Воспитание гражданина России
рабочая программа на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_grazhdanina_rossii.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая

Теучежского района

                                                               

«Воспитание гражданина России»

Программа  патриотического и духовно-нравственного воспитания

Срок реализации: 2014 – 2016 гг.

                             

Разработчик: Наниз З.З.

2014 год

 Не забывайте рода своего, прошлого своего,

изучайте своих дедов и прадедов,

работайте над закреплением их в памяти

П.А. Флоренский

Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где должны учить добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. Нам необходимо воспитать у обучающихся национальное достоинство русского человека и сформировать в душах молодого поколения черты, присущие русскому человеку: патриотизм, благородство, сострадание, благочестие, доброту, трудолюбие и др. Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности, любви к Родине и родному краю, взаимном уважении ее членов.

Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно- нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

     Именно сегодня, говоря о спасении и возрождении России, в первую очередь необходимо говорить о создании единого образовательного и воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Надо посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству, верность «малой» Родине и др., для того чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Ее, без преувеличения, необходимо определить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.       

Поэтому программа действия по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения осмысливается нами гораздо шире: это духовное развитие + патриотическое и гражданское воспитание + воспитание национального достоинства и гордости за родной край.  Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Ведь патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество, важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Программа патриотического и духовно-нравстенного воспитания обучающихся разработана в соответствии с:

  • - Законом РФ «Об образовании»
  • - Конституцией РФ,
  • - Конвенцией ООН о правах ребёнка,
  • - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,
  • - Уставом школы.

Сроки реализации программы:

        Программа определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» на 2014-2016 гг.

Сроки и этапы реализации Программы:

Реализация Программы осуществляется в течение 2014-2016гг.

  Направления, цели и задачи программы

Программа имеет 3 содержательных модуля:

  • Содержательные модули программы
  • Духовно- нравственный
  • Культурно-исторический
  • Патриотический

Данные содержательные модули реализуются через основные направления работы со школьниками:

МОДУЛЬ

НАПРАВЛЕНИЕ

ЦЕЛИ

Духовно-нравственное

Становление личности

«Я – гражданин»

 формирование социальных и гражданских компетенций

Культурно- историческое

воспитание

«Малая моя Родина»

 формирование патриотического отношения к своей школе, городу, краю, Родине

 воспитание уважения к культуре и традициям «малой родины» и России в целом

Патриотическое воспитание

«Я – патриот и гражданин»

 патриотическое и правовое

воспитание обучающихся

Воспитание школьников в рамках данной программы достигается путем  системной деятельности по взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление («Я – гражданин») включает в себя:

- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм,

-соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;

- ориентирование на духовно-нравственное воспитание путѐм ознакомления

родителей с основами православной педагогики и психологии;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно-историческое направление («Малая моя Родина») предполагает:

- воспитание у учащихся любви к своей «малой Родине», родному краю, еѐ

замечательным людям;

- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических

памятников боевой и трудовой славы;

- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания,

способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Патриотическое направление («Я – патриот и гражданин») делится на

военно-патриотическое воспитание и гражданско-правовое.

1) Военно-патриотическое включает в себя:

- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и

трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины,

организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации,

готовности к выполнению воинского долга.

2) Гражданско-правовое направление ориентировано на:

- изучение государственной системы РФ, значение еѐ Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;

- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, еѐ суверенитету, независимости и

целостности;

- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

- развитие реально действующего школьного самоуправления.__

Основополагающие принципы работы

1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.

2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия

в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен

захотеть быть приобщенным к познанию ценностей культуры и основ нравственности.

3. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с

волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему

программу.

4. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к

личности ребенка, уважение его мнения и выбора.

Методы реализации программы

 деятельностно-практический

 наглядный

 словесный

Формы работы с детьми

 Смотры, конкурсы, беседы, игры патриотического и духовно- нравственного содержания.

 Проведение совместных праздников.

 Организация совместного переживания со-бытий взрослыми и детьми.

 Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и

технических средств обучения.

 Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).

 Добровольческая помощь пожилым людям.

 Детская благотворительность.

 Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

 Тематические вечера эстетической направленности.

 Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

 Встречи с представителями военкомата, солдатами и офицерами запаса по

вопросам военной подготовки.

 Встречи с представителями Благочиния района по вопросам духовно –

нравственного воспитания.

6. Формы работы с педагогами в процессе реализации программы

 Заседания педагогического и методического советов

 Консультации по вопросам православной педагогики

 Заседания методического объединения классных руководителей

 Работа школы

7. Формы работы с родителями

 Родительские собрания на духовно-нравственные темы

 Лекторий для родителей по вопросам профилактики вредных привычек и

правонарушений

 Дни открытых дверей в ОУ

 Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)

 Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и

коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье, степенью

удовлетворенности воспитательным и образовательным процессом в ОУ

 Ведение социального паспорта класса, школы

 Проведение совместных с детьми праздников, спортивных мероприятий,

Экскурсий

Оценка эффективности реализации программы

Программа способствует позитивной социализации выпускников школы.

В результате осуществления программы школьники

 Повысят уровень нравственного поведения, знаний об отечественной

истории и культуре.

 Сформируют патриотическое и гражданское сознание и самосознание.

    Научатся сострадать и проявлять милосердие.

 

 Ожидаемые результаты:

В результате осуществления Программы ожидается:

-  повышение качества  и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с подростками;

-   формирование гражданской грамотности учащихся;

-  внедрение новых форм работы в повышение эффективности патриотической работы;

-  обеспечение духовно-нравственного единства в школе, возрождение духовных ценностей школьников;

 - развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашей  области, страны;

- улучшение условий для формирования патриотических чувств;

-  привлечение подростков группы «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения;

-повышение уровня воспитанности  и нравственности учащихся.

Работа с родителями

Цель:

Возрождение традиции семейного воспитания.

Задачи:

1. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотического воспитание

детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и

психологии, воспитания культуре казачьих традиций.

2. Формировать представление родителей о формах традиционного семейного

уклада.

п/п

Мероприятия

1

День открытых дверей.

2

Родительские собрания:

- по духовно-нравственному воспитанию;

- по патриотическому воспитанию детей;

- по профилактике правонарушений и привитию здорового образа жизни и др.

3

Организация психолого – педагогической Школы родителей.

- Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно - нравственного воспитания в семье.

4

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы):

- «Папа, мама и я – спортивная семья»;

- «Загляните в мамины глаза»; «Лучше мамы друга нет»

- «Бабушки и внуки», «Наши милые бабушки»

5

Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей:

- «День Матери»; «День защитника Отечества»

- «Новый год», «Рождество» и др.

6

Организация совместного досуга родителей и детей:

- семейные спортивные и интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период;

- проведение классных праздников, вечеров отдыха;

- организация походов в природу и др.

Работа с обучающимися

Цель:

Сохранение духовно-нравственного здоровья школьников.

Задачи:

Приобщение школьников к истории малой Родины и России, нравственным,

духовным и историческим ценностям своего отечечества.

1 направление: Связь поколений

п/п

мероприятия

сроки

1

Участие в акции «Вахта памяти»:

-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

-линейки, посвященные памятным датам истории;

-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы. 

2014-2016г.

2

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

ежегодно

3

Проведение памятных дней:

- День Победы

-День вывода войск из Афганистана

- День защитников Отечества

- День Героев

-День единения и примирения.

ежегодно

4

Участие в акциях:

· «Солдатские письма»

· «Герои живут рядом»

· «От сердца к сердцу»

ежегодно

5

Классные часы на тему «Герои и подвиги»

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

ежегодно

6

Акция  «Ветеран живет рядом»

ежегодно

7

Участие в районной  ВНД

 

Март-Апрель

ежегодно

8

День памяти и скорби по жертвам Кавказской войны XIX  века

ежегодно

9

 Проведение мероприятий, посвященных:

70-летию Сталинградской битве

70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

2014

2 направление: Растим патриота и гражданина России

п/п

мероприятия

сроки

1

Участие в постоянно действующих всероссийских, региональных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2014-2016г.

2

Проведение внеклассных мероприятий, посвященные Конституции  РФ, дню единения и примирения, дню Героев.

2014-2016г.

3

Подготовка и проведение месячника патриотического воспитания

Февраль

ежегодно

4

Участие обучающихся   в конкурсах проектов:

- «Я – гражданин России»,

-«Патриотическое воспитание обучающихся».

ежегодно

5

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

ежегодно

6

Участие в легкоатлетическом кросса для обучающихся, посвященного  Дню Победы

ежегодно

7

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

8

Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне»

 

Май

ежегодно

9

Конкурс плакатов «Война и  мир»

 

 

Апрель

ежегодно

10

Конкурс чтецов «Дети о войне»

Февраль

ежегодно

11

Конкурс рисунков  «Война глазами детей»

ежегодно

12

25-летию вывода советских войск из Афганистана

2014 год

13

Круглый стол «Патриотизм начинается с меня»

ежегодно

14

Соревнования «Школа безопасности»

2014

15

Акции «Я – гражданин России» (торжественное вручение паспортов обучающимся)

Декабрь

ежегодно

16

Встречи с работниками прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

в течение года

3 направление: Мой край родной

п/п

мероприятия

сроки

1

Оформление стенда «Символы Российской Федерации»

«История нашего района, аула»

«История нашей школы»

постоянно

2

Организация экскурсий в музей боевой славы ко Дню Победы

 

ежегодно

3

Краеведческий поиск «Живая летопись родного села»

 

ежегодно

4

Участие в днях экологической безопасности

Апрель-июнь

5

Конкурс проектов «Славься Отечество»

Февраль

ежегодно

6

День молодого избирателя (встречи с депутатами сельсовета)

Февраль

ежегодно

7

Организация походов, экскурсий по родной республике.

Лето

8

Изучение истории республики и района на уроках русского языка и литературы.

в течение года

 4 направление: Я и семья

п/п

мероприятия

сроки

1

Проведение общешкольного конкурса  «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей

ежегодно

2

Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»

Май

ежегодно

3

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны

Апрель

ежегодно

4

Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся  «Президентские соревнования»

ежегодно

5

Создание презентаций "Профессии моих родителей"

2014

6

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья"

Февраль

ежегодно

7

Проект  "Моя родословная"

ежегодно

8

Выставка  творчества «Крепка семья – крепка Россия»

2015

9

Празднование Дня матери: организация выставок "Руками мамы", выставки рисунков "Профессия моей мамы", "Портрет моей мамы", фотоконкурса "Мамины глаза"

ежегодно

10

Празднование Дня семьи

ежегодно

11

Организация семейных классных праздников

в течение года

12

Проведение классных родительских собраний.

в течение года

13

Работа родительского комитета школы

в течение года

14

Работа родительского лектория

в течение года

15

День знаний

1 сентября

План традиционных  мероприятий по патриотическому воспитанию

п/п

срок

мероприятие

1

Сентябрь

Урок мужества «Звучи, памяти набат!»

 Конкурс рисунков «Моё Отечество»

2

Октябрь

Праздничный концерт «День пожилого человека»

Организация и проведение благотворительных акций «Сотвори добро»

3

Ноябрь

Урок мужества «Поклонимся великим тем годам»

 Тематический вечер «День народного единства»

4

Декабрь

Вручение паспортов

Линейка «День конституции»

Конкурс проектов «История  России», «История Республики Адыгея»

Конкурс рисунков «Символика РФ и РА»

5

Январь

Месячник культуры и традиций

Урок мужества «Подвигу народа жить в веках»

6

Февраль

Месячник «Мы будущие защитники Отечества»:

Военно-спортивная эстафета,

Смотр песни и строя.

Акция «Ветеран живет рядом»

Встречи с ветеранами ВОВ.

Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»

Конкурс художественных открыток к 23 февраля

Круглый стол «День молодого избирателя»

7

Март

Урок мужества «Жизнь замечательных людей»

8

Май

Месячник Славы и Памяти:

Акция «Поздравь ветерана на дому»,

Конкурс патриотической песни,

Праздничный митинг, посвященный Дню Победы,

Конкурс газет «Наша память»

9

Июнь

Митинг «День памяти и скорби»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань    Семья- надежный оплот.    В н...

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...