Рабочая программа кружка "Журналистика"
календарно-тематическое планирование на тему

Верещагина Нина Петровна

Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют максимально проявить учащимся свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnalistika.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 села Малая Пурга

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №_________

От «__» _______20__г.

Утверждено руководителем ОУ

Приказ №______________

От «___»_______________ 20___г.

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Журналистика»

на 2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Верещагина Н.П.,

учитель удмуртского языка.

2013 год

Пояснительная записка

    В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

     Главная же задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращения ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют максимально проявить учащимся свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.

Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе. Перед учащимися откроются широкие возможности во внеклассной деятельности.

Школьная газета может стать важным органом школьного самоуправления, надёжным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы.

Тематика газетных публикаций, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными:

Ребята учатся писать сочинения, эссе, стихи, берут интервью.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск различных приёмов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, постигают секреты мастеров.

Кружок «Журналистика» состоит из постоянной группы учащихся разного возраста. В деятельность кружка могут привлекаться также все желающие с разовыми поручениями.

Вместе с юными корреспондентами планируется работа над каждым номером газеты, организуются экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия.

Цели и задачи:

  1. создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности;
  2. изучение основы журналистского мастерства;
  3. объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности, развитие творческих интересов и способностей;
  4. всестороннее воспитание молодежи: литературное, языковое, коммуникабельное;
  5. овладение  современными методами получения информации;
  6. патриотическое воспитание учащихся;
  7. эстетическое воспитание молодежи;
  8. компьютерная грамотность;
  9. пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений;
  10. воспитание и обучение корреспондентов, художников;
  11. социальная адаптация детей в условиях временного коллектива;
  12. педагогическая и психологическая поддержка детей;
  13. создание условий для получения школьниками дополнительного образования по всем видам литературного творчества, журналистской деятельности, компьютерной грамотности.

Данная программа рассчитана на  1 год.

Общее количество часов - 34 часа.

Недельная нагрузка – 1 час.

Возраст учащихся - 7-11 класс.

Режим занятий: среда – 15.00 – 16.00

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

  • Умение работать с различными источниками информации.
  • Умение работать с компьютером, принтером, сканером, цифровой камерой и цифровым фотоаппаратом.
  • Умение брать интервью, проводить опрос, блиц – опрос.
  • Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
  • Использование знаний об основных жанрах периодической печати.
  • Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики. Профориентация.

Прогнозируемые результаты:

Обучающийся должен знать:

  • Особенности профессии журналиста (этикета поведения, права и обязанности)
  • Виды информации, методы сбора информации(наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование)
  • Основные жанры журналистики; заметка, репортаж, фоторепортаж.
  • Принципы оформления газеты
  • Основные правила набора текста.

    Обучающиеся должны уметь:

  • Анализировать различные источники информации
  • Набирать текст на компьютере, форматировать, вставлять фотографии, рисунки, создавать таблицы.
  • Находить источники интересной информации методом наблюдения, методом работы с документами
  • Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, интервью
  • Писать газетную заметку, репортаж
  • Составлять фоторепортаж, коллаж

Учебно-тематический план

(1 год обучения)

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

Дата

Раздел I

Введение

Организация работы кружка

1

Организация работы кружка

1

История журналистики России

1

-

Раздел II

Техника и технология СМИ

Подготовка текста

2

2

Подготовка текста

Подготовка текста

Подготовка текста

Макет и верстка

1

3

Макет и верстка

Макет и верстка

Макет и верстка

Виды шрифта

2

2

Виды шрифта

Виды шрифта

Виды шрифта

Раздел III

Печатная журналистика

Основы оформительской работы

2

4

Основы оформительской работы

Основы оформительской работы

Основы оформительской работы

Основы оформительской работы

Основы оформительской работы

Интернет-журналистика

1

1

Интернет-журналистика

Выпуск газеты «Большая перемена»

1

4

Выпуск газеты «Большая перемена»

Выпуск газеты «Большая перемена»

Выпуск газеты «Большая перемена»

Выпуск газеты «Большая перемена»

Экскурсия в редакцию

1

Раздел IV

Берем интервью

Тренинг «Берем интервью»

1

2

Тренинг «Берем интервью»

Тренинг «Берем интервью»

Заседание круглого стола «Встреча с интересными людьми»

1

Итоговое занятие (творческое задание «Летние каникулы»)

1

ВСЕГО

34

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Теоретическая часть обучение учащихся включает в себя объединение "Журналистика" по направлениям:

- печатная журналистика

(история журналистики, журналистская этика, правовое поле журналиста, жанры публицистики.);

- Интернет-журналистика

(организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете)

- художник-оформитель

(организация работы в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений).

Учащиеся знакомятся с историей прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы.

Объединение "Журналистика" помогает учащимся программы познакомиться с основными положениями журналистского творчества, оформительской работой, расширяет кругозор и помогает в профессиональном становлении молодого корреспондента.

Практическая часть работы кружка «Журналистика» включает в себя:

- развивающие тренинги «Берем интервью»;

- проведение пресс-конференций с интересными людьми;

- организация экскурсий в редакцию газеты  «Маяк» с целью ближе познакомиться с работой над ее выпуском;

- выпуск газеты «Большая перемена», с целью на практике применить полученные в кружке «Журналистика» знания и активного освещения работы школы;

- проведение круглого стола;

- презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Большая перемена»

     Тематическое планирование

темы

Темы занятий

Кол.

часов

Формы работы

1

Запись в кружок. Знакомство и индивидуальные беседы.

1

Беседы. Заполнение индивидуальных бланков.

2

Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение названия газеты, рубрик и тем.

Утверждение плана работы на первое полугодие.

1

Работа в группах. Анкетирование. Беседа с членами кружка.

Практикум.

3

Введение. Журналистика-профессия и призвание. Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики».

1

Лекционное занятие.

4

Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях.

1

Практические занятия. Работа по бригадам.

5-6

Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи.

2

Практические занятия. Создание рубрик; текстовое оформление.

7-8

Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение школьных событий. Подготовка материала к выпуску газеты.

2

Экскурсия. Работа бригады фотографов. Обсуждение снимков.

9-10

Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка.

2

Лекционное занятие. Практические занятия. Ролевая игра.

11

Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование.

1

Работа в группах.

12-13

Литературное редактирование материалов массовой информации. Практикум по литературному редактированию.

2

Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала.

14

Обсуждение планов на второе полугодие. Экскурсия на местное телевидение. Журналистские профессии на ТВ. Написание рецензии на телепередачу.

1

Беседы. Экскурсия. Создание творческих работ.

15-16

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

2

Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала.

17-18

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.

2

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки.

19

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

1

Конкурс творческих работ. Работа в группах.

20

Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».

1

Беседы с членами кружка. Речевая компетенция.

21-26

Обучение практике верстке номеров газет. Подбор материалов для выпуска номера.

6

Практическое занятие в группах.

27-28

Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра. Деловая беседа.

2

Лекционное занятие. Ролевая игра.

32-33

Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.

2

Практическое занятие в группах. Создание творческих работ. Подбор материала для номера газеты.

34

Теория и практика литературной правки. Анализ материала.

1

Работа с заготовленным материалом.

35-36

Анализ работы за год. Смотр достижений. Интервьюирование учителей и учащихся по итогам учебного года. Обработка материала. Выпуск газеты.

2

Практикум. Практическая работа всех членов кружка. Подведение итогов.

Список использованной  литературы

  1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987.-146с
  2. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
  3. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
  4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...