Эссе "Гражданско-патриотическое воспитание школьников"
статья на тему

Марян Марина Альбертовна

В эссе отражен мой личный взгляд на содержание, формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области

ЭССЕ

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

                                                     

                                               

      Автор работы:

                                                     Марян Марина Альбертовна,

                                                      педагог-организатор

Смоленская область, г. Ярцево

2016 год

Вопросы гражданственности и патриотизма всегда были в центре внимания педагогической мысли России, они отражали объективное состояние общества на определенном этапе развития и господствующую в нем идеологию. Поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у подрастающего поколения становится актуальной. Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой, историей, культурой России и малой родины. Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В. Г. Белинского, Е. Р. Дашковой, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение и в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности нужно отметить,  что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, их интересы и желания.  В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение: разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015», приоритетом которой является формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству. Проблема патриотического воспитания приобретает особую важность вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню. Приоритетом воспитательной политики становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка подростка к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе.

В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеучебной воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.

Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

В связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи возрастает роль и значение внеурочной работы. Проблема патриотического воспитания приобретает особую важность вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню. Приоритетом воспитательной политики становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка подростка к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе.

Задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса. 

Внеурочная деятельность, согласно Ткачёву С.С, организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность.

Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели. 

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение. 

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается в настоящее время как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Потенциал внеурочной деятельности в воспитании патриотизма подростка велик. Необходимо учитывать интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, применять методы и формы, адекватные содержанию патриотического воспитания. Внеурочная работа носит воспитательный, развивающий, обучающий потенциал. Воспитательные мероприятия отличаются мобильностью, динамичностью, носят добровольный характер занятий, на которых реализуется опыт коллективного взаимодействия.

Особую роль в формировании гражданских качеств учащихся играют дискуссии и диспуты. Их организация требует тщательной подготовки как от учителя, так и от учащихся. Важно не только определить тему, но и подготовить вопросы доя обсуждения, продумать тезисы выступления, подобрать убедительные аргументы. В подготовке подобных мероприятий учащимися развивается их интеллектуальный и творческий потенциал, происходит переоценка ценностей, формирование гражданской позиции.

В процессе патриотического воспитания учащихся следует использовать многообразие средств и форм воспитательной работы, которые бы усложнялись из класса в класс и наполнялись новым содержанием. Перечислить все формы воспитательной деятельности, их тематику практически невозможно. Воспитание патриотизма и гражданственности — процесс сложный. Он требует от педагога постоянного творческого поиска новых эффективных форм и средств, повышения собственного профессионального уровня и усовершенствования методики практической реализации поставленных задач.


Литература

  1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015:  

Государственная программа // Официальные документы в образовании. — 2001.

  1. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М. Айрис-пресс, 2002.

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М. 2010.

  1. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....