Технический турнир (V-VI класс)
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Храмцов Александр Георгиевич

Такие турниры проводятся для того, чтобы учащиеся (соревнующиеся между собой команды) могли показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами. Турнир может быть приурочен к какому-либо важному событию в жизни образовательного учреждения, знаменательной дате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskiy_turnir_v-vi_klass.docx198.34 КБ

Предварительный просмотр:

приложение

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТУРНИР

 «ЮНЫЙ СТОЛЯР»

 (V-VI класс)

Основной целью технического турнира является создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации детей средствами технического и декоративно-прикладного творчества.

       Задачи:

1) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

2) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения.

3) формирование экономической культуры;

          В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, своё воинское мастерство, померятъся силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определять победителя доверено жюри в составе ...

     Первый конкурс - "Команда". Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сдать эмблему увеличенного размера в жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, её название, девиз приветствие.

    Следующий конкурс - "Дерево".

1.  За счёт чего дерево растёт в толщину? (Между корой и древесиной находится слой клеток-камбий. Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древесины, а наружу-клетки луба.)

2.  Каково назначение коры? (Она предохраняет дерево от повреждений и неблагоприятных погодных условий.)

3.  Как вы думайте, почему кора растрескивается?  (У многих деревьев количество клеток, которые камбий откладывает в сторону древесины, больше тех, что откладывается в сторону луба.)

4.  Где расположен луб и какого его назначение? (Луб расположен под пробковой частью коры и предназначен для прохождения питательных соков.)

5.  Как вы думаете, погибнет дерево, если срезать кору по кольцу? (Полностью нарушится работа луба и камбия.)

6.  Что такое текстура?  (Естественный рисунок разреза древесины.)

7.  Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола к параллельно ему? (В первом случае годичные слои видны в виде полосок, а во втором-в виде красивого рисунка.)

8.  Как вы думаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней? (Ствол дерева-это, грубо говоря, плотный пучок канатов -длинных, идущих почти параллельно друг другу растительных клеток... Чем дальше отстоят клетки-канаты от сердцевины дерева, тем они жестче, грубее, крепче, тем лучше они сопротивляются растягивающим нагрузкам, которые создаёт ветер...Тот же принцип использовали инженеры конструкции высочайшей телебашни. Растягивающую силу, которая возникает от ветра и стремится покачнуть башню, воспринимают на себя предварительно натянутые стальные канаты, пропущенные внутри бетонной стенки.)

При проведении данного конкурса целесообразно использовать цветной рисунок поперечного разреза ствола, на котором учащиеся могли бы показать строение древесины.

      Новый конкурс - "Материал". Но прежде чем его начать, послушаем стихотворение             Н. Алтухова   "На лесопилке".

Пила сверкает синим глянцем,

Ствол золотисто желтоват,

Опилки, протуберанцы,

От диска весело летят.

Блеснуло солнце внешним светом,

Вернулась звонкая весна,

Что сконденсирована в этом

Стволе, певучем, как струна.

Похоже - кольца накрутило

На ствол, как на веретено,

И много - много раз светило

На срезе запечатлено.

Смолой, пропахшие сосновой,                                                               ,

Пыльцой покрыты, как мукой,

Рабочие, народ толковый,

Сроднились с солнцем и весной.

Лучатся руки золотые,

Растут, сияя штабеля,

Где доски,

Как лучи прямые

Теплы, как вешняя земля.

Их повезут дорогой длинной,

И осень будет, и зима,

Но солнце

Вместе с древесиной

Заселит новые дома.

1. Какую операцию имел в виду поэт, когда писал: "Опилки как прутоберанцы, от диска весело летят?" На каком оборудовании она выполняется? (Операция - поперечное пиление - выполняется с помощью электро и бензопил, а также на круглопильных станках.)

2. Как вы думаете, люди каких профессий выполняют эту работу? (Раскряжевщики, станочники - распиловщики).

3. Какие пиломатериалы вы знаете? (Доска обрезная и необрезная, горбыль, брусок, рейка, брус.)

4. С помощью какого оборудования получают пиломатериалы? (На пилорамах, ленточно-пильных станках.)

5. Люди каких профессий выполняют эту работу? (Рамщики, станочники-распиловщики. )

6. Перед вами два пронумерованных образца пиломатериалов. Какой из них доска, а какой-брусок? Объясните своё решение. (У досок ширина больше двойной толщины, а у брусков равна или меньше.)

7. Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи? (Ведущий показывает лист бумаги на которой крупно написано: ДСП; ДВП (древесностружечная и древесноволокнистая плита.)

8. Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? (Получены из отходов древесины, смешанных со специальными связующими веществами. При получении ДВП в смесь из измельчённых отходов древесины добавляют ещё мелконарезанную солому, отходы от переработки льна, хлопка. Отличаются по внешнему виду, толщине.

       

Конкурс - "Чертёж".

Перед вами пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе - сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своём столе так, как они были расположены при выполнении чертежа.

Для проведения данного конкурса необходимо выполнить (рис.1) и изготовить комплекты из четырёх деталей. На общем столе расположить вперемешку.

      Следующий конкурс - "Инструмент."

l. Ha ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая рубанком?

2. Когда долго работаешь рубанком, на большом пальце левой руки появляется мозоль. Кто может объяснить причину? (При строгании палец чуть поворачивается относительно ручки и трётся о неё.) Следует иметь рубанок, чтобы учащийся или ведущий смогли использовать его при объяснении.)

З. Как можно избежать этого неприятного явления?

(Сделать ручку вращающейся вокруг вертикальной оси, тогда она будет чуть проворачиваться вместе с пальцем. Хорошо иметь рубанок с такой ручкой, чтобы показать её учащимся.)

4.Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то часто зачищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает, как называется инструмент, предназначенный для той же цели-снятия очень тонкой (0,04 - 0,08мм) стружки. (Цикля).

5.Представьте себе такую ситуацию. Вы отшлифовали поверхность детали шкуркой. А затем увидели, что толщина её больше необходимой, и решили сострогать лишний слой древесины. Но когда начали это делать, рубанок вдруг стал строгать очень плохо, на поверхности детали появились задиры. Почему? (Мельчайшие зёрна наждака, застрявшие при шлифовании в волокнах древесины, моментально затупляют резец рубанка.)

      Конкурс - "Юный столяр."

Вы должны закончить изготовление простейшей полочки. (рис.2) При разметке обязательно использовать и рейсмус.

Для проведения данного конкурса необходимо подготовить комплекты заготовок и инструментов: две полностью отструганные полочки без отверстий, рейсмус, угольник,

линейку, карандаш, шило, коловорот, сверло, четыре упора с канавкой: посередине, шнурок.

      Следующий конкурс - "Сборка. "

1. Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? (Надо предварительно сплющить головку, гвоздь, как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя.)

(Целесообразно подготовить заранее планку и брусок, именно таким образом, чтобы показать учащимся после их ответов)

2. Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздём не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором-нет. Почему?                                     (В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к пласти доски, а во втором-под углом.)

3. Перед тем как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда притупляют. Зачем?     (Тупой гвоздь будет сминать волокна древесины, но не будет раскалывать дощечку.)

4. Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали (рис3).

Для проведения данного конкурса надо подготовить комплекты: две детали, два гвоздя, молоток. На каждом столе положить сработанный трёхгранный напильник и зубило (последнее-для отвлечения внимания). Наиболее рациональное решение - длина гвоздей должна быть такой, чтобы можно было осуществить способ загибания. Если никто не примет данный способ, надо задать дополнительный вопрос: «Как вы думаете, нельзя ли было использовать лежащие на столе старые напильники для более надёжного загибания гвоздей?", - и выдать ещё по одному гвоздю для очередной попытки. Если и она не увенчается успехом, ведущий сам должен показать способ загибания.

5. Завинчивание шурупов вручную - долгая и утомительная работа. Кто знает, как она облегчается и ускоряется на производстве? (Применяют механизированные отвёртки, шуруповерты)

6. На рисунке (рис 4 а) изображены крепёжная деталь и птица. Что между ними общего? (У них одинаковое "имя", так как большой шуруп с шестигранной головкой, предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа, называется "глухарь".)

7.Как вы думаете, что связывает предметы, изображённые на рисунке (рис 4 б)?  (Иногда шуруп трудно ввернуть в древесину твёрдых пород, даже предварительно просверлив отверстие. Тогда его рекомендуется смочить водой и натереть мылом.)

В настоящее время для облегчения сборки изделий на гвоздях и шурупах применяют специальные инструменты. Они напоминают электрическую дрель, снабжённую магазином, как боевой автомат. Поставил переключатель в первое положение, зарядил магазин гвоздями или проволочными скобами - и только успевай нажимать на курок: доски быстро и надёжно скрепляются. Если надо соединить детали шурупами, заряди ими магазин и поставь переключатель во второе положение. Около 50 шурупов в минуту-такова скорость работы инструмента.

                                     

                  рис.1                                                                                    рис.2

                       

             

               

             

               рис.3                                                                             рис.4 (а,б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"рыцарский турнир" 6-7 класс

Разработан для проведения открытого мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества....

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...

Турнир смекалистых - 5 класс

Проведение таких уроков  заставляет детей мыслить логически, учит работать группой, уметь слушать и слышать друг друга, помогают формированию коммуникативных качеств и развитию математическ...

Олимпиада по технологии, технический труд (8-9 класс)

В данной разработке содержатся внутришкольные олимпиадные задания (технический труд) для мальчиков 8-9-ых классов. Задания 3-х видов сложности. К олимпиадным заданиям приложены ключи к ответам, предст...

Турнир грамотности (6 класс, коррекционная школа)

В процессе урока, проводимого в игровой форме, уточнить знания учащихся по русскому языку по программе коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Технический турнир" по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ».

Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании...

Разработка урока по технологии с использованием метода обучения «Перевернутый класс» Тема; «Механическая трансмиссия в технических системах» (6-й класс)

В конспекте отражена работа на уроке технологии в 6 классе с использованием метода обучения «Перевернутый класс».Тема урока: «Механическая трансмиссия ...