Познавательно-развлекательная игра "Северный калейдоскоп"
методическая разработка на тему

Дякун Любовь Васильевна
При подготовке к детскому мероприятию необходимо учесть условия для успешного проведения праздника. А именно: соответствие и содержание темы сценария возрастным особенностям, потребностям и интересам детей; динамичность и насыщенность мероприятия различными видами деятельности. Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severnyy_kaleydoskop_dyakun_l.v.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мыскаменская   школа-интернат

           ЯНАО  Ямальский район   с. Мыс Каменный

           

                                                                             

                                                                             

Подготовила воспитатель:

Дякун Любовь Васильевна

                                                             

Цель:

Ввести детей в увлекательный мир культуры ненцев.

Задачи. 

  • Развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
  • Способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры;
  • Расширить знания о природных условиях и обитателях тундры;

Подготовка к празднику:

  • Изготовление эмблемы.
  • Разучивание песен и стихотворений.

Реквизит: Карточка  №1,  Карточка №2 к конкурсу «Назови лишнее растение»;  2 пары лыж, вырезанных  из пластиковых бутылок  к эстафете «Лыжные гонки»; разрезанная картинки с изображением животных (одной команде – волка, другой – песца) к конкурсу  «Головоломка;  4 картона для игры «Перейди реку»;  карточки №3, №4  к конкурсу «Звери как люди»; “оленьи рога” для эстафеты «Быстрый олень», белые мячи к  эстафете «Игра в снежки»; рыбки из цветного картона к конкурсу «Рыбалка»; две игрушки, два обруча к конкурсу «Капкан»; лепестки и сердцевина ромашек, вырезанные из бумаги к конкурсу «Собери ромашку».

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2. В зале все мы собрались,

                     Радуйся и веселись!

Звучит песня «Северный край». В зал входят две команды

и становятся по обе стороны зала.

Ведущий 1. Сегодня  мы проводим познавательно – развлекательную игру «Северный калейдоскоп», в которой будут соревноваться две команды.

Ведущий 2.     А сюда сейчас – вниманье!

Чтобы было пониманье.

Представляем вам жюри,

Ты внимательней смотри.

Представление жюри.

Ведущий 1. Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский – Край Земли. С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу.

Ведущий 2. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силен и умен человек!

Ведущий 1.     Как прекрасен снежный край

Летом и зимою.

Солнце вечное, сияй

Над обской волною.

Ведущий 2. Наш калейдоскоп представит вашему вниманию культуру и быт народов Ямала.

Ведущий 1. А теперь капитаны представят свои команды.

Ведущий 2. Ребята, вы знаете, что эти птицы символизируют мудрость. Сегодня вы должны показать такие качества, как: ум, сообразительность, ловкость, сноровку.

Ведущий 1.

А теперь, мы проведем конкурс для капитанов «Назови лишнее растение».

Капитанам выдаются карточки с названиями растений тундры.

КАРТОЧКА №1.

Карликовая береза, морошка, Иван-чай, тополь, пушица, мох, водяника.

КАРТОЧКА №2.

Полярная ива, брусника, багульник, клен, ромашка, ягель, голубика.

Ведущий 2.     Переходим к конкурсу второму,

А сейчас узнаете, к какому.

У меня есть несколько загадок

А вы скажите столько же отгадок.

Участники обеих команд поочередно отгадывают загадки

о животных тундры и леса.

ЗАГАДКИ:

  1. Живет в лесу,

Ухает, как разбойник;

Люди его боятся,

А он людей боится. (Филин)

2. По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (Сова)

  1. Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

И на охоте помогает. (Собака)

4. Птицы белоснежные,

Дружные, верные.

Осенью с нами прощаются,

Весною опять возвращаются. (Лебеди)

5. Кто в жестокую пургу

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается? ( Куропатка)

6. На тоненьких ножках

Под ветром дрожит.

 Как только обсохнет –

За мамой бежит. (Олененок)

7. По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается –

От врагов спасается. (Олень)

8. Ушки на макушке,

Хвостик как пушок,

Очень симпатичный

Маленький зверек. (Белка)

Эстафета 3 “Лыжные гонки”.

Первый игрок надевает  лыжи и бежит к финишу, оббегает пирамиду, возвращается, раздевается и передает эстафету следующему игроку.

Ведущий 1.     Капитаны, подойдите

И заданье получите.

А заданье такое –

Очень даже не простое

Вам, ребята, вместе нужно

Выложить картинку дружно.

Конкурс 4. «Головоломка».

Каждой команде выдается разрезанная картинка с изображением животных (одной команде – волка, другой – песца). Задача каждой команды, как можно быстрей собрать картинку.

Ведущий 2. А сейчас мы обращаемся к зрителям.

Лесные ненцы собирают и заготавливают на зиму ягоды, грибы, кедровые орехи. Для лечения больных сушат травы, листья, цветы; заготавливают также древесный гриб ивы и березовую чагу.

Ведущий 1.

Тундровые кочевые ненцы ягоды и растения никогда не заготавливают впрок. А на некоторые виды трав существовали запреты. У жителей тундры, например, запрещалось собирать грибы.

ВОПРОС: Почему в тундре нельзя собирать грибы?

ОТВЕТ: Потому что грибы – одно из лакомств оленей. А ненцы очень бережно относятся к этому животному.

Ведущий 2.

Воспитанница детского дома Ламдо Таня написала прекрасное стихотворение о Ямале, которое напечатали в книге «Край земли, устремленный в будущее». Послушайте его.

О, чародей, родной Ямал.

Ты чем меня околдовал?

Хореем тонким чуть задел

Да песню вьюжную пропел,

Взглянул озерами в глаза,

Зажег сияньем небеса …

Ты чем меня околдовал?

Ведущий 1.

Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники. Им часто приходится выполнять свою работу в тяжёлых условиях. Вместе с оленями они переходят вброд реки и озёра, но ещё труднее им это делать весной и осенью. Ведь в такое время года лёд часто трескается. Сейчас мы с вами проделаем такой путь.

Ведущий 2. Пятый конкурс объявляю

                 И всех играть я приглашаю

Игра 5. Игра «Перейди реку»

Дети разбиваются на две команды. Каждая команда получает по две «льдины». Передвигая их и перешагивая по ним,  надо перейти на другой берег реки. Цель: как можно быстрей добраться до финиша.

Ведущий 1. Знаете ли вы, что американские ученые во время показа им слайдов с чумами и тундровиками не верят: по их мнению, так люди сейчас не живут, это, мол, фотомонтаж, специальное шоу. Они думают, что в таких суровых условиях современный человек выжить не сможет.

Ведущий 2. В таких случаях хочется сказать словами ненецкого поэта Л. Лапцуя:

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад,

И обогреть душевной теплотою!

Ведущий 1.     Шестой конкурс вам сейчас

Трудным не покажется.

Тот, кто знает край родной

Знатоком окажется.

 Наш следующий конкурс называется «Звери как люди»

Ведущий 2.  Знакомимся ближе с обитателями тундры. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним, едва ли,

Не важничай, чтоб индюком

Тебя не называли.

Если вы правильно напишете в скобках названия животных, то узнаете, как  называются слова, сравнивающие людей с животными.

КАРТОЧКА №3.

1. Трусливый, как …(заяц)

2. Голодный, как …(волк)

3. Преданный, как …(собака)

4. Хитрый, как... (лиса);

5. Вольный, как... (птица);

КАРТОЧКА №4.

6. Мудрый, как ... (ворон);

7. Верный, как... (лебедь);

8. Косолапый, как... (медведь);

9. Быстрый, как ... (олень, лань);

10. Тихий, как..(мышь)

Ведущий 1. Мы снова обращаемся к поэзии Л. Лапцуя. Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Язык ненцев».

Язык наш суров и не пышен,

И нет в нем прекраснее слов,

Чем эти, что с детства мы слышим:

ПАСТУХ, РЫБОЛОВ, ЗВЕРОЛОВ.

Три слова – рассказ о народе,

Что выжил в суровом краю,

Три слова скажу лишь, а вроде

Как целую песню спою.

Язык наш веками отточен,

Язык наш без промаха точен!

7-я эстафета «Быстрый олень» Представим себе, что мы быстроногие олени и устроим соревнование. Первый участник одевает “оленьи рога”, бежит к финишу, возвращается, отдает “рога” следующему игроку.

Ведущий 2. 

А теперь пришло время поиграть в снежки.

8-ая эстафета «Игра в снежки» Площадка делится гимнастической скамейкой на две половинки. Каждая команда стоит на своей площадке. У каждого игрока в руках “снежный ком”. По команде игроки начинают кидать “снежки”, по команде – заканчивают. Надо стараться, чтобы на своей площадке находилось как можно меньше “снежков”.

Ведущий 1.     Ах, какой у нас изъян,
В тундре зверь попал в капкан.
Как могло это случиться,
Надо бы освободиться?

9-ая эстафета «Капкан»

Участники проползают через “сугроб” (тоннель из стульев), добегают до обруча, берут на руки зверька и возвращаются назад.

Ведущий 2. Устали, наверно? Давайте устроим привал у озера. Тут даже есть место для рыбалки.

10-ая эстафета «Рыбалка»

На полу разбросаны цветные рыбки. С каждой команды идут  по два «рыбака». Кто больше соберёт рыбок.

Ведущий 1.     Когда природа оживает,
И солнце радостно сияет,
Лучами землю согревая?

 (под тихое звучание музыки) Правильно, весной. В тундру приходит весна. Земля покрывается удивительно красивым пестрым ковром. Цветет клюква, брусника, черника, голубика, морошка и даже ягель. И, конечно, расцветает ромашка.

11 конкурс  «Собери ромашку.

Дети выкладывают на полу из лепестков ромашку.

Ведущий 2.      Наш праздник к концу подходит,

Жюри наши итоги подводит.

Вспомним правила честной игры:

Выиграл – не задавайся!
Проиграл – не обижайся.

Итог. Награждение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004.
  2. Культура народов Ямала (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.
  3. Педсовет №11 2000.
  4. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению/ Автор-составитель А.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-развлекательный марафон по информатике (презентация)

Сценарий познавательно-развлекательного марафона по информатике + презентация к мероприятию...

Познавательно-развлекательная игра "День земли"

познавательно-развлекательная игра...

Познавательно-развлекательный конкурс "Ку-ка-ре-ку"

Весёлая игра для учащихся 7 класса....

Познавательно-развлекательная игра "Путешествие со службой 01"

Целью данного мероприятие является пропаганда правил противопожарной безопасности в игровой форме. Игра расчитана на воспитанников начального звена....

Познавательно-развлекательное мероприятие по развитию речи "Осенний калейдоскоп"

Познавательно-развлекательное мероприятие по развитию речи «Осенний калейдоскоп», (4 «А» класс).Цель: расширить  и обобщать знания учащихся об осенних изменениях в природе.Задачи: -познакоми...

Познавательно-развлекательная образовательная программа лагеря дневного пребывания «Летний творческий калейдоскоп» для детей 7-12 лет

Данная программа по своей направленности является комплексной, многопрофильной, т.е. включает и объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительной площ...