Разработка классного часа для 7-х классов «ЗАКОНЫ НАДО УВАЖАТЬ»
классный час (7 класс) на тему

Шавалиева Назифа Мирзагидановна

Цель классного часа:

- познакомить детей с представлением о том, что они имеют права, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка и научиться применять эти знания в жизни.

Применяются различные формы работы (работа по карточкам, дускуссии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_zakonah.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов” Актанышского муниципального района РТ

Разработка классного часа для 7-х классов

«ЗАКОНЫ НАДО УВАЖАТЬ»

                                              Автор: педагог-организаторы

                                                                       Ибрагимова Лейсан Идрисовна

                                                                       Шавалиева Назифа Мирзагидановна

Актаныш, 2015

Цели:

- познакомить детей с представлением о том, что они имеют права, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка;

- способствовать формированию у учащихся правовой культуры;

- развивать познавательные учащихся, расширять их кругозор;

- способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

- повысить у детей уровень знаний своих прав и свобод;

- закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско-правовых нормах;

- учить использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни.

Оборудование:

-Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, уголовный кодекс РФ административный кодекс РФ, презентация, медиапроектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

Введение.

 - Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы. Тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с их появлением возникли и главные вопросы:

- Что люди могут делать и что не могут?

 - Что они обязаны делать и что не обязаны?

 - На что они имеют права и на что не имеют? 

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этой проблемы: в беседе между собой, с помощью различных решений, путем переговоров. Так появились законы, которые помогали устранить неразбериху и облегчить жизнь.

- Что же это такое – законы, по вашему мнению?
           (ответы детей)

На доске появляется слово   Закон.

Ученик 1:  - Законы – это правила, которые устанавливает государство.
                     Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица 2:  - Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей      страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята
                       12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является     
                       государственным праздником нашей страны.

         На доске появляется слово    Конституция.

         - Итак, Конституция (показываю брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

         - А что такое право?
             (ответы детей)

         - Совершенно верно, права – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе. Каждый гражданин нашей страны имеет различные права.

         На доске появляется слово   Право.

        

Основная часть.

 - Кто уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
            
(ответы детей)

         - Кто прежде всего заботится, беспокоится о вас?
            
(Родители).

         - Правильно, но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН, 192 государства входят в ее состав. Представители этих стран 20 ноября 1989 года на общем собрании приняли особый документ – «Конвенцию о правах ребенка» ( Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.) 

         - Вы обратили внимание, что конвенция – это соглашение, которое надо выполнять обязательно.

         - Наша цель – познакомиться с «Конвенцией о правах ребенка» и научиться применять эти знания в жизни.

         - Как вы думаете, почему ООН сочла необходимым принять документ по защите прав ребенка?
           (Ребенку совсем непросто пройти по дороге, которая ведет в мир взрослых).

         - Совершенно верно. И поэтому государство защищает не только ваши потребности, но еще и ваши права.

         - Но помните! Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Ребята, какие права детей знаете вы? (ответы учащихся.)

Небольшой перечень прав ребенка, признанных Конвенцией:

- Согласно определению, данному в Конвенции,"Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее".

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

-С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.

- Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

- Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

- Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ребенок имеет право на образование.

- Государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребенка, основная цель которой - побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права).

Учитель:

Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

- Обсудите в группах и попробуйте доказать, какие положения не в полном объеме выполняются у нас.

Порядок и закон действуют ради свободы человека.

В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной.

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя". Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрываются сценки:

"Насилие над личностью "

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Бабушка:

-Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

(Обсуждение действий сына)

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.

А теперь давайте рассмотрим с вами небольшую ситуацию из школьной жизни.

Сценка "Чужое письмо"

Ира освобождена от уроков физкультуры .

Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.

Ира: Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.

Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Учащиеся высказывают свое мнение.

- Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

1. Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка "обязанности").

2. Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

3. Имела ли право Ира читать письмо Нины?

ВИДИО

Работа над карточками.

  1. Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушными, а какие мешают? (Раздаются карточки с записью черт характера человека . Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают своё мнение, приводят примеры.)

Черты характера:

-вспыльчивость (-);

-торопливость (-);

-осмотрительность (+);

-аккуратность (+);

-честность (+);

-лживость (-);

-уважение к людям (+);

-безразличие (-).

2. «Знаете ли вы закон?»

Командам по порядку называются различные ситуации, надо определить, какие виды юридической ответственности наступают: уголовная или административная?

  1. Ученик разбил окно? (адм).
  2. Гражданин сознательно купил ворованную вещь? (угол).
  3. Браконьер выловил трех осетров? (угол).
  4. Гражданин из мести поджег дом соседа? (угол).
  5. Мальчик случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм).
  6. Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм).
  7. Женщина украла чужого ребенка (угол).

 Молодцы вы хорошо справились.

Заключение.

Конвенция о правах ребенка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
  2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу — никому не причинять вреда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...