Методическая разработка к внеклассному мероприятию "Охрана природы Ставрополья" 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему

 Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Главная задача: познакомить детей с "Красной книгой", показать, какие растения Ставрополья исчезают и какую природоохранительную работу необходимо проводить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_konkursu_luchshiy_urok_pisma.docx875.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия в номинации

«Красная книга глазами детей»

5 класс  « Охрана природы  Ставрополья»

 

Цели:

  • Познакомить детей с Красной книгой;
  • Расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация - мультимедиа, рисунки растений, макет Красной книги.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

 -  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

 Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 - развитие навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Познавательные:

- развивать  навыки  смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные:

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

–уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Постановка целей урока.

Учитель:  

-Ребята, сейчас я прочту вам текст М.Пришвина. Вы внимательно послушайте и определите, о чём сегодня у нас пойдёт разговор (проекция текста на доске).

«Мои молодые друзья! Мы хозяева  нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши  водоёмы.  В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода,  птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И  охранять природу – значит, охранять родину».

  2. Беседа по вопросам:

Учитель: В каком предложении выражена основная мысль автора?

Ученик: Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами.

Учитель: Какое слово повторяется в этом тексте 5 раз?

Ученик:  Охранять

Учитель: Какой вывод  формулирует  автор в этом отрывке и согласны ли вы с ним?

Ученик: Мы согласны с выводом Пришвина: «Охранять природу – значит охранять родину». Мы все любим свою родину, поэтому всегда будем  охранять нашу природу, чтобы сохранить нашу планету для будущего.

 Учитель:  

- Правильно, ребята, тема нашего занятия – это охрана природы.  И поговорим сегодня мы с вами о  природе   нашего   Ставрополья.

Учитель: Дети, на сегодняшнее занятие вы нарисовали растения наших  степей и лесных полос (ответы детей с демонстрацией рисунков  тюльпанов,  одуванчиков, крапивы, подорожника, колокольчика, клевера, окопника, полыни, черемши, василька, колокольчика и др.)  

Учитель: А вы знаете, что очень многие степные растения становятся редкими из-за того, что у нас очень засушливое лето, поэтому многие растения погибают от недостатка влаги. А ещё многие  люди их рвут, рвут просто так,  от нечего делать; срывая, тут же бросают, затаптывают и таким образом уничтожают, а другие рвут ради наживы, ради ленег.

Чтец:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, 
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,  и не будет красоты.

Учитель:  

- Сегодня поговорим о  том, какие растения сейчас особенно нуждаются в нашей помощи. Мы познакомимся с новой  и  необычной книгой,  которая

хранит природные тайны. Это - Красная книга. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». 

(Учитель показывает детям Красную книгу, сделанную совместно с родителями, в ней записаны растения и животные, которым грозит опасность вымирания)

(Заранее подготовленные  сообщения учащихся)

1 ученик: 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать,  каким представителям нашей планеты нужно помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга.

2 ученик: Эта книга советует, рассказывает, какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их и, исчезновении.

Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии.

Учитель:

— В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц. В Красной книге есть классификация растений и животных. Посмотрите, на какие группы они разделены.

(Мини – доклады  подготовленных  детей)

Ученик 1. ( слайд 1) Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.

Ученик 2.(слайд 2)   Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на желтых страницах.

Ученик 3.(слайд 3)  Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.

Ученик 4.( слайд 4)  Неопределенные – это виды, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.

Ученик 5.(слайд 5)  Восстанавливающиеся – это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зеленых страницах.

Учитель:

— В нашей стране такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. В 1984 г. (6 лет спустя) выходит втрое издание в двух томах: (1 том – растения, 2 том – животные).

С тех пор Красная книга много раз переиздавалась.

-Как вы думаете почему? ( Ответы детей)

Учитель: - Ребята, в каждом регионе есть своя Красная книга, сегодня мы с вами поговорим о Красной книге Ставропольского края.

Первый ведущий  

Что такое Красная книга Ставропольского края?  ( слайд 6)

Эта книга  — основной официальный документ, согласно которому на территории края осуществляется охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения Речь идет о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений, животных и грибов. Она отражает тревожное состояние некоторых типов экосистем региона, индикаторами которого в ряде случаев могут служить эти виды. Одной из основных  её функций является привлечение внимания общественности к охране редких и исчезающих видов.

https://fs01.infourok.ru/images/doc/1/1075/img5.jpgРис. 1(слайд 6)

В Красную книгу Ставропольского края, не так давно переизданную, занесено 326 видов растений, 179 видов животных и 7 видов грибов.

Второй ведущий:

Сегодня мы  познакомимся  теми растениями, которые исчезают с земель одного из районов края,  нашего Будённовского.

Степи в основном распаханы, однако и поныне кое-где сохранились не затронутые распашкой земли. Степь захватывает и очаровывает своим безбрежием, волнует безграничными далями. Серебрится земля от распускающихся метелок ковылей (ковыль лессинга, ковыль-волосатик, ковыль украинский, ковыль тирса). Здесь господствует овсяница валлийская и тонконог. И опять по степи широко раскинутся желтые бурьяны: синий и желтый васильки, колючие татарники, Давайте остановимся на растениях, пока ещё кое-где встречающихся в наших степях. Прежде всего самым обычным степным растением можно назвать Ковыль кавказский, который мы встречаем на окраине села Прасковея вдоль дороги на посёлок Терский.

 На ещё сохранившихся кое-где степных просторах, в балках можно увидеть разные виды ковыля, овсяницы и тонконога. В степных зонах растет земляника и горицвет. Землю покрывают немалое количество трав, цветов и кустарников - лабазник, незабудка, грудница, тысячелистник, пион. Летом степи наполняются ароматом цветущего донника, цикория, бессмертника, мака  и сушеница.

http://cdn01.ru/files/users/images/e5/c5/e5c5f1062096c536f2f8ee559eb2cfa1.jpg   http://flora.crimea.ru/Poales/Koeleria-brevis.jpg

Рис.2  Ковыль кавказский (слайд 7)                Рис.2  Тонконог (слайд 7)          

 Первый  ведущий

В нашей местности особенно распространён пахучий чабрец. В день религиозного праздника Троицы бабушки просят принести  небольшой пучок этого растения, положить в доме, чтобы всем запах чабреца напоминал о святом празднике (нам никогда не разрешают много рвать этого растения и теперь я понимаю, почему).

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=82b4d6f71a01961783fc7d6a4454feff-l&n=13)

Рис.3(слайд 8)

С чабрецом связано много поверий и обычаев. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведённой колдунами. Верили, что он охранял от домового, наваливающегося  по ночам на спящего человека и пугающего его. В народе говорят, что чабрец в подушке даёт здоровье и долголетие. Верили, что веточка чабреца сделает человека сильнее, мужественнее, решительнее, приносит победу во всех начинаниях. В старину его применяли в качестве   средства, обладающего бактерицидными свойствами, помогающего хранить от порчи мясные и молочные продукты (холодильников пока не было).

 Второй ведущий

А ещё мне хочется рассказать о замечательных тюльпанах, которые растут в степи. Лет 40 назад этих тюльпанов было очень много, так как  росли они на нераспаханных полях. А сейчас нетронутых степей почти не осталось, поэтому и этот замечательный цветок почти совсем исчез, на смену ему пришёл культурный тюльпан.  

http://bytrina11.ru/wp-content/uploads/2012/09/Novorosskie-stepiust.jpg                http://spark-media.ru/gallery/i/AC2416DD-B2DB-F918-053C-9BF11863E740.jpg

Рис.4 Дикие красные юльпаны Шренка (слайд 9)

Рис.5 Дикие жёлтые тюльпаны Шренка (слайд10)

 Учитель:  В степи пока ещё можно встретить дикие тюльпаны Шренка:  красные, белые, желтые, фиолетовые цветы, занесенные  в Красную книгу как охраняемое растение.  Как вид сам он был описан только в 1873 году. Прекрасный цветок получил название в честь А. И. Шренка, сотрудника Петербургского ботанического сада, собравшего в экспедициях 1840-1843 гг.  около 1000 видов растений. 

  Первый ведущий: -Конечно, тюльпан Шренка охраняется экологами, но нужно понимать, что только силами специалистов невозможно сохранить это удивительное растение. Поэтому учителя должны проводить  разъяснительную работу с детьми, с населением, администрация поселения должна поставить баннеры с фотографиями редких растений и перечнем мерах ответственности за нанесение вреда природе, и, конечно же, материалы экологов в местных средствах массовой информации. Сберечь уникальный цветок возможно только тогда, когда это станет личным делом каждого, кто проживает на этой земле, когда это станет для всех и личной ответственностью. Дикорастущие тюльпаны — общенародное достояние и наша гордость. При встрече с ним в наших степях нужно полюбоваться на него и оставить на своем месте, чтобы  и  на будущий год он цвёл и радовал нас, чтобы наши  потомки  могли восхищаться его простой и пленительной красотой через десятилетия.

Второй ведущий

В Будённовском районе на равнинах растёт черная и белая полынь,   житняк,   колючие бодяки. 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=10c1fe6154857b21feafaf1f05a6f3ee&n=33&h=215&w=215                      https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=56e9b38eb3902b7bb36d9920dba433d5&n=33&h=215&w=287

                                                                      Рис.6 (слайд 11)   Бодяк полевой                

Рис.6 (слайд 11) Полынь горькая

Полынь - многолетнее травянистое растение. Встречается на огородах, на полях, лугах, на опушках и полянах лесов, вдоль дорог, вблизи жилищ и животноводческих хозяйств. Считается злостным сорняком. Греческое название полыни образовано от artemis - здоровый, что указывает на ее лечебные свойства.  

Обладает очень горьким пряным вкусом и сильным специфическим ароматом. Полынь горькая, прежде всего, лекарственная трава. Применяется при лечении хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Полосканиями лечили заболевания полости рта. Свежий СОК использовали для заживления ран и остановки кровотечений.

  http://555pics.ru/images/235608_mat-i-macheha-risunki.jpg                https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=50515f539b1e52e60ddec1e038df9da2-l&n=13

Рис.7 Мать-и-мачеха,  (слайд 12)              Житняк  (слайд 12)  

Первый ведущий

Мать-и-мачеха. Это оригинальное растение - сначала выносит на толстом чешуйчатом стебле желтый цветок, который затем превращается в белый пушистый шарик с волосистыми семенам и уже после окончания цветения выпускает розетку широких, почти круглых, длинночерешковых, прикорневых листьев. Благодаря им мать-и-мачеха получила свое двойное название.Одним из самых первых цветков ранней весной можно наблюдать мать-и-мачеху. Желтое "солнышко" на толстой ножке стоически пробивается сквозь плотный слой прошлогодней пожухлой травы.  

А весной  нераспаханные  степи (их совсем мало) всё ещё покрываются цветным одеялом из гусиных луков и ярко-красных маков.

http://ppt4web.ru/images/50/4256/310/img15.jpg http://travalechit.ru/wp-content/uploads/2014/12/67cdeb0a742e896e870f5b5dbf7e6623.jpg 

Рис.8  Гусиный лук (слайд 13)                      Рис. Мак 9 (слайд 14)

Второй ведущий

Черемша (в народе это растение называют диким чесноком) встречается, но очень редко в нашем крае, её чаще всего на продажу привозят из Дагестана или Чечни. Так в этом году было в Будённовске материально наказано много тех, кто истребляет черемшу (лук медвежий), его десятками килограммов вывозили  для продажи на рынок, таким образом уничтожая «краснокнижное» растение, очень полезное в медицине.  

Черемша    https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=043e803a9cc329fea4a50517bfde9bf4-l&n=13

                                                                                Рис.8              

Рис.7

 Цветущая  черемша (слайд 14)                    Ландыш (слайд 15)

С исчезновением лесов в нашем крае пропадает и ландыш: ведь он любит тень и прохладу. Этот весенний цветок тоже внесён в Красную книгу.

Вот это только некоторые растения, занесённые в Красную книгу нашего края. О других вы узнаете на следующих занятиях, так как этот год объявлен Годом экологии, то есть защиты всего живого на Земле. И этой теме мы вернёмся ещё не один раз.

 Учитель:   

-А сейчас, ребята, чтобы закрепить полученные сведения о растениях,  ведущие по очереди будут загадывать вам загадки, а вы   командами   даёте отгадки.

Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных

Запах крепок и душист,

А её цветок и лист

Нам идёт на чай

Когда кашель - принимай.

                             (чабрец)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух

                    (одуванчик)

Только тронь –

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

                 (крапива)

  Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

                        (тюльпан)

       Под сугробами растут,

Снеговую воду пьют.

Словно озеро лесное

Плещутся цветы весною.

                        (подснежники)

 Цветы похожи на бокалы,

То розовы, то ярко-алы.

                              (Тюльпаны)

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо ...

                     (василек).

    Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает...

                         (одуванчик)

    Выросли звоночки в ряд,

Жалко только — не звенят.

Синие бутончики —

Это..                

               (колокольчики)

      Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнет мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовется ...

                          (незабудкой).

Горькая травка

И животу поправка,

И сама душиста,

И метет чисто.

                    (полынь)

     Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник –

Пакостный сорняк..

                                . (репейник)

Кто там смотрит из межи

Посреди колосьев ржи?

Это цветики-малютки,

Голубые...

                        (незабудки)

Куст в овраге вырастает,

Лишь дотронешься — кусает.

Не цветет весной красиво.

Что за куст такой?

                                 (Крапива)

 Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий

Кругом торчат иголки.

                        (репей)

     В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный...

 (мак)

Учитель: - Ребята, сейчас вы получите памятки, на которых записаны пословицы, вам нужно будет прочитать все, выучить 3 понравившиеся и объяснить их значение.

Без корня и полынь не растёт.

Зелёный наряд радует взгляд.

В землю – крошки, из земли – лепёшки.

Был бы лес, а соловьи прилетят.

Без воды земля – пустырь.

Без мороза земля не замёрзнет.

Будет дождичек, будут и грибки.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Весна красна, да голодна.

Осень – дождлива, да сыта.

Весенний дождь растит, а осенний – гноит.

Гибкая трава покорна ветру.

Домашние цветы долговечнее полевых.

Дерево под деревом не вырастет.

Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.

Дерево гнётся, пока молодо.

Если есть большие деревья – хворост будет.

Зелёная ограда – живая отрада.

Учитель:   - В начале урока мы прочитали текст Пришвина. Наверное, у вас возник вопрос: а как же вы, дети, можете помочь природе?

 Давайте вместе выработаем правила. Которым будем следовать, чтобы помочь природе.

 Запомните то, чего делать нельзя и этим помогите природе:

 Чего делать «нельзя»:

- рвать и бросать цветы; рвать большие

  букеты;

- ломать ветки деревьев, кустов;

- разорять птичьи гнезда;

- давить насекомых;

- шуметь в лесу;

- разводить костры без взрослых;

- оставлять мусор в лесу и водоемах;

- сбивать  ногами грибы;

- убивать букашек, лягушек и ужей;

- брать лесных зверьков домой.

Учитель:

-В заключение нашего занятия послушаем несколько стихотворений, которые подготовили ребята:

Первый чтец

Охраняется Красной книгой:

Столько редких зверей и птиц,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Второй чтец:.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Первый чтец

Красная книга, красная.

Может, значит она, что природа умрет?

Цель у нее иная:

Все живое хранить зовет.

 Второй чтец:.

Любите, дети, природу:

Реки, озёра, леса.

О ней проявляйте заботу

Будут тогда чудеса:

Радостней станет природа,

Легче ей будет дышать

Жизнь дарит нам и свободу,

Нам она так же, как мать!

Воздух стал свежим, полезным.

Все закричали: "Ура"!

Будем к природе любезны,

Чтоб отступила хандра!

Итак, соблюдая эти правила поведения, мы сможем помочь природе  нашего  края. Спасибо за внимание!

 Домашнее задание: 

  1. Выполнить задание по памятке;
  2. Найдите описание, подготовьте рассказ  и сделайте рисунки 3   зверей, которые исчезают из  фауны края.

Литература.

1. Красная книга СССР (растения)/АН СССР, Ботан.ин-т им.В.Л.Крмарова, сост.А.Л.Тахтаджан. М. Росагропромиздат, 1988, с.480-490 с иллюстр.

2. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н.Твоя Красная книга. М.: Молодая гвардия,1986.

3.Книга природы.- М.:Детская литература, 1990.

4.Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1983, с.67

5Русский язык Т.А.Ладыженская,  М., «Просвещение», с.42, упр.468

6. Загадки и пословицы о растениях -(электронный ресурс)

 режим доступа:  http://detochki-doma.ru/poslovitsyi-o-bolshih-i-malenkih-rasteniyah/
6.Внеклассное мероприятие «Угроза исчезновения».Создание Красной книги»
-(электронный ресурс) режим доступа:

 ugroza_ischeznoveniya_zhivotnykh._sozdanie_krasnoy_knigi.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...