Анализ воспитательной работы
классный час (11 класс) на тему

Бегзи Айдысмаа Алдын-ооловна

Анализ воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы

за III четверть 2016-2017 учебный год

       В классе обучается 6 человек: 3 юношей, 3 девушек. Большинство детей воспитывается в полных семьях, но 2 обучающиеся воспитываются в неполных семьях (Айыр-Санаа Начын, Донгак Начын); одна учащийся  воспитывается под опекой сестры.   Обучающиеся в классе активные, любознательные, ответственные. Отношения в классном коллективе доброжелательные. Во внеклассных мероприятиях участие принимают все ребята. Большинство учащихся предпочитает спортивные виды деятельности.

      В этой четверти цели и задачи воспитательной работы реализовывались с помощью следующих классных часов по следующим направлениям:

  1. Гражданско-патриотическое вочпитание «Я- Россиянин»
  2. Духовно-нравственное воспитание
  3. Физкультурно-оздоровительное «Я здоровье сберегу»
  4. Традиционные дела
  5. Работа с родителями
  6. Работа с учителями-предметниками.

На оптимальном уровне проводились следующие классные часы:

Классный час «Честность и справедливость» ; «Неразлучные друзья – взрослые и дети»;

«Миром правит любовь»; «Люби и знай свой родной край».

          Данные мероприятия способствует повышению кругозорного  уровня развития коллектива, была направлена на достижение конкретных задач и поручений не только классного коллектива но и на достижение общественных задач и перспектив. Имелась связь с другими организациями села: сельская библиотека, сельский дом культуры, ФАП. Отношения между членами классного коллектива становятся более дружественными, между педагогами и учащимися более уважительными, а отношения дети – родители, дети – классный руководитель – родители более доверительными. Формирование действенного актива класса, влияющего на общественное мнение в классе предъявляющего справедливые и разумные требования друг к другу. Развитие познавательных способностей проявилось в участии учащихся класса в предметных конкурсах и предметных экзаменах. Эмоциональный настрой учащихся класса позитивный.  Психологическое сопровождение детей систематическое. Психолог Ажы К.А. проводит различные тренинги и тесты. Во всех воспитательных мероприятиях школьного уровня ребята принимают активное участие.

На следующий четверть рекомендуется:

- усилить контроль за подготовкой ЕГЭ по всем предметам.

- взять под наблюдение режим дня каждого учащегося.

Классный руководитель: Бегзи А.А.

     



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чаа-Суурская  СОШ ОК имени Шарый-оола В.Ч.»

Согласовано 01 сентября 2016 года

Утверждаю 01 сентября 2016 года

Заместитель директора по ВР________ /Доспан О.К/

Директор школы :  ___________/Донгак Р.Б /

ПЛАН  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  

НА  2016-2017  УЧЕБНЫЙ  ГОД

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  

11  КЛАССа

Бегзи Айдысмаа Алдын-ооловны

Чаа-Суур

2016

ЦЕЛЬ:

создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,  личностных  качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • воспитание любви к родной школе, к малой родине, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание нравственности на основе народных традиций;
  • развитие творческих, познавательных способностей учащихся;
  • формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
  •  создание условий для сохранения здоровья, физического развития. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ:

1. Не навреди.

2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

3. Определи, что ты хочешь от своего ученика, узнай его мнение на этот счет.

4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.

5. Предоставь самостоятельность ребенку.

6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

7. Не упусти момент первого успеха ребенка.  

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  • организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
  •  обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
  •  организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;
  • развитие творческих способностей и творческой инициативы учащихся и взрослых;
  •  развитие ученического самоуправления;
  •  развитие коллективно-творческой деятельности;
  • организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;
  • организация работы с одаренными учащимися;
  •  приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

  • сохранение и отработка всех удачных, эффективных моментов;
  •  учет и анализ неудачного опыта, внесение корректив;
  •  поиск нового и варьирование знакомого, хорошо известного.

ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ В  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ  НА  2016-2017  УЧЕБНЫЙ  ГОД:

-гражданско-патриотическое воспитание («Я - Россиянин»);

-духовно-нравственное воспитание;

-физкультурно-оздоровительное воспитание («Я здоровье сберегу»);

- традиционные дела.

ДЕВИЗ КЛАССА

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

  • люби свою малую Родину;
  • лучше учись, больше знай; занятия в кружках и секциях тоже плюс тебе;
  • живи весело, содержательно, будь активным, творчески подходи к любому делу;
  • помогай тому, кто нуждается в твоей помощи;
  • не делай людям того, чего не желаешь себе;
  • содержи в чистоте свой дом, улицу, село;
  • окружи заботой малышей и пожилых, вместе со старшими наставниками познавай мир.

СОДЕРЖАНИЕ  И  ФОРМЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое воспитание («Я – Россиянин»)

1. Формировать у учащихся такие качества, как: долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

Духовно-нравственное

воспитание

1. Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.

2. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Экологическое воспитание

1. Изучение учащимися природы и истории родного края.

2. Формировать правильное отношение к окружающей среде.

Физкультурно-оздоровительное («Я здоровье сберегу») воспитание

1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2. Популяризация занятий физической культурой и спортом.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

Традиционные дела

1.Создание условий для развития творческой активности, ответственности за порученное дело  познавательного интереса.

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам, выявление уровня затруднений

Работа с родителями

Родительские собрания, индивидуальные беседы и анкетирование.

Внутренние и внешкольные связи  в воспитательной системе класса

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ «Я – РОССИЯНИН»

Цель: - формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

           - воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина – патриота России»;

  - развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

«Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ»

Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, творческой активности.

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель: создание условий для развития творческой активности, ответственности за порученное дело  познавательного интереса.

РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ

Цель: провести беседы с учителями-предметниками об успеваемости учащихся по предметам, выявление уровня затруднений.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: провести родительские собрания, индивидуальные беседы и анкетирование.

СЕНТЯБРЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я – Россиянин»

1.Участие в школьном празднике «День знаний».

2.Классный час «Вера Байлак – чоннун ынак маадыры»

1 сентября

Классный руководитель

Духовно-нравственное воспитание

1.«Осенний бал»

2. Беседа о правилах поведения в школе.

Участие всероссийской акции по уборке мусора: «Сделаем вместе»

21-26 сентября

2 сентября

Учитель биологии Классный руководитель

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1.День здоровья.

2.Туристический слет школы

3. Участие кожунной акции «Восхождение на горные вершины Тувы»

Сентябрь

Учитель физической культуры

Классный руководитель

Коллектив школы

Традиционные

дела

Трудовые десанты.

В течение месяца

Классный руководитель

Работа с родителями

 Организация работы родительских комитетов.

 Родительское собрание «Знакомство с порядком проведения ЕГЭ »

Порядок проведения ЕГЭ, о выборе предметов для сдачи ЕГЭ

Сентябрь

Классный руководитель

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам

Сентябрь

ОКТЯБРЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

 1.Мероприятия, посвященные дню пожилых людей:

- поздравление пожилых людей

- организация адресной помощи людям пожилого возраста

1 неделя

Классный руководитель

Духовно-нравственное воспитание

1.День учителя. День самоуправления. Праздничный концерт для учителей.

4 октября

Кл. рук-ль

Внеклассный

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1.День здоровья.

2.принятие учащихся в открытии спортивного зала школы

3. Участие в районных соревнований

 Октября

Учитель физической культуры

Классный руководитель

Традиционные

дела

Рейд «Живи книга».

14 – 18 октября

Библиотекарь

Работа с родителями

Посещение семей с целью проверки бытовых условий и выполнение режима дня.

В течение месяца

Классный руководитель

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

октябрь

Классный руководитель

НОЯБРЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

1.Классный час «Что такое плохое настроение?»

2.Мероприятие ко Дню матери и отца

3.Школьные предметные олимпиады

14 ноября

В течение месяца

Классный руководитель

Учителя предметники

Духовно-нравственное воспитание

1. Просмотр презентации «Всемирный день ребенка»

19 ноября

Классный руководитель

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1«Движение – есть жизнь».

(День здоровья, спортивный праздник).

2.Классный час «Курить – здоровью вредить».

ноябрь

Классный руководитель

Традиционные

дела

Генеральные уборки

В течение месяца

Классный руководитель

Работа с родителями

Классные собрания  по классам по итогам I четверти.

 ноябрь

Классные руководители

ДЕКАБРЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

1. Международному Дню против СПИДа «Остановись пока не поздно»

2. Участие в районных олимпиадах и конкурсах

3.Просмотр социального ролика «Конституция – главный закон государства».

3. Песня года

1 декабря

12 декабря

Заведующий сельской библиотеки Майынды А.Б

Учитель истории Дамбажык Д.О

Духовно-нравственное воспитание

1 участие в конкурсе «Мисс Снежинка», «Мистер Снеговик»

2. Новогодний карнавал.

3.Конкурс украшения кабинетов.

4 неделя

Внеклассный завуч

Классный руководитель

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

Участие школьных соревнований

«Влияние вредных привычек на здоровье человека»

(просмотр презентации).

декабрь

Классный руководитель

Традиционные

дела

1.Трудовые десанты.

2.Генеральные уборки.

В течение месяца

В течение месяца

Классный руководитель

Работа с родителями

 Родительское  собрание «Общение родителей с детьми».

Классные собрания  по классам по итогам II четверти.

декабрь

Классный руководитель

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

декабрь

Классный руководитель

ЯНВАРЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

1. Классный час «Честность и правдивость»

2. Презентация  «Моя Родина Тыва»

23 январь

30 январь

Кл.рук

Духовно-нравственное воспитание

1. Рождественские чтения

Праздники классов, экскурсии, походы и т.д

На каникулах

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

День здоровья. «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

(Зимние эстафеты).

Переходящий кубок по волейболу среди 9-11 классов

январь

Учитель физической культуры

Кл. рук. Учителя физ.культуры

Традиционные

дела

Ежедневная уборка уч-ся классных кабинетов.

Озеленение класса, уход за цветами

В течение месяца

Кл. рук

Работа с родителями

Индивидуальные консультации с родителями.

В течение месяца

Кл. рук

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

январь

Кл. рук

ФЕВРАЛЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

1.Месячник военно-патриотической работы

3.Проведение военно-спортивного праздника в честь Дня защитников отечества.

4. Классный час «Благодарная память народа ваши хранит имена».

17-21 февраля

февраль

классный руководитель

актив класса

Духовно-нравственное воспитание

1.Организация почты для влюбленных.

2. Классный час «Миром правит любовь»

3. Семейные традиции. Праздник Шагаа

7 – 14 февраля

14 февраля

Классный руководитель

Учитель русского языка Кыргыс Л.С

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1. День здоровья. «Чистота и здоровье».

 февраль

 учитель физической культуры

Традиционные

дела

Ежедневная уборка уч-ся классных кабинетов.

В течение месяца

Кл. рук-ль

Работа с родителями

Тест «Понимание родителями особенностей юношеского возраста»

Анкетирование «Искусство жить с детьми».

Четвертая неделя месяца

 Классные руководители

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

февраль

Кл. рук

МАРТ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

1.Юнармейская игра «Зарница».

2.Заочная викторина «Люби и знай родной свой край!»

13 марта

17 марта

Учитель физической культуры

Классные руководители

Духовно-нравственное воспитание

1.Праздничный концерт для  мам, посвященный 8 Марта.

.

7 марта

Актив класса

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1.День здоровья

«Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды».

2. Участие в школьных спортивных соревнованиях

март

 

Классные руководители

Традиционные

дела

Ежедневная уборка уч-ся классных кабинетов.

В течение месяца

Актив класса

Работа с родителями

Консультации для родителей: «В семье растет дочь», «В семье растет сын».

март

Классные руководители

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

март

Кл. рук-ль

АПРЕЛЬ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

 

1. Беседа, посвященная Дню космонавтики

В течение месяца

Классный руководитель

Духовно-нравственное воспитание

1. День смеха

2. Диагностика предрасположенности к определенным профессиям.

3. Осуществление контроля за успеваемостью, посещаемостью уроков обучающимися.

1 неделя

2 неделя

Бегзи А.А

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1. Школьный  весенний кросс.

2. Классный час «Проблема наркомании в современном  обществе»+

 В течение месяца

Учитель физической культуры,

Традиционные

дела

Ежедневная уборка уч-ся классных кабинетов.

В течение месяца

Кл. рук-ль

Работа с родителями

Индивидуальные консультации с родителями.

Апрель

Кл.рук-ль

Род. комитет

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

апрель

Бегзи А.А

МАЙ

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Время проведения

 Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - Россиянин»

1.Организация и проведение уроков мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны 9 Мая

3.Митинг «Память».

Неделя памяти.

6 мая

Внеклассный организатор

Духовно-нравственное воспитание

1. Праздник «Последнего звонка».

25 мая

Внеклассный организатор

Физкультурно-оздоровительное

«Я здоровье сберегу»

1.Участие в школьных и районных соревнований

В течение месяца

Учителя физической культуры

Традиционные

Дела

Благоустройство школьной территории.

В течение месяца

Актив класса

Работа с родителями

Итоговое родительское собрание.

Взаимодействие с родителями по организации летнего отдыха учащихся.

май

Классный руководитель

Род. комитет

Работа с учителями-предметниками

Беседы об успеваемости учащихся по предметам.

май



Предварительный просмотр:

Муниципалдыг бюджеттен хандырылгалыг ниити билиг ==редилге чери «+в\р кожууннуё Шарый-оол В.Ч. аттыг Чаа-Суур ниити билиг ортумак школазы»

Кожуун чергелиг класс удуртукчу

 башкыларынга м==рей

 «Тергиин класс башкызы – 2017»

Класс шагы:

«Тос сыртык»

11-ги класстыё класс башкызы: Бегзи А.А.

2016-2017 ==редилге чылы.

Класс шагы

Тема: Тос сыртык

Сорулгазы: тос сыртыктыё ужур-утказы – биле таныштырар. Улусчу чаёчылдарга даянып алгаш уругларныё м=з\ – б\д\ж\н эки чаёчылдарга кижизидер.

Дерии: Уруг хини, тыва кавай, эзер, тыва идик. Ноутбук, мультимедиалыг презентация.

Кичээлдин чорудуу.

I. Организастыг кезээ.

II. Кичээлдин сорулгазын дамчыдар.

а) сто рыксыт

Бо \ннер – биле с=стерден тургузуёар уруглар.

б) киирилде беседа

  Тос деп ыдыктыг сан-биле бистиё тыва чоннуё дараазында «тостары» холбашкан.      Тос-ол х\нд\л\г болгаш ыдыктыг сан.

1. Эё х\нд\л\г, чугула эт-севиниё бирээзинге, «тос-карак» хамааржыр. Ооё дузазы-биле чажыг чажар.

2. Тос эртине: эртине даштар хамааржыр. Доржу-алмаз, базыр-платина, бадмаарылга-рубин, шуру-топаз, маны-жемчуг, с\\з\н-гранат, ногаан-даш-изумруд, алдын, м=ёг\н

3. Тос аржаан:

1. С\т, артыш, чойган, шиви, шаанак, п=ш, агы, каёгы, кодан хаагы.                                  

4. Бистиё чонувус бора аътты, сарыг сергени, калчан ак хойну, кара иртти, ак буганы, к\з\нг\н\, буга ээренни, чаа тиккен =гн\, ивини азы тевени ыдыктаарын «тос ыдык» дээр чораан. 

5. Тос дагылга:

Дээрни, таёдыны, отту, суг бажын, хам ыяш, тел ыяш, оваа, буга бажы, к=жээ дагылгазы кирип     турар


6. Тос ч\з\н малывыс. Хой, =шк\, аът, сарлык……

Тос сыртык.

        Тыва кижиниё амыдыралынга сыртык дыка ужур уткалыг.Сыртык чокка удувас дижир. Бурунгу тываларныё амыдыралынга сыртык кижиниё т=р\тт\нгенинден эгелээш =лг\жеге дээр назынын илередип турар. Сыртык дириг кижиниё база таалал болган кижиниё бажын салыр ыдыктыг чери.

1. Уруг сыртыы.

     Чаш уруг иезиниё иштинге боттанып чорда, ынчан тыптыр болгаш ол чаш уруг т=р\тт\нерге , чаларап \нер. Уруг сыртыы саадаарга, тудугжу кижини чалап эккелгеш,  \нд\р сыйбадып ужулдуруп кааптар уран арга тываларга турган. Тыва кижи уруг сыртыын кончуг хумагалаар, чаш уруу т=р\тт\геш, \ш хонганда, уруг сыртыын хап иштинге суккаш, ооё чанынга чиг арбай, чиёге-тараа, ак-тарааны бичиилеп ургаш, =гн\ё х\н бадар талазынга бичии уургай каскаш, аёаа чаларадып каар. Кижиниё хирни кижиниё т=рээн чери-биле тудуш деп ыдыктыг бодал уруг сыртыын шыгжаан =г орнундан \нген ч\ве- дир.

           Кым-даа авазындан т=р\тт\нер болганда, авазынга ынак болуп, чугаазын дыёнап х\нд\леп чоруур.

Аар базып х\ннер санап т=л\н манаар,

Ава кижи \\лезин кээргеп чоруёар!

Ийи ч\рек согуун дыёнап сагыш аараан,

Ие кижи эдилээнин камнап чоруёар!

2. Ч==к сыртык.

           Кавай – салгал дамчыыр ыдыктыг эт. Кавайга чаш уругнуё бажын =шк\ ч==г\нден кылган сыртыкка чыттырар. Ону ч=мег дээр. Ч==к сыртык сыртанып =скен уругнуё бажы тыртык болбас, кончуг чараш болур. К=ж\п-д\ж\п чорда кандыг-даа ч\ве болур. Кавайда чаш уруг ч==к сыртанган болза, хеп-хенертен аът дывылаарга, ону \ёгерип чораан кижи ышкыныптар болза, ол чаш амытан кемдевес болур.

Ш\л\к «Кавай» - М.+лчей-оол

Шаа-биле угулзалап,

Чараштап каан тыва кавай!

Ылым чашка чеже, чеже,

Ыржым ш=лээн шаёнап келдиё Кавай, Кавай!

         Ава-биле ачаныё –даа

         +=р\шк\з\ сенде д\\шкен

         Ава ч\рээн дамчып келген

         +пей ыр-даа сенде синген Кавай, Кавай!

3. Орун сыртыы

Айым-биле х\н\м ышкаш,

Айдыё чырык ч\ве-ле чок.

Авам биле ачам ышкаш ,

Авыралдыг улус  - ла чок

     Тыва =гге ашак-кадай улустуё тускай сыртыы бар болур. Ол сыртыктыё арнын чинчилеп тургаш, кончуг чараштап каастаар. Ооё иштинге эё ховар ч\велер чоруур, ылаёгыя чаш уругларныё хиннери, ие кижиниё ховар эди, ол =гн\ё бир эртине дажы шыгжаттынган болгулаар. Орун сыртыынга =ске кижи холун безин дегзип болбас, от ээзи килеёней бээр, уруг-дарыг сылданы бээр дижир.

Адалыг оол томаанныг,

Иелиг кыс шевер.

              Булут аразында х\н караа чылыг,

              Улус аразында ие караа чымчак.

Ынчангаш ада-иезиниё сыртыы – биле ойнап болбас.

4. Алгы сыртык.

        Чымчадыр эттеп каан алгыны сыртык кылыр. Ол  хой,=шк\ кежи болгулаар. Д\г\н ишкээр кылдыр кылгаш сыртык кылыр. Алгы сыртыкты ховар таварылгада ажыглаар болгаш ч\гле уруг - дарыынга, т=рг\л - т=релиниё ажы т=л\нге эттеп каан алгыны сыртык кылдыр салыр.

5. Идик сыртык.

«Саны М=ге» С.Сарыг-оол

Орар черим орун адаа

Орун – д=жээм чыышкын адаа

Идиктерим сыртангаштыё

Д\рл\п- д\рл\п чыдып аар мен

Д\нн\ё соогу хаарып хонар.

        Идик сыртаныр чорук эр кижилерге хамааржыр. Аалдар аразынга чоруур бот кижилер тургулаар, оларны чон кончуг х\нд\лээр. Кандыг-даа назын бот кижизи азы бот салымныё кижизи =гге кээрге, кончуг х\нд\лээр болгаш ашкарып – чемгерер турган. Эрте шагда идикти ==р\ к=рд\нген аастыг болгаш кежик хеви деп билип чораан, ынчангаш бот кижи идиин сыртаныр с\з\кт\г чораан.

6. Эзер сыртык.

         Ырак чер чораан чорумалдар азы аёнап чораан аёчылар эзерни сыртык кылдыр ажыглап чораан. Эзер сыртык болза аёныыр болгаш к=шк\н амыдыралдыё кижилери артык ч\ве эдилевес, ч\гле боттарынга херек идик-хептиг, эттиг-септиг чораанын бадыткап турар.

7. +ж\н сыртык. (Ынакшыл сыртыы дээрге-ле =ж\н сыртыы болур).

        Шаандагы тываларга =ж\н сыртык ынакшаан оолдуё болгаш кыстыё =л\м-чидимниг салымын к=рг\з\п турар. Ынакшый берген ийи ядыыны к\ш-биле чаргаш, уругну бир бай кижиниё оглунга кадай кылдыр бериптер чоруктар тургулаан. Ынакшаан ийи кижи куй иштинге чаштып чурттаар, оон кедерезе, чаёгыс дыт будуунга ийи боду багланыпкаш, амызынга чедер чоруктар тургулаан. Бурун шагныё кырган кижилери =ж\н с==г\н сыкпас чораан. +ж\н сыртанган ийи чалыы дээрге ынакшылга бердинген ч\ректер болур.

8. Чеё сыртык.

           К=шк\н амыдыралды чеё сыртык херечилеп турар. +гге келген кижи б\р\з\нге сыртык кылдыр салып бээр алгы турбас болгай. Бир чамдыкта =гге келген кижи кедип чораан тонунуё чеёин сыртангаш удуп чыдып аар.

9. Даш сыртык.

Кижи =л\р, алдар =лбес.

+л\мде  болчаг чок, =з\лдеде хемчээл турбас

- Бо \легер домактарныё утказын сайгарар. Эки кижи чок апаарга ону кым-даа утпас, дириг-биле д=мей сактып чугаалажып чоруур.

Бойдуста б\г\-ле чуве т=р\тт\нгеш, амыдырап – чурттааш, кырыыр. Оон =л\р азы ойзу адаарда  кызыл-дустай берген,узун уйгузун удаан, м=чээн, калган дижир.    

  Эрлик ораны – дээрге багай ч\велер кылып чораан кижилерниё баар чери (оор-суук кылып, кижи амы-тынынга чедип чораан болгаш оон =ске).

Дываажаё ораны – дээрге чурттап чораан чылдарыныё иштинде кижилерге болгаш амылыг бойдуска эки, буянныг ч\\лдер кылып чораан кижилер ол оранга чедер

          Даш сыртыктыё назыны  кончуг узун. Калган кижиниё бажыныё адаанга дашты сыртык кылдыр салып каар езулал турган. Тывага калган кижини чадагайга салып турар \еде азы 30 чылдарга чедир \еде калган кижиниё бажыныё адаанга даш сыртыкты салып турган.

Амгы \еде  ак п=сту азы сигенни сыртык кылдыр салып чоруур.

 Т\ёнел.

- Кичээлде чуну билип алдывыс , уруглар? Билиивисти быжыглап, дараазында оюнну ойнаптаалыёар. (Оюннуё негелдези-биле таныштырылга).

Онаалга. Ада – иезинден бодунунуё иезиниё иштинге чораан сыртыын кайда кадагалап шыгжаанын айтырар.

Ажыглаан литература даёзызы:

1. Монгуш Кенин-Лопсан: Тыва чаёчыл. Тыва чоннуё ыдыктыг чаёчылдары. – Тувинские традиции. Книга 2: священные традиции тувинского народа. – Кызыл: Тувинская отделение педагогического общества при министерстве образования Республики Тыва: издательство «Новости Тувы», 1999. На тувинском языке. 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ воспитательной работы

 Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...

Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.

полный анализ воспитательной работы по школе...

Анализ воспитательной работы

Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы

Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...