программа духовно-нравственного развития
рабочая программа на тему

материал для заместителей директоров по ВР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_nasha.docx78.41 КБ

Предварительный просмотр:

Истинная нравственность растёт из сердца.

Её мерило не слова, а практическая деятельность.

В. Г. Белинский

1. Паспорт программы

Название программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Души прекрасные порывы»

Автор

Громенкова Светлана Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе

Заказчик

Управление образования администрации г. Железногорска, администрация Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №5»

Срок реализации программы

Сентябрь 2012года – май 2017 года

Краткое изложение идеи программы

Программа духовно-нравственного развития направлена на организацию нравственного уклада лицейской жизни, включающее воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемой в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.

2. Актуальность проблемы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании РФ», Федеральный образовательный стандарт, Конституция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Программа направлена на организацию нравственного уклада лицейской жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности лицея, семьи и других субъектов общественной жизни.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что определяет смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий принцип обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы педагогического коллектива школы с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Цели и задачи Программы

Целью программы является развитие и воспитание грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование нравственного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- формирование чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;

- физическое развитие обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

  1. Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный (2012 – 2013 учебный год) 

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этап – практический (2013 – 2016 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

III этап – обобщающий (2016 – 2017 учебный год)

Обработка и интерпретация за 5 лет. Соотношение результатов реализации Программы с поставленными целью и задачами.

Участники Программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ориентирована на все возрастные группы обучающихся школы, коллектив педагогов и родителей.

Основополагающие принципы, на которых строится Программа

  1. Принцип научности и гуманизма.
  2. Принцип системности, открытости.
  3. Принцип сотрудничества.
  4. Принцип природосообразности.
  5. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  6. Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций.

Содержание программы.

  1. Основные направления и ценностные основы программы

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям

Направление

Ценности

1. Твори добро

- воспитание нравственных чувств и этического сознания 

  • Нравственный выбор;
  • Жизнь и смысл жизни;
  • Справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Уважение к родителям;
  • Уважение достоинства человека;
  • Равноправие;
  • Ответственность и чувство долга;
  • Забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
  • Свобода совести и вероисповедания;
  • Толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

2. Я и Отечество  

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения  к правам, свободам и обязанностям человека

  • Любовь к России, своему народу, своему краю;
  • Служение Отечеству;
  • Правовое государство;
  • Гражданское общество;
  • Закон и правопорядок;
  • Поликультурный мир;
  • Свобода личная и национальная;
  • Доверие к людям.

3.Труд для себя и для других

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • Уважение к труду;
  • Творчество и созидание;
  • Стремление к познанию и истине;
  • Целеустремленность  и настойчивость;
  • Бережливость;
  • Трудолюбие.

4. В здоровом теле здоровый дух

- воспитание здорового образа жизни

  • Здоровье физическое и душевное(психологическое, нравственное);
  • Здоровье личное, близких и всех людей;
  • Здоровье человека, общества и природы;
  • Здоровый образ жизни.

5. Моя планета

- воспитание ценностного отношения  к природе, окружающей среде

  • Родная земля;
  • Заповедная природа;
  • Планета Земля;
  • Экологическое сознание.

6. Красота спасёт мир

- воспитание ценностного отношения  к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • Красота;
  • Гармония;
  • Духовный мир человека;
  • Эстетическое развитие;
  • Самовыражение в творчестве и искусстве.

Твори добро

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·различение хороших и плохих поступков;

·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·знание правил этики, культуры речи;

·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Я и Отечестов

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·представления о символах государства — Флаге, Гербе России;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·уважение к защитникам Родины;

·умение отвечать за свои поступки;

·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Труд для себя и других

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·элементарные представления об основных профессиях;

·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

В здоровом теле – здоровый дух

Воспитание здорового образа жизни:

- осмысление целей и смысла жизни, усвоение ценностей как основы сформированности мировоззрения;

- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

- знание и соблюдение правил личной гигиены;

- знание особенностей физического, физиологического развития своего организма;

- умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Моя планета

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.

Красота спасет мир

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·представления о душевной и физической красоте человека;

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

  1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

 

Твори добро

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

·участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

·усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

·получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

·расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Я и Отечество

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

·ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

·знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах;

·участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

·получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

·участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Труд для себя и для других

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

·участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

·узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

·учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе взаимодействующих с образовательным учреждением учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

·приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

В здоровом теле – здоровый дух

Воспитание здорового образа жизни

- знакомство с правилами здорового образа жизни;

- укрепление здоровья физического, психического, здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дл (спортивные праздники, подвижные игры, туристические походы, классные часы, беседы, КТД, экскурсии, встречи – беседы с интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни, игры на свежем воздухе, Дни здоровья, видеолектории).

Моя планета

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

·получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

Красота спасет мир

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

·обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

·обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

·получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);

·участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

·получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;

·участие в художественном оформлении помещений.

План реализации программы

1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по духовно – нравственному развитию и воспитанию

2. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи, общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию.

3. Повышение педагогической культуры родителей

  1. Твори добро

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

№ п/п

Содержание

Класс

Сроки

Ответственный

5 – 7 классы

1

Часы общения:

-«Как ты с классом встретишься, так и проживешь»;

-«Поговорим о толерантности»;

-«Творить добро, не видя в том заслуги».

5 кл.

6 кл.

7 кл.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

кл. руководители

кл. руководители

кл. руководители

2

Беседы:

- «Вирус сквернословия»;

-«Шаг в будущее»;

«»Познай самого себя».

5

6

7

Декабрь

Декабрь

Декабрь

кл. руководители

кл. руководители

кл. руководители

3

Сюжетно – ролевая игра:

-«Забавя ли….?»;

-«Я – герой»;

-«Как себя защитить?».

6

5

7

Январь

Январь

январь

кл. руководители

кл. руководители

кл. руководители

4

Праздник

«Мама, милая моя!».

5

март

кл. руководители

5

Творческий конкурс

«Семья  в моей жизни».

5 – 7 кл.

май

кл. руководители

6

Дискуссия

«Так ли безобидны детские прозвища?».

5 – 7 кл.

Апрель

кл. руководители

8 – 11 классы

1

Дискуссии:

-«Домострой: вчера, сегодня, завтра»;

-«Прекрасное и безобразное  в нашей жизни»;

-«Воспитанный человек – какой он?»;

-«Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен».

10 кл.

9 кл.

8 кл.

11 кл.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

кл. руководители

кл. руководители

кл. руководители

кл. руководители

2

Праздник последнего звонка.

9 – 11 кл.

май

кл. руководители 9 – 11 кл., зам. директора по ВР

3

Выпускной вечер «Нет, не забудет никто никогда….».

11 кл.

Июнь

кл. руководитель 11 кл., зам. директора по ВР

  1. Я и Отечество

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

№ п/п

Содержание

Класс

Сроки

Ответственный

5 – 7 классы

1

Проекты к созданию музея:

- «Как все начиналось»;

-«Выпускники школы»;

«Педагогический коллектив».

5

6

7

сентябрь

сентябрь

сентябрь

кл. руководители

кл. руководители

кл. руководители

2

Посещение городского краеведческого музея

«История Железногорья»

5 – 6 кл.

октябрь

кл. руководители

5 – 6 кл.

3

Поэтический конкурс

«Россия – Родина моя».

5 – 7 кл.

ноябрь

кл. руководители 5 – 7 кл., шк. библиотекарь

4

Информационный час

«Защита прав ребенка в нашей стране».

7 кл.

декабрь

кл. руководители, инспектор ОДН

5

Экскурсии в школьный музей

«Его имя носит наша школа».

5 – 6 кл.

декабрь

кл. руководители 5 – 6 кл,

рук. музея

6

Акция милосердия

«Защитить сердцем».

5 – 7 кл.

В течение года

кл. руководители 5-7 кл., старшая вожатая

7

Фестиваль патриотической песни

«Песни наших дедов и отцов».

5 – 7 кл.

февраль

кл. руководители, учитель музыки, зам. директора по ВР

8

Беседа – презентация

«Утро космической эры».

5 кл.

Апрель

кл. руководители

9

Час общения

«Поклонимся великим тем годам».

5 – 7 кл.

Май  

кл. руководители 5 – 7 кл.

10

Поэтическая гостиная мастеров художественного слова

«Этих дней не смолкнет слава».

5 – 6 кл.

май

кл. руководители 5 – 6 кл., школьный библиотекарь

8 – 11 классы

1

Проекты к созданию музея:

- «Учителя - ветераны»;

-«Выпускники лицея - медалисты»;

«Лицей сегодня, завтра».

8 кл.

9 кл.

10-11 кл.

сентябрь

кл. руководители 8 – 11 кл.,

3

Неделя правовых знаний.

Цикл бесед:

-«Закон и правопорядок»

8 кл.

декабрь

кл. руководители, инспектор ОДН

4

Круглый стол

«От безответственности до преступления один шаг».

10-11 кл.

декабрь

кл. руководители 10 – 11 кл, инспектор ОДН, социальный педагог

5

Нравственно – правовой час

«Услышим друг друга»

8 – 9 кл.

декабрь

кл. руководители 8-9 кл.

6

Смотр боевой готовности, посвященный Дню Защитника Отечества.

9 – 11 кл.

февраль

кл. руководители 9-11 кл., учителя физвоспитания

7

Конкурс

«А ну-ка, мальчики».

8 кл.

февраль

кл. руководители 8 кл., учителя физвоспитания

8

Встреча с воинами локальных войн.

8 – 11 кл.

май

зам. дир. по ВР, рук. музея

  1. Труд для себя и для других

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

№ п/п

Содержание

Класс

Сроки

Ответственный

5 – 7 классы

1

Экологический десант

«Лицейский  двор»

5 – 7 кл.

Октябрь

ноябрь

кл. руководители, 5 – 7 кл.

2

Экскурсия в школу народных промыслов «Артель».

5 кл.

ноябрь

кл. руководители

5-х классов

3

Акция «Уют – своими руками».

5 – 7 кл.

В течение года

кл. руководители

5 – 7 кл., родители

4

Дежурство в классе, школе.

5 – 7 кл.

В течение года

кл. руководители 5 – 7 кл., совет класса

5

Час профориентации:

-«Профессии наших родителей»;

-«Кем быть».

5 кл.

7 кл.

Март

Март

кл. руководители, шк. библиотекарь

6

Экскурсии на производство:

- МГОК;

-пожарная часть;

-дежурная часть полиции.

6 – 7 кл.

 5 кл.

7 кл.

В течение года

кл. руководители 5 – 7 кл,

зам. директора по ВР

8 – 11 классы

1

Экологический десант

«Школьный двор»

8 – 11 кл.

Октябрь

май

зам. директора по ВР,

кл. руководители 8 – 11 кл.

2

Неделя профориентации:

1.Профессии, которые мы выбираем. Встреча с работниками центра занятости города.

2.Час профориентации «Трудовые династии в моей семье».

3.Экскурсии на предприятия города:

- ГОТЭК;
-швейная фабрика;

-хлебозавод.

10-11 кл.

8 кл.

10-11 кл.

9 кл.

8 кл.

Март

Март

Март

кл. руководители, совет класса

3

Дежурство по классу, школе.

8 - 11 кл.

В течение года

кл. руководители, инспектор ОДН

4

Групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга «Мои профессиональные намерения».

9-11 кл.

Апрель

 психолог

  1. В здоровом теле – здоровый дух

Воспитание здорового образа жизни.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Беседы:

«Школьный завтрак»;

«Как и куда одеваться»;

«Гигиена девочки и мальчика»;

«Спорт в жизни человека»;

«О вредных привычках».

5 – 6 классы

 в течение года

кл. руководители 5 – 6 классов

2

Беседы:

«Что такое здоровье»;

«Гармония тела»;

«Культура питания подростка»;

«Культура одежды, уход за телом»;

«Подросток и никотин»;

«Подросток и алкоголь».

7 - 8 классы

 в течение года

кл. руководители 7 – 8 классов

3

Дискуссии:

«Как устоять от соблазна «попробовать»?»;

«Четыре ступени, которые ведут в ад»;

«Алкоголь – наркотик –преступление»;

«Как одеваться стильно, модно, богато, красиво?».

9 - 11 классы

 в течение года

кл. руководители 9 – 11 классов, педагог – психолог,

зам. дир. по ВР, социальный педагог

4

Конкурс рисунков «Моё здоровье».

5 – 6 классы

октябрь

кл. руководители 1 – 6 классов, учитель ИЗО

5

Конкурс плакатов «Я за здоровый образ жизни».

8 – 11 классы

октябрь

кл. руководители 8 – 11 классов,

старшая вожатая

6

Конкурс фотогазет «В объективе – здоровье»

5 – 11 классы

октябрь

кл. руководители 5 – 11 классов,

старшая вожатая

7

Выставка – подборка книг в школьной библиотеке «Наше здоровье – в наших руках».

апрель

Школьный библиотекарь

8

Всероссийский урок здоровья.

Тематические беседы по ЗОЖ.

5 – 11 классы

апрель

кл. руководители 1 – 11 классов

9

КВН «Будем здоровы».

9 – 11 классы

апрель

зам. дир. по ВР

  1. Моя планета

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

№ п/п

Содержание

Класс

Сроки

Ответственный

5 – 7 классы

1

Экскурсии в краеведческий музей, дендрарий, на станцию юных натуралистов.

5 – 7 кл.

В течение года

кл. руководители, 5 – 7 кл., родители

2

Час общения «Любить природу – любить Родину».

5 кл.

октябрь

кл. руководители

5-х классов

3

Фотоконкурс  «Любимые уголки города».

5 – 7 кл.

ноябрь

Старшая вожатая

4

Экологический КВН.

6 – 7 кл.

Апрель

Школьный библиотекарь

5

Игра «Хранители леса».

5 кл.

апрель

кл. руководители

5-х классов

6

Беседа «Я в мире»

7 кл.

май

кл. руководители 7 кл,

8 – 11 классы

1

Круглый стол

«Цифры и факты: экологические катастрофы»

9 – 11 кл.

апрель

зам. директора по ВР,

специалисты экологического центра

2

Конкурс экологических плакатов

«Земля у нас одна»

8-11 кл.

Апрель  

кл. руководители 8 – 11 кл., учитель ИЗО

  1. Красота спасет мир

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических  идеалах и ценностях

№ п/п

Содержание

Класс

Сроки

Ответственный

5 – 7 классы

1

Участие в городских выставках детского творчества:

-«Природа и мы»;

-«Моя планета – Родина, Земля»;
-«Город детства моего».

5 – 7 кл.

В течение года

Руководители кружков, учителя технологии

2

Посещение выставок в краеведческом музее (выставки картин, фотографий, рукоделия).

5 – 7 кл.

В течение года

кл. руководители

5-7-х классов, родители

3

Праздник «Учителями славится Россия».

5 – 7 кл.

Октябрь

зам. директора по ВР,  кл. руководители

5-7х классов

4

Конкурс осенних букетов «Осенняя рапсодия»

5 – 7 кл.

Октябрь  

кл. руководители

5-7-х классов, старшая вожатая

5

Рыцарский турнир Дон Кихотов.

7 кл.

Февраль  

кл. руководители 7-х классов, учителя физвоспитания

6

Праздник «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»

5 - 6кл.

Март

кл. руководители 5-6 кл, школьный библиотекарь

7

Фотоконкурс

«Остановись, мгновенье!»

5- 7 кл.

Апрель

зам. директора по ВР

8

Творческий конкурс «Мир глазами детей»

5 – 7 кл.

апрель

кл. руководители

5-7-х классов, старшая вожатая

9

Рисование открыток, изготовление сувениров к Пасхе.

5- 6 кл.

Апрель

кл. руководители

5-6-х классов, старшая вожатая

10

Выставка творческих работ, посвященная Пасхе.

5 – 6 кл.

Апрель

кл. руководители

5-6-х классов, старшая вожатая

8 – 11 классы

1

Посещение ТЮЗ в г. Орле с последующим обсуждением спектакля.

9 – 11 кл.

В течение года

кл. руководители

9-11-х классов, родители

2

Конкурс экологических плакатов

«Земля у нас одна»

8-11 кл.

Апрель  

кл. руководители 8 – 11 кл., учитель ИЗО

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности

№ п/п

Содержание

класс

Сроки

Ответственный

1

Экскурсии в краеведческий музей, дендрарий, на природу.

5 – 11 кл.

В течение года

кл. руководители, родители

2

День Знаний.

5 – 11кл.

Сентябрь  

кл. руководители, родители, зам. директора по УВР

3

«Эти прекрасные седины».

Встреча с бабушками и дедушками.

5 - 6 кл.

Октябрь  

кл. руководители, родители

4

Творческий проект

«Улицы нашего города»

 7 - 8 кл.

Декабрь  

кл. руководители 3-4 кл., родители

5

Праздник для мам и бабушек.

5 - 11 кл.

Март  

кл. руководители, родители, родители

6

Выставка «Мир моих увлечений».

5 - 6  кл.

Октябрь  

кл. руководители, старшая вожатая, родители

7

Акция

«Уют своими руками»

В течение года

кл. руководители, родители

8

Подготовка и проведение Рождественской елки

5 –11 кл.

Декабрь

кл. руководители, родители, учитель музыки

9

Проект

«Мои домашние питомцы. Уход, питание, здоровье».

5 кл.

Март

кл. руководители, родители, родители

10

Праздник

«Светлое воскресение»

  1. - 7 кл.

Апрель

кл. руководители, родители

11

Праздник

«Спортивная семья»

5 - 6 кл.

май

кл. руководители, родители, учителя физкультуры

12

Праздник последнего звонка

«Звенит звонок, грустит о школьной жизни».

9 – 11 кл.

Май

кл. руководители, родители 9 – 11 кл., зам. директора по ВР

13

Выпускной вечер

11

Июнь

кл. руководители, родители 11 кл., зам. директора по ВР

Планируемые результаты программы духовно-нравственного развития и воспитания «Души прекрасные порывы»

По каждому из направлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общего образования предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

«Твори добро»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:        

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между     поколениями,     этносами,     носителями    разных убеждений представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и   младшими   детьми,   взрослыми   в   соответствии   с общепринятыми нравственными нормами;        
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность  эмоционально  реагировать  на  негативные  проявления  в детском  обществе и обществе в целом,  анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное  отношение  к родителям  (законным представителям),  к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

«Я и Отечество»

Воспитание гражданственности/патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное    отношение    к   России,    своему    народу,    своему   краю, отечественному   культурно-историческому   наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном    устройстве    и    социальной    структуре    российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный  опыт постижения ценностей  гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт      ролевого      взаимодействия      и      реализации   гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

« Труд для себя и для других»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные   навыки   трудового   творческого   сотрудничества   со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

«Моя планета»

Воспитание ценностного отношения к природе/окружающей среде

(экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный     опыт     эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 «Красота спасет мир»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные    представления    об    эстетических    и    художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный      опыт     эстетических     переживаний,     наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,  формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация   к   реализации   эстетических   ценностей   в   пространстве образовательного учреждения и семьи.

 Мониторинг реализации программы

№ п/п

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1

Выявление нравственной воспитанности обучающихся

- сформированность основных нравственных качеств «отношений личности ребенка».

-тест «Размышляем о жизненном опыте»;

-методика «Пословицы».

2

Изучение духовно – нравственной атмосферы в классном коллективе

- сформированность духовно-нравственных ценностей классного коллектива;

-критическое отношение к себе и своим товарищам.

- игры;

-«Магазин» (О.В. Соловьев).

3

Сформированность культуры экологических знаний

- воспитание любви к малой «родине», формируется культурное отношение к природе родины.

- тест - рисунок «Моя Родина – это…»;

-недописанный тезис «Мой любимый уголок в городе»;

- методика исследования самооценки «В.П. Шуркова, С.Г. Якобсон).

4

Изучение социальной адаптированности

- сформированность социальной активности обучающихся.

Методика М.И. Рожкова «социализированность личности обучающихся».

5

Изучение уровня сформированности гражданственности у обучающихся

Знание основных прав и обязанностей, норм поведения гражданина.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности

Ресурсное обеспечение программы.

Ресурсы, которыми располагает школа, способствуют эффективности решения поставленных целей и задач.

11.1. Методические ресурсы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»,

3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России.

5.Е.В. Базаркина «Беседы о нравственности», Волгоград, 2008 г.

6. Л.С.Литвинова, О.Е. Жиренко, «Нравственно – экологическое воспитание школьников», Москва, 2005 г.

7. «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание», Москва, 2009 г., 5 – 11 кл.

8. О.В. Лебедева «Классные часы и беседы по воспитанию нравственности», 2005 г.

9. М.Н. Недвицкая, «Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи», Москва, 2009 г.

10. Г.Н. Головинова, «Семья – забота общая», Москва, 2010 г.

11. Н.И. Дереклеева, «Новые родительские собрания,1-4-е классы», Москва, 2006г.

12. Н.И. Дереклеева, «Новые родительские собрания,5-11-е классы», Москва, 2006г.

Материально – технические ресурсы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» была основана в 1969 году. В 1996 году школа получила статус лицея.

В 1970 году в школе был открыт зал Боевой Славы. Здесь оформлены экспозиции о Великой Отечественной войне, современных вооруженных силах, истории города и школы. Зал Боевой Славы является центром патриотического воспитания детей.

Здание построено по типовому проекту, оснащено центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, занимает 5407,2 м2.

В лицее имеется актовый зал на 180 посадочных мест, хорошо оборудованные и отремонтированные кабинеты, в том числе компьютерные классы. Большинство учебных кабинетов находится в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии, соответствуют правилам и нормам ТБ, оснащены необходимой мебелью. В кабинетах физики, химии, биологии созданы необходимые условия для выполнения практической части программы. Имеется большая зона для активных игр и отдыха обучающихся, творческая комната, теннисные столы, лекционный зал, кабинеты иностранного языка, кабинеты домоводства, библиотека и читальный зал.

Для оказания психолого-социальной помощи и поддержки обучающимся в школе функционируют специализированные кабинеты:

- психологический;

-кабинет социального педагога.

Библиотека насчитывает в своем фонде более 19300 наименований художественной, научно-популярной литературы, учебно-методических пособий.

В школе имеется игровой спортивный зал 173,5 м2, оборудованный в соответствии с требованиями и нормативами СаНПин; спортивный зал – 112 м2.

Рядом со школой расположен стадион, который полностью предоставляется для организации и проведения образовательного процесса и внеурочной деятельности. На территории школы оборудованы:

- футбольное поле;

- беговая дорожка;

- баскетбольная площадка;

- линия НВП.

В школе работает персонал, обеспечивающий психолого-медико-социальное сопровождение обучающихся:

- педагог-психолог;

- социальный педагог.

В школе действует традиционная классно-урочная система обучения, призванная обеспечить успешную реализацию нового содержания образования на каждой ступени обучения учащихся.

Начало учебного года – 1 сентября.

Продолжительность учебного года:

II ступень – 5-8 классы – до 30 мая;

9 классы – до 25 мая;

III ступень – 10 классы – до 30 мая;

11 классы – до 25 мая.

Режим работы лицея:

- шестидневная рабочая неделя на II и III ступени (5-11 классы).

Продолжительность уроков:  45 минут – в основной и средней школе.

Среднее количество уроков в день:

II ступень –не более 6-ти уроков;

III ступень – не более 7-ти уроков.

Учебные занятия проходят в одну смену.

С целью удовлетворения познавательных интересов, склонностей и способностей обучающихся  в школе на бесплатной основе функционирует 9 творческих объединений, спортивных секций:

-декоративно-прикладного искусства;

-художественно-эстетического цикла;

-спортивно-туристические;

-экологические;

-библиотечные.

11.3. Кадровые ресурсы:

  • Директор лицея;
  • Заместители директора по учебно-воспитательной, научно-методической и воспитательной работе;
  • Преподаватель – организатор ОБЖ;
  • Педагоги лицея;
  • Педагог – психолог;
  • Социальный педагог;
  •  Библиотекарь;
  • Воспитатели ГПД;
  • Медсестра;
  • Заместитель директора по АХР;
  • Повара;
  • Обслуживающий персонал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Программа духовно-нравственного развития.

Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства»,  общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа.  ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...