«Всё о птицах»
план-конспект на тему

Бочаров Петр Алексеевич

Экологический час. Цель: повторение и обобщение знаний детей о птицах;

             Формирование  понимания важности заботы о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_o_ptitsah.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное    бюджетное   образовательное  учреждение

           Республики Марий  Эл «Нартасская  школа-интернат»

                            «Всё о птицах».

                                 (экологический урок)

                                                                 Подготовил и провел: Бочаров П.А.,

                                                                  воспитатель  I категории

пос. Нартас

2015 г.

Цель: повторение и обобщение знаний детей о птицах;

             Формирование  понимания важности заботы о природе.

                                   Ход  экологического урока:

Воспитатель. Определить тему нашего сегодняшнего занятия вы сможете, отгадав загадки:

Спинкою зеленовата,

 Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)                  

 Крепкий деревянный дом             

 С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.   (Скворечник)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая,

Самая болтливая.(Сорока)

 

 Снится ночью пауку

 Чудо-юдо на суку.

 Длинный клюв и два крыла...

 Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится? Угадали? Это...(Птица)

 Так о ком же мы будем говорить? - А как вы думаете, почему наше занятие посвящено нашим пернатым друзьям?

-Вы высказали несколько мнений, насколько вы верно высказали свои мысли, мы узнаем при подведении итогов классного часа.

Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах еще не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. Мы рады их возвращению.

Есть просто храм,

 Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любые времена года,

 Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

Утром солнышко встает,

 Всех на улицу зовет.

 Выхожу из дома я –

Здравствуй, Родина моя!

На нашей планете живут

 Чудесные созданья,

Они летают и поют

И Землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

 Что случится, если птицы

На Земле вдруг пропадут?

 (Выслушать ответы и предположения детей.)

Букашки, жучки, червячки

 На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

  И обгложут ветки, почки.

 Вот что будет, если птицы

Все исчезнут-пропадут.

Воспитатель. Итак, птицы охраняют растения от вредных насекомых, которые уничтожают зелень. А какую роль в жизни природы имеет растительность и деревья? (Вырабатывают кислород, без которого невозможна жизнь на нашей планете.)

- А чего еще лишится Земля, если пропадут все птицы?

- А кто из вас слышал пение птиц ранним утром?

 Какое впечатление у вас осталось от этого птичьего концерта? \ (После ответов детей включить фонограмму записи пения птиц зрением лесу.)

Воспитатель. А что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания?

Птицы - единственные животные с перьями. Большинство птиц умеют летать. Птицы бывают перелетными и зимующими. Птицы бывают домашние и дикие.

-   Птицы - теплокровные животные.

-   Птицы питаются насекомыми, семенами растений, мышами, червяками, зерновыми, рыбой.

-   Птицы бывают хищными и нехищными.

-   Птицы селятся в лесах, парках, садах.

-   Птицы гнезда вьют на траве, кустарниках, деревьях, в норках береговых откосов.

Воспитатель . Радует, что вы много знаете о птицах. Есть целая наука, которая подробно изучает жизнь и повадки птиц. Она называется орнитология, а ученых зовут орнитологами. До сих пор учёных интересуют многие до конца не раскрытые тайны уникально поведения птиц. Но на один интересный вопрос: «Зачем птицы поют?» - ответ найден.

Для птиц весенние песни имеют очень серьезное и важное значение. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду питаться и растить птенцов».

 Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и иное значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. - Давайте послушаем одну из таких песен. (Запись песни соловья.) '- А о какой птице сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Днем спит,

 ночью летает

и людей пугает. (Сова)

Интересные создания совы. Живут по всей Земле, кроме Антарктики. Где только не встречаются: в лесах и пустынях, в тундре и на горах.

Самая большая сова - филин, размах крыльев у него может достигать до двух метров. Самая маленькая – североамериканский эльфовый сычик.

Очень красива полярная сова. Еще ее называют белой. Живет эта красавица в полярных широтах, населяет океанические острова и побережья, предпочитает открытые местности.

А мохнатый сыч водится в хвойных лесах. Активную жизнь ведет только ночью.

Сова - птица очень скрытная. Встречи с ней даже у орнитологов крайне редки.

В высокоствольных смешанных лесах поселяется воробьиный сычик.. Питается он так же, как и большинство сов, мышевидными грызунами.-

Все время стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит,

 А лечит. {Дятел)

-   Послушайте, как стучит дятел в лесу. (Запись.) Работу какого инструмента этот стук вам напоминает? (Работу электрического отбойного молотка.)

-   Какая из птиц с древнейших времен служит символом красоты, нежности и верности? (Лебедь)

Гнездо свое он в поле вьет,

 Где тянутся растения.

 Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

 (Один из учеников делает доклад о жаворонке.)

Длинноногий, длинношеий,

 Длинноклювый, телом серый,

 А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный

Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)

 - А в какой сказке ласточка помогла маленькой девочке, попавшей в беду? («Дюймовочка»)

Воспитатель: Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются в музыке, в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения, легенды и мифы Древней Греции и Рима, артистов эстрады и кино, названия десятков заграничных городов... Но не знают названия пролетевшей мимо птицы, названия растущего у дороги и цветка, не могут отличить кедр от пихты. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями они перелетали с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. С каждым годом редели  голубиные стаи. И люди не прекратили на них охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

 Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

 Пусть ответит толково

 И, гляди, удивится

Как же фауна, дескать,

 Как же наше богатство —

На полях, в перелесках,

 Так сказать, птичье царство.

Птичье царство? И только?

 Ну, дрозды, ну, синички

Где запомнить все клички.

 Просто птички - и только!

Воспитатель. Давайте перечислим названия всех тех птиц, которых вы знаете. (Дети по очереди называют: колибри, малиновка, дрозд и так далее. Хорошо, если дети назовут хотя бы 30-40 птиц. Остальных по «Энциклопедии птиц» в двух томах называет учитель и рекомендует познакомиться с этой книгой и книгой «Птицы» из серии «Я познаю мир».)

Воспитатель. Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Наша страна очень серьезно относится к проблемам охраны птиц. Многие заводы и фабрики ведут переоборудование очистительных сооружений, чтобы меньше загрязнять отходами воду, почву и воздух. На месте вырубленных и сожженных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники. К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы. А какую помощь птицам можете оказать вы?

- Вспомните слова Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...