Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая мозаика"
рабочая программа на тему

Калмыкова Татьяна Петровна

Данная программа помогает обеспечивать своевременное и всестороннее развитие личности, с учётом его индивидуальных возможностей. Дети разного уровня развития могут быть одинаково успешными т.к. есть возможность для подбора заданий в зависимости отумений и навыков каждого учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                                     

Образовательная программа внеурочной

деятельности: кружок

«Пластилиновая мозаика »

Во 2  классе МОУ СКоШ

Оглавление.

1. Пояснительная записка...................................................

2.Цели и задачи программы................................................

3.Педагогические средства, формы работы с детьми........

4.Ожидаемый результат.......................................................

5.Календарно-тематическое планирование..........................

6.Список литературы для педагога, родителей, детей...........

7. Контрольно-измерительные материалы.............................

Пояснительная  записка.

                                                                           «Ум ребёнка находится

                                                                           на кончиках его пальцев»

                                                                                      В.А.Сухомлинский.

              В настоящее время доказано, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности, с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга ребёнка, его познавательных способностей, становлению речи.  М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи». Взаимосвязь  речи и моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых  И.П.Павлов (1951г.); А.Р.Лурия (1973г.); А.А.Леонтьев (1999г.)  и др.     Значит,  чтобы развивался ребенок и его мозг,  необходимо тренировать руки.

             Учащиеся коррекционной школы, а это дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в развитии мелкой моторики. Результаты наблюдения за детьми и результаты входящей диагностики  показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут  правильно держать ручку  и карандаш, другие не могут работать ножницами, а для некоторых детей даже застёгивание пуговиц вызывает затруднение. 

               Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики  рук, умению организовать свой досуг, воспитанию трудолюбия, интереса к практической деятельности мною был организован кружок "Пластилиновая мозаика".  Основной целью  работы  кружка  является  формирование навыков организации своего досуга через рисование  картин пластилином (пластилинография).      

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) школах. Оно способствует развитию личности ребёнка и раскрытию  его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности. Изменение отношения  ребенка к процессу познания  развивает широту интересов и любознательность.

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином,  напрямую влияет на формирование фантазии.

              Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания.     Основной материал — пластилин.  А основным инструментом в пластилинографии  является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям  с ограниченными возможностями здоровья, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с такими детьми. Дети с разными уровнями развития и подготовки могут быть одинаково успешными, т.к. есть возможность для подбора заданий в зависимости от психофизического уровня развития каждого учащегося.

Занятия пластилинографией  дают  большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография  способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития личности,  воспитывает усидчивость.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на уроках  (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, экскурсиях, прогулках  и т. д.)

Занятия лепкой способствуют не  только творческому развитию, но и развивается  мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

          Данная программа досуговой деятельности  помогает  обеспечивать своевременное, всестороннее развитие личности учащегося с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому  обучающемуся в освоении  умений  и  знаний, и кроме этого в интересной игровой форме дети обогащают  свой  словарь, расширяют кругозор. В процессе  выполнения  практических  действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая  игровая  организация  деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое  подражание, формирование  и активизацию словаря.

          Основная опора  при планировании делается на жизненный  опыт детей, примеры из окружающей действительности.  Программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое задание выполняется уже известными детям приёмами, но при этом дополнено новыми.

Кружок проводится 1 раз в неделю в ГПД.

Возраст учащихся: 8-9 лет.

Программа кружка рассчитана на 1 учебный год 34 часа.

Уровень обученности учащихся оценивается по пятибалльной системе 0-5 баллов, 3 раза в год: октябрь-входящий, январь - промежуточный, май - итоговый.  При оценке уровня обученности  учитывается динамика развития каждого учащегося индивидуально. Оценка  умений и навыков определяется путем наблюдения  за работой детей и результатом труда.   ( Приложение 1)  

 Цель: Развитие   ключевых компетенций обучающихся, всестороннее развитие личности  посредством пластилинографии.

Задачи программы:

Коррекционно-обучающие:

-Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, ощипывание и т.д.) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.

-Учить понимать задачу, слушать и слышать речь педагога, выполнять действия по образцу, по показу,  а затем и по словесному указанию.

 - Социально адаптировать учащихся с ОВЗ посредством развития основных          трудовых навыков.                              

- Формировать умение адекватно оценивать свою работу.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать  познавательную активность, художественный вкус,  мышление, творческие способности.

-Развивать мелкую моторику кистей рук, терпение.

-Развивать связную речь.

-Формировать навыки   коллективной работы.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

-Воспитывать трудолюбие и старание.

-Воспитывать  устойчивый интерес к художественной лепке.

-Воспитывать навыки коммуникативного общения.

Педагогические средства, используемые в работе.

Методы и приемы работы:

-экспериментирование с пластилином;

-элементы игротерапии;

-показ технических приемов;

-пояснения, указания, словесные инструкции, взаимопомощь;

-рассматривание и обсуждение;

Формы работы с детьми:

-элементы самостоятельной деятельности;

-совместная  деятельность воспитателя и детей;

Формы организации работы:

-фронтальная

-индивидуальная

- парная

-выставки поделок

Ожидаемые результаты усвоения программы:

-У детей наблюдается  интерес  к лепке из пластилина.

-Занимаются лепкой в свободное время в школе и дома.

-Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.

-Владеют техническими приёмами лепки : скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, ощипывание и т.д..

-Пробуют лепить  разными способами: пластическим, комбинированным.

-Учатся рассказывать о последовательности выполнения своей работы,

 выстраивается технологическая карта.

-Увеличился активный и пассивный словарь учащихся, повысилось качество связной речи.

-Систематически проводятся выставки работ по итогам четверти.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Примечание

I четверть-9ч.

1.

Солнышко. Диагностика.   Умение использовать в работе основные приёмы лепки. Выявление уровня развития мелкой моторики.

2.

Травушка-муравушка.  Сказочная полянка. Общипывание  кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами (знакомство со жгутами и жгутиками), выкладывание жгутиков по одному  по вертикали.

Создание общей композиции

3-4.

Осенний букет. Размазывание пластилина по готовой форме. Придать  листу  нужную форму  жгутиками.

 Работа группами

5.

Листопад. Создание композиции с использованием приемов размазывания пластилина по контуру, смешивание пластилина.

6.

Грибы-грибочки. Мухоморы. Прием размазывания пластилина и накладывание шариков, сплющивание их.

7-8.

Фрукты в вазе. Плоскостное изображение предмета. Прием смешивания пластилина.

9.

Овощи на тарелке. Плоскостное изображение предмета. Прием смешивания пластилина

II четверть-8ч.

1.

Гроздь рябины. Объёмное изображение. Выкладывание жгутиков, создание грозди из шариков

2-3.

Чудо-дерево. Выкладывание жгутиков по одному  по вертикали для создания ствола и скручивать жгутики разной длины для кроны.

4.

 Зайчик.  Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме

5.

Ёжик. Создание поделки с использованием природного материала (крупа). Прием размазывания пластилина.

6.

Лисичка.  Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме.

7.

Снеговик. Сплющивание шариков пластилина и размазывание пластилина, не выходя за контур

8.

8.Новогодняя ёлка. Объёмное изображение. Размазывание пластилина. Накладывание из жгутиков, шариков - елочные украшения.

III четверть -10ч.

1.

Снегири. Комбинированная поделка с использованием бархатной бумаги, крупы.

Создание общей композиции

2.

Снежинка. Выкладывание из жгутиков нужной формы. Ориентировка на листе бумаги.

3.

Четыре времени года. Скручивание шариков. Прием смешивания пластилина.

Групповая работа

4.

 Четыре времени года. Скручивание шариков. Прием смешивания пластилина.

5-6.

Открытка –самолёт. Скручивание шариков. Прием смешивания пластилина. Размазывание пластилина. Накладывание из жгутиков, шариков.

7-8.

Цветок для мамы. Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. Составление композиции.

Оформление выставки

9-10.

Мимоза-цветок весны. Скручивание шариков. Прием смешивания пластилина.

IVчетверть-7ч.

1-2.

Таинственный космос.  Различные приемы работы.

3.

Божья коровка .Познакомить с симметрией

4.

Бабочка. Познакомить с симметрией

5.

Радуга-дуга. Прием смешивания пластилина. Раскатывание жгутов разных по цвету, длине, одинаковых по толщине. Соблюдение порядка цветов радуги.

6.

Летняя полянка. Сюжетная композиция.

7.

Диагностика.

Список литературы для педагога.

1.maam.ru› ›detskijsad/kruzhkovaja-rabota-po

2.«Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство Г.Н. Давыдова «Скрипторий 2003». 3.http://kidsmoy.su/index/plastilinovaja_applikacija/0-39

4. festival.1september.ruarticles/624602/

5. .http://masterpodelok.ru/plastilinovye-applikacii-delaem-vmeste-s-detishkami/

6. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

7. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина»-ЗАО  В. «Валери СПб», 1997 (серия:  Учить и воспитывать развлекая)

8.Лыкова И.А. «Я леплю из пластилина» - М.: ТД «Издательство Мир книги», 2008. 9.«Пластилиновые фигурки животных» - М.: «Эксмо; Донецк СКИФ», 2009.

10. Румянцева Е. «Простые поделки из пластилина» - М.: «Айрис Пресс», 2009

 11. Соболева Н., Снегирева Н. «Пластилиновая страна» - М.: «Издательство Робинс», 2011

Список литературы для родителей и детей.

1.«Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство Г.Н. Давыдова «Скрипторий 2003».

2.http://masterpodelok.ru/plastilinovye-applikacii-delaem-vmeste-s-detishkami/

3.http://kidsmoy.su/index/plastilinovaja_applikacija/0-39

4.Соколова М. «Забавные зверушки» - М.: «АСТ-Пресс книга», 2011.

        

        Приложение 1

Контрольные измерительные материалы

оценивания реализации программы кружка.

1.Учащиеся уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.

2.Владеют разными техническими приемами (скатывание, сплющивание и т.д.)

3.Выполняют работу по показу, образцу, словесной инструкции самостоятельно.

4.Пытаются рассказать   последовательность работы.

5. Пытаются овладеть  навыками общения в парах, группах.

6.Развитие усидчивости при выполнении работ (терпения хватает на всё занятие, половину занятия, меньше половины занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся первых классов...

Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся третьих  классов...

Программа внеурочной деятельности "Спортивная мозаика"

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реал...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 5 классов

Программа внеурочной деятельности по математике   «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на  развитие математических способностей учащихся, логического мы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 6классов

Программа  внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математическая мозаика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...