Ученическое самоуправление: от теории к практике
учебно-методический материал на тему

Иванова Валентина Владимировна

Выступление на окружном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupr_seminar.docx30.2 КБ
Файл samoupr_seminar.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Школьное самоуправление: от теории к практике

Иванова В.В.

Зам. директора по ВР

ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная 

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Воспитательная система школы должна обеспечивать формирование таких личностных характеристик, которые могут характеризовать выпускника как:

 любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;  

 осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

 активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

 умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;  

 социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед  семьёй, обществом, Отечеством;

 уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Школьное самоуправление – система организации и деятельности учащихся,  обеспечивающая самостоятельное решение вопросов в пределах возрастной  компетенции, исходя из интересов всех участников образовательного процесса.    

Цели, задачи, направления ученического самоуправления

Цели:

 создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы,  обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

 формирование навыков самоуправления у учащихся и педагогов.

Задачи:

 формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность;

 создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира;

 развития самостоятельности, мышления и самосознания;

 воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и

нормам коллективной жизни, законам государства;  

 развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей;

 воспитание желания преодолеть трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя.

Направления:

 через проведение общешкольных и классных мероприятий создавать новый стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми - стиль совместной равноправной, взаимно развивающей, творческой, интеллектуальной деятельности;

 создавать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка через организацию различных видов деятельности (трудовой, учебной, спортивной, игровой, кружковой).

Принципы работы органов самоуправления:

Открытость и доступность.

Добровольность и творчество.

Равенство и сотрудничество.

Непрерывность и перспективность.  

В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы ученического коллектива, реализации прав учащихся, расширению коллегиальных демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления в школе уже 6-й год создается и действует Ученический комитет.    Ученический комитет во главе с президентом является выборным, постоянно действующим органом школьного самоуправления в системе воспитательной работы.

 Главными задачами ученического комитета ГБОУ СОШ  ж.-д.  ст. Погрузная  и президента являются:

  • направление деятельности школьного коллектива на реализацию основных воспитательных задач;
  • организация конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий внешкольной работы;
  • осуществляет контроль за выполнением принимаемых указов и распоряжений;
  • организация взаимодействия педагогического и классных коллективов;
  • Президент обсуждает план работы на заседаниях Совета школьного государства, утверждает его, заслушивает информацию ответственных ребят (министров) о проделанной работе.

Схема самоуправления

Система работы

В сентябре в рамках акции «Избирательная кампания» проводится отчетно-выборная конференция учащихся, на которой президент школы и министры отчитываются о проделанной работе за год. Здесь же с программами выступают кандидаты в президенты на текущий учебный год.

В течение недели идет агитация, затем назначается день голосования: путем прямых выборов учащихся и сотрудников школы из всех кандидатов избирается один.

На первом заседании Ученического комитета избираются министры по направлениям и начинается активная и продуктивная кропотливая работа.

Полномочия министерств:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • рейды проверки посещаемости и успеваемости по классам с обязательным отчетом;
  • организация конкурсов «Класс года», «Ученик года»;
  • рейды по проверке дневников, состояния учебников;
  • подготовка и проведение «Дня Учителя»;
  • присутствие на всех предметных неделях, помощь в проведении интеллектуальных игр, конкурсов, викторин.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА:

  • организация и проведение спортивных соревнований среди учеников школы;
  • выявление и поощрение лучших спортсменов школы;
  • рейды проверки выполнения утренней гимнастики в классах;
  • организация и проведение динамических музыкальных пауз на переменах;
  • организация и проведение Дня Здоровья в школе

МИНИСТЕРСТВО ПРАВОПОРЯДКА:

  • рейды проверки школьной формы;
  • соблюдение дисциплины на общешкольных мероприятиях

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ:

  • организация музыкального и художественного оформления общешкольных мероприятий;
  • доведение до учащихся информации о культурных событиях в школе;
  • помощь в подготовке общешкольных праздников;
  • организация и проведение Театральной недели, церемонии награждения «Класс года», «Ученик года»

МИНИСТЕРСТВО ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ:

  • организация и проведение социальных акций, мероприятий в рамках Недели Добра;
  • проведение благотворительной акции «Ярмарка»;
  • организация рейдов помощи учащимся начальной школы;
  • проведение рейдов по проверке чистоты кабинетов.

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ:

  • доведение до учащихся информации о школьной жизни;
  • участие в выпуске газеты «Школьные вести»;
  • информационная поддержка массовых мероприятий, проводящихся в стенах школы;
  • проведение конкурса классных уголков.
  • организация конкурсов плакатов, стенгазет, листовок.

Отчет о проделанной работе министры предоставляют на заседаниях Ученического комитета раз в месяц. Основная задача – ведение в течение года конкурса «Класс года». Каждому классу выдаем зачетную книжку, где фиксируются все достижения классного коллектива.

Работа ведется системно, конечно же, есть свои трудности. Очень сложно пробудить в детях инициативность, замотивировать их.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.   

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это   возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, научиться быть настоящим лидером.

Школьное самоуправление, однозначно очень полезная игра во взрослую жизнь, которая сможет пробудить в ребенке чувство ответственности и, возможно, какие-то скрытые способности и таланты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьное самоуправление: от теории к практике Иванова Валентина Владимировна зам. директора по ВР ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная Кошкинского района Самарской области

Слайд 2

Формирование нравственного уклада школьной жизни: обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, включающего воспитательную, учебную, внеучебную , социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Слайд 3

ВЫПУСКНИК  любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;  активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;  социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;  уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Слайд 4

Школьное самоуправление – система организации и деятельности учащихся, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов в пределах возрастной компетенции, исходя из интересов всех участников образовательного процесса. Цели : создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; формирование навыков самоуправления у учащихся и педагогов.

Слайд 5

Задачи : формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность; создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира; развития самостоятельности, мышления и самосознания; воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства; развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей; воспитание желания преодолеть трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя.

Слайд 6

Принципы работы органов самоуправления Открытость и доступность. Добровольность и творчество. Равенство и сотрудничество. Непрерывность и перспективность.

Слайд 9

Избирательная кампания

Слайд 10

Избирательная кампания

Слайд 11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ рейды проверки посещаемости и успеваемости по классам с обязательным отчетом; организация конкурсов «Класс года», «Ученик года»; рейды по проверке дневников, состояния учебников; подготовка и проведение «Дня Учителя»; присутствие на всех предметных неделях, помощь в проведении интеллектуальных игр, конкурсов, викторин.

Слайд 12

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА : организация и проведение спортивных соревнований среди учеников школы; выявление и поощрение лучших спортсменов школы; рейды проверки выполнения утренней гимнастики в классах; организация и проведение динамических музыкальных пауз на переменах; организация и проведение Дня Здоровья в школе

Слайд 13

рейды проверки школьной формы; соблюдение дисциплины на общешкольных мероприятиях МИНИСТЕРСТВО ПРАВОПОРЯДКА:

Слайд 14

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ : организация музыкального и художественного оформления общешкольных мероприятий; доведение до учащихся информации о культурных событиях в школе; помощь в подготовке общешкольных праздников; организация и проведение Театральной недели, церемонии награждения «Класс года», «Ученик года»

Слайд 15

МИНИСТЕРСТВО ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ: организация и проведение социальных акций, мероприятий в рамках Недели Добра; проведение благотворительной акции «Ярмарка»; организация рейдов помощи учащимся начальной школы; проведение рейдов по проверке чистоты кабинетов.

Слайд 16

МИНИСТЕРСТВО И НФОРМАЦИИ: доведение до учащихся информации о школьной жизни; участие в выпуске газеты «Школьные вести»; информационная поддержка массовых мероприятий; проведение конкурса классных уголков. организация конкурсов плакатов, стенгазет, листовок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Ученическое самоуправление: от теории к практике

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен гот...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Районный центр по поддержке и развитию детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления: ориентиры, практика, опыт

Глубоко убеждена, что детские общественные объединения - это универсальная форма решения любых поставленных педагогических задач и достижения важной педагогической цели в процессе воспитания... К сожа...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...