"Письмо интеллигенции" Кулаковский А.Е.
классный час по теме

Варламова Лариса Андреевна

     Цели:

 Ознакомить учащихся с мыслями и идеями выдающегося философа-мыслителя  А.Е. Кулаковского, изложенными в “Письме интеллигенции", изучить возможности и педагогические пути использования лучших идей письма в современной воспитательной практике.

   Задачи:

- знакомство с биографией А.Е. Кулаковского

- изучение и разбор двух частей письма:   первой - «Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов», второй - «Соображения относительно культивизации Якутии».

     Алексей Елисеевич Кулаковский – относится к тем редким историческим личностям, которым было присуще предвидеть будущее. Поразительно, что основные мысли, высказываемые  им в “Письме интеллигенции” в самом начале XX века по самым актуальным проблемам современности  реализуются через столетия в нашей повседневной жизни.

      Письмо Кулаковского имеет большое воспитательное значение  в современных условиях, когда развитие общества характеризуется обилием новых проблем, и, в первую очередь  проблем воспитания и формирования подрастающего поколения. Духовное наследие поэта, мыслителя, философа Кулаковского – патриота и носителя созидательных идей – будет нравственным ориентиром для новых поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaydy_1-11.pptx1.17 МБ
Файл slaydy_12-36.pptx2.65 МБ
Файл pismo_intelligentsii_kulakovskiy_a.e.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.Е.Кулаковский (1877 – 1926 гг ) «Письмо интеллигенции»

Слайд 2

Запись о рождении Алексея Кулаковского в метрической книге Таттинской Николаевской церкви

Слайд 3

Р одился 16 марта 1877 года в местности Учай с. Жохсогон Таттинского улуса в зажиточной семье Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны 1886 – 1890 гг - учеба в Чурапчинской начальной школе 1890 г – поступил в Якутское духовное училище 1891 – 1897 гг - учеба в Якутском реальном училище 1897 г – помощник письмоводителя Ботурусской управы 19 апреля 1898 г – венчание с Анастасией Оросиной 1899 г – жил в 1 Игидейском наслеге, служил писарем 7-го участка Ботурусского улуса 1899 г - первое произведение “Заклинание Байаная” 1904 г. – “Портреты якутских женщин” 1907 г – стих “Скупой богач” 1908 г – “Клятвы демона” 1909 г – поэма “Дары реки” 1910 г – стихи “Красивая девушка”, “Пароход”, поэма “Сон шамана” 1912 г – “Письмо якутской интеллигенции”, стихи “Спор разума с сердцем”, “Благословение среднего поколения”, “Чабыргах” C 1912 г – преподавал математику и физику в школе города Вилюя C 1920 г – работал в управлении образования города Якутска . 1924-1925 гг вышли 2 тома произведений под названием «Песни-стихи» 1926 г - умер в г. Москве по дороге на 1тюркологический съезд в г. Баку. Основные даты жизни и деятельности А.Е.Кулаковского

Слайд 4

Вид города Вилюйска. На переднем плане – усадьба П.Н. Попова, где жила семья Кулаковских

Слайд 5

Первая жена Кулаковского – Анастасия Егоровна Оросина (1880 – 1905)

Слайд 6

А.Е.Кулаковский со второй женой Евдокией Ивановной Лысковой и сыном Алешей

Слайд 7

Дети А.Е.Кулаковского: Лариса (1902 – 1932) Ясон (1907 – 1927) Алексей (1911 – 1932) Реас (1914 – 1993) Раиса (1918 – 1934)

Слайд 8

Алексей Кулаковский (слева) с братом Иваном

Слайд 9

Кулаковский с сыном Ясоном и племянником Романом

Слайд 10

Сын Кулаковского Реас (вверху справа) Среди студентов Якутского педагогического института

Слайд 11

Внук Кулаковского Алексей Реасович на любимом месте деда, у ручья Хороонноох


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Письмо интеллигенции» А.Е.Кулаковский 1912 г

Слайд 2

Книга Н.Коняева « Алексей Кулаковский» состоит из 2-х частей. Первая часть « Ексекюлях – сын орла», вторая часть « Ексекюлях – учитель народа». В книге включено письмо А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции» в подлинном варианте д.и.н., профессора Георгия Башарина. Книга имеет 335 страниц, 55 фотографий и твердую обложку.

Слайд 3

М.Е.Николаев , Н.М.Коняев , К.К. Ильковский

Слайд 4

Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции (Вступительная статья Иванов В.Н., Кулаковская Л.Р.) – Якутск: Бичик, 2012. – 344 с. Книга на якутском, английском, немецком и французском языках.

Слайд 5

«Письмо интеллигенции» I часть Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов II часть Соображения относительно культивизации Якутии

Слайд 6

I часть Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов В первой части А.Е. Кулаковский размышлял о борьбе народов за существование, о влиянии на нее переселенческой политики российского правительства, об угрозе надвигавшейся тогда мировой войны и ее возможных последствиях в исторических судьбах народов. Первый его аргумент сводится к утверждению о том, что «дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени». Второй аргумент, подтверждающий возможность вымирания якутов, – политика российского правительства по отношению к сибирским «инородцам », переселение огромной массы безземельных крестьян из Центральной России в Сибирь. Вице-инспектор Корпуса лесничих С.В. Маркграф в Алданском районе Якутской области обнаружил 18000000 дес . земли, годной для заселения 2 000000 душ крестьян из центра России. В этой ситуации, по предложению А.Е.Кулаковского, во-первых, двухмиллионные переселенцы, предоставленные самим себе, обречены на поголовную погибель от холода и голода; во-вторых, в целях урегулирования земельной нормы у якутов будут отобраны их «культивированные, насиженные земли», поэтому переселенческая политика правительства обязательно приведет к вымиранию последних. Третий аргумент – угроза мировой войны или «опасность взаимного истребления друг друга» из-за «недостатка пищи на земле». В связи с этим А.Е. Кулаковский сосредоточи л основное внимание на противоречиях крупных стран-государств . И противоречия эти, по его мнению, достигли такого уровня, когда война становится реальной попыткой их разрешения.

Слайд 7

II часть Соображения относительно культивизации Якутии Каждая идея, каждая мысль в письме Кулаковского свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения. В этом ключе им рассмотрен целый комплекс вопросов: 1) землепользование 2) развитие земледелия 3) огородничество, рыболовство 4) скотоводство 5) школа и общественная жизнь А.Е.Кулаковский рассматривает 3 варианта из создавшейся ситуации – спасения от угрозы вымирания. Первый вариант – перейти под протекторат великих держав, как Америка, Япония и Китай. Второй вариант – переселение на север – вопрос, присутствовавший в рассуждениях якобы Пекарского Э.К. Третий – наша культивизация и слияние с русскими – единственное рациональное средство в борьбе за выживание якутов. В целом же, по мнению А.Е. Кулаковского, спасение якутов от вымирания зависело от укрепления состояния культуры, внутреннего здоровья народа. Если якуты не достигнут современного уровня культуры, не приобщатся к достижениям общечеловеческой цивилизации, то они обречены на вымирание. При этом он не ориентирует родной народ на какое-то радикальное противостояние России, на конфликт с какими-то силами в «борьбе за существование». Его взгляд на реалии своего времени был мудрым, на перспективы исторических судеб родного народа – дальновидным. И этот взгляд пронизан прагматической мыслью – о преимуществах совместного проживания родного народа с русским народом в «борьбе за существование».

Слайд 8

Землепользование : Система отгораживания покосов от летних - выгонов. Разгорождение выгонных мест на части и пользование ими в течение лета попеременно. Отвод земли под телятники. Отвод покосов для образования регулярного запаса сена. Выпуск озер и расчистка лесных площадей. Насадка камыша в озерах из-за легкой прививаемости и полезности в особенности в сухие годы Надо стать во всеоружии против палов. У стройство систем плотин и шлюзов в реках Танда , Баяга , Татта , Сола и их притокам .

Слайд 9

Земледелие : Удобрение земли Ввод посевов пшеницы, ярицы и озимых хлебов Ввод плодосменных систем полеводства (горох, лен, злаки) Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда.

Слайд 10

Огородничество : Картофель- второй хлеб Посадка корнеплодных растений О рыбе: Все озера и пруды, не промерзающие зимой «заселить» рыбой 2. Запрет лова рыбы во время метания икры 3. Запрет лова саками ( куйуур ) 4. Запрет улова мелких рыб неводами в озерах.

Слайд 11

Скотоводство

Слайд 12

Скотоводство: Улучшение породы скота. Строительство загонов, где кормится рогатый скот зимою, с защитой от ветров. Строительство просторных хлевов- хотонов с тягой сырого воздуха Для улучшения питания скота ввод в пищу соли, которая способствует пищеварению и обмену веществ в организме, вызывает жажду и ожирение, увеличивает продуктивность скота и делает его устойчивее против заболеваемости. Разработка вопросов о маслоделии, мыловарении, сыроварении, творога и пенки ( урумэ ) Поддержка разведения конного скота Приучение к вьюку и упряжи кобыл Возвращение к кумысу Разведение свиней не в больших размерах – так, чтобы можно было использовать для них отбросы больших хозяйств Разведение баранов, для которых требуется ничтожный прокорм и уход, а доход значительный (шкура, мясо) Разведение кур и гусей Необходимость для скотоводов ветеринара Строительство больших «сараев» для запасов сена

Слайд 13

Школа и общественная жизнь: Духовное училище Якутское реальное училище

Слайд 14

Школа и общественная жизнь: Обучение детей в школах на родном языке Ввод якутской письменности Выписка журналов и книг по сельскому хозяйству. Интеллигенция должна взять миссию создания якутской литературы Необходимость общественных библиотек Необходимость ремесленных школ Принятие мер по борьбе с пьянством, картежной игрой и курением табака Повышение культуры народа

Слайд 15

Собрание улусных голов. Кулаковский сидит во втором ряду третий слева. 1904 г

Слайд 16

Якутские интеллигенты на заимке у К.Д. Спиридонова (А.Е. Кулаковский выделен кружком) 1925 г

Слайд 17

Кулаковский (первый слева во втором ряду) с интеллигенцией города Вилюйска. 1914 г

Слайд 18

С представителями якутской интеллигенции. 1924 г

Слайд 19

Кулаковский (стоит) с писарем Мегинского уезда В.Я. Слепцовым и И.Г. Васильевым

Слайд 20

Кулаковский с членами комиссии по переводу классики на якутский язык. 1923 г

Слайд 21

А.Е.Кулаковский Картина А.Осипова

Слайд 22

Памятник А.Е. Кулаковскому в Якутске Установлен в 2002 году Скульптор А.А.Романов

Слайд 23

А.Е.Кулаковский Скульптор С.А.Егоров

Слайд 24

Центр имени А.Е. Кулаковского

Слайд 25

«Искать и метаться, п ылко мечтать, падать, скитаться, с нова вставать. Птицей лететь, калекой брести, врагов нажить, друзей обрести – в от для чего стоит родиться! А жизнь коротка – Надобно торопиться.» А.Е.Кулаковский



Предварительный просмотр:

     «Письмо интеллигенции» А.Е. Кулаковский

     Цели:

 Ознакомить учащихся с мыслями и идеями выдающегося философа-мыслителя  А.Е. Кулаковского, изложенными в “Письме интеллигенции, изучить возможности и педагогические пути использования лучших идей письма в современной воспитательной практике.

   Задачи:

- знакомство с биографией А.Е. Кулаковского

- изучение и разбор двух частей письма:   первой - «Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов», второй - «Соображения относительно культивизации Якутии».

     Алексей Елисеевич Кулаковский – Өксөкүлээх  относится к тем редким историческим личностям, которым было присуще предвидеть будущее. Поразительно, что основные мысли, высказываемые  им в “Письме интеллигенции” в самом начале XX века по самым актуальным проблемам современности  реализуются через столетия в нашей повседневной жизни.

      Письмо Кулаковского имеет большое воспитательное значение  в современных условиях, когда развитие общества характеризуется обилием новых проблем, и, в первую очередь  проблем воспитания и формирования подрастающего поколения. Духовное наследие поэта, мыслителя, философа Кулаковского – патриота и носителя созидательных идей – будет нравственным ориентиром для новых поколений.

I. Основные даты жизни и деятельности А.Е.Кулаковского

  • Родился 16 марта  1877  года в местности Учай с. Жохсогон Таттинского улуса в зажиточной  семье Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны
  • 1886 – 1890 гг  -  учеба  в Чурапчинской начальной школе
  • 1890 г –  поступил в Якутское духовное училище
  • 1891 – 1897 гг  -  учеба  в Якутском реальном училище
  • 1897 г – помощник письмоводителя Ботурусской управы
  • 19 апреля 1898 г – венчание с Анастасией Оросиной
  • 1899 г –  жил в 1 Игидейском наслеге, служил писарем 7-го участка Ботурусского улуса
  • 1899 г  -  первое произведение “Заклинание Байаная”
  • 1904 г. – “Портреты якутских женщин”
  • 1907 г – стих “Скупой богач”
  • 1908 г – “Клятвы демона”
  • 1909 г – поэма “Дары реки”
  • 1910 г – стихи “Красивая девушка”, “Пароход”, поэма “Сон шамана”
  • 1912 г – “Письмо якутской интеллигенции”, стихи “Спор разума с сердцем”, “Благословение среднего поколения”, “Чабыргах”
  • C 1912 г – преподавал математику и физику в школе города Вилюя
  • C 1920 г – работал в управлении образования  города Якутска.
  • 1924-1925 гг  вышли 2 тома  произведений под названием «Песни-стихи»
  • 1926 г - умер в г. Москве по дороге на 1тюркологический съезд в г. Баку.

II. История создания письма

         А.Е. Кулаковский в 1910-1912 гг. он находился в Качикатском наслеге Кангаласского улуса, жил в семье предпринимателя С.П. Барашкова, и работал у него домашним учителем. Именно в эти годы в общении с этим человеком, современного склада ума  и деятельности, Кулаковский письменно оформил свои размышления о беспросветном положении родного народа в России и мире, о тех новых идеях, которые помогли бы обустроить по новому жизнь области и проживающих в ней народов.

        Письмо «якутской интеллигенции» А.Е. Кулаковского являлось репрессированным документом. Сданная в архив в середине 30-х годов ХХ в. рукопись письма оставалась никому неизвестной; она была случайно обнаружена в апреле 1942 г. Г.П. Башариным. На протяжении нескольких десятилетий письмо держали в сейфе руководства партийного архива.    Впервые письмо «Якутской интеллигенции» увидело свет в 1990 г. В журнале «Полярная звезда».

      В 1992 г. письмо «Якутской интеллигенции» издается в виде книги Г.П. Башариным. Он исправил многие неточности в передаче текста документа в предыдущей публикации и выдал более качественный текст. Вместе с тем «для облегчения понимания содержания» документ автором публикации разбит на две части, которые озаглавлены так: «Философские вопросы о судьбе многочисленных и малочисленных народов» и «Соображения относительно культивизации Якутии», чего не было у Кулаковского.

        В начале 90-х годов ХХ в. выяснились весьма интересные обстоятельства, связанные с историей создания письма «Якутской интеллигенции». Дело в том, что в семейном архиве Акулины Михайловны Неустроевой долгое время хранилась рукопись одного из вариантов письма Кулаковского. На это обратил внимание кандидат философских наук, доцент ЯГУ Ю.И. Васильев и опубликовал ее в журнале “Илин”.  В 2000 г. общественность республики получила книгу “А.Е. Кулаковский Якутской интеллигенции (варианты письма)», в которой параллельно приведены тексты двух полных вариантов  письма, а в приложении – сокращенный, тезисный вариант.

     Сравнение двух полных вариантов письма позволяет считать «неустроевский» вариант первоначальным. Автор письма обращается со своими раздумьями о судьбах родного народа к конкретным лицам: П.Н. Сокольникову, В.В. Никифорову, И.Н. Башарину, С.С. Собакину, Г.Н. Андросову и другим своим друзьям.

      Думается, после глубоких раздумий А.Е. Кулаковский пришел к единственной верной мысли: проблемы, которые он обозначил и актуализировал, касаются  всей якутской интеллигенции – выразительницы судьбоносных интересов народа. Это – во-первых. Во-вторых, под «архивным» вариантом проставлена дата завершения составления письма – «1912 г. Май». В-третьих, по завершении письма Кулаковский показал его кому-то, кто в некоторые места рукописи внес свои поправки или дополнения.

       И, наконец, весь текст «архивного варианта» тщательно отредактирован, приведен в более совершенный вид.

III. Cодержание письма

       Содержание письма «Якутской интеллигенции» А.Е. Кулаковского можно разделить условно на две части:

       Первую часть Г.П. Башарин назвал «Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов», вторую – «Соображения относительно культивизации Якутии». В первой части А.Е. Кулаковский размышлял о борьбе народов за существование, о влиянии на нее переселенческой политики российского правительства, об угрозе надвигавшейся тогда мировой войны и ее возможных последствиях в исторических судьбах народов. Вторая часть письма состоит из «соображений» автора по вопросам, связанным исключительно с внутренними проблемами  «выживания» и «существования» родного народа; причем эти соображения «выданы» им «для обсуждения» и с призывом для «деятельности».

       Первая часть письма связана с общественно-политической мыслью в России конца ХIХ – начала ХХ в., выдвинувшей в качестве одной из злободневных «инородческую проблему». Сибирские областники в своих публицистических и научных изданиях довольно активно обосновывали идею о «вымирании сибирских инородцев». Итак, А.Е.Кулаковский выдвинул в своем письме тезис о вымирании якутов, который содержит следующие положения

  • Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и общественно-политическая. И то, что А.Е.Кулаковский рассматривает ее как один из острейших вопросов общественно-политической жизни России и на фоне политического миропорядка второго десятилетия XXв.
  • Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и нравственно-философская. С этой точки зрения А.Е.Кулаковский выступает как мыслитель-философ. В целом же мы имеем уникальный документ, в котором впервые в истории общественно-политической мысли в Якутии к открытому обсуждению предложена одна из самых злободневных проблем российской действительности – проблема вымирания якутского народа. Это был смелый поступок, по существу вызов российским властям.

     Свое убеждение в «критичности положения якутов в данное время» автор письма подкрепил очень вескими аргументами. Первый его аргумент  сводится к утверждению о том, что «дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени». Кулаковский  проиллюстрировал его конкретным материалом переселения разорившихся крестьян из центра страны в земледельческие регионы Сибири. Автор письма превосходство «культурных», т.е. более развитых, народов видел в том, что они в борьбе за существование вооружены знаниями, почерпнутыми из наук, и потому «легче» извлекают все полезное из окружающей природы. Народы, находившиеся на низкой ступени общественного развития, или, так называемые, «дикие» народы, не обладая научными знаниями, не выдерживают «борьбы за существование» и потому обречены на вымирание. По мнению Кулаковского, якуты не могли избежать такой участи: хотя они и «численно не убавлялись», но «поразительно быстро мельчают, становятся хилее и т.п.».

     Второй аргумент, подтверждающий возможность вымирания якутов, – политика российского правительства по отношению к сибирским «инородцам». Кулаковский сосредоточил внимание на главном – на аграрном вопросе, породившем в то время переселение огромной массы безземельных крестьян из Центральной России в Сибирь. “Громаднейшие губернии Западной Сибири все  заполнены переселенцами, шедшими со времени постройки Великой Сибирской железной дороги ежегодно сотнями тысяч”.

      Кулаковского беспокоили результаты «обследований» «колонизационной емкости» Якутской области вице-инспектора Корпуса лесничих С.В. Маркграфа, который на основе «исследований» только в одном Алданском районе Якутской области обнаружил «колонизационную емкость» в размере 18000000 дес. земли, годной для заселения 2000000 душ крестьян из центра России. Автор письма остро реагировал на «чудовищную нелепость рассуждений» этого чиновника.

     В этой ситуации, по предложению А.Е.Кулаковского, во-первых, двухмиллионные переселенцы, предоставленные самим себе, обречены на поголовную погибель от холода и голода; во-вторых, в целях урегулирования земельной нормы у якутов будут отобраны их «культивированные, насиженные земли», поэтому переселенческая политика правительства обязательно приведет к вымиранию последних («тогда-то мы запоем» свою «лебединую песню»).

      Кулаковский писал: “Один субъект, слывущий знатоком якутской области, высказал сумасбродную для нас мысль, что якутский народ следует переселить на север к морю, а их родину заполнить переселенцами из России”.

     И как итог этого – третий аргумент – угроза мировой войны или «опасность взаимного истребления друг друга» из-за «недостатка пищи на земле». В связи с этим А.Е. Кулаковский  сосредоточил основное внимание на противоречиях крупных стран-государств. И противоречия эти, по его мнению, достигли такого уровня, когда война становится реальной попыткой их разрешения.

     Итак, А.Е. Кулаковский в своих раздумьях об исторических судьбах родного народа считает более разумной пророссийскую ориентацию, которая действительно предотвратила или остановила бы опасность вымирания целого народа. Г.П. Башарин прав, расшифровывая это понятие: «Кулаковский образовал его от слова культура, придает ему широкое значение термина: приобщение к культуре, развитие культуры, поднятие материальной и духовной культуры». Разумеется, термин не предполагает слияние в одно русских и якутов, а подразумевает неразрывную связь между ними, воссоединение в один поток развития. Для этого якуты, по мнению Кулаковского, должны будут провести громадную работу по поднятию своей материальной и духовной культуры, по приобщению к более высокой культуре России.

    Каждая идея, каждая мысль в письме Кулаковского свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения.

      В этом ключе им рассмотрен целый комплекс вопросов:

1) землепользование

2) развитие земледелия

3) огородничество, рыболовство  

4) скотоводство

5) школа и общественная жизнь

      В целом же, по мнению А.Е. Кулаковского, спасение якутов от вымирания зависело от укрепления состояния культуры, внутреннего здоровья народа. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что если якуты не достигнут современного уровня культуры, не приобщатся к достижениям общечеловеческой цивилизации, то они обречены на вымирание. Примечательно, что он не ориентирует родной народ на какое-то радикальное противостояние России, на конфликт с какими-то силами в «борьбе за существование». Его взгляд на реалии своего времени был мудрым, на перспективы исторических судеб родного народа – дальновидным. И этот взгляд пронизан прагматической мыслью – о преимуществах совместного проживания родного народа с русским народом в «борьбе за существование». Такова общественно-политическая, просто человеческая позиция А.Е.Кулаковского – выдающегося якутского мыслителя начала ХХ в. Она оказалась реалистичной, потому и верной.

 1)   Землепользование

  • Значение большого ущерба для якутского хозяйства имеет система отгораживания покосов от летников-выгонов. Площадь запертых так земель часто в несколько раз больше собственно покосов. Поэтому следует изменить прежнюю систему, разрушив старые общие изгороди и выстроив на место их много мелких, захватывающих только лишь узкий круг покосов
  • После огорожения каждого обособленного покоса изгородью следует нынешние лучшие выгоны превратить в покосы.
  • Разгорождение выгонных мест на части и пользование ими в течение лета попеременно.  Тогда почва будет “отдыхать” и приобретет вновь способность произрастать травой
  • Нужно обязать владельцев кочковатых покосов, чтобы они рачищали кочки, если они редкие и неровные. При этом нужно предоставить им некоторые привилегии, например, удлинить срок пользования расчищенной землей
  • Следует отводить земли под телятники.
  • Отвод покосов для регулярного образования  запасов  сена.
  • Выпуск озер и расчистка лесных площадей. Предоставлять лицу, расчищавшему лес, пользование землей в течение 20-30 лет
  • Ввести керосиновую расчистку пней
  • Насадка камыша в озерах из-за легкой прививаемости и полезности в особенности в сухие годы
  • Весенние разливы  редко заливают луга и покосы, поэтому является  необходимость в  устройстве системы плотин и шлюзов  по  таким рекам, как Танда, Баяга, Татта, Сола и их многочисленные притоки. 
  • Надо стать во всеоружии против палов.

  2)          Земледелие:

  • Удобрение земли навозом. Без удобрения никакое земледелие немыслимо. Причина к тому та, что вещества, нужные для роста злаков и овощей, иссякают от частого обсеивания и могут восстановиться только через громадный промежуток времени.
  • Ввод посевов пшеницы, ярицы и озимых хлебов. Нужно было бы культивировать ячмень в качестве озимого хлеба, в особенности в сухие осени.
  • Ввод плодосменных систем полеводства (горох, лен, злаки), так как удобрений только навозом не хватит на гарантию от истощения земель
  • Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда.

3)        Огородничество    

      Из овощей видную роль должен играть картофель, которого теперь следует  садить принудительным способом. Картофель важен не только как пищевой продукт: во-первых, так как приготовление из него не требует траты времени и труда; во-вторых, будучи корнеплодным растением, картофель не так боится ранних морозов. Вкус и питательность его известны всякому: занимает он для посадки очень мало места. Вкус и питательность его известны всякому: занимает он для посадки очень мало места, сравнительно со злаками. Нужно сажать и другие овощи, но якут пока не так культурен, чтобы понять их полезность, поэтому другие овощи сажать придется только в огородах обществ и огородах при школах.

 О рыбе

  • Все озера и пруды, не промерзающие  зимой, надо «заселить» рыбой.
  • Нужно запретить лов рыбы во время метания икры.
  •  Нужно запретить лов саками (куйуур), так как выдалбливаемые для куйуура проруби служат причиной промерзания всего озера и рыбы.
  • Запретить улов мелких рыб  неводами в озерах

 4)          Скотоводство

1.        Надо обратить внимание на тот факт, что якутский скот сильно измельчал и вырождается: он стал малорослым, хилым и малопродуктивным, а также констатирован  факт большой смертности телят и заболеваемости скота. Надо во что бы то ни стало бороться с этим - с измельчением скота. Для этой борьбы необходимо организовать общины, которые стали бы заведовать общественными    скотоводческими фермами.  

2.        Хлева (хотоны) надо строить  просторными с тягой сырого воздуха.

3.        Далее, загоны, где кормится рогатый скот зимою, надо защищать от ветров, т.к. организм животного борется с холодным запасом жира.

4.        Нужно ввести в употребление подстилки для скота из соломы, блеклой травы, камыша. Так как подстилка, впитавшая жижу, служит прекрасным удобрением.

5.        Нужно улучшить питание скота. В частности, ввести в пищу соль, который   способствует пищеварению и обмену веществ в организме, вызывает жажду и ожирение, увеличивает продуктивность скота и делает его устойчивее против заболеваемости.

6.        Необходимо разработать вопросы о маслоделии, мыловарении, сыроварении, творога и пенки. Сельское хозяйство может поднять экономическое благосостояние.

7.        Разведение конного скота следует поддерживать и не давать ему совершенно упасть, ибо конный весьма необходим в жизни якута, конный скот может принести пользув отношении сбыта его правительству.

8.        Нужно приучить к вьюку и упряжи кобыл, чтобы эксплуатировать их рабочую силу. Для этого богачам следует раздавать беднякам молодых нежеребых кобылиц  на определенное время безвозмездно.

9.        Нужно нам возвратиться к кумысу, т.к. кумыс здоровое питие. После голодовки коровьего молока вовсе недостаточно для населения и  богачи-патриоты не оставят в голоде бедняков-братьев и позволят им пользоваться кобыльим молоком.

10.        Не  разводить «южных» пород коней: они не могут быстро акклиматизироваться, в количественном отношении приплод дают незначительный, требует хорошего ухода, хотя они рослы, резвы, сильны и красивы, но слишком прихотливы и не выносливы. Якутская порода сама по себе замечательная во многих отношениях, и не найти породы, лучшей ее для нашего климата.

11.        Нужно разведение свиней, не в больших размерах – так, чтобы можно было использовать для них отбросы больших хозяйств.

12.        Нужно разводить баранов, для   которых  требуется ничтожный прикорм и уход, а доход значительный  – шкура дорогая, мясо вкусное.

13.        Из домашних птиц куры нужны.

14.        Нужен для скотоводов ветеринар. Без ветеринаров невозможно столь желательная прививка скоту «вакцины» сибирской язвы.

15.        Нужно обратить внимание на запасы сена и хлеба. Разделить запасы на 2 категории – казенные, т.е. ведомые администрацией и частные. Частные запасы надо группировать в руках богачей, они расходовали бы их в зависимости от действительной потребности.

16.        Надо строить большие «сараи» для общественных и всяких запасов сена, крытые сверху тесом, корой, жердями с насыпкой землею. Сараи эти, защищая сено от солнца, погоды и времени, очень полезны и выгодны.

Экономия громадная.

 5)             Школа и общественная жизнь:

  • Обучение детей в школах на родном языке. Желательны школы вроде сельскохозяйственного низшего типа, в которых можно получить знания по сельскому хозяйству.
  • Ввод якутской письменности
  • Выписка журналов и книг по сельскому хозяйству. Интеллигенция должна взять миссию создания якутской литературы, без которой распространение грамотности среди якутов, а следовательно, и просвещения невозможны.
  • Необходимость общественных библиотек. Надо выписывать периодические и специальные журналы, чтобы иметь понятие о текущей жизни внешнего мира.
  • Необходимость ремесленных школ
  • Принятие мер по борьбе с пьянством, картежной игрой и курением табака
  • Для поднятия благосостояния якутов необходимо поднять степень их культурности и сделать их способными к пониманию жизни и явлений ее.

    Заключение

Предсказания Кулаковского, которые
сбылись:

  • Ухудшение экологии вследствие технического прогресса
  • Ослабление демографии
  • Превращение классовой борьбы в революцию Все войны XX века (в том числе — 1-я и 2-я мировые войны)
  • Усложнение межгосударственных отношений
  • Дальнейшее развитие экономики и политики Америки, Японии, Китая
  • Угроза исчезновения малочисленных народов
  • Возникновение империалистических держав
  • Проблема алкоголизма и наркомании

 

Великий якутский поэт волновался за судьбу своего малочисленного народа видел его будущее развитие в:

  • Развитии науки, образования, культуры и искусства
  • В здоровом образе жизни
  • В братстве и единении с русским народом, Россией
  • Воспитании патриотов, способных улучшить жизнь своего народа
  • Повышении уровня жизни, равноправии, в единстве с другими народами и проживании с ними в мире

            Творчество А. Кулаковского сегодня обретает второе дыхание, вторую жизнь — настолько оно актуально в наши дни. На протяжении трех с лишним
столетий мы живем в мире и согласии с русским народом. За это время наша
Республика внесла значительный вклад в становление сильной и процветающей России и с тем сама достигла немалых результатов и в настоящее время уверенно смотрит в будущее. Весь якутский народ гордится процветанием культуры и искусства, наши артисты, писатели, художники стали известны не только в Республике, но и за ее пределами. Народный эпос олонхо признан ЮНЕСКО мировым шедевром искусства. Якутская молодежь освоила различные науки,
образование стало доступным.

            Все пророческие взгляды А. Е. Кулаковского — выдающегося сына
народа саха, великого поэта, ученого, мыслителя, демократа, просветителя, гуманиста исполнились и воплотились в жизнь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....