Образование в светской школе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Трубина Светлана Борисовна

Любой школьный предмет может быть дополнен тематическими поездками, а они в свою очередь беседами со священником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_zhurnala_pravoslavnoe_obrazovanie_2012.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трубина Светлана Борисовна,

Руководитель Международного гуманитарного проекта «Дети Света»,

Я родилась 1 марта 1969 года в семье учителей: мама – учитель истории, папа – учитель физкультуры. Чудесным образом мои родители назвали меня Светланой. Папа спросил у мамы по телефону, как только я родилась (родильный дом Первой градской больницы): «дочка светленькая или тёмненькая?». Мама ответила: «светлая с кудряшками». «Ну тогда будет «Светлянкой», сказал папа. В нашей семье было всегда принято: папино слово – закон. Мама же всегда мне говорила, что назвала меня в честь своей любимой учительницы истории Светланы Леонидовны.

 День празднования моей Святой Фотинии Палестинской приходится как раз на 26 февраля: канун моего Дня рожденья. Об этом я узнала уже позже, когда крестилась в Православном Храме на Третьяковке. Мне исполнилось тогда 20 лет. Священник так и сказал мне: «Какие молодцы Ваши родители! Правильно подобрали имя»(сами того не зная). Что такое Божья любовь и милость я узнала с самого детства. Я была любимой дочерью в семье, любимой внучкой у бабушек и дедушек, любимой воспитанницей в детском садике и у музыкального руководителя, Людмилы Робертовны, и у воспитателей. С 6 лет родители меня отдали в музыкальную школу, т.к. им посоветовали в детском саду. «Она у вас всё время поёт и танцует, не переставая. Уже всех детей научила индийским танцам и песням из мультфильмов». Так я получила путёвку в музыкальную школу. В музыкальной школе меня все сразу полюбили: учитель по фортепьяно Галина Васильевна, учитель по сольфеджио Галина Борисовна, учитель по музыкальной литературе Сусанна Самойловна. Закончила я музыкальную школу на «отлично». Это было моё первое свидетельство «с отличием».

В общеобразовательную школу я пошла, как и все советские дети с 7 лет. Была пионеркой, комсомолкой и  «отличницей». За это опять меня любили все учителя.

 Но самое главное событие в моем детстве, благодаря которому я узнала о Божьей любви и окунулась в мир истинной духовности и нравственности – это моё участие в качестве исполнителя Большого Детского Хора Центрального Телевидения и Всесоюзного Радио под руководством Народного Артиста СССР, лауреата Государственной Премии, Профессора Виктора Сергеевича Попова. Недавно к 40-летнему юбилею нашего хора вышел альбом о творчестве этого выдающегося коллектива №1 в СССР. С хором я объездила весь мир. Неоднократно выступала перед Президентами стран на Правительственных концертах: Кёльнский Собор, Нотр-Дам де Пари, Кремлёвский Дворец съездов. И всегда, благодаря нашему великому учителю Виктору Попову, мы исполняли произведения выдающихся мастеров мировой композиторской школы: Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия», Моцарт «Реквием»,Бах «Шутка», Бортнянский  «Концерты для хора и оркестра», Глинка «Славься» и т.д. Исполнять духовную музыку в Советские времена в знаменитых Соборах мира с 13 до 17 лет – это во истину дорогого стоит. Это и была для нас, участников хора  Попова настоящая школа жизни: Мы учились у Мастера и узнавали мир своими глазами. Бог благословил меня уже в подростковом возрасте действительно обильно, самым что ни на есть чудесным образом!!!

Я закончила школу с Серебряной медалью. Написала сочинение на «5/5-«. Не хватило одной «запятой». Заканчивая школу с углублённым изучением музыки и хореографии, в которой мы и учились, и репетировали 3 раза в неделю, я не могла пойти учится никуда, кроме Педагогического института, т .к. сразу, поступив в хор и узнав лично Виктора Сергеевича, я решила, что буду учителем музыки. А так как на гастролях заграницей мы очень часто жили в семьях принимающей стороны, то английским языком я была вынуждена научиться владеть уже с 13 лет. Московский Государственный Университет им. В.И.Ленина я закончила с «красным  дипломом». Меня хотели брать на специализацию и педагог по вокалу Орешкина Надежда Прокофьевна, и педагог по фортепьяно Скуратовская Елена Леонидовна, и педагог по дирижированию Шубина Алла Евгеньевна (тоже выпускница хора Попова, Божий мир действительно уникален). Я всегда любила учиться и была на всех дисциплинах очень усердной. И поэтому я не стала выбирать специализацию, а поступила опять петь в Хор Молодёжи и студентов к ещё одному Мэтру мирового дирижирования Борису Григорьевичу Тевлину. Тогда он был заведующим кафедрой дирижирования Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковсого и руководил ещё и хором Московской Консерватории, с которым мы и ездили на гастроли. Благодаря уникальности Бориса Григорьевича, как кладезя духовных знаний, я уже во взрослом состоянии поняла, что петь духовную музыку в православных храмах – это привилегия, которую получает далеко не каждый, а только «избранные таланты».  Легендарный Тевлин воспитал не одно поколение молодых людей, чьи биографии в буквальном смысле «срослись» с его собственной. В Хоре молодёжи с дивными традициями, заложенными, руководителем, пели замечательные люди,  каждого из которых Бог наградил особыми талантами. Именно Борис Григорьевич Тевлин дал мне первую путёвку в жизнь, поддержав мою идею создать «свой коллектив», только не хоровой, а мировой. Так я стала руководителем проекта «Дети Света», который при поддержке отдела культуры Госдепартамента США, стал международным гуманитарным.

Учебный год 2003-2004 стал для меня историческим и переломным во всех смыслах. Это год, в течении которого я получала 2-е высшее образование в своём любимом Московском Педагогическом Государственном Университете им.Ленина на факультете Управления Развитием Образования и защищала диплом на тему «Управление развитием духовно-нравственных качеств учащихся на основе христианских ценностей» на кафедре легенды отечественного образования академика Татьяны Ивановны Шамовой. В течение этого же года я практически «обкатывала» свою работу: свой проект «Дети Света». Мы ездили с учащимися школ (подростками 13-17 лет) в Подмосковные пансионаты и в наши лагеря в Словакии,  том числе и в лагерь «Зорничка», который расположен на территории Международного биосферного заповедника, находящемся под охраной Юнеско с 1993 года (1993году родилась моя дочь и поэтому я выбрала именно этот лагерь для своего эксперимента). Просто совпадений быть не может. Меня с дочерью в этот лагерь привёл сам Господь. В 3 с половиной года моя дочь перенесла инфекционное заболевание менингоэнцефалит. Ей в детском саду сделали прививку от паратита: наша советская вакцина дала такое осложнение. После выписки из больницы врачи меня строго настрого предупредили, что после годовой реабилитации нам с дочкой долго нельзя будет покидать пределы Московской области. Одна из родительниц нашей школы предложила мне поехать в Словакию в лагерь, после 2-х недельного пребывания в котором дети, благодаря чистейшему горному воздуху очищают свои лёгкие и, возвращаясь в Москву потом целый год не болеют никакими заболеваниями. Вот я и рискнула. Поехала с дочкой и взяла своих 9-ти классников из школы. Эффект был просто необыкновенным. Моя дочь (ей было тогда 4 года), вернувшись в Москву, забыла про все тяжёлые испытания, которые свалились на её малюсенькие плечики, и вместе со мной стала посещать воскресную школу недалеко от нашего дома. В Словакии в маленьком поселке Стакчин, находившемся недалеко от нашего лагеря, я познакомилась с отцом Иоанном, настоятелем местного Православного прихода, который рассказал мне о том, что Глава Зарубежной Православной Церкви в Нью Йорке Высокопреосвященнейший  митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр словак по национальности и сам родом из Стакчина. Этот приход был основан им, что меня особенно потрясло. С тех пор, приезжая в лагерь, мы с детьми и сопровождающими их  родителями или учителями помимо программ по совершенствованию английского языка и спортивно-оздоровительных программ,  посещаем этот удивительный приход и получаем духовные наставления от Православного Священника отца Иоанна, прекрасно владеющего русским языком. Таким образом проект «Дети Света» стал сочетать в себе просвещение и светское и духовное. Моя мечта – приглашать с собой в наши программы Православных священников из Москвы, чтобы по дороге в Словакию и обратно и дети, и их родители, и сопровождающие группы педагоги имели духовное общение уже по дороге. Многие взрослые люди за неимением времени в течение рабочего года, только во время отдыха и раскрываются действительно глубоко. А в дороге, как показала практика делать нечего: кушаем, выпиваем и ведём задушевные беседы. Я абсолютно уверена, что, если духовные беседы со священником  заменят собой пустые душевные, наши Православные Приходы будут пополняться новыми семьями и новый предмет «Основы Православной культуры» во многих школах будет легче преподавать: уже на подготовленную почву. Хочу поделиться мнением на этот счёт главного врача нашего проекта Гайворонской Марины Викторовны (врач-стоматолог-терапевт ФГУ ЦНИИС и ЧЛХ Минздравсоцразвития): «У моего сына, Гайворонского Андрея, в школе есть такой предмет «Православное воспитание». Так же при их школе есть Храм. Я считаю, что это очень полезно для детей. Мы всей семьёй считаем, что Андрею повезло, т.к. не в каждой школе г.Москвы уделяют внимание православному воспитанию. В нашей семье очень крепкие семейные православные традиции, заложенные моими родителями. Мы все приняли православное крещение и стараемся всегда собираться всей семьёй на православные праздники. Уже какой год все родственники собираются в доме у родителей и тем самым мы показываем добрый пример нашим детям, которые тоже будут создавать свои семьи по образу и подобию своих родителей и бабушки с дедушкой. Мой отец – это стержень нашей семьи. Он всегда старался и до сих пор продолжает  своим примером показывать и нам, своим детям, и внукам, что самое главная ценность для человека – это семья: родители, дети. внуки. Все вместе, все рядом: плечо к плечу в радости, в беде, в любой ситуации в жизни. Мама с папой вместе уже 47 лет. Не хватит слов, чтобы выразить всю благодарность родителям за всё, что они для нас сделали. Мы просто благодарим и славим Бога за нашу семью. Дороже, чем наши близкие и родственники у нас никого нет. Давайте подавать нашим детям добропорядочные примеры семейных традиций, продолжать их, развивать бесконечно. Очень хочется, чтобы каждый человек понял, что семья – это самое главное для реализации заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя. Тогда мир наш станет добрее, и нам будет радостнее жить в этом Божьем мире»

Мой проект «Дети Света» занял 1-е место в конкурсе социальных проектов, объявленных отделом Культуры Посольства США в Москве, в 2004 году. Я была награждена поездкой в Америку. В июле 2005 года я в составе Российской делегации программы «Открытый мир» (семинар по обмену опытом для преподавателей и врачей из России) побывала в США: и в очередной раз Господь открыл мне свой мир самым удивительным образом: Вашингтон-Президент-отель, Белый дом, Библиотека Конгресса, штат Огайо, Кливленд: озеро Эри, музей Рок-н-Рола, Знакомство с адвокатом Президента Буша и поездка на Ниагарский водопад. Я не перестаю благодарить Бога за такие удивительные подарки.

 А в январе 2010 года (этот год в России был объявлен Годом учителя) я получила ещё одну награду: на этот раз Международный Христианский институт Хагайо пригласил меня на семинар женщин-лидеров стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки в сфере образования. В Сингапуре я выступала перед представителями 17 стран с докладом «Православная культура в России». Перед таким ответственным выступлением мне посчастливилось объехать несколько удивительных монастырей России, среди которых один мой самый любимый – Дивеево в Нижегородской области. Это монастырь Серафима Сарофского, одного из самых почитаемых Святых отцов Православной Церкви. Со мной беседовали как простые Священники, так и настоятели. Полученными знаниями я поделилась с моими сёстрами из разных стран мира в Сингапуре. Этот необыкновенный семинар оставил неизгладимые впечатления как от самих занятий, так и от атмосферы любви, взаимовыручки, молитвенной поддержки родственников, которые у каждой женщины остались дома в своих странах. Писать и рассказывать об этом я могу бесконечно.

 Часто коллеги по работе и знакомые люди говорили мне, что это я- молодец, такая умница и всего добилась, благодаря своему усердию! Но только я сама знаю, что без Божьей помощи человек ничего никогда не достигнет из-за своей гордыни. Гордыня – это грех, который повреждает разум и мешает человеку прийти к Богу. Мы – люди, распявшие Христа! Чем мы гордимся? Последняя молитва Спасителя на кресте : «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят!» А мы и правда, не ведаем, что творим с собой, своими детьми, родителями, близкими и друзьями. Только через покаяние можно очистить душу, которая болит от невыносимой тяжести греховного бремени.

Совсем недавно,26 октября 2011 года, все школы Юго-Западного г.Москвы получили по электронной почте следующую рассылку: « Уважаемые коллеги! В рамках предстоящих юбилейных торжеств, связанных с празднованием 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, Епархиальная комиссия города Москвы по делам православных общеобразовательных заведений предлагает для школьников и педагогов г.Москвы: - организацию экскурсий в Храм Христа Спасителя и посещение колоколен Храма Христа Спасителя. Желающие организовать данные экскурсии могут подать заявку. Далее был указан адрес и подпись: С уважением, О.Н. Сусакова, Заместитель начальника ЮЗОУО и Л.Н.Родионова, специалист ЮЗОУО. Слава Богу за такие рассылки и таких руководителей в Управлении образования, как Ольга Николаевна и Лариса Николаевна. Я незамедлительно отправила заявку и 24 декабря 2011 года, в канун Католического Рождества Христова с учащимися ГОУ СОШ «Школа здоровья»№523 и их родителями побывала на колокольнях Храма Христа Спасителя. Впечатления от этой экскурсии были самыми потрясающими. Потрясло абсолютно всё: замечательный экскурсовод-звонарь, учитель школы звонарей Храма Христа Спасителя Максим, который с чуткостью и вниманием проводил нас по тем местам Храма, которые недоступны для обычных посетителей и прихожан; репетиция главного хора Храма перед службой ( мы стояли рядом и слушали Божественное пение, от которого наши души сразу вознеслись на Небеса к Ангелам, ну и конечно же, самое главное –это было кульминацией – на колокольне мы стояли посередине и слушали колокольную симфонию, наблюдая с нескрываемым восторгом за исполнителями-звонарями. Разве такое дети забудут? Да ещё и в заключении экскурсии  фотография на память с лучшими звонарями Москвы. Словами всё не опишешь. Просто хочу искренне поблагодарить всех членов Епархиальной комиссии г.Москвы и особенно отца Кирилла (иерей Кирилл Сергеевич Киселёв), который и перед экскурсией был со мной на связи по телефону, чтобы поддержать и благословить, а после экскурсии любезно предложил мне приехать к ним в Патриаршее Подворье Храм Живоначальной Троицы в Свиблово и провёл для меня персональную экскурсию, показав мне  и сам Храм, в котором поют воспитанники хорового училища им. Свешникова, выпускники Хоровой Академии им. В.С.Попова (это чудо и провидение Господне меня особым образом потрясло: спустя столько лет я опять встретилась со своим любимым учителем: воспитанница хора с воспитанниками Академии), а потом отец Кирилл показал мне православную школу и угостил вкусным чаем, внимательно выслушав трагическую историю о гибели одного из выпускников нашей школы и тяжёлых ножевых ранении двух других моих учеников. Это происшествие случилось 22 октября, накануне получения мной рассылки Управления образования с приглашением на экскурсии в Храм Христа Спасителя. Я подумала тогда: «Какой же во истину милостивый и Всевидящий наш Господь. Таким чудесным и удивительным образом показал нашим детям, что в Мире следом за страданиями и горем идут милосердие и покаяние». Нам всем есть в чём каяться. А школе №523  её учителям особенно. Я уже не первый год, являясь заместителем руководителя этой школы, прилагаю все усилия для того, чтобы защитить учащихся от безнравственных поступков некоторых сотрудников нашей школы по отношению к её воспитанникам. Деспотизм и диктатура некоторых учителей уже дошла до крайней точки терпения родителей и детей. Нужно что-то делать, я согласна с родителями. Но что сделаешь с преступлением, если боишься сказать правду вслух, потому что выгонят из школы или выживут, как это сделали в своё время с пострадавшими от ножа учащимися? Выход один – мы, учителя, должны уметь признавать свои ошибки перед родителями и детьми, как признаём их на исповеди священнику в храме. Но, к сожалению, истинно и искренне верующие учителя в наше время и особенно в городе Москве – это большая редкость. А поэтому, пользуясь моментом, я хочу обратиться ко всем родителям и педагогам нашей школы и вообще к родителям и педагогам:

Родители! Любите своих детей! Прощайте их и идите в Храм всей семьёй. Только там вы найдёте утешение и поддержу, которую ни за какие деньги вы не получите ни у светских психологов, ни у юристов…ни у кого, кроме священника! Учителя! Наш самый главный с вами Учитель и Спаситель Иисус Христос отдал за нас свою жизнь. Если вы этого до их пор не осознали, вам надо подумать о том, стоит ли вообще продолжать свою педагогическую деятельность в школе. Я понимаю, что это звучит категорично, но другого пути нет. Путь один – только в Храм на покаяние. В  А если «ноги не идут» или совсем нет времени, то купите иконы святых, имена которых вы носите, и  молитесь Богу дома своими словами. Просите мудрости, помощи и защиты у Всемогущего Бога- Творца Неба и Земли, Единого Отца, Сына и Духа Святого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарубежный опыт изучения религии в светской школе

Конспект лекции по методике преподавания религиоведения (в том числе Основ православной культуры) в школе....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...

Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"

Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов  малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....

Презентация «Развитие духовных способностей у младших подростков в условиях школы-пансиона и светской школы».

Цель исследования: выявить особенности развития духовности учащихся, православной школы - пансиона и светской школы, а так же учащихся православной школы, находящихся в условиях пансиона и полупансион...

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...