программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Изучение культуры любого народа, даже очень маленького, включает в себя множество широчайших проблем, тем, аспектов. Данная программа предлагает изучить только один аспект культуры разных народов Томской области, используя такой феномен культуры как куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент общего образования  Томской области

_____________________________________________________

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения»

634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 в, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66

Email: 33internat@mail.ru, http:// 33internat.tomsk.ru

УТВЕРЖДЕНО                                                РАССМОТРЕНО

Директор Школы-интерната                                На заседании МО воспитателей

Т.В. Курьянович                                                

Программа

«Куклы своими руками»

                                           Яковлева О.Б. – воспитатель

2017

Пояснительная записка

Этнический состав населения Томской области разнообразен. Сам город Томск основан русскими поселенцами на территории, где уже много веков жили татары. Князь эуштинских татар по имени Тоян принял шерть (присягу) на верность русскому царю (Борису Годунову) и просил построить город для защиты от набегов южных кочевников. Кроме того, на территории Томской области проживали и проживают коренные народы севера: селькупы, ханты, манси, эвенки, карагасы и другие. Среди переселенцев из других частей России (как добровольных, так и подневольных) были представители самых различных национальностей: немцы, поляки, украинцы, белорусы и т.д.

Не все, но некоторые из переселенцев, в Сибири оторвались от своих корней, забыли обычаи и даже само название своей исторической родины, перемешались и образовали новую этническую общность – сибиряки. К концу ХХ века развитие массовой культуры, интернета и ширпотреба, казалось, должно было привести этот процесс до логического завершения: полной унификации культуры, забвению всех традиций и превращению обрядового действа в набор бессмысленных суеверий и условностей. Тем не менее, интерес к традиционной культуре продолжает оставаться, а в последнее время даже растет. Возвращается понимание того, что человек должен обладать не только набором утилитарных знаний и умений, но и ощущать свою причастность к истории, к своему народу. Отсюда проистекает возрождение интереса к культурным традициям своего этноса.

Но достаточно ли для современного человека знания только своих культурных традиций? Пожалуй, что нет. На самом деле знание культурных традиций соседей дает полноценное понимание собственных этнокультурных традиций. В ходе получения такого знания человек осознает, с одной стороны, сходные черты в развитии этносов, с другой – видит разницу. Это помогает культурной самоидентификации и в то же время, способствует развитию укреплению терпимости и согласию между различными этносами. Хотя в последнее время понятия «толерантности» и «терпимости» доводятся до крайних прогибов перед всевозможными «меньшинствами», стали едва ли не синонимами вседозволенности маргинальных слоёв общества и даже безразличия к интересам большинства. Поэтому возникла особая необходимость в разграничении этих понятий и определения «границ дозволенного», а также в более чёткой самоидентификации, определению которой призвана способствовать и данная программа.

Изучение культура любого народа, даже очень маленького, включает в себя множество широчайших проблем, тем, аспектов. Данная программа предлагает изучить только один аспект культуры разных народов Томской области, используя такой феномен культуры как куклы.

Прежде чем стать полноправными, взрослыми членами общества все дети проходят поэтапное обучение и социализацию. Они учатся всему, что понадобится им в жизни. Большая часть обучения проходит в игре, часто имитирующей поведение будущего взрослого.

В традиционных культурах социальное положение детей сильно отличается от взрослых, они – иные, они – больше связаны с другими мирами. Их инаковость преодолевается постепенно, по мере взросления и включение в жизнь общества. Во многом сам процесс включения в эту жизнь проводится обучением через игру. То есть играя – ребенок и познает мир, и приобретает необходимые навыки общения, и овладевает материальной стороной жизни. Он учится самообслуживанию, он изучает ритуалы и обряды и т.д.

В человеческом обществе игры значительно сложнее, чем игры животных и немалую роль в них играют куклы. Куклы всегда были частью культурной традиции и относились к ним всегда очень серьезно.

Куклы в человеческом обществе всегда делились на обрядовые и игровые. Самыми древними куклами могут считаться изображения богов. Их берегли и хранили в особых местах, в которые допускались далеко не все. Родственны им – куклы-обереги, а также ритуальные куклы (Морена, Кострома, Спиридон…).  Игровые куклы немного похожи на эти куклы в том плане, что это тоже изображение человека. Но они считались неопасными, так как предполагалось, что в них не может вселиться душа или дух. В данной программе рассматривается, в основном, матерчатая игровая кукла. Но для сравнения берутся близкородственные куклы.

Для того чтобы получить более полное представление о традициях разных народов, для программы взяты традиционные матерчатые куклы самых разных народов, проживающих на территории Томской области. Но таких народов очень много. Многие из них имеют сходные куклы или утратили традиции старинной матерчатой куклы, предпочитая наряжать в национальные костюмы современные покупные куклы. Эти варианты в программу не включены. Исходя из всего вышеперечисленного, в качестве примера, были выбраны:

  • архаичные формы кукол, которые вероятнее всего существовали у всех народов;
  • традиционные русские обереги и игровые матерчатые (тряпичные) куклы;
  • Рождественский вертеп, который был более свойственен южным славянам;
  • татарские матерчатые куклы;
  • традиционные матерчатые куклы коренных народов севера (на примере хантыйских);
  • немецкие тряпичные куклы
  • декоративные куклы, выросшие из архаичных оберегов и ставшие свойственными также практически всем этносам.

Последовательность изложения материала диктуется, с одной стороны, усложнением материала, с другой – степенью близости к славянским традициям. Также принимались в расчет взаимовлияние этнокультурных традиций и календарь народных праздников. Некоторое преобладание русских кукол вызвано тем, что большая часть населения Томска – русские, автор программы – русская, а также стремлением с одной стороны показать влияние русской культуры на другие этносы, и желанием показать иные этнокультурные традиции – с другой.

Цель программы изучить историю и культуру народов Томской области средствами прикладного творчества: ознакомить учащихся с историей и технологией изготовления традиционных народных кукол и тем самым восстановить утраченные культурные традиции, вернуть детям нормальные для их возрасты игры в дом и семью, установить приоритет семьи в жизненной шкале ценностей детей.

Непосредственные задачи программы

  • ознакомить учащихся с историей куклы, с её символикой, показать куклу как своеобразный феномен человеческой культуры;
  • ознакомить учащихся с этническими особенностями традиционных (матерчатых) кукол разных народов и технологиями их изготовления;
  • ознакомить учащихся с русской народной одеждой и с традициями других этносов Томской области;
  • раскрыть символику одежды, показать её магическое значение;
  • научить учащихся основным навыкам шитья и бисероплетения;
  • научить учащихся самостоятельно изготавливать матерчатые куклы ;
  • научить учащихся основным навыкам изготовления и украшения одежды (на основе традиционной народной);
  • воспитать в учащихся чувство причастности к традициям своего народа и уважение к традициям иных этносов;
  • воспитать в учащихся чувство красоты и гармонии;
  • воспитать в учащихся стремление к самостоятельному творчеству, в противовес простому потреблению «массовой культуры»;
  • привить желание и умение создать домашний «кукольный театр» и на его основе гармонизировать окружающую обстановку;
  • развить в учащихся интерес и уважение к традициям, к семье;
  • развить в учащихся мелкую моторику, усидчивость, терпение и внимание;
  • развить в учащихся фантазию, умение нешаблонно мыслить
  • развить в учащихся навыки грамотной (правильной) устной речи и обогатить их словарной запас

Программа  рассчитана на 1 год занятий с детьми 5-7 классов. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает необходимую коррекцию времени и режима занятий.

В результате освоения программы «Куклы своими руками» учащиеся получат знания истории, символики и технологии изготовления кукол, приобретут умение изготовить их своими руками, а также научатся применять полученные навыки в быту и передавать их другим людям, использовать элементы народной культуры в повседневной жизни. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства.

Данная программа является прикладной частью образовательного процесса. Её задача – сделать развитие ребенка гармоничным, научить работать головой и руками, творчески преобразуя мир вокруг себя, применять полученные знания и навыки в реальной жизни.

Методика проведения занятий

Методика проведения занятий предусматривает небольшую вводную теоретическую части (словесно-демонстрационный метод) и практическое занятие, позволяющее сразу же закрепить полученные знания. Практическая часть занятия требует вводного инструктажа по технике безопасности

Часть занятий проводится в игровой деятельности. Игровые формы (считалки, народные игры, театрализации и т.п.) сочетаются с элементами художественной деятельности.

Дидактический метод построения материала «от простого к сложному», от хорошо знакомого – к новому. Но в некоторых случаях как раз таки самые простые вещи детям неизвестны и процесс познавания начинается с тайны. Детям сначала показывается кукла, затем, с помощью педагога, раскрывается её тайна (из чего она, для чего, как делается). Процесс рождения куклы рождает интерес, стремление к дальнейшему познанию. Начальная информация о кукле закрепляется в самостоятельной деятельности.

По мере усложнения куклы появляется потребность в кукольной одежде. Дети знакомятся с традициями русского костюма, узнают значение его отдельных элементов и учатся изготавливать её сами, а также активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

В конце каждого этапа работы предусмотрено проведение представления (презентации) её результатов. На таких презентациях учащиеся не только показывают свои успехи, но и получают дополнительный стимул к совершенствованию.

Содержание программы.

1. Введение: кукла, её история и разновидности. Культовые и игровые куклы. «Превращение полена». Льняные крутки. Нитяные куклы-крутки. Стригушки (соломенные куклы, летний вариант – кукла из травы). Изготовление нитяной куклы.

Рассматривается история куклы, разновидности народных кукол. Куклы ритуальные и куклы игровые. Цель данного занятия – пробудить детскую фантазию. Дети могут сами придумать свой вариант куклы. Закрепление материала – изготовление нитяной куклы. В процессе изготовления дети вяжут или учатся завязывать простейшие узлы, развивают мелкую моторику пальцев.

Необходимый материал[1]: разноцветные нитки, лен, а также возможно привлечение полена, соломы, травы (например, цветы одуванчика) и т.п.

2. Русская традиционная матерчатая кукла.

В русской народной культуре матерчатую куклу ребенок получал с момента рождения. Она оберегала его покой и сон в люльке. Чаще всего куклу делали вместе с колыбелью (до рождения малыша она оберегала его будущую постельку, «согревала» её). Самые первые куклы малышу даже не шили, а сворачивали из лоскутков пестрых тканей (не шелковых, конечно), и перевязывали ниточками. Такие куклы можно было без опаски доверить младенцу. Вместе с детьми «взрослели» (т.е. становились более сложными) и куклы. Их наряжали в одежду, подобную то, что носили сами, всячески украшали. А при пошиве одежды или предметов обихода все обрезки, а также самые яркие и красивые лоскутки, обрывки лент, остатки бус и иных украшений, очески кудели и даже вычесанные волосы – все откладывалось и береглось на кукол.

В пятилетнем возрасте девочки уже сами "вертели" своих кукол: брали холстину, сворачивали трубой, перевязывали нитками, пришивали тряпочку-лицо и – обязательно – косу кудельную или волосяную, даже если потом косы прятали под повойник или платок, если кукла изображала уже замужнюю женщину, очень тщательно одевали, соблюдая особенности орнамента и украшений. Часть одежды ткали на бердышках, «дощках», на пальцах или других приспособлениях ручного ткачества.

По красоте кукол, намеренно выставляемых напоказ, судили о достоинствах невесты. А еще замечали, что если дети много и охотно играют в куклы, то в доме будет счастье и достаток, а если небрежно обращаются с игрушками – быть беде. Детские игры не прерывали, игрушечные постройки не ломали, игрушки не выбрасывали - это было бы плохой приметой.

7-8 летние дети в крестьянской семье принимали участие во всех работах: работали в поле, нянчили младших, пасли скот, пряли... Но в их жизни особое место отводилось куклам и неразрывно связанным с ними ролевым играм. Куклы изображали, как правило, взрослых и редко – детей. В ритуалах игр отражалась трудовая жизнь, быт и обрядовые праздники. При этом дети могли часами, мастерски с большим увлечением разыгрывать сцену за сценой. Так, например, если дети «играли» свадьбу, то сооружали большой свадебный поезд с большой родней жениха и невесты, свахами, дружками, позыватками и т.п. Весь процесс воспроизводился подробно – от знакомства до венчания и пиршества, включая ритуальные песни

К 14 годам девушка имела приданое, в которое входили и сшитые ею очень нарядные, богато украшенные куклы. В магических обрядах, призванных обеспечить девушке удачное замужество, не последнюю роль играет "любота" – "парочка" – безличинные куклы, изображающие девицу в нарядном сарафане с алой лентой в косе и ее кавалера.

Пожалуй, даже обязательным было присутствие куклы – "Девьей красы" – на свадьбе, на почетном месте. «Девья краса» – кукла, сшитая и наряженная самой невестой ещё до свадьбы. «Раздайся народ,// Девья красота идет! // Не сама она идет, // Её девица несет!» – так пелось как раз про куклу-девицу в очень нарядном подвенечном наряде. Сваты, оценивая рукодельность невесты, смотрели на всё рукоделие невесты и на «Девью красу» в частности. Её выносили на все свадебные обряды (только в церковь не заносили) А в свадебном поезде «Девью красу» везли на головных санях (или телеге) – отсюда пошел обычай украшать свадебные кортежи. Современные невесты сами давно уже кукол уже не шьют и практически всеми уже забыто, какой именно куклой положено украшать свадебный кортеж и свадебное застолье и поэтому машина, в которой везут невесту, часто украшают покупной куклой.

После свадьбы если молодуха (новобрачная) пряталась, чтобы поиграть в куклы, то никто не смел ей мешать или даже подглядывать. Если учесть, что замуж выходили в 14-15 лет, то ничего удивительного в этом нет. Играли молодухи до рождения первенца. Потом уже некогда было самим играть, но матери шили для деток первых кукол сами, а также отдавали своих кукол из приданого.

2.1. Традиционные куклы-обереги (тряпичные, нешитые – «берегиньки»). Изготовление «берегиньки».

Рассматривается история куклы-оберега, символика цвета. Цель данного занятия – изготовления подарка (куклы-оберега) для мамы. В процессе изготовления дети вяжут простейшие узлы, развивая мелкую моторику пальцев[2]. Подбирают лоскутки и рассматривают архаичный женский костюм.

Необходимый материал: разноцветные лоскутки (х/б или лен) и нитки. Часть лоскутков должна быть не менее 10х10 см.

2.2. Русский народный костюм, его вариации по губерниям. Половозрастные различия в костюме. Символы и обереги в орнаменте русского костюма.

На этих занятиях рассматривается тряпичная кукла-скрутка, а также разбирается (в основных чертах) история русской народной одежды. Детям предлагается несколько костюмов из разных губерний, в том числе поневные и сарафанные комплексы. Дети рассматривают орнаменты и узнают их символику. Затем дети рисуют понравившиеся костюмы или составляют свои композиции. Детям можно дать задание на дом – узнать, из каких краев приехали в Сибирь родные (все сибиряки имеют «российские корни», и даже так называемые коренные сибиряки). Если дети не могут ничего узнать или не русские – пусть выберут какую-либо красавицу из русской сказки и посмотрят, как она могла бы одеться.

На расширенном варианте раздается шаблон куклы (бумажной) и предлагается её одеть. При этом дети могут выбрать костюм той губернии, откуда они или их родственники приехали в Сибирь, либо выбрать костюм для своих героев произвольно

Необходимый материал: бумага, разноцветные и простые карандаши, фломастеры, краски (кисточки, вода), а также возможно использование ножниц для вырезания костюмов. В последнем случае обязательно проведение инструктажа по техники безопасности и возможно введение дополнительных занятий для изготовления целого «театра моды»[3].

2.3. Изготовление куклы-скрутки.

Рассматриваются варианты тряпичных кукол – от простейших скруток до более сложных вариантов. Для начала предлагается изготовить простейшую куклу-скрутку. В процессе изготовления обязательно проведение инструктажа по технике безопасности (работа с иголкой и ножницами). Для изготовления понадобится использование простейших швов («вперед иголкой» и наметочного). Кукла сворачивается из большего лоскутка, при этом выделяется и оформляется головка. Затем из меньшего лоскутка свертываются «ручки», которые закрепляются на туловище. Если остается время – детям предлагается придумать для будущей куклы «биографию»: как зовут, сколько ей примерно лет (замужем их «героиня» или нет), откуда она, а также – как она может быть одета. Если есть возможность – то принимается решение (вместе с детьми) будут ли куклы изготовлены по архаичному образцу или дети могут настоять на более современном варианте. Тогда придется дать им возможность нарисовать лицо. Возможно изготовление куклы за одно или два занятия.

Кукла обшивается и одевается. «Волосы» куклы заплетаются в одну или две косы. В соответствии с «биографией» выбирается костюм и прическа. В ходе работы дети знакомятся и овладевают различными швами, учатся плести и пришивать бисер, пайетки, плести и ткать пояски. В конце – обязательно организуется выставка работ и проводится её презентация. В ходе презентации дети рассказывают о своих куклах и показывают их.

Необходимый материал: лоскуты ткани (в т.ч.) лоскут белой или розоватой ткани  (примерно 40 х 40 или два лоскута примерно 25 х 40 и 15 х 40 см), нитки, лен, иголки, ножницы, бисер, пайетки и т.п. Для презентации – награды и «к чаепитию». Возможно использование цветных карандашей, черной и синей гелевой ручек (или простой шариковой ручки синего и черного цветов)

2.4. Рождественский вертеп (история, технология изготовления простейшего варианта, подготовка спектакля)

Изготовление рождественского вертепа лучше приурочить к рождеству, На подготовку необходимо около 2-х месяцев. Прежде всего потому, что нет возможности показать детям готовый театр – они должны создать его сами.

На занятиях дети вначале знакомятся с самим Рождеством и с историей вертепа. Они не только слушают рождественскую сказку, но и рисуют её персонажей. Затем сам спектакль разбирается по ролям. Каждый выбирает себе какой-либо персонаж и рисует уже конкретно его. Результаты обсуждаются.

После этого шьются куклы. Лица кукол раскрашиваются. Готовится реквизит, изготавливается сцена. Репетируются роли

Результатом работы должен быть готовый спектакль, который показывается на рождественских каникулах.

Необходимый материал: лоскуты ткани, в том числе драп или ватин, шелк, бархат и т.п., нитки, иголки, ножницы, бисер, пайетки и т.п. Для презентации – награды и «к чаепитию»

2.5. «Любота» (немного усложненные верченные куклы – парочка). Изготовление.

«Любота» изготавливается несколько похоже со скруткой, но она немного сложнее. Перед работой на каждом занятии обязательно проведение напоминание по технике безопасности (работа с иголкой и ножницами).

При изготовление двух этих кукол нужно оформить и аккуратно подшить не только головки, но и ручки и ножки. Сразу оформляются волосы и прически, рисуются лица. Пошаговое деление работы здесь зависит от желания детей: кто-то сразу делает сначала одну куклу, потом вторую. Кто-то сначала делает обе головки, а потом шьет ручки-ножки и делает прическу. Перед началом работы детям напоминают о значении кукол – показать мастерство изготовителя. Поэтому можно предложить сначала потренироваться рисовать лицо на бумаги и на клочке ткани.

При изготовлении люботы лучше ориентироваться на сибирский регион, поэтому за основу взять сарафанный комплекс (поневу в Сибири не носили).

В ходе работы совместно с детьми сочиняется сказка по мотивам русских народных сказок. В конце работы проводится показ спектакля, в котором участвуют все куклы.

Необходимый материал: лоскуты ткани, нитки, лен, иголки, ножницы, бисер, пайетки и т.п. Для презентации – награды и «к чаепитию»

2.6. Ритуальная кукла (Масленица)

Ритуальные куклы могут быть отнесены к матерчатым только условно. Они традиционно делаются из тряпок и набиваются соломой. Они всегда являются символами и призваны не только сопроводить веселье, но и послужить магическому обряду. Так как данная программа является логическим дополнением к курсу по изучению культуры славян, то пара занятий из нее выделяется под весенний праздник Масленицы. В теоретической части дети освежают свои знания по ритуалу Масленицы, а на практической части – сами делают несколько чучел (на одно чучело должно быть не более 4-5 человек, иначе дети будут скучать) Завершением работы является участие в празднике масленицы на котором сжигается лучшее чучело (или все – по желанию)

Необходимый материал: палки-основа, старая одежда на рубаху, юбки, платья или сарафаны, фартук, платки, солома на набивку (может быть заменена старыми газетами), веревки, краски, кисточки, фломастеры.

3. Традиционные татарские куклы. 

Изготовление и украшение татарских кукол.

На этих занятиях дети знакомятся с культурой татарского народа и его традиционными куклами. Традиционная татарская кукла отличается от русской, прежде всего, костюмом и прической. Но на саму татарскую куклу большое влияние оказала именно русская кукла. Поэтому дети знакомятся с историей традиционного татарского костюма. А за основу куклы берется хорошо знакомая скрутка, которая наряжается в традиционный татарский костюм. Перед работой на каждом занятии обязательно проведение напоминание по технике безопасности (работа с иголкой и ножницами). Перед началом работы дети знакомятся с татарскими сказками, после выбора сюжета, каждый решает, какую куклу он будет шить. Результатом работы должен быть спектакль.

Необходимый материал: лоскуты ткани, нитки, лен, иголки, ножницы, бисер, пайетки и т.п. Для презентации – награды и «к чаепитию»

4. Традиционные куклы народов севера.

Изготовление и украшение кукол (по образцу хантыйской куклы)[4]

На этих занятиях дети знакомятся с культурой коренных народов севера. Им демонстрируются разные варианты кукол и предлагается самим изготовить парочку – девочку и мальчика. За образец взяты хантыйские куклы, которые делаются на основе скруток, но ткань складывается иначе, чем на русскую скрутку. Перед работой на каждом занятии обязательно проведение напоминание по технике безопасности (работа с иголкой и ножницами). Перед началом работы дети знакомятся с хантыйскими сказками, после выбора сюжета, каждый решает, какую куклу он будет шить. Результатом работы должен быть спектакль.

После спектакля – традиционное чаепитие и раздача наград.

Необходимый материал: лоскуты ткани, нитки, мех, иголки, ножницы, бисер, фольга и металлизированная бумага, деревянные зубочистки (для стрел), ветки, клей, глина (пластилин)

5. Традиционные немецкие куклы.

Для немецкой культуры характерно повышенное внимание к детским куклам. Немецкие традиционные куклы разнообразны и каждому детскому возрасту соответствует свой тип кукол. Для совсем маленьких детей делаются своеобразные обереги – куклы, которые защищают и успокаивают – это кугели и сплюшки. Для более старших детей изготавливаются более сложные куклы по выкройкам, с твердыми головками, в том числе порцелановыми. В эту программу они не вошли.

5.1. Немецкая кукла «Кугель». Изготовление, украшение.

Традиционная немецкая кукла-кугель больше всего похожа на неваляшку. Она отличается от уже известных детям кукол. В ней отдельно шьются твердая головка и туловище. По желанию дети могут дополнить её ножками и ручками (или оставить «как есть»).

Перед работой на каждом занятии обязательно проведение напоминание по технике безопасности (работа с иголкой и ножницами).

Необходимый материал: лоскуты ткани, синтипон для набивки и трикотаж телесного или белого цвета для головки, нитки, мех, иголки, ножницы, бисер

5.2. Традиционные «декоративные» куклы-«сплюшки»

Изготовление кукол с забавным названием «сплюшки» традиционно для немцев. Для «сплюшки» характерны твердая головка, твердые маленькие ручки и очень мягкое тельце. Фактически это маленькая подушечка (маленькая – по сравнению с настоящей подушкой), оформленная в виде куклы.

Необходимый материал: лоскуты ткани, синтипон для набивки и трикотаж телесного или белого цвета для головки, нитки, мех, иголки, ножницы

6. Современные куклы, возникшие на основе традиционных матерчатых кукол.

6.1. Кукла-грелка на чайник.

Куклы-грелки на чайник значительно моложе всех предыдущих кукол. Они появились уже практически только в ХХ веке. То есть тогда, когда в обиход вошло не только чаепитие, но и использование чайников-заварников. Подобные куклы характерны для многих народов. Одну из таких кукол детям предлагается изготовить для подарка, например, маме (или бабушке). Для изготовления можно использовать элементы русского народного костюма. Но обязательно учесть и утилитарный и декоративный характер куклы. С одной стороны кукла должна показать мастерство, с другой – хорошо «хранить» тепло. Поэтому детям предлагается особенно тщательно подобрать материал.

Поскольку туловище должно хорошо держать тепло, то оно должно быть многослойным. На последнее занятие приглашаются гости. На чаепитии куклы представляются (делается презентация) и «проверяются» – хорошо ли держат тепло, удобны ли в использовании – то есть, соответствуют ли они своему назначению. Одновременно вниманию гостей предлагается выставка кукол.

Необходимый материал: лоскуты ткани, в том числе драп или ватин, нитки, лен, иголки, ножницы, бисер, пайетки и т.п. Для презентации – награды и «к чаепитию»

Учебный план

Учебный план рассчитан на 1 занятия в неделю, то есть 36 часов.

№ №

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Сроки проведения

1

«…и велели в Томи устроити город»

1.1

История основания Томска

1

1

-

08.09

1.2

Быт и традиционные ремесла коренных и русских народов Сибири

1

1

-

15.09

1.3

Кукла, её история и разновидности. Культовые и игровые куклы. Архаичные куклы: Льняные крутки. Нитяные куклы-крутки. Стригушки (соломенные куклы, летний вариант – кукла из травы). Изготовление нитяной куклы.

2

1

1

22.09

29.09

Итого

4

3

1

2.

Русская традиционная матерчатая кукла

2.1

Знакомство с традиционными куклами-оберегами (тряпичные, нешитые – «берегиньки»). Изготовление «берегиньки».

4

1

3

06.10

13.10

20.10

2.2

Русский народный костюм, его вариации по губерниям.

2

2

-

27.10

10.11

2.3

Изготовление куклы-скрутки и одевание её (в т.ч. изучение простейших швов, бисероплетения и т.д.)

5

-

5

17.11

24.11

01.12

08.12

15.12

2.4

Выставка работ с презентаций.

1

1

-

22.12

2.5

Рождественский вертеп (история, технология изготовления простейшего варианта).

3

1

2

12.01

19.01

26.01

2.6

Знакомство с ритуальными куклами и изготовление чучело Масленицы.

Участие в празднике

3

1

2

02.02

09.02

16.02

Масленичн. неделя

(12.02.2018 -18.02.2018)

2.7

 «Любота». Изготовление «люботы». Одевание и украшение «люботы». Изучение новых швов. Традиционные славянские украшения.

3

1

2

02.03

16.03

…..

Итого

21

7

14

3

Традиционные татарские куклы

3.1

Знакомство с культурой томских татар и с традиционными татарскими куклами.

1

1

06.04

3.2

Изготовление и одевание куклы. Традиционные украшения и обереги томских татар.

3

-

3

13.04

20.04

27.04

Итого

4

1

3

4.

Традиционные куклы народов севера.

4.1

Знакомство с культурой народов севера и их традиционными куклами.

1

1

-

4.2

Изготовление и украшение куклы (по образцу хантыйской куклы).

2

-

2

Итого

3

1

2

5.

Традиционные немецкие куклы

5.1

Знакомство с культурой русских немцев и с особенностями немецких кукол.

1

1

-

5.2

Немецкая кукла «Кугель». Изготовление, украшение.

1

-

1

5.3

Традиционные декоративные куклы «Сплюшки»

1

-

1

Итого

3

1

2

6

Современная кукла, созданная на основ традиционной матерчатой куклы

6.1

Кукла-грелка на чайник.

1

1

-

Итого

1

1

-

Всего

36

13

23

Формы контроля

Разделы

Формы текущего контроля

Формы итогового контроля

Архаичная кукла

Педагогическое наблюдение.

Ведение дневника.

Выставка

Традиционная матерчатая русская кукла:

Педагогическое собеседование, Педагогическое наблюдение.

Создание эскизов кукол и костюмов. Ведение дневника.

Выставка и два спектакля (рождественский вертеп и по мотивам русских народных сказок). Презентации выставки и спектаклей с приглашением родителей и учителей.

Участие в праздниках Масленицы и Рождества.

Традиционная матерчатая татарская кукла

Педагогическое собеседование, Педагогическое наблюдение.

Создание эскизов кукол и костюмов. Ведение дневника.

Спектакль (по мотивам татарских народных сказок). Презентация спектакля  с приглашением родителей и учителей.

Традиционная матерчатая кукла народов севера (на примере хантыйской)

Педагогическое собеседование, Педагогическое наблюдение.

Спектакль (по мотивам хантыйских народных сказок). Презентация спектакля  с приглашением родителей и учителей.

Традиционная матерчатая немецкая кукла

Педагогическое собеседование, Педагогическое наблюдение. Ведение дневника.

Выставка работ. Открытый урок.

Современная кукла, созданная на основе традиционной

Педагогическое собеседование, Педагогическое наблюдение. Ведение дневника.

Выставка работ. Презентация выставки с приглашением родителей и учителей.

Результаты

Разделы

Учащиеся должны знать (понимать)

Учащиеся должны уметь

Архаичная кукла

  • историю куклы,
  • символику разных типов кукол.
  • самостоятельно изготовить нитяную куклу
  • показать свою работу и рассказать о ней

Традиционная матерчатая русская кукла:

  • историю и строение русского костюма, символику его отдельных деталей и украшений (различать северорусский и южнорусский комплексы;
  • различие между домотканой и фабричной тканью;
  • смысловое значение и символику разных типов русской матерчатой куклы
  • терминологию (понева, шушун, саян, костолан, навершник и т.д.)
  • историю, содержание и смысл праздников Рождества и Масленицы;
  • русские народные сказки и их героев
  • самостоятельно изготовить куклу (все рассмотренные варианты, в т.ч. ритуальные)
  •  изготовить русский народный костюм;
  • закрепить нитку и овладеть техникой шитья и вышивания (швы «вперед иголку», «назад иголку», петельный, стебельчатый, «шнурок», «козлик», тамбурный, «в прикреп», гобеленовый, простой и двойной крест);
  • овладеть технику крепления бисера и пайеток, уметь вышить бисером по схеме;
  • сплести бисерный поясок, ожерелье, косичку из 5 и более прядей.
  • воспроизвести сценку из русской народной сказки;
  • показать свою работу и рассказать о ней

Традиционная матерчатая татарская кукла

  • основные этапы истории и уклад жизни томских татар (кто они, откуда «взялись», их традиционные верования, основы быта, обряды и обычаи);
  • татарский национальный костюм, сходство и различие с русским национальным костюмом, украшения;
  • татарские народные сказки и их героев (особенно легенды о богатыре Эуште, сказания о Томе, Тояне, Ушае и Басандае)
  • терминологию
  • нарядить куклу в татарский костюм;
  • овладеть техникой пришивания звенящих подвесок;
  • воспроизвести эпизод из татарских сказок
  • показать свою работу и рассказать о ней

Традиционная матерчатая кукла народов севера (на примере хантыйской)

  • основные этапы истории и уклад жизни коренных народов севера (кто они, откуда «взялись», их традиционные верования, основы быта, обряды и обычаи);
  • костюмы разных народов севера, его происхождение, символика, украшения;
  • хантыйские народные сказки
  • изготовить куклу в технике хантыйской матерчатой куклы;
  • овладеть техникой работы с мехом;
  • показать свою работу и рассказать о ней

Традиционная матерчатая немецкая кукла

  • основные этапы истории и уклад жизни «русских немцев» (кто они, откуда «взялись», их традиционные верования, основы быта, обряды и обычаи)
  • строение ранних кукол-оберегов;
  • терминологию (кугель и т.д.)
  • изготовить кугель и «сплюшку»
  • показать свою работу и рассказать о ней

Современная кукла, созданная на основе традиционной

  • принцип строения куклы-грелки
  • правильно и красиво «простегать» ткань, овладеть техникой рельефного шитья;
  • изготовить куклу-грелку
  • показать свою работу и рассказать о ней

Результаты программы

Разделы

Результат

Архаичная кукла

Подготовка и презентация выставки нитяных кукол

Традиционная матерчатая русская кукла:

Подготовка, проведение и презентация выставки и два спектаклей (рождественский вертеп и по мотивам русских народных сказок) с приглашением родителей и учителей.

Участие в праздниках Масленицы и Рождества

Традиционная матерчатая татарская кукла

Подготовка, проведение и презентация спектакля (по мотивам татарских народных сказок) с приглашением родителей и учителей.

Традиционная матерчатая кукла народов севера (на примере хантыйской)

Подготовка, проведение и презентация спектакля (по мотивам хантыйских народных сказок) с приглашением родителей и учителей.

Традиционная матерчатая немецкая кукла

Подготовка и презентация выставки немецких кукол. Открытый урок.

Современная кукла, созданная на основе традиционной

Подготовка и презентация выставки кукол-грелок с приглашением родителей и учителей.

Условия реализации программы

Для эффективной деятельности по программе необходимо:

Дидактический материал: образцы по каждой теме (куклы, костюмы, вышивки украшения), иллюстрации к каждой теме, словарные карточки. Русские, татарские и хантыйские сказки. Материалы по Рождественскому вертепу и Масленице (тексты рождественского спектакля и масленичного представления, «паспорт» Масленицы)

Материально техническая база: иголки (по количеству учащихся плюс пара запасных), ножницы (из расчета 1 штука на 4-6 учащихся), тетради (по количеству учащихся плюс пара запасных), альбомные листы (2-3 на каждого), ткани (лоскуты), нитки (пряжа, х/б, ирис, мулинэ и т.д.), лен волокно (технический), набивочный материал, канва, тесьма, кружево, бисер, бусы, пуговицы, линейки, карандаши, фломастеры, краски, бумага, гелевые и шариковые ручки, пластилин или глина, клей ПВА, деревянные плашки (маленькие ок. 12-12 см для Рождества и большие для Масленицы), каркас и солома (газеты) для Масленицы, основа для сцены спектакля (можно вырезать из пенопласта).

Кроме того, для проведения презентаций требуется посуда и всё, что нужно для чаепития (заварка, конфеты, торты и т.д.)


Список литературы

  1. Артамонова Е. Кукла. М. 2000
  2. Багринцева В.Ю. Масленица и детский фольклор: Материалы к семинару. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.
  3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. М., 1993.
  4. Даль В.И. Пословицы, поговорки русского народа. – М., 2000.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. – М., 1955.
  6. Еременко Т.И. Вышивка крестом. М., 1992.
  7. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
  8. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала ХХ вв.) // Труды института этнографии. Новая серия. М., Л., 1963. Т. 81.
  9. Ильина И.В. Ребенок в традиционной культуре салымских хантов / Научные доклады, вып. 384. Сыктывкар, 1996.
  10. Историко-этнографический атлас Сибири. М., Л., 1961.
  11. Кибалов Л., Гебенова О., Ламарова М. (Перевод Ильинской И.М., Лосевой А.А.) Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1988.
  12. Кискальт И. Соленое тесто. М., 2001.
  13. Куклы мира. М., 2003.
  14. Културные традиции народов Сибири. Л., 1986.
  15. Левина М. 365 кукол со всего света. М., 2000.
  16. Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) Томск, 1979.
  17. Максимов С.В. Литературные путешествия. – М., 1986.
  18. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994.
  19. Патканов С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатыри по былинам и сказаниям // Живая старина. Спб, 19\891, Вып. 3-4.
  20. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири // СМАЭ, М., Л., 1955. Т. 16.
  21. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. М., 2003.
  22. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Санкт-Петербург: Изд-во «АЗБУКА». 1995. – 176 с.
  23. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М., 1992
  24. Русский фольклор. М., 1985.
  25. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – Москва, 1999. – 624 с.
  26. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1998.
  27. Салымский край. Екатеринбург, 2000.
  28. Северные просторы. М., 1999, № 1-4., 2000 №2, 4.
  29. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб., 1998.
  30. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белоруссов. XIX – начало XX в. – Москва: Изд-во «НАУКА». 1979. – 288 с.
  31. Тарасевич Н. Традиционная русская одежда. Новосибирск, 1992.
  32. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
  33. Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья Томск, 1980.
  34. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов севера. М., 1990.
  35. Чернецов В.Н. Быт хантов и манси по рисункам XIX в. // СМАЭ, М., Л., 1949. Т. 10.
  36. Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и в России.
  37. Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск, 1983.


[4] Программа может быть расширена на дополнительные занятия по ненецкой и мансийской куклам, немного отличающимся по своему крою. В занятие берётся только один тип куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...