Программа наша новая школа
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании педагогического Совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» протокол № 7 от 02.02.2011 г. _____________ Семенова Т.П. | УТВЕРЖДЕНО на заседании Управляющего Совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» протокол № 4 от 02.02. 2011 г. _____________ Семенова Т.П. |
Программа перспективного развития
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Ожерелье Каширского муниципального района Московской области
на основе национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» на 2011-2015 годы
г. Ожерелье
2011 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ « НАША НОВАЯ ШКОЛА 2015»
Название программы | « Наша новая школа 2015» |
Основание для разработки программы развития | Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» |
Заказчик программы | Социум |
Исполнители программы | Администрация школы, педагогический коллектив, родительская общественность |
Сроки реализации программы | 2014-2015 годы |
Финансовое обеспечение программы | Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования) |
Профессиональный состав участников проекта программы, их численность | Директор школы Заместители директора по учебно- воспитательной работе Заместители директора по воспитательной работе. |
Управление программой | Методический совет школы. |
Система организации контроля выполнения программы | Администрация ежегодно отчитывается о выполнении программы перед родителями, педагогическим коллективом. |
Адрес организации, где выполняется программа | 142921 г. Ожерелье Каширского района Московской области, ул. Ленина , д.1а; телефоны: 8(49 669) 4-13-75, 4-16-80, 4-95-87; e-mail: desiatochka10@yandex.ru; Web-site: http://www.desiatochka10.narod.ru |
Актуальность и обоснование проекта.
Актуальность темы проекта обусловлена новыми требованиями, изложенными в документе «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения. Практическая значимость профориентации состоит в создании условий для более полного удовлетворения индивидуальных потребностей школьников и соединения обучения с процессом социализации учащихся в реальных условиях рыночных отношений, что должно повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Поскольку определение профиля обучения в старшей школе является для школьников жизненно ответственным выбором, предварительным этапом профильного обучения становится предпрофильная подготовка учащихся в завершающих классах основной школы.
Цель:
Повысить качество образования и способствовать обеспечению жизненного самоопределения учащихся через реализацию концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Задачи:
- обеспечение завершения школьниками общего полного среднего образования и подготовка их к жизни и труду в современном обществе;
- социальная адаптация учащихся в условиях постоянно меняющегося мира;
- помощь старшеклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями;
- стимулирование выпускников к продолжению образования и получению современной профессии.
Для реализации проекта организации профориентации, обеспечивающей жизненное самоопределение учащихся, в школе имеются следующие предпосылки:
- в школе сложился работоспособный коллектив с высоким показателем профессионального уровня учителей (84% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории),
- большинство педагогов школы способны работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества;
- имеется положительный опыт реализации образовательных проектов: физико- математические классы ( выпуск 2003 г., 2005 г., 2009 г.), социально- гуманитарный класс (планируемый выпуск 2012 г.), проведение итоговой аттестации в 11-х классах в форме ЕГЭ ( как эксперимент с 2004 г.), в 9-х классах в новой форме ( как эксперимент с 2006 г.).
- усиливается интерес родителей и общественности к изменениям, происходящим в школе.
Проблемы, выявленные на основе практико- ориентированного анализа деятельности школы.
Анализ учебно- воспитательной работы школы за годы ведения профильного обучения и предпрофильной подготовки в школе позволяет сделать вывод о существовании проблем в образовательном процессе, которые являются противоречиями:
1) между стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
2) между развитием системы профильного образования и проблемой выбора учащимися профиля обучения:
- между объективной потребностью общества в притоке молодой рабочей силы (в производство, строительство, сферу обслуживания) и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся лишь в ограниченный круг учебных заведений, отсюда - ряд нежелательных последствий (экономических, моральных, психоневрологических),
- несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека, это создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов, это обстоятельство является препятствием для осуществления принципа «От каждого по способностям...»;
- выбор профессии в существующих условиях не всегда является сознательным и свободным.
3) между высокой информатизацией образовательной среды и способностями учащихся для овладения ими необходимым объемом информации;
4) между высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в новых условиях;
Гипотеза исследования:
Организация профориентационной работы призвана решить проблемы образовательного процесса, если:
- будет осуществлена оптимизация учебных нагрузок( значительная часть детей недогружена или нагружена без смысла);
- педагогическими средствами будет устранено отчуждение ученика от образования ( для многих учащихся образование оторвано от жизни и не имеет значения для будущего);
- будут созданы организационно- педагогические условия для усиления внутренней мотивации к обучению учащихся , предоставлена возможность ранней профессиональной ориентации и реальных ориентиров для жизненного самоопределения каждому ученику и, в конечном итоге, повышения качества образования.
Объект проекта – учебно- воспитательный процесс;
Предмет проекта - организация механизма непрерывного образования через создание гибкой системы кооперации предпрофильной подготовки последних классов основной школы , старшей ступени школы с системой начального, среднего и высшего профессионального образования, что обеспечит логичный переход от профильного к профессиональному образованию.
Задачи проекта:
- вариативность и свобода выбора элективных курсов в основной школе;
- создание системы диагностики склонностей и интересов учащихся;
- создание механизма и системы сбора информации о достижениях школьников ( «Портфолио учащихся»);
- совершенствование «внешней» формы итоговой аттестации;
- информационная работа профориентационного характера среди учащихся и их родителей в рамках тесного сотрудничества школы с вузами и средними профессиональными учебными заведениями;
- организация профильного обучения в старшей школе.
Используемые методы проекта:
теоретический анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы по теме проекта; изучение документов по вопросам образования; изучение передового опыта управления образовательными учреждениями; моделирование учебно- воспитательного процесса ; наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы статистической обработки полученной информации, мониторинг качества образования.
Основные принципы проекта:
- принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства;
- принцип сотрудничества предполагает- построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей;
- принцип развивающего обучения предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся ; развитие умственных способностей; использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда;
- принцип индивидуализации обучения предполагает: всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика , формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
- принцип целостности предполагает : построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования;
- принцип вариативности предполагает: выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся ; формирование классов, факультативных групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.
Усилия администрации направлены на:
- обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов;
- поощрение инициативы работников школы, стимулирование роста творческой активности педагогов;
- создание развивающей среды общения;
- создание разнообразных условий для развития личностного потенциала ученика, поддержание в школе творческой среды;
- систему стимулирования и выявления достижений одарённых детей;
- развитие школьной инфраструктуры;
- обеспечение здоровьесбережения учащихся школы;
- обеспечение безопасных и комфортных условий образовательного процесса
Критерии и параметры управления программой развития.
Эффективность результатов реализации программы развития «Наша новая школа 2015» предполагается отследить по:
- положительной динамике качества обученности и сохранению учащихся в школе;
- развитию исследовательских, проектных умений учащихся;
- росту включенности учащихся в образовательный процесс в результате поддержки и сопровождения;
- росту включенности родителей в образовательный процесс школы;
- увеличению количества учителей и учащихся, работающих по индивидуальным образовательным программам;
- увеличению количества классов, работающих по инновационным технологиям;
- увеличению количества учащихся, выполняющих учебные задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах и проектах;
- увеличению участников социально-значимой и учебной проектной деятельности;
- развитию организаторских и исполнительских умений учащихся, проявляющихся в коллективных творческих делах класса, школы;
10) повышению активности педагогов в научно-методических мероприятиях, творческих конкурсах, проектах района и края;
11) стабильности и улучшению физического и психического здоровья учащихся.
12) увеличению количества участников образовательного процесса, удовлетворённых жизнедеятельностью в школе;
13) улучшению материально-технической базы школы;
14) созданию уникального образа каждого кабинета и школы в целом.
Этапы проекта
Этапы | Цели | Содержание деятельности | Результат |
1. Подготовительный 2010-2011 | Теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта. | Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения. Разработка программы реализации целей и задач работы школы в рамках программы « Наша новая школа 2015» | 1. Мобилизация действий всего административного коллектива школы, руководителей творческих групп; 2. готовность к реализации проекта. |
2. Основной 2011-2014 | Реализация проекта |
проведение самоотчетов учителей по результатам опытно- экспериментальной работы, по использованию новых образовательных и воспитательных технологий;
| 1. Профильное обучение и предпрофильная подготовка. 2. Обновление содержания образования через введение новых предметов, курсов и технологий. 3. Вариативность и индивидуализация образования. 4. Гуманизация и гуманитаризация образования. 5. Повышение качества образования. |
3. Рефлексивно-обобщающий 2014-2015 | Анализ проведения проекта, описание форм работы, применяемых технологий. |
| Обобщение и распространение опыта |
Ключевые направления развития программы
«Наша новая школа 2015».
Обновление образовательных стандартов
- Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения;
- Компетентностный подход;
- Индивидуализация;
- Использование проектных, исследовательских форм;
- Рост значения внеаудиторной занятости учащихся;
- Адекватные инструменты оценки достижений.
Система поддержки талантливых детей
- Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;
- Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников;
- Развитие дополнительного образования;
- Развитие системы ученических конференций и семинаров;
- Отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио) при приеме в ВУЗы.
Развитие учительского потенциала
- Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации;
- Модернизация повышения квалификации;
- Развитие сетевого взаимодействия учителей;
- Модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ – подготовки).
- Новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей).
Здоровье школьника
- Систематический контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- Качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников;
- Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
- Переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников;
- Общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий.
Современная школьная инфраструктура
- Развитие деятельности Управляющего Совета, обеспечивающего заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
- Совершенствование материально- технической базы учебно- воспитательного процесса, модернизация и компьютеризация;
- Развитие взаимодействия школы с организациями всей социальной сферы.
Конечный результат
«Новая школа» - это:
- возможность оптимально решать любые жизненные ситуации;
- понимание законов социального взаимодействия и обратной связи;
- создание вокруг себя атмосферы радости, любви, комфорта и уюта;
- принятие и раскрытие своего истинного и неповторимого «я»;
- избавление от комплексов, страхов, обид, сомнений и неуверенностей;
- налаживание дружеских сотруднических отношений с самим собой и окружающими;
- умение определять свои цели, мечты, желания и тут же понимать, как их реализовывать;
- использовать свои сильные качества для достижения результатов, а слабые превращать в сильные;
- достойная самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"
План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности. План расчитан на 5 лет. Представлены по годам пункты плана: организация ...
План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".
В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа»
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях работы прграммы-инициативы "Наша новая школа"...
Программа развития "Наша новая школа", 2010-2015 г.г.
Программа развития МАОУ СОШ№12 ст.Михайловской "Наша новая школа" на 2010-2015 г.г. Данная программа является руководством к действию для педагогического колл...
"Наша новая школа" - инновационная идея, проекты, модели и программы"
Доклад прочитан на августовской конференции педагогов Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».
Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...