Кружок "Творческий калейдоскоп"
рабочая программа на тему

Попова Анастасия Александровна

Программа курса внеурочной деятельности для 1-5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1-5_kl.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»

Рассмотрено на заседании                    Согласовано                                        Утверждаю

МО учителей предметников                 с зам. директора по УВР                   Директор МБОУ «Брин-

Протокол №      от                                 …………Полидаускене Л.В.                    Наволоцкая СШ»

Руководитель  МО ………..                                                                                    . .………..С.В.Юркина

Программа курса

внеурочной деятельности

«Творческий калейдоскоп»

 для обучающихся 1-5 классов

Попова Анастасия Александровна

учитель технологии

МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»

п. Брин-Наволок

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Необходимость в создании данного кружка существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель кружка: - развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи кружка:

- обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;

- развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;

- сформировать у учащихся обширное представление о рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;

- развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;

- воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Программа для обучающихся 1-5 классов, рассчитана на 34 часа в год  ( 1 час в неделю).

Срок реализации 1 год.  

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

1 раздел «Введение»

Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий кружка. Презентация «Цель и задачи на год».

2 раздел «Лепим из солёного теста»

Материалы и инструменты. Основные этапы изготовления изделий из соленого теста. Замешивание теста. Лепка деталей. Обжиг. Раскрашивание изделий. Выставка работ.

3 раздел «Бумагопластика»

Знакомство с новым видом деятельности – торцевание. Изготовление изделия в технике торцевание. Выставка работ.

4 раздел «Бисероплетение»

История бисероплетения. Материалы и инструменты для работы. Изготовление изделий. Конкурс на лучшую работу.

5 раздел «Роспись по дереву»

Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение и композиция. Выполнение упражнений. Работа над росписью по ракульским мотивам. Работа над росписью по ракульским мотивам. Декоративное оформление деревянных изделий. Выставка работ.

6 раздел «Декупаж»

Современное декоративно-прикладное искусство Архангельской области. Из истории возникновения техники «Декупаж». Материалы и инструменты. Виды декупажа. Декорирование предметов. Оформление выставки.

7 раздел «Батик»

Батик. Техника росписи ткани «холодный батик». Выполнение эскиза росписи. Инструменты, оборудование и материалы для «батика». Подбор резерва, красителей, инструментов. Роль резерва и способы нанесения его на ткань. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань. Изготовление картины в технике «батик». Закрепление рисунка. Подготовка и оформление работ по итогам года. Выставка лучших работ.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

К концу обучения дети должны знать:

  • разнообразные техники выполнения работ, с использованием различного материала;

  • основные приёмы создания композиций через декоративное  творчество;

  • алгоритм технологического процесса выполнения творческой работы;

  • термины и понятия предусмотренные программой.

К концу обучения дети должны уметь:

  • использовать различные технические приёмы при выполнении творческой работы;

  • работать с ножницами и другими инструментами;

  • планировать работу  и организовывать своё рабочее место;

  • работать индивидуально, в группе, в коллективе.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ п/п

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Дата

по плану

Дата проведения фактич.

1

1

Вводное занятие. Правила ТБ при проведении занятий кружка.

Беседа, показ презентации

2

1

Материалы и инструменты. Основные этапы изготовления изделий из соленого теста.

Беседа, показ презентации. Изготовление изделия

3

2

Замешивание теста. Лепка мелких орнаментальных деталей. Обжиг.

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

4

3

Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

5

4

Объемные лепные фигурки

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

6

5

Рамка с бабочкой

Изготовление изделия

КТД

7

6

Сложная композиция и панно на тему «В гостях у сказки». Выставка работ

Изготовление изделия. Оформление выставки

КТД

8

1

Знакомство с новым видом деятельности - торцевание

Беседа, показ презентации

9

2

Торцевание

«Золотые рыбки»  

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

10

3

Торцевание

«Золотые рыбки»  

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

11

4

Выставка работ обучающихся

Оформление выставки

КТД

12

1

Из истории бисероплетения. Материалы и инструменты для работы

Беседа, показ презентации

13

2

Простая цепочка. Цепочка с бугорками

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

14

3

Цепочка «Зигзаг»

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

15

4

Браслет и серьги «Цветочки»

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

16

5

Фенечки из цепочки «Крестик»

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

17

6

Изготовление браслета «Змейка»

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

18

7

Конкурс на лучшую работу

Конкурс

КТД

19

1

Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России.

Выполнение упражнений

Беседа, Выполнение упражнений

20

2

Работа над росписью Ракульская роспись как один из видов северодвинской росписи.

Беседа, показ презентации

Индивидуальная работа

21

3

Выполнение основных элементов росписи: завитки, усики, капельки, листочки, бордюры, ракульские птицы.

Роспись  

Индивидуальная работа

22

4

Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Ракульской росписи.

Роспись изделия

Индивидуальная работа

23

5

Работа над росписью Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи - «розан» и «ромашка», «купавкой» и «бутоном»

Беседа, показ презентации

Индивидуальная работа

24

6

Знакомство с художественными элементами городецкой росписи – «листьями» и «кустиками»

Работа над росписью

Индивидуальная работа

25

7

Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца. Выставка работ.

Роспись изделия Оформление выставки

КТД

26

1

Современное декоративно-прикладное искусство Архангельской области

Беседа

27

2

Из истории возникновения техники «Декупаж». Материалы и инструменты

Беседа, показ презентации

Индивидуальная работа

28

3

Виды декупажа. Выбор предмета для декорирования

Беседа. Декорирование изделия

Индивидуальная работа

29

4

Техника работы с салфеткой. Декорирование бутылки.

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

30

5

Декорирование цветочного горшка. Оформление выставки

Изготовление изделия Оформление выставки

КТД

31

1

Батик. Техника росписи ткани «холодный батик». Выполнение эскиза росписи

Беседа. Выполнение эскиза росписи 

Индивидуальная работа

32

2

Роль резерва и способы нанесения его на ткань.

Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

33

3

Изготовление картины в технике «батик». Закрепление рисунка

Изготовление изделия

Индивидуальная работа

34

4

Подготовка и оформление работ по итогам года. Выставка лучших работ.

Оформление выставки

КТД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по географии "Географический калейдоскоп"

Ученикам всегда интереснее изучать науку за пределами учебника...

План декады «Химический калейдоскоп»

План декады «Химический калейдоскоп»14.10.10 -24.10.10Девиз: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности  на урок...

"Музыкальный калейдоскоп"

Конспект игры по музыке в 3 классе....

Технология "Калейдоскоп"

Благодаря технологии "Калейдоскоп" в  каждой малой группе в процессе  взаимодействия образуется эффект синергии.  Взаимодействуя в творческом союзе,  ученики находятся в соотношени...

Сценарий "Калейдоскоп ТV"

Вас приветствует телевизионный канал «Калейдоскоп TV». Итак в эфире « Телеанонс». Сегодня в программе: «Там- Там новости»,  «Пока все в школе», «Счастливый школьный случай», «Очумелые ручк...

Спортивный калейдоскоп

Сценарий спортивного праздника в школе...