Внеклассная спортивная работа в школе-интернате
статья на тему

Завьялова Валентина Алексеевна

Организация внеклассной спортивной работы в школе-интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sport.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная спортивная работа в школе-интернате

     Внеклассная спортивная работа в школе-интернате является неотъемлемой частью всей системы воспитательной работы школы для детей с ОВЗ. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи, осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и профессионально-трудовым воспитанием, занимает одно из важнейших мест в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции наших воспитанников с проблемами в здоровье  в общество.

    Кредо нашей образовательной организации – «не идти вслед за появившейся у ребенка проблемой, а сделать все необходимое для того, чтобы предупредить ее на основе знания недостатков и одновременно сильных сторон его развития, создания соответствующих условий, дозирования нагрузки,  активной работы по развитию тех школьно-значимых функций, которые оказались в дефиците».

   Конкретными задачами внеклассной спортивной работы в нашей школе-интернате для детей с ОВЗ являются:

-укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

-формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

-развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);

-коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;

-формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

-поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

-формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
-воспитание достаточно устойчивого интереса к спортивным занятиям;

-воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения.

        Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушениями интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, накладывающие отрицательный отпечаток не только на физическое развитие, но и на социализацию личности, на развитие познавательной и трудовой деятельности, социально-трудовую адаптацию по окончании школы.

       С целью формирование у воспитанников двигательных умений и навыков, коррекции дефектов используются различные формы спортивной работы: физминутки, прогулки, экскурсии, спортивные секции, подвижные перемены, дни и часы здоровья, спортивные праздники. Ведется совместная работа педагогов и медицинских работников по отслеживанию состояния здоровья воспитанников, составляются графики и диаграммы состояния здоровья, паспорт здоровья, учитывается охват учащихся, занимающихся спортом, проводится анкетирование воспитанников.  

      В школе реализуется программа «Здоровье», целью которой является достижение допустимого уровня здоровья, принятия здорового образа жизни, как единственно верного всеми участниками учебно-воспитательного процесса, создание адаптивной образовательной среды для детей с проблемами  здоровья.

    Для реализации задач по внеклассной спортивной работе наша  школа располагает:

-10 учебными кабинетами  для занятий с игровыми комнатами;

-стадионом ( футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка);

-спортивной площадкой ( футбольное поле, волейбольная площадка, яма для прыжков с разбега, хоккейная коробка);

-спортивным залом;

-кабинетом педагога-психолога, предназначенным для организации групповой и индивидуальной помощи воспитанникам;

-кабинетом лечебной физкультуры, где тренажеры и приспособления дают возможность специалистам применять современные технологии физической реабилитации;

-школьным двором, позволяющим организовать досуг на свежем воздухе, повысить их двигательную активность;

-актовым залом, где проходит большое количество мероприятий и праздников;

-кабинетом ароматерапии;

-кабинетом галотерапии.

     В режиме дня с учетом специфики работы школы-интерната предусмотрены: утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе ( продолжительность до 3-х часов в день), подвижные игры, спортивные часы.

   В нашей школе мы выбрали три вида внеклассной спортивной работы. Это: школьные Спартакиады, секции по видам спорта и физкультурно-массовые оздоровительные мероприятия.

Внутришкольные  соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала по физическому воспитанию.

Программа соревнований:

-легкая атлетика;

-гимнастика;

-спортивные игры: мини-футбол, стритбол, настольный теннис, волейбол, пионербол, баскетбол;

-лыжные гонки;

-шашки, шахматы;

-армреслинг;

-снегоступинг.

      Главное требование к педагогам при проведении соревнований- сопереживать вместе с воспитанником, учить их правильно реагировать на победу и поражение.

    Другой раздел спортивной работы- это спортивные праздники. В организацию и проведение Дней здоровья вовлекается весь педагогический коллектив школы. Такие массовые спортивные мероприятия проводятся ежемесячно, где спортивными соревнованиями охвачены все воспитанники с дошкольной группы по 9 класс.

 В программе Дней здоровья предусматриваются:  подвижные игры, массовые соревнования «Веселые старты»,  «Кожаный мяч», «День прыгуна», «Веселая лыжня», «Зарница» и др.

Все эти виды активного отдыха проходят без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех ребят.

  При проведении мероприятий обеспечивается медицинское сопровождение ( в штате 3 медсестры и фельдшер).

   Основным показателем результативности Дня здоровья является его массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости воспитанников, активному участию всех в запланированных спортивных конкурсах и эстафетах. Временно освобожденные медицинским работником от спортивных состязаний воспитанники также находятся на месте проведения праздника, оказывают посильную помощь руководителю физического воспитания, воспитателям.

    Проведение Дней здоровья способствует организации целесообразного отдыха, укреплению здоровья, закаливанию организма, нормализации поведения. В процессе спортивных мероприятий наши воспитанники получают и волевую закалку. Кроме того, у них вырабатываются такие ценные качества, как активность, инициатива, быстрота и правильность ориентировки.

    С учетом интересов воспитанников в школе имеются спортивные секции легкой атлетики, настольного тенниса, волейбола.

Новое направлениеадаптивное физическое воспитание (АФВ), как система взглядов и методов, помогает облегчить состояние здоровья детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, решить проблему адаптации и интеграции таких  детей в общество. Шашки, мини-футбол, бочче.

При создании спортивных секций прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу: наличие спортивной базы, специализация тех педагогов, которые будут проводить занятия. В спортивных секциях воспитанники распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учетом санитарно-гигиенических правил и норм для школ-интернатов. До зачисления в секцию воспитанники проходят медицинский осмотр у школьного фельдшера. Тренировки проводятся так, чтобы задания были посильны, привлекательны, разнообразны, правильно дозировалась физическая нагрузка, своевременно и тактично оказывалась помощь. Одновременно оказывается и прямое корригирующее воздействие на познавательную деятельность ребенка, вовлекая его умственные силы на выполнение тех действий, которые предстоит сделать в связи с физическими упражнениями.  Специфической особенностью работы спортивных секций в нашей школе является то, что она направлена не столько на достижение детьми спортивных показателей. Сколько на содействие всестороннему физическому развитию и на коррекцию дефектов.

 Для оздоровления воспитанников, формирования физических навыков используются нетрадиционные методы:

-фитотерапия;

-ароматерапия;

-ЛФК;

-массаж;

-галотерапия;

-посещение бани.

  За последние несколько  лет ----

    Безусловно, данная работа требует большого труда  педагогического коллектива школы, и прежде всего учителей физического воспитания и воспитателей.

 Главным направлением  в проведении любых спортивных мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, в первую очередь самих ребят.

 Успешность внеклассной спортивной работы зависит от правильного, четкого планирования и организации воспитательной работы в целом, в которой принимают активное участие директор ОО, заместители руководителя, классные  руководители, медицинские работники, воспитатели, руководители и учителя физического воспитания.

Только совместная работа всех звеньев управления школы даст возможность грамотно и целесообразно организовывать внеклассную спортивную работу , направленную на оздоровление воспитанников, коррекцию недостатков, приобщение их к здоровому образу жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...

отчёт о спортивной деятельности в школе-интернате

Отчёт о спортивно-массовых мероприятиях за год...

Доклад на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия".

В материале представлены доклад и презентация на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия."...

Планирование спортивно-массовой работы в школе-интернате viii вида.

Во внеклассную работу обязательно должны быть включены общешкольные мероприятия , проводимые учителем физкультуры....

Спортивно массовая работа в школе-интернате №19 ОАО "РЖД"

Это мой короткий отчет о спортивной жизни наших воспитанников....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...