Устный журнал: «Хлеб – всему голова»
методическая разработка на тему

О труде хлебороба все колосья поют-

Значит, это особый, замечательный труд.

И живут не случайно среди наших друзей

Капитаны комбайнов, адмиралы полей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_vsemu_golova.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал: «Хлеб – всему голова»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Швачкина Елена Анатольевна

О труде хлебороба все колосья поют-

Значит, это особый, замечательный труд.

И живут не случайно среди наших друзей

Капитаны комбайнов, адмиралы полей!

Цели: обогащение учащихся знаниями по русскому языку, пропаганда знаний о сельскохозяйственных профессиях, пополнение сведений о происхождении названий профессий, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание любви к Родине, к людям труда.

Задача учителя: учить детей видеть богатство и красоту русского языка.

Отчётные материалы: накопительные папки групп.

Задания по группам давались с учётом психологических особенностей детей.

1-я группа – подобрать стихотворения, пословицы, поговорки о хлебе, о земле;

2-я группа – подобрать загадки о хлебе, о земле, о людях труда;

3-я группа – подготовить сообщения о сельскохозяйственных профессиях.

Ход мероприятия:

Страница первая «Хлеб – всему голова».

1-й ученик: Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль – это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И наш хлеб без колосьев пшеничных

 Не имел бы такой красоты!

Учитель:  Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был и остаётся продуктом, вызывающим особое, святое чувство.

2- ученик: За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свою жизнь сотни людей. Хлеб войны, замешенный на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

Учитель: У хлеба есть ещё одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли «жито». В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова «житии» с помощью суффикса –то.

3-й ученик: Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:

- Хлеб – батюшка, вода – матушка.

-Хлебушко – калачу дедушка.

-Худ обед, когда хлеба нет.

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

-Хлеб да вода – мужицкая еда.

4-й ученик: А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово хлеб.

-Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося пользы.)

-Хлеб да соль.  (Приятного, хорошего аппетита.)

-Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни.)

-Хлеб – соль. (Угощение.)

Страница вторая «Хлебороб вчера»

5-й ученик: С детства знакомо нам слово «хлебороб». Раньше хлебороба на Руси называли хлебопашцем. В словаре русского языка оба слова толкуются следующим образом: «Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец».

1-й ученик: Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: «Работы у крестьянина осенью заметно убывает, но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать, боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свёзши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах».

2-й ученик: В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке. Но знать значение этих слов – значит, знать историю своего народа. Познакомимся с тем, как толкуются некоторые из них в словаре В.И.Даля.

Рига – молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом.

Овин – строение для сушки хлеба в снопах. Главная часть его – яма, в которой разводится огонь.

Цеп – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и короткого деревянного била.

Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.

3-й ученик: Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках:

-У нашего господина ни ржи, ни овина.

-Хоть овин гори, молотильщиков корми.

-У богатого гумна и свинья умна.

-Кто ленив с сохой, тому и год плохой.

-Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Страница третья «Хлебороб сегодня»

4-й ученик: Ты, на земле рождённый, в высь ли

Глядишь на звёздное руно,

Или веленьем острой мысли

Спешишь в глубины, - сей зерно!

Земля твоя! Она качала

Твоей судьбы веретено.

И нет конца и нет начала

У вечной песни – сей зерно!

5-й ученик: Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей: селекционер, агроном, машиностроитель, лётчик сельскохозяйственной авиации, пекарь и многие другие.

1-й ученик:  Вчера пахарь – сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю пришли новые профессии: тракторист – машинист, комбайнёр, инженер, агроном-семеновод, почвовед и другие.

Сегодня агроном – хозяин полей! Как же объясняется название этой профессии? Агроном – специалист по агрономии, науке о законах полеводства.

2-й ученик: Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без тракториста-машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. Давайте обратимся к небольшой исторической справке: «Первые колёсные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1930-м году, с 1932-го года – в США, затем и в других странах. В СССР первые тракторы изготовлены в начале 20-х годов. В русский язык это слово пришло в начале 20-го века из английского языка».

3-й ученик: Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках. Давайте вспомним их:

-Тот же Савка, да на иных санках.

-Идёт силач добывать калач.

-Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

Страница четвёртая «И в шутку и всерьёз».

4-й ученик: Хлеб для космонавтов. Какую же пищу будут есть космонавты в дальних межпланетных странствиях? Пока неизвестно, что будет в далёком будущем, пока космонавты едят хлеб. И без хлеба обойтись не могут! В каждом бортовом пайке лежит блок пакетиков с буханочками по 4,5 грамма каждая. Хлеб, подаваемый космонавтам, почти десятка наименований: тут и ржаной, и бородинский, и медовая коврижка… Почему такой вес? Чтобы не резать в невесомости. Кусок на один укус. Почему буханочкой? Чтобы корочка была – она всегда полезнее.

5-й ученик: Знаете ли вы, что…

…из одного зёрнышка получается около 20 миллиграммов муки, это значит, что для выпечки батона требуется мука от помола 10 тысяч зёрен.

…в каждой школе страны выбрасывается 2-3 килограмма хлеба. Это цена недоеденных кусков.

1-й ученик: А теперь конкурс «Отгадай загадку

-Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами.

-Мала малышка, золотая кубышка.

-В поле едет на спине, а по полю на ногах.

-И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, и всех милей.

-Сидит в ложке, свесив ножки.

-Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

-Не море, а волнуется.

Наиболее активные участники мероприятия награждаются памятными призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

Устный журнал по теме "Хлеб - всему голова".

«Устный журнал по теме «Хлеб – всему голова» для учащихся 5-7 классов»....