Программа наша новая школа
методическая разработка на тему

Патутина Людмила Васильевна

Программа наша новая школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа наша новая школа110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании  педагогического  Совета

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

протокол № 7  от 02.02.2011 г.

_____________ Семенова Т.П.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании  Управляющего Совета

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №10»

протокол № 4  от 02.02. 2011 г.

_____________ Семенова Т.П.

Программа перспективного развития

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Ожерелье Каширского  муниципального района Московской области

на основе национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» на 2011-2015 годы

г. Ожерелье

2011 г.

     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  РАЗВИТИЯ « НАША НОВАЯ ШКОЛА 2015»

Название программы

 « Наша новая школа 2015»

Основание для разработки программы развития

Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования,

Национальная образовательная инициатива

« Наша новая школа»

Заказчик программы

Социум

Исполнители программы

Администрация школы, педагогический коллектив, родительская общественность

Сроки реализации программы

2014-2015 годы

Финансовое обеспечение программы

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования)

Профессиональный состав участников проекта программы, их численность

Директор школы

Заместители директора по учебно- воспитательной работе

Заместители директора по воспитательной работе.

Управление программой

Методический совет школы.

Система организации контроля  выполнения программы

Администрация ежегодно отчитывается о выполнении программы перед родителями, педагогическим коллективом.

Адрес организации, где выполняется программа

142921 г. Ожерелье Каширского района Московской области, ул. Ленина , д.1а;

телефоны: 8(49 669)  4-13-75, 4-16-80, 4-95-87;

e-mail: desiatochka10@yandex.ru;

Web-site:  http://www.desiatochka10.narod.ru

 

Актуальность  и обоснование проекта.

    Актуальность темы проекта обусловлена  новыми требованиями, изложенными в документе  «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

     Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную  личность, способную  творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно,  ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная  школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, -  востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.  Практическая значимость профориентации   состоит в создании условий  для более полного удовлетворения  индивидуальных потребностей школьников  и соединения обучения  с процессом  социализации учащихся  в реальных условиях рыночных отношений, что должно повысить  их конкурентоспособность на рынке труда. Поскольку определение профиля обучения  в старшей школе  является для школьников  жизненно ответственным выбором, предварительным  этапом профильного обучения  становится  предпрофильная подготовка учащихся в завершающих классах основной школы.

 Цель:

Повысить качество образования и способствовать обеспечению жизненного самоопределения  учащихся через реализацию концепции профильного обучения  и предпрофильной подготовки.

Задачи:

  • обеспечение завершения  школьниками общего полного среднего образования и подготовка их к  жизни и труду в современном обществе;
  • социальная адаптация  учащихся в условиях постоянно меняющегося мира;
  • помощь старшеклассникам  в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями;
  • стимулирование выпускников к продолжению образования  и получению современной профессии.

Для реализации проекта  организации  профориентации, обеспечивающей жизненное самоопределение учащихся,   в школе имеются следующие предпосылки:

  1. в школе сложился работоспособный коллектив с высоким показателем профессионального уровня учителей (84% педагогов имеют   высшую и первую квалификационные  категории),
  2. большинство педагогов школы  способны работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества;
  3. имеется  положительный опыт реализации образовательных проектов: физико- математические классы ( выпуск 2003 г., 2005 г., 2009 г.), социально- гуманитарный класс (планируемый выпуск 2012 г.), проведение итоговой аттестации  в 11-х классах в форме ЕГЭ ( как эксперимент с 2004 г.), в 9-х классах в новой форме ( как эксперимент с 2006 г.).
  4. усиливается интерес родителей и общественности к изменениям, происходящим в школе.

Проблемы, выявленные на основе практико- ориентированного анализа деятельности школы.

Анализ учебно- воспитательной работы школы  за годы  ведения профильного обучения и предпрофильной подготовки  в школе  позволяет сделать вывод о существовании  проблем  в образовательном процессе, которые являются противоречиями:

1) между  стандартной  поточной системой  образования и индивидуальным уровнем  усвоения  материала каждым учеником;  

2) между развитием системы  профильного образования  и проблемой выбора учащимися профиля обучения:

  • между объективной потребностью общества в притоке молодой рабочей силы (в производство, строительство, сферу обслуживания) и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся лишь в ограниченный круг учебных заведений, отсюда - ряд нежелательных последствий (экономических, моральных, психоневрологических),
  • несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека, это создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов, это обстоятельство является препятствием для осуществления принципа «От каждого по способностям...»;
  • выбор профессии в существующих условиях не всегда является сознательным и свободным.

3) между высокой информатизацией  образовательной среды  и способностями учащихся  для овладения ими  необходимым объемом информации;

4)  между высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в новых  условиях;

Гипотеза исследования:

Организация профориентационной работы призвана  решить проблемы образовательного процесса, если:

  •  будет осуществлена оптимизация учебных нагрузок( значительная часть детей недогружена или  нагружена без смысла);
  •  педагогическими средствами  будет устранено  отчуждение ученика от образования ( для многих учащихся образование оторвано от жизни и не имеет значения для будущего);
  • будут созданы  организационно- педагогические условия  для усиления  внутренней   мотивации  к  обучению учащихся , предоставлена  возможность  ранней профессиональной ориентации  и реальных ориентиров для жизненного самоопределения каждому  ученику  и, в конечном итоге,   повышения  качества образования.

Объект проекта – учебно- воспитательный процесс;

Предмет проекта  - организация  механизма  непрерывного образования  через создание гибкой системы кооперации предпрофильной подготовки последних классов  основной школы , старшей ступени  школы  с системой начального, среднего и высшего профессионального образования, что обеспечит логичный  переход от профильного к профессиональному образованию.

Задачи проекта:  

  1. вариативность и свобода выбора элективных курсов в основной школе;
  2. создание системы диагностики склонностей и интересов учащихся;
  3. создание механизма  и системы сбора  информации о достижениях школьников ( «Портфолио учащихся»);
  4. совершенствование  «внешней» формы итоговой аттестации;
  5. информационная  работа профориентационного характера среди учащихся и их родителей в рамках тесного сотрудничества школы с вузами и средними профессиональными  учебными заведениями;
  6. организация профильного обучения в старшей школе.

Используемые методы проекта:

теоретический анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы по теме проекта; изучение документов по вопросам образования; изучение передового опыта управления образовательными учреждениями; моделирование учебно- воспитательного процесса ; наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы статистической обработки полученной информации, мониторинг качества образования.  

Основные принципы проекта:

  • принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав  учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности  общекультурного  человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства;
  • принцип сотрудничества предполагает- построение взаимоотношений в школе  на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих  уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей;
  • принцип развивающего обучения предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной  деятельности и самообразования учащихся ; развитие  умственных способностей; использование новейших педагогических  технологий, с помощью которых формируются навыки  рационального умственного труда;
  • принцип индивидуализации обучения предполагает: всесторонний учет уровня развития способностей  каждого ученика , формирование на этой основе  личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
  • принцип целостности  предполагает : построение деятельности школы на основе единства  процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования;
  • принцип вариативности предполагает: выявление и развитие  у учеников склонностей и способностей  к работе  в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся ; формирование  классов, факультативных  групп с учетом индивидуальных  особенностей учащихся;
  • принцип системности предполагает  преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.

Усилия администрации направлены на:

  1. обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов;
  2. поощрение инициативы работников школы,  стимулирование роста творческой активности педагогов;
  3. создание развивающей среды общения;
  4. создание разнообразных условий для развития личностного потенциала ученика, поддержание в школе творческой среды;
  5. систему стимулирования  и выявления достижений одарённых детей;
  6. развитие школьной инфраструктуры;
  7. обеспечение здоровьесбережения учащихся школы;
  8. обеспечение безопасных и комфортных условий образовательного процесса

Критерии и параметры управления программой развития.

Эффективность результатов реализации программы  развития  «Наша новая школа 2015» предполагается отследить по:

  1. положительной динамике  качества обученности и сохранению учащихся в школе;
  2. развитию исследовательских, проектных умений учащихся;
  3. росту включенности учащихся в образовательный процесс в результате поддержки и сопровождения;
  4. росту включенности родителей в образовательный процесс школы;
  5. увеличению количества учителей и учащихся, работающих по индивидуальным образовательным программам;
  6. увеличению количества классов, работающих по инновационным технологиям;
  7. увеличению количества учащихся, выполняющих учебные задания на творческом уровне, участвующих в районных,  региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах и проектах;
  8. увеличению участников социально-значимой и учебной проектной деятельности;
  9. развитию организаторских и исполнительских умений учащихся, проявляющихся в коллективных творческих делах класса, школы;

10) повышению активности педагогов в научно-методических мероприятиях, творческих конкурсах, проектах района и  края;

11) стабильности и улучшению физического и психического здоровья учащихся.

12) увеличению   количества участников образовательного процесса, удовлетворённых жизнедеятельностью в школе;  

13) улучшению материально-технической базы школы;

14) созданию уникального образа каждого кабинета и школы в целом.  

Этапы проекта

Этапы

Цели

Содержание деятельности

Результат

1. Подготовительный

2010-2011

Теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта.

 Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

Разработка программы реализации целей и задач работы школы в рамках программы « Наша новая школа 2015»

1. Мобилизация действий всего административного коллектива школы, руководителей творческих групп;

2. готовность к реализации проекта.

2. Основной

2011-2014

Реализация проекта  

  • Корректирование проектов, выявление путей механизма их реализации, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса, переход образовательного учреждения в новое качественное состояние;
  • систематизация работы над исследуемой проблемой;
  • модификация учебно-воспитательных планов работы педагогов;

проведение самоотчетов учителей по результатам опытно- экспериментальной работы, по использованию новых образовательных и воспитательных технологий;

  • экспертная оценка результатов (психологическая, социальная, медицинская, педагогическая).

1. Профильное  обучение и  предпрофильная подготовка.

2. Обновление содержания образования  через введение новых предметов, курсов и технологий.

3. Вариативность  и индивидуализация образования.

4. Гуманизация и гуманитаризация образования.

5. Повышение качества образования.

3. Рефлексивно-обобщающий

2014-2015

Анализ проведения проекта, описание форм работы, применяемых технологий.

  • Закрепление результатов образовательной деятельности в локальных нормативных актах школы;
  • создание банка данных  экспериментальной и инновационной деятельности;
  • анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы;
  •  выведение школы  на новый уровень развития.

Обобщение и распространение  опыта

 

Ключевые направления развития программы

«Наша новая школа 2015».

Обновление образовательных стандартов

  • Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения;
  • Компетентностный подход;
  • Индивидуализация;
  • Использование проектных, исследовательских форм;
  • Рост значения внеаудиторной занятости учащихся;
  • Адекватные инструменты оценки достижений.

Система поддержки талантливых детей

  • Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;
  • Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников;
  • Развитие дополнительного образования;
  • Развитие системы ученических конференций и семинаров;
  • Отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио) при приеме в ВУЗы.

Развитие учительского потенциала

  • Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации;
  • Модернизация повышения квалификации;
  • Развитие сетевого взаимодействия учителей;
  • Модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ – подготовки).
  • Новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей).

        Здоровье школьника

  •  Систематический контроль соблюдения  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • Качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников;
  • Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • Переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников;
  • Общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий.

Современная школьная инфраструктура

  • Развитие деятельности Управляющего Совета, обеспечивающего  заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
  • Совершенствование материально- технической базы учебно- воспитательного процесса, модернизация и компьютеризация;
  • Развитие взаимодействия школы  с организациями всей социальной сферы.

    Конечный результат    

«Новая школа» - это:

- возможность  оптимально  решать любые  жизненные ситуации;
- понимание законов социального взаимодействия и обратной связи;
- создание вокруг себя атмосферы радости, любви, комфорта и уюта;
- принятие и раскрытие своего истинного и неповторимого «я»;
- избавление от комплексов, страхов, обид, сомнений и неуверенностей;
- налаживание дружеских сотруднических отношений с самим собой и окружающими;
- умение определять свои цели, мечты, желания и тут же понимать, как  их реализовывать;
- использовать свои сильные качества для достижения результатов, а слабые превращать в сильные;
- достойная самооценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа»

Модель  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях  работы прграммы-инициативы "Наша новая школа"...

Программа развития "Наша новая школа", 2010-2015 г.г.

Программа развития МАОУ СОШ№12 ст.Михайловской "Наша новая школа" на 2010-2015 г.г.        Данная программа является руководством к действию для педагогического колл...

"Наша новая школа" - инновационная идея, проекты, модели и программы"

Доклад прочитан на августовской конференции педагогов Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».

Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...