Урок мужества "Наши деды и прадеды на фронтах ВОВ"
классный час (10 класс) на тему

нечитайлова ирина владимировна

Материал содержит разработку внклассного мероприятия , с выступлением ведущих, учеников рассказывающих о военных подвигах своих дедов. Сопровождается выступление презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_10_klass.rar1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Подвиги искитимцев - героев

Великой Отечественной войны.

                                Автор работы: Пивень Лариса Андреевна

                                                      9 класс МБОУ-СОШ №8

                                Руководитель: Нечитайлова Ирина Владимировна

                                                      учитель истории и обществознания

                                   schoool8@yandex.ru

                            т. 89137612280

г. Искитим 2016 год

Подвиги искитимцев - героев Великой Отечественной войны.

Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, когда в ожесточённых битвах с немецким фашизмом советский народ, его доблестная армия отстояли нашу великую Родину. Время бессильно ослабить память человечества о стойкости и мужестве советских людей, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига. Память о войне – живая и нетленная память народа.

Гражданственность (патриотизм) – это, прежде всего ответственность, долг. Рассказывая о подвиге, о верности Родине мы задумываемся: что в мире самое высокое, самое дорогое, самое родное для человека?

Именно восхищение гражданской красотой и доблестью, силой любви превращается в ту искру, из которой разгорится огонь зрелой гражданственности, желания стать достойным сыном своей Родины.

Способность одухотворяться моральной красотой подвига является исключительно душевным качеством, с которого и начинается формирование человека.

Человек, умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию личного поведения выстраивает в себе непримиримость к равнодушию, моральному злу.

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. занимает самое значительное и трагическое место в истории России 20 столетия.

Война получила название Отечественная, потому что она вошла в каждый дом, затронула всё население страны. Не существовало семьи, в которой бы не было убитых, или раненых, или пропавших без вести, в которой не пришлось бы переносить тяжёлые мучения и страдания; семьи, не потерявшей бы своих домов или имущества. Огромные территории страны были оккупированы, тысячи городов и сёл уничтожены и разрушены.

Именно поэтому, несмотря на то, что прошли уже многие десятки лет после окончания войны, и уже произошла смена поколений, война остаётся важнейшей частью памяти нашей страны, нашего народа.

По своим последствиям эта война превзошла все предшествующие войны и конфликты. Она расколола мир на враждующие страны. В ходе этой войны истреблялись целые народы, впервые были применены такие страшные средства массового уничтожения, как газовые камеры, которые называли "фабриками смерти".

Главной причиной войны стало стремление фашизма к мировому господству. Нацисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году, объявили своей главной целью захват новых территорий и ресурсов. Но, его успех был бы невозможен, если бы все страны мира смогли объединиться и подавить нацизм в зародыше. Только в 30-е годы сильные страны мира были разобщены.

Итак, в 4 часа утра 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная Война советского народа.

Советский народ встал на защиту страны. Миллионы людей добровольно шли на фронт. Тысячи советских солдат и офицеров защищали города и укреплённые пункты, они погибали, они задерживали наступление противника и изматывали его. Уже к середине июля убито и ранено в России 850.000 (в Германии и союзных странах 100.000); разбито орудий 9.500 (в Германии 0); танков свыше 6.000 (в Германии 950); попало в плен почти 6 млн. советских солдат, но более половины из них погибли в немецких концентрационных лагерях.

После нападения Германии на нашу страну началась перестройка на военный лад. Вся жизнь советских людей была подчинена задаче обеспечения победы над фашизмом. Так, 30 июня 1941 года был создан верховный орган – Государственный Комитет Обороны (ГКО) под предводительством Сталина.

Вскоре Сталин выступил по радио и в газетах. Его обращение начиналось словами: "Товарищи! Граждане! Братья и сёстры!… К вам обращаюсь я, друзья мои". В трудный час страны Сталин просил поддержки у своего народа, обращался к патриотическим чувствам людей. И этот призыв был услышан. Люди шли в бой, не щадили сил для отпора врагу. Борьба с нацизмом вызвала сильный патриотический подъём. Советские люди  понимали, что они отстаивают свои интересы, будущее своих детей. Они ощущали свою общую ответственность за судьбу страны.

С началом войны на фронт ушли миллионы людей. На четыре года рабочие, колхозники, учителя, студенты, работники науки и культуры стали солдатами и офицерами.

Ныне всё прогрессивное человечество по достоинству оценило ту решающую роль в достижении победы, которую сыграла Россия. Она главная сила, преградившая путь германскому фашизму к мировому господству, вынесла основную тяжесть войны. Главный герой войны  и творец свободы – советский народ.

Военная обстановка способствовала раскрытию характеров людей и самых возвышенных, и самых низменных их качеств. Героизм и трусость шли рука об руку, и каждый раз их противоборство решало вопрос жизни и смерти.

Но, сознание того, что, ежедневно рискуя жизнью – ты спасаешь Родину, порождало чувство самоуважения, собственного достоинства. Среди них наши герои земляки. Их лица перед вами. Это: Александр Андреевич Дидигуров, Дмитрий Фёдорович Козлов, Иван Александрович Лазарев, Леонид Яковлевич Одегов, Николай Евгеньевич Платонов, Степан Иванович Подкопаев, Иван Андреевич Скоков, Антон Алексеевич Страхов, Виктор Георгиевич УС, Владимир Семёнович Чумак,  Семён Семёнович Шахматов.

Их героические подвиги в Великой Отечественной войне золотыми буквами навечно вписаны в историю человечества. Они никогда не изгладятся из памяти народной и всегда будут живым примером в борьбе за свободу и счастье народов. Как нельзя ладонью закрыть солнце, так невозможно заслонить от взоров грядущих поколений героические свершения советских людей в годы Великой Отечественной войны. Они являются замечательными образцами мужества и самоотверженности, пламенного народного патриотизма, на которых воспитывается современная российская молодёжь.

Например, Подкопаев Степан Иванович, который родился в 1898 году. Осенью 1941 года вместе со старшим сыном Иваном был призван  в армию Искитимским райвоенкоматом. Был командиром отделения 616 го сапёрного батальона 337-й стрелковой дивизии, защищал Ленинград. Вот его история: " В одном из боёв Степан  Иванович был ранен. Попал в госпиталь. Выйдя из госпиталя в звании младшего сержанта, попал на 2-й Украинский фронт. Командуя сапёрным отделением, младший сержант совместно с разведчиками действовал впереди наступавших подразделений.

Опасность подстерегала на каждом шагу. Местность песчаная. Мину на глаз не обнаружишь, а миноискатель не всегда надёжный помощник. Сапёры стали действовать щупами. Работа эта адская: острием пешни прощупать каждый клочок земли, даже размером с ладонь, и только увериться, что идущим вслед подразделениям, артиллерийским орудиям, повозкам с боеприпасами и ранеными не грозит опасность. Так добрались до самого Днепра, а, выдвинувшись к реке, за которой на высоченном берегу занимали оборону немцы, сапёры должны были выполнять задачу ещё более сложную и трудную, настолько трудную, что равной ей, пожалуй, не было. Предстояло форсировать Днепр, наводить под огнём переправу, обеспечить переброску наших войск на западный берег, с которого вновь развернётся стремительное и решительное наступление.

На первой лодке с сапёрами отчалил Подкопаев. Противник обнаружил смельчаков, когда те уже высадились на песчаном откосе. Казалось, что могло уцелеть на "пятачке" под ураганным огнём артиллерии и миномётов? Постепенно переправлялись другие. Так, сапёры во главе с Подкопаевым, пренебрегая смертельной опасностью, переправляли через реку новые и новые взводы и роты. За сутки каждый из сапёров сделал под сильнейшим огнём противника до 30 рейсов. И так в течение 10 дней, пока не удалось расширить плацдарм, и пока переправа не оказалась в глубоком тылу советских наступающих войск".

Или, к примеру, Леонид Яковлевич Одегов родился в 1923 году в деревне Ширкуны. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском и Воронежском фронтах. Командовал миномётным расчётом. Несколько раз был ранен. Особенно отличился при форcировании Днепра и в наступлении, начатом с плацдарма, за что удостоен звания Героя Советского Союза. О награде узнал в госпитале, где залечивал раны. Вот его рассказ: « Наш расчёт получил задачу совместно со стрелковым подразделением форсировать Днепр. Мы погрузили в лодку миномёты и боеприпасы. Раздалась короткая, приглушённая команда. Лодка оттолкнулась от берега. А что ожидает на том берегу – не знали. Но вот, как по сигналу, немцы открыли сильный огонь. И что тут творилось уму не постижимо! Лодку ударяло волной, и она отбрасывалась то в одну, то другую сторону. Наконец её залило водой, она пошла ко дну. Переправа сорвалась. Но все остались в живых, а живые кое-как добрались до берега. Вечером мы узнали: нашей батарее приказано форсировать реку без миномёта, с одними автоматами. Ну, что ж, приказ есть приказ. Надо действовать.

С кем-то вдвоём я стащил с берега в воду бревно, привязал к нему автомат и сумку с диском. Так и отправился вплавь. За один конец бревна ухватился я, за другой мой товарищ. Плывём, только головы торчат, а вода холоднющая, тело судорогой сводит. Вдруг нащупал ногами дно. Под огнём противника мы выбрались на берег и скорее в кусты. Тут я почувствовал, как словно обожгло меня – царапнуло пулей.

На берегу нас оказалось семеро. Мы быстро рассредоточились и открыли огонь. Старались, как можно больше шума производить, чтобы думали, что нас много. Наша артиллерия оказывала поддержку. Всё грохотало вокруг. В таком аду мы продержались 18 часов. А там наши сапёрные подразделения навели понтонный мост и сюда, на западный берег, начало поступать подкрепление. Бой не утихал ни на минуту. Так прошло ещё суток двое. Затем началось поступление, но оказывается, и немцы хорошо подготовились, они в этот момент решились нанести по нашим войскам удар.

Бились на смерть. В том месте, где я находился со своими товарищами, противнику удалось вклиниться в боевые порядки наших подразделений. В кустарнике я столкнулся с одним немцем. И только замахнулся, чтобы ударить его ножом, как почувствовал удар по голове. Всё-таки схватил его за горло, повалил на землю. А что было дальше, не знаю. Я потерял сознание. Только, спустя много дней, узнал, что товарищи здесь, в кустарнике, обнаружили нас обоих – меня и лежащего подомной задушенного гитлеровца"…

За этот бой, Леонид Яковлевич получил  правительственную награду.

Дмитришина  Елена Егоровна родилась 27 мая 1917 года в Алтайском крае в городе Барнауле. Образование 5 классов. Перед войной прошла курсы медсестёр.

О   начале войны узнали по радио. Радио в каждом доме было. На фронт пошли, двое братьев и Лена. Отец дома остался. До этого прошёл финскую войну, воевал с Колчаком, был ранен и для службы считался не пригодным. А Лена с девчонками Афанасьевой Аней и Шурой Диановой (подругой) написала заявление. Шура попала в Подмосковье, а Лена на Сталинградский фронт в мае месяце в 19 лет.

Вот, что она вспоминает  о том времени: «Сначала был митинг на 1 мая, потом ночью нас посадили в телячьи вагоны и до Барановичей (Белоруссия). Потом шли до Калача в сторону Сталинграда.

Я воевала в 62 армии 305 дивизии 72 стрелкового полка 3 батальона 9 роты. Воинское звание: санинструктор по перевязке.

Под Сталинградом получила ранение 11 сентября 1942 года. Через Волгу  на лодках переправляли раненых под обстрелом. Кое-как переплыли Волгу. На другом берегу была настелена солома, на ней стояли палатки. В палатки укладывали раненых. Сортировали и отправляли дальше в тыл. Со мной воевал рядом двоюродный брат Василий Комочаев, его отец (мамин брат) сгорел в танке под Сталинградом. Потом попали в окружение, немцы стали брать в плен (Надю Торощину взяли). С нашей роты из 26 человек осталось мало. У нас майор был по политической части, чтобы не взяли в плен застрелился, ещё люди застрелились сами. Несколько были убиты. Под пулями мне удалось бежать с остальными, прыгали прямо с Кургана. Кто как мог уходил. Одного солдата ранило осколком в грудную клетку, кровь клокотала из раны. Подушечку наложили, перебинтовали и стащили в укрытие. А что мы ещё могли сделать?

И я в этот день была ранена в грудную клетку. Лежала в госпитале в Саратове под номером 1648. Ранение было не тяжёлое. Я ходила. Выписалась и обратно в свою часть. Как выписаться  мне одежду принесли: гимнастёрка  со спины была разорвана осколком, и обгорела, в это место клин вставили, штаны были все в затяжку, это когда через колючие заграждение перебирались. Вот в таком виде вернулась в свою часть.  

Потом нас направили в Татищево, там простояли неделю. Приехал майор, ему нужны были 5 девочек в батальон аэродромного обслуживания. Меня взяли. (Бомбы прикрепляли к самолётам, лётчики раненые прилетали, мы дежурили).

Наша часть была в Крыму, в Семфирополе преобразовали. (По Дону за Саратовом, в Макеевке наши составы стояли, видели, как после бомбёжки вагоны с мукой горели. Оттуда на Севаж, на Крым и в Семфирополь, месяц простояли). Потом нас погрузили и под Смоленск.

День Победы в Германии в Инстенбурге встречали.( До Берлина не дошли). Яблони цвели, всё в цвету было, тепло. Даже запомнилось, что земляничка у них цвела. Ночью поднялись в воздух самолёты, хаотично двигались. Музыка играла наша и немецкая. Все хватаются, обнимаются. Вот День Победы! Стояли не долго, поехали обратно домой. По дороге наши машины попали в засаду, перестреляли солдат. Много погибло. Вот, войну закончили в боях, а там погибли.

Отец мой в Прибалтике, на Ленинградском фронте воевал, дошёл до Норвегии, там демобилизовался.  Иван (брат) пришёл домой в декабре 1943 года после тяжёлого ранения в голову. Отпустили. Потом пришёл второй брат Валентин, потом папа. Я пришла домой последней.  

Война… это страшный гуд и днём и ночью. А когда самолёты гоняют друг друга… Так и снятся овраги бес конца под Сталинградом. Жёлтая глина.

После войны все радовались. Письма друг другу писали, открытки, а сейчас другое. Машины есть, кажется и лучше все, богаче живут, а народ…

Я желаю, чтобы молодые люди учились хорошо, чтобы добренькие были. Нас пятеро в семье было. Засуха была, голод. Но мы, чтобы у кого-0то взяли… Чтобы девушка пошла болтаться. При советской власти лучше было.

Какая разница: черный или белый – он человек»!

Подвиги, совершённые в боях с врагами Родины,- бессмертны. Пусть память наша хранит имена героев. А боевые традиции передаются от поколения к поколению, дополняются подвигами сегодняшних воинов. Да, каждый день и каждый час той войны – это страницы массового героизма, какого не знала мировая история. Войну остановили наши солдаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Урок "Фронт без линии фронта"

Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....

Мой прадед на фронте воевал.

Я являюсь классным руководителем 2 б класса МАОУ "СОШ № 10" г.Кунгура Пермского края. В рамках празднования 70-летия Победы наш класс принял участие в огромном количестве мероприятий. Также мы создали...

Технологическая карта урока "Воздушные массы и атмосферные фронты." 8 класс

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний на основе технологии смешанного обучения...