Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда"
учебно-методический материал (10 класс) на тему

Соколова Юлия Евгеньевна

Игра расчитана на возраст 8-11 класс. Мероприятие посвящено 870-летию Москвы. Разработано Захаровой Л.В., Соколовой Ю.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 1598

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвященная 870- -летию основания Москвы

Учителя истории и обществознания:

 Захарова Л.В. Соколова Ю.Е.

Москва 2017

«Ты узнаешь больше о человеке за час игры,

Чем за год разговоров».

Платон

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвященная 870- летию основания Москвы

Актуальность выбранной темы:

 Вопросы учебно-методического обеспечения преподавания региональной истории являются проблемой, требующей отдельного внимания. К сожалению, в контексте изучения курса истории России, невозможно сформировать целостное представление об истории Москвы, о её культурном наследии, московском быте и пр. Кроме того, очень малый процент родителей уделяет внимание развитию детей в данном вопросе: дети больше знают об истории некоторых европейских городов, чем о Москве. Для того, чтобы продолжить воспитывать у молодого поколения чувство гордости за свой город - Москву, понимать ее роль в истории России и мировой истории, важно способствовать изучению истории города во внеурочное время, расширяя тем самым кругозор учащихся. Выбор темы основан на содержании историко-культурного стандарта.

Цели:

-Образовательная: расширить кругозор учащихся, обогатить новыми знаниями, полученных в процессе игры и на этапе подготовки

-Развивающая: развивать логическое мышление, навыки работы в группе, монологической и диалогической речи

-Воспитательная: формирование социальной активности подростков, воспитание культуры общения

Задачи:

  1. активизация познавательной деятельности учащихся
  2. развитие навыков работы в команде
  3. воспитание сотрудничества и самостоятельности в рамках разновозрастной группы
  4. применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы
  5. формирование четкого представления о межпредметных связях.

Организация и порядок проведения Предметной Игры

  • Организатором предметной игры является методическое объединение учителей истории и учащиеся 11 класса
  • Участники игры- учащиеся 8-10 классов
  • Предметная игра проводится в соответствии с планом работы методического объединения.
  • В музыкальных паузах задействованы участники музыкального коллектива Лицея

Подготовка и проведение игры содержит следующие этапы:

Название этапа

Задачи  этапа

Основные участники этапа

Методико- мотивационный

Формулировка основных целей и задач игры.

Определение темы, содержания и участников.

Мотивация и привлечение активных ребят, к подготовке и проведению мероприятия.

Учителя- предметники  старшеклассники

Подготовительный

Утверждение плана подготовки.  Распределение обязанностей.

Выпуск объявления по проведению мероприятия.

Учителя- предметники

Старшеклассники

Организационный

Самоопределение ребят для участия в игре «Что? Где? Когда». Распределение ролей в команде.

Подготовительная работа команд: изучение литературы, источников информации сети Интернет

Учащиеся – активные участники, учителя - координаторы

Содержательный

 Проведение игры

Учащиеся, учителя Лицея

Рефлексивный

Подведение итогов, награждение победителей, лучших игроков и активных участников.

 Анализ проведенной работы.

Выработка рекомендаций по проведению игры на следующий учебный год.

Учителя, участники игры, организаторы игры

Возможные риски:

  1. Для учителей – высокая загруженность
  2. Для учащихся- перегрузка; возможность нерационального распределения ролей в команде
  3. Нематериальное стимулирование, снижение активности, отсев на стадии организационного этапа

Ход подготовки:

  1. Учащиеся 11 класса получили задание в соответствии с определенными темами, разработать вопросы к игре, указав источники
  2. Отбор и корректировка вопросов экспертной группой, в которую входят учащиеся 11 класса и учителя истории
  3. Порядок формирования и деятельность разновозрастных интеллектуальных команд: Интеллектуальные команды формируются из числа учащихся 8-10 классов (3-4 команды по 6 человек с резервом участников)
  4. Команды формируют учащиеся 11 класса. В каждой команде по 6 человек. Порядок разделения участников осуществляется жеребьевкой
  5. Сбор команд для объявления тем игры, списков литературы, сайтов сети Интернет, с которыми необходимо познакомиться, изучить.

Темы игры:

  1. Москва и москвичи
  2. История улиц Москвы
  3. Культурное и историческое наследие Москвы
  4. Москва военная

Список литературы и сайтов в помощь командам при подготовке:

Литература:

  1. В.А.Гиляровский «Москва и москвичи»
  2. Справочник «Московский Кремль»
  3. Справочник «Улицы Москвы»
  4. Ю. Вяземский «Умники и умницы». Первый и второй том
  5. Т.В. Сытин «Из истории московских улиц»
  6. Лев Колодный «Москва в улицах и людях»

Сайты:

http://dosug.passion.ru/dosug/kultpokhod/15-interesnykh-faktov-o-moskve.htm

Культурология: http://www.kulturologia.ru/blogs/

Достопримечательности Москвы: http://progulkipomoskve.ru/publ/statja/moskovskij_kreml_istorija_zarozhdenija_i_razvitija/40-1-0-1468

Сайт музея-заповедника Московский Кремль http://www.kreml.ru/

Прогулки по Кремлю  http://www.intomoscow.ru/progulka-po-kremlyu.html

Сценарий

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, письма (вопросы), микрофон, волчок, игровые столы, стулья, карточки для ответов, музыкальное сопровождение

По ходу игры участники заполняют листы с ответами (лист А4 предварительно разрезать, можно предварительно положить ножницы для самостоятельного разрезания)

На обсуждение вопроса дается 1 минута, по истечении которой, секунданты каждой команды собирают карточки с ответами и отдают жюри.

Правильный ответ оценивается в 1 балл. Можно ввести рейтинговый подсчет очков: если ответ дала только одна команда, а три остальные команды – не верный, то ответившая команда получает 4 балла. (2 верных ответа – по 3 балла, 3 команды, давшие верный ответ, получают по 2 балла)

Лист для заполнения ответов (формат А4) Ответы записываются на обратной стороне

Название команды (оборотная сторона для ответа)

Название команды (оборотная сторона для ответа)

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Название команды

Члены жюри заполняют свои листы, выставляя баллы по схеме, приведенной выше. Председатель жюри озвучивает счет каждого раунда: турнирная таблица выводится на экран

Ведущий: В этом году, городу, в котором нам с вами посчастливилось жить исполняется 870 лет.

Москва - это наша история, громкие победы, славные имена в искусстве и культуре, это, наконец, очень большой город, обойти который совсем не просто.  Никто из тех, кто родился и живет в Москве, не может сказать, что он увидел и узнал ее всю. Но можно ведь совершать другие путешествия - интеллектуальные. У таких путешествий много преимуществ - отправляемся куда хотим, изучаем, что хотим, запоминаем и.... физически не устаем. Надеюсь, команды подготовились к игре основательно.

Итак, сегодняшняя встреча в нашем интеллектуальном клубе посвящена юбилею Москвы, историческим, культурным событиям, географии нашего города.

Игра «Что? Где? Когда?» требует широкого кругозора, способности быстро и оригинально мыслить. В команде должно быть сотрудничество между игроками, взаимопонимание и уважение.

 Интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была создана в 1975 году телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала популярной. В нашей школе клуб работает каждый год в рамках предметной недели истории и обществознания.

Внимание капитанов команд. Ваша роль очень важна в достижении успеха всей команды:

  •         капитан ведет обсуждение, отслеживает все высказываемые игроками версии;
  •         капитан назначает отвечающего, причем обязан знать, что тот будет отвечать;
  •         если команда не находит ответа, капитан отвечает сам;
  •         капитан следит за временем и за 5—10 секунд должен добиться от команды общего решения по ответу.

Для участников команды напомню азы игры: на что обратить внимание для достижения успеха:

  •         обязательное фиксирование формы вопроса (что спрашивают, что нужно ответить);
  •         обязательное фиксирование основной информации (даты, имена и фамилии, географические и исторические термины, прозвучавшие в вопросе…) — здесь необходимо, чтобы хотя бы один игрок записывал эту информацию;
  •         привязка даты и места события к знаниям команды о конкретной исторической эпохе;
  •         рассмотрение вопроса в целом — порой та информация, которая прозвучала в начале вопроса, забывается и обсуждаются только последние его фразы;
  •         зацикливание только на одной версии — надо ее запомнить и перейти к другим;
  •         не стесняться высказать самую невероятную версию: оценить ее должны все игроки;
  •         не стесняться повторять свою версию до тех пор, пока ее не услышит команда. От вас потребуется не столько знание фактического материала, сколько способность логически мыслить, рассуждать в поиске ответа.
  •         В сегодняшней игре все вопросы вы увидите на экране, что существенно облегчит вашу задачу

Итак, начинаем работу нашего интеллектуального казино. Первый раунд.

  1. Москвичи, как все русские люди. часто ходили в баню. В Москве было большое число личных "мылен", и были также бани общественные или царские (цари имели с них доход). Летом топить общественные бани запрещалось топили только в крайнем случае с согласия воеводы. Налагался запрет топить мыльни и частникам.

Вопрос: Почему правительство запрещало топить бани летом?

Ответ.  Из-за пожаров.                                                                              Комментарий:  Москва была в основном деревянным городом и появление хоть одного очага огня грозило, как это бывало неоднократно, спалить весь город.

2.        О каком произведении Иван Александрович Гончаров сказал: "Как картина, она, без сомнения громадна. Полотно ее охватывает длинный период русской жизни - от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух. исторический момент и нравы".

Ответ: О "Горе от ума" А. С. Грибоедова

3.        Эпитетов, характеризующих Москву – много - Москва златоглавая, белокаменная. В Москве находится главный престол Русской православной церкви - кафедральный собор России, где проходили инаугурации патриархов, венчание на царство царей и императоров - Успенский собор. Вопрос: какое название получила Москва в связи с вышеупомянутыми событиями?

Ответ: первопрестольная

4.         Здесь можно было наслаждаться зрелищами - фокусниками. Петрушками, каруселями, присесть у столика, заказать кипящий самовар. выпивку, приятную закуску и фрукты. Можно было привезти с собой, "чего для гулянья полагается: сыру, колбасы с языком, балычку, икорку, свежих огурчиков, мармеладу, лимончики" и прочего, и раскинуть прямо на траве. Как называлось место излюбленного гулянья москвичей с конца XIX в. и до сей поры?

Ответ. Сокольники.

Музыкальная пауза

  1. Район Чистых прудов в Москве знаком каждому. До XVIII в. Чистые пруды носили совершенное другое название. Связано это было с тем, что сюда сбрасывали мусор и отходы. После того как пруд стал частью имения Меньшикова, его почистили и дали новое название, сохранившееся до сих пор. Приведите старое название Чистых прудов.

Ответ: Поганые

  1. «А все ……………….. и вечные французы! Оттуда моды к нам и авторы и музы, -

Губители карманов и сердец!»

Цитату из комедии Грибоедова Вы, наверное, узнали.  Название какой улицы пропущено в цитате? Известно, что в 40 – х гг. 19 века, именно здесь и находились все 19 московских магазинов.                                              

  Ответ: Кузнецкий мост

Комментарий: действительно, первые магазины появились в Москве на Кузнецком мосту, владельцами магазинов были преимущественно французы

  1. Один из первых соборов, появившихся на Соборной площади Кремля – Успенский. Летописец сообщает, что строительство Успенского собора велось «в КРУЖАЛО и ПРАВИЛО». Какие инструменты архитекторов имелись в виду (упоминались летописцем)

Ответ: циркуль и линейка

8.        Особое внимание в своей книге Гиляровский уделил булочникам и парикмахерам. Известный в то время булочник Филиппов владел целой сетью булочных, но самая знаменитая находилась на Тверской улице, дом 10.  В пекарне выпекались легендарные "филипповские" сайки, калачи и пироги. Народ выстраивался в очереди. Именно Гиляровский поведал историю о том, как генерал-губернатор Закревский, получавший каждое утро к чаю горячие сайки от Филиппова, нашел в булке запеченного таракана. На что вызванный на ковер Филиппов съел кусок с тараканом на глазах у изумленного губернатора. А на следующий день к ужасу пекарей в подтверждение своих слов уже продавал новый вид хлебобулочного изделия. От покупателей отбою не было. Назовите изобретение находчивого Филиппова.

Ответ: булка с изюмом

Музыкальная пауза

9. В апреле 1908 года "накануне Светлого праздника Москву посетило огромное бедствие". Вред был причинен немалый, однако состоятельная публика на некоторое время нашла себе новое развлечение. Внимание, вопрос: Что произошло в Москве?  Какому другому городу уподобляли Москву в этот период?                                                                                              Ответ: Венеции (огромное наводнение Москвы; богачи снимали напрокат лодки и катались по "Московской Венеции").

10.        Во время прогулки по Москве у автора вопроса возник спор с подругой. Подруга была уверена, что ЭТО является первым, а автор не сомневалась, что ЭТО относится ко вторым. На самом же деле правы были обе. По какой улице проходил их маршрут?

Ответ: Солянка.

Комментарий: Солянка — суп на мясном, рыбном и грибном отваре, а также второе блюдо — жареная (тушеная) капуста. Улица в центре Москвы носит такое же название.

11. В одном из "Житий" описана легенда, по которой возле оного города поселилось страшное чудовище, похищавшее его жителей и творившее иную "пакость". Чтобы его умилостивить, жители приносили ему в жертву своих детей. Подошел черед царской дочери, ее одели в багряницу и проводили к пещере, но некто вступил в бой с чудовищем и одолел его. Внимание, вопрос! Где мы могли бы наблюдать один из моментов этой битвы?

Ответ: На гербе Москвы.

Комментарий: Святой Георгий, побеждающий змея.

12.Когда-то этот бульвар Москвы назывался Самотека, т.к. рядом находился огромный пруд, а вода в нем текла медленно-медленно. Потом получил название Трубный (реку Неглинку убрали в трубу), а с конца 19 века бульвар стал носить нынешнее название.

       Ответ: Цветной бульвар

Музыкальная пауза

13.        Большой Кисловский и Малый Кисловский переулки, названы так из-за того, что в 16-17 веках была здесь царицына Кисловская слобода и патриаршая Кисловская слобода. Как вы думаете, чем здесь занимались, что готовили?

Ответ: квасили и солили фрукты, капусту, др. овощи.                                      Комментарий: кислошниками называли людей, профессионально занимавшихся засолкой и квашением овощей и ягод, а также приготовлением кислых напитков – кваса, щей и других.

14.        В 2017 году отмечается 205-летие Бородинского сражения. В 100-летний юбилей в 1912 году, были организованы народные гулянья, вечера, концерты, театральные премьеры, впервые выпущены многочисленные сувениры. Тогда же появился ряд кушаний и напитков, в названиях которых использовалась эта тема. Известны два оригинальных салата, носящие имена русских полководцев 1812 года – “Кутузов” и “Багратион”. Появился и новый десерт. Через минуту укажите название этого блюда и назовите геометрическую форму его нарезки.

Ответ: пирожное «Наполеон», треугольной формы.                                           Комментарий: в форме пирожного предлагалось увидеть знаменитую наполеоновскую треуголку, ставшую после лермонтовских стихов обязательной частью образа французского императора:

  «На нем треугольная шляпа

   И серый походный сюртук».

Название пирожного “Наполеон” осталось до настоящего времени, хотя оно давно уже не треугольное.

15.         Первую весть о существовании этого напитка принесли в Москву в середине XVI века атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялышев, побывавшие в Китае,

- в 1665 году, наследнику Михаила Федоровича царю Алексею Михайловичу доктор-иноземец посоветовал пить этот напиток с медицинскими целями как лекарство. Вслед за царем начали пить его и бояре.

        Вопрос: Сейчас вам предстоит назвать напиток, к которому жители Москвы привыкали постепенно, и, привыкнув, очень его полюбили.

Ответ: чай.

Комментарий: - с течением времени москвичи стали пить этот напиток в течение дня “столько раз, что и счет потеряешь” (из очерка “Чай в Москве” И.Т. Кокорева, 1840г.)

- в Москве есть своеобразный памятник огромного успеха купцов, торговавших этим напитком – дом на Мясницкой. Этот дом был построен в 1896 году крупными архитекторами московского модерна Р.И. Клейном и К.К. Гиппиусом по заказу богатого купца С.В. Перлова. Дом приметный, оригинальный, построен в “китайском стиле”

16.         Арабские купцы, путешествуя по свету, строили укрепленные торговые дворы, окруженные высокими гладкими стенами. Один из них был в Москве. Какая улица Москвы нам о нём напоминает?

Ответ: улица Арбат, от арабского «рабат» - укрепленный лагерь с прямоугольным планом и стенами с башнями.

Музыкальная пауза

Подведение итогов. Выбор лучших игроков в каждой команде. Выбор лучшего вопроса от команды 11 - классников

Ведущий: Сегодня завершилась ежегодная игра «Что? Где? Когда?». Мы благодарим группу организаторов игры и их участников. Поздравляем победителей – это и команда, и лучшие игроки команд.  Особо хочется отметить 11-классников составивших интересные вопросы и ребят, которые участвовали в проведении музыкальных пауз.

После игры остаются все участвовавшие в подготовке и проведении игры для подведения итогов и анализа проведенного мероприятия.

Анализ внеклассного мероприятия

 Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвященная 870- -летию основания Москвы

            Данное мероприятие было проведено в виде интеллектуальной игры, что позволило повысить интерес учащихся к истории города Москвы, расширить и углубить знания по истории, повысить общий интеллектуальный уровень, развить и усовершенствовать речевую культуру, умение работать в команде. Тренировки с командами показали, что большинство участников не могут воспринимать вопросы на вербальном уровне, поэтому было принято решение выводить формулировки вопросов на экран. Часть детей отсеялось на этапе подготовке к игре, основной причиной является – нехватка времени.

           Ученики были увлечены игрой, проявляли активность, выдвигали версии, в целом, продемонстрировали знание предмета по теме.

            Цели, поставленные при подготовке и проведении интеллектуальной игры, достигнуты.  Учащиеся приобрели навыки работы в команде, как на этапе подготовки, так и в период проведения игры. Расширены их знания о культуре, истории, быте москвичей. Участники команд в процессе игры показали умение анализировать материал и путем логических умозаключений находить правильный ответ. Особенно важен тот факт, что созданные разновозрастные команды способствуют сплочению школьного коллектива. Выбранная форма стимулирует самооценку личности.   Однако был отмечен ряд проблемных моментов, например, при коллективном обсуждении вопросов. Современные учащиеся привыкли к виртуальному общению в социальных сетях, краткой, письменной речи, это вызывало сложности в моменты, когда нужно было в устной форме изложить свою точку зрения, отстоять версию.  Проблемой для одной из команд стало поверхностное изучение предлагаемого материала.

Выводы:

  1. Цели достигнуты и выполнены задачи, поставленные при подготовке игры.
  2. Был собран интересный и познавательный материал, соответствующий содержанию и методике проведения интеллектуальной игры.
  3. Отмечено соответствие предлагаемых вопросов источникам информации. Оптимальный темп проведения игры.
  4. Ребята, которые не участвовали в игре, а являлись зрителями, проявили заинтересованность, расширили знания о Москве, часть из них изъявили желание принять участие в игре на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для учащихся 8-9 классов

Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»Для учащихся 8-9 классов.Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команд...

интеллектуальная игра- викторина "Что? Где? Когда?" по природоведению в 5 классе

урок обобщения и закрепления знаний за курс природоведения 5 класса....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Предлагаемая игра «Что? Где? Когда?»: раскрывает формы и методы работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии, по обобщению знаний учащихся и малой родине – г. Гурьевске. Итоговое заняти...

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Игра рассичтана на учеников 8-9 классов...

Интеллектуальная игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Данная интеллектуальная игра вызывает интерес у учащихся. Это игру можно использывать на итоговых уроках по физической географии России в 8 классе. Также на недели географии в школе....

Интеллектуальная игра по физике "Что? Где? Когда?"

Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады между командами знатоков 10-11-х классов...