Воспитателное занятие " Доброта ".
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проказова Елена Анатольевна

Воспитательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.odt22.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство Образования Республики Мордовия Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа»

                                                                       

      Доброта

                     воспитательное занятие

   Подготовила: Проказова Е.А.

г.о. Саранск

Цели:        - дать детям понятие смысла таких слов, как «добро», «зло»,                           «смелость», «добродушие».

                - привитие  положительных качеств, как доброта,                                           доброжелательность, взаимопомощь, уважение, чуткость и др.

                - воспитывать любовь к ближним, пожилым людям и малышам.

                - развивать память, мышление, внимание.

- формировать привычку общаться взаимовежливо.

( На экране пословицы «Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»         - армянская пословица. «На добро отвечать добром- дело каждого, а на зло отвечать добром- дело отважного» - туркменская пословица.)

Чтец:        Давайте восхищаться,

                Друг другом восхищаться,

                Высокопарных слов

                не надо опасаться.

                Давайте говорить

                Друг другу комплименты,

                Ведь это всё любви

                Счастливые моменты...

                Давайте понимать

                Друг друга с полуслова,

                Чтоб ошибившись раз,

                Не ошибиться снова. (Б. Окуджава )

Воспитатель: Добрый день, ребята, уважаемые гости! Наша сегодняшняя                         встреча посвящена доброте, она так и называется - «Час доброты».

                Доброта... Что означает это слово?        Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.» И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по- настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но вот вопрос: никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. А сколько сколько в газетах и журналах места уделяют нашей морали. Может, в наши дни увеличилась потребность человека в доброте.

Чтец:         А может, просто дело в том, что мы стали жёстче по отношению друг к другу? Или стали ранимее? Мы терзаемся от обид, нанесённых нам и не замечаем, когда кого-то раним сами. Что же это?- всеобщее заражение эгоизмом и чёрствостью? Давайте попытаемся сегодня в этом разобраться.

Воспитатель: Итак, вспомните, пожалуйста, какую- нибудь историю из жизни, когда вас, вашего близкого друга или родственника кто-то обидел? (дети рассказывают).

-Скажите, а какие чувства вас охватили в тот момент? (дети описывают своё состояние)

-Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?(ответы детей).

-А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого- либо. И мысленно поставьте себя на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

        В Еванглии от Матфея сказано: «...во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними».

Чтец: Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок на земле хочет, чтоб окружающие его люди его любили, заботились о нём. Но не каждый знает, что всё это нужно заслужить. Ведь человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Добро всегда противостоит злу. Оно требует каждодневного, ежечасного терпеливого труда. Не только детям, но и взрослым людям хочется, чтобы их друзья, родные, близкие и даже совсем незнакомые люди относились к ним внимательно, с уважением. И я наверное не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Только такого человека все любят и уважают и только у такого человека есть верные, надёжные друзья.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? (ответы детей).

        Да, это совсем не трудно: уступить пожилому человеку или женщине место в транспорте, первому поздороваться, быть вежливыми с родными, друзьями и окружающими.

Чтец:        Если вы очень упрямы, делайте наоборот-

                Не вам помогает кто- то. А вы помогаете! Вот!

                Упрямы вы? Что же чудесно! Делайте наоборот-

                Не вам уступают место, а вы уступаете! Вот!

                Упрямыми вас называют? Делайте наоборот-

                Кто-то деревья ломает, а вы вы их сажаете! Вот!

                Упрямы вы? Что же, бывает. Делайте наоборот-

                Драчун малышей обижает, а вы защищаете! Вот!

                Тогда вы увидите сами, вас другом любой назовёт.

                Упрямые, будьте упрямы! Но только... наоборот!

Воспитатель: Спасибо, пожалуйста, будьте любезны... Добрые слова- это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

Чтец:        Слова чудеснейшие эти

                Услышать каждый очень рад:

                Добреют взрослые и дети

                И улыбнуться вам спешат.

Чтец:        И уж коли вы действительно хотите,

                Чтоб кружилась счастьем голова.

                Говорите, люди, говорите.

                Самые прекрасные слова.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, какие вы знаете слова приветствия, доброго отношения. ( ответы детей: «доброго здоровья», счастливого дня», «будьте добры» и другие)

Замечательно!Чувствуете, как тепло и уютно всем стало от этих слов? А скажите, пожалуйста, каким образом можно усилить красоту и обаяние этих слов? (с помощью улыбки и доброжелательного взгляда).Разумеется,если вы с безразличным насупленным взглядом будете говорить добрые слова, то человек просто не поверит в вашу доброжелательность и искренность. Вспомните песенку крошки Енота и давайте все вместе её споём.

                                        Песня «Улыбка »

Воспитатель: Доброта- это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Давайте вспомним некоторые из них.

                                        Конкурс пословиц.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Кто добро творит, тому Бог отплатит.
  • В ком добра нет, в том и правды мало.
  • Не ищи красоты- ищи доброты.

Воспитатель: Ребята, а случалось ли с вами так, что вы, нечаянно обидев кого-то, промолчали от стыда, ушли не извинившись?

Но ведь тогда вы дважды обидели человека. Первый раз обидев его, а второй раз, когда не извинились за совершённый поступок.

        Подумайте, какими словами вы могли бы загладить свою вину перед тем, кого обидели? («извините пожалуйста», «простите», «я очень огорчён»)

        А сейчас мы рассмотрим следующую ситуацию6 Ваш друг попал в беду, вы сочувствуете ему, хотите помочь и ободрить. Какими словами вы можете выразить своё участие? («я тебе сочувствую»,»мне очень жаль», «как я тебя понимаю», «прошу тебя, не огорчайся пожалуйста»)

Чтец:        А вот есть такое слово- «сострадание». Оно очень похоже на слова сочувствия, участия, которые мы уже произносили. Но это слово выражает более сильное чувство. Сострадание- это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою.  

Воспитатель: Вы, наверное, встречали людей с какими- либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет рук или ног. Человеку очень неудобно ходить без ноги, с протезом или на костылях, разумеется и походка у него не такая красивая. А некоторые ребята (возможно даже кто-то из вас) стараются передразнить такого человека, посмеяться над ним. А вы попытайтесь представит себя на месте этого инвалида: если у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, подумали: как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой. Поэтому, если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернётся!

        Все вы наверное помните поговорку: «Доброе слово и кошке приятно». И хотя мы часто применяем эти слова к людям, но справедливы они и в отношениях человека с животным. Ведь отчётлевее в отношениях с людьми, истинная натура человека проявляется в его отношении к слабым, беззащитным существам. Многие авторы в своих произведениях затрагивают тему несправедливого, а порой даже жестокого отношения человека к животным. А меня поразила жестокость одного из героев стихотворения «Щенок».

Чтец:        Брошенный, он шёл туда,где люди.

                И уселся возле гаража,

                Мелкою прерывистою дрожью

                На морозе утреннем дрожа.

                Мокрый иней склеивал ресницы,

                Взгляд с тоской участия просил,

                Только каждый мимо проходящий

                Часть надежд собачьих уносил.

                Почему никто не замечает,

                Что давно не ел он ничего?

                Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,

                Жизнь за руку, давшую его!

                Вдруг вскочил...

                И счастьем, и морозом

                Задохнулся, взвихривая снег.

                То ему, ему призывно свистнул

                Незнакомый добрый человек.

                Господина будущего чуя,

                Пёс бежит по снегу прямиком

                И... летит, отброшенный тяжёлым,

                Кованым, кирзовым сапогом.

                Взвыл щенок от нестерпимой боли...

                Футболист, как видно, был мастак...

                Ты привыкни, маленький калека:

                Первое знакомство с человеком

                Часто совершается и так...

                В разговоре этот самый парень

                Как- то о начальнике сказал:

                «Разве человек он? Пёс, собака!

                Я б его иначе не назвал...»

Воспитатель: А как можно назвать поступок этого человека? Нельзя причинять даже незначительного страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди,которые издеваются над животными, выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на холод и голод. Сергей Образцов когда- то сказал: «Необязательно каждый,кто мучает в детстве животных, станет преступником, но я уверен, что каждый преступник в детстве мучил животных.» Давайте задумаемся над мудростью этих слов.

Чтец:  Кстати, природа так устроила, что самые большие животные- киты и слоны- самые безобидные. Человек оказался сильнее всех, а сильные должны быть великодушными. Говорят, если есть в человеке доброта, милосердие, человечность, чуткость, доброжелательность, значит он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей, создают основу человеческого счастья. А. Н. Толстой сказал: «В жизни есть только одно несомненное счастье- жить для других».

Воспитатель: Вы, конечно, можете мне возразить, что сейчас модно быть «крутым»: такого человека все боятся, уважают... Хорошо, давайте разберёмся. «Крутой» человек ставит себя выше других людей, часто унижает их, применяя силу. Но мы с вами прекрасно знаем,что это ложный авторитет. И если с таким человеком что- либо случится,то никто не придёт ему на помощь, никто его не пожалеет, так как и он никогда никого не жалел. И только добрый, чуткий и внимательный человек получит взамен на свою доброту настоящее уважение, почёт и любовь.

Чтец:        Орбитой любви и привета

                Пусть будет наша планета.

                Стремитесь открыть хоть однажды.

                Звезду человечности в каждом!

Чтец:        Нас ведь учат не прятать у сердца обид,

                Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

                Если слово ты дал, это слово навеки гранит,

                Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая!

Воспитатель: Я призываю вас всех: спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь окружающих вас людей добрыми делами.

Чтец:        В отчаяньи мы часто замечаем,

                Что нету сил порвать беды кольцо.

                И в каждом человеке мы встречаем

                Лицо врага, недоброе лицо.

                Не помним часто заповеди Божьей,

                Что ближнего должны мы возлюбить,

                Считаем всё враньём, коварством, ложью,

                А мыслей злых назад не воротить.

                Нельзя жить по законам волчьей стаи-

                Как осудили, казнили Христа.

                Давайте милосердней, люди, станем,

                Ведь жизнь и так уж очень непроста.

                Давайте пожалеем мы скорбящих,

                Поплачем вместе над чужой бедой.

                И примем в жизни ближнего участье...

                И напоим сердца живой водой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие "Доброта истинная и доброта ложная"

Воспитательные занятия о доброте имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей и подростков....

Занятие "Доброта"

Цели:·                     знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;·...

Открытое занятие "Доброта. Зримый образ куклы"

Цель занятия: Создать новый образ куклы, используя для работы готовую куклу. Научить детей доброте и отзывчивости....

Конспект занятия "Доброта-что солнце"

Занятие по нравственному воспитанию...

Презентация к занятию "Доброта творит чудеса"

Данная презентация служит помощником для проведения занятия "Доброта творит чудеса", содержит игры и упражнения для развития нравственных качеств обучающихся....

Конспект занятия: "Доброта каждому мила".

Познакомить детей с  понятиями «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности....

Внеклассное занятие « Доброта спасет мир»

Воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества....