности. Черновое точение. - Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение. - Проект орнамента для токарного изделия (развертка) - Горизонтальная и вертикальная разметка изделия. - Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии. - Техника лакирования токарного изделия. | Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки. - Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.). |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Вводное занятие (1 час)
Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.
Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.
Практические работы:
- Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.
- Решение организационных вопросов.
- Правила внутреннего распорядка.
2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час)
- Эстетические возможности контурной резьбы по тону.
- Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.
- Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.
- Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.
Практические работы:
- Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.
3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)
- Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.
- Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькирование рисунка, приемы калькирования.
- Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы.
Практические работы:
- Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя).
4. . Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).
- Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии.
Практические работы:
- Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.
- Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).
5. Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)
- Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.
- Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.
- Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.
Черновое точение.
- Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.
- Проект орнамента для токарного изделия (развертка)
- Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.
- Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.
- Техника лакирования токарного изделия.
Практические работы:
- Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.
- Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).
Годовой календарный учебный график.
№ п/п | Содержание занятия | Часы | Дата |
1 | Организационное занятие. Правила внутреннего распорядка. План работы. Оснащение для работы. Понятие о контурной резьбе по тонированному фону. | 1 | |
2 | Инструменты для контурной резьбы по тону. Постановка руки резчика (упражнения). Т.Б. при работе резцами. | 1 | |
3 | Резание «волны» (упражнения). | 1 | |
4 | Резание замкнутого контура. | 1 | |
5 | Приемы выборки фона. | 1 | |
6 | Технология контурной резьбы по тону. | 1 | |
7 | Понятие о разметке заготовки (нанесение рисунка). | 1 | |
8 | Растительный орнамент (флористический). | 1 | |
9 | Способы коррекции ошибок. | 1 | |
10 | Отделка готового изделия. Т.Б. при лакировании изделия. | 1 | |
11 | Понятие о калькировании. | 1 | |
12 | Приемы и порядок разметки под кальку. | 1 | |
13 | Применение и роль грунтования (лак НЦ). Т.Б. при работе с нитролаком. | 1 | |
14 | Отработка техники резания. | 1 | |
15 | Послойное лакирование. | 1 | |
22 | Проектирование изделия (разделочная доска). | 1 | |
16 | Соотношение рисунка и формы изделия. | 1 | |
17 | Приемы привязки орнамента к изделию. | 1 | |
18 | Резание контура. | 2 | |
19 | Выборка фона. | 1 | |
20 | Коррекция рисунка. Отделка изделия. | 1 | |
21 | СТД-120М: устройство и назначение. Виды изделий. | 1 | |
22 | Материал для токарной обработки. Резцы. Подготовка станка к работе. | 1 | |
23 | Приемы точения цилиндра. Правила Т.Б. | 1 | |
24 | Фасонное точение. Проектирование токарного изделия. | 2 | |
25 | Требования к форме и качеству токарного изделия. Шлифовка. | 2 | |
26 | Элементы и приемы деталировки токарного изделия. | 2 | |
27 | Приемы отделки токарного изделия. | 2 | |
28 | Обобщение по курсу. Обзорное занятие. Задание на лето. | 1 | |
Итого: | 34 часа |
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:
-Формы контроля:
- Наблюдение;
- Собеседование;
-Тестирование
-Творческие выставки готовых изделий в кружке, общешкольного уровня;
-Участие в творческих конкурсах, выставках муниципального, регионального уровней.
-Участие в школьных, районных, областных олимпиадах
-Участие в проектной деятельности;
- участие в предметной неделе эстетического и трудового воспитания.
-Критерии отслеживания усвоения программы:
Освоение программы осуществляется с учётом способностей и уровня заинтересованности учащегося. После освоения базового уровня ученик может выбрать направление специализации по одному из последующих разделов либо совершенствоваться по направлениям базового уровня.
Переход к следующему разделу определяется не количеством отработанных часов, а достижением соответствующего уровня (технически и художественно правильная реализация базовых приемов резьбы).Изучение нового материала закрепляется через выполнение практических работ.
-Условия реализации программы:
Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий. Оборудование:(Токарные станки по дереву; сверлильные станки; злектро – рубанок; электро - дрель; электро - лобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электро – выжигатель.)
Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.
Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.
Дидактические материалы: плакаты по темам – пиление, сверление, разметка, строгание, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.
-Воспитательная работа:
При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы и приёмы:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)
Приёмы: беседа, объяснение, рассказ, сообщение, показ действий.
Репродуктивный метод обучения.
(для формирования знаний, умений, навыков)
Приёмы: опрос, задания по образцу.
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:
(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)
Активно используется личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный и различной сложности дидактический материал.
Рекомендуется проводить экскурсии в краеведческие музеи для ознакомления с народными художественными промыслами края; организовывать встречи с местными мастерами-резчиками.
5. Список литератуты:
- «Народное искусство Тверской земли» Калмыкова Л.В., Тверь – 1995 г.
- «Звери и птицы славянской мифологии в декоративно – прикладном искусстве» Тверское училище – колледж культуры, Тверь – 1998 г.
- «Резчик по дереву» Афанасьев А.Ф., Москва, «Московский рабочий» - 1988 г.
- «Обработка древесины в школьных мастерских» Я.В. Ривх, Москва, «Просвещение» - 1984 г.
- «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д. Ильяев, Москва, «Экология» - 1996 г.
- «Домовая резьба» В.Г. Буриков, В.Н. Власов, Москва, «Нива России» - 1994 г.
- «Волшебный мир дерева» Г. Федотов, Москва, «Просвещение» - 1987 г.
- «Мозаика и резьба по дереву» Матвеева Г.А., Москва, «Высшая школа» - 1989 г.
- «Биоэнергостимулятор универсальный «ВИТА-1» (БИОН-01)» В.В. Григорчук, Е.Л. Мачерет.
- «Рефлексопрофилактика утомления» В.А.Захарченко, В.В. Григорчук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Ст...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Основы декоративно-прикладного творчества». Предназначена для учащихся 8-12 лет Срок реа...
Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»
Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....
Открытый урок в 6 классе «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»
Технологическая карта урока...
Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству в социально-трудовом отделении Тема: «Изготовление дерева из пряжи и проволоки "Бонсай""
Цель занятия: Научить изготавливать дерево из пряжи и проволоки «Бонсай».Методическая разработка учебного занятия «Изготовление дерева из пряжи и проволоки «Бонсай»»...
Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»
Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....