Виды здоровьесберегающих технологий
план-конспект на тему

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и учащихся.

Здоровьесберегающие технологии делятся на:

1. Психолого-педагогические и лечебно-оздоровительные технологии и используются на уроке и во внеклассной работе

2.Учебно-воспитательные технологии: факультативы, классные часы

3.Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Виды здоровьесберегающих технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 - Ритмопластика - проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. При проведении следует обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову, поэтому детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Проводит музыкальный руководитель, воспитатель.

- Динамические паузы - проводятся во время занятий по 2-5 минут по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Проводят воспитатели.

 - Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Проводят воспитатели.

 - Закаливание - проводится воспитателями под руководством медсестры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка: организация теплового и воздушного режима в группе, рациональная одежда детей, соблюдение режима прогулок в течение года, гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, ходьба босиком).

 - Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. Проводят воспитатели, педагог – психолог. Комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

 - Технологии эстетической направленности – реализуется на занятиях художественно – эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок, оформлении помещений к праздникам. Проводят все педагоги.

 - Гимнастика пальчиковая – проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Проводят воспитатели, логопед, музыкальный руководитель.

 - Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время: в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Проводят все педагоги.

 - Гимнастика бодрящая - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики; упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; ходьба по массажным коврикам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий. Воспитатели.

 - Гимнастика коррегирующая- ежедневно после дневного сна, 5-10 мин., а также в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Проводят воспитатели, инструктор ЛФК.

   - Гимнастика дыхательная – проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках.  Необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением гимнастики. Проводят все педагоги.

  

Технологии обучения здоровому образу жизни:

 

- Физкультурное занятие - проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст-20-25 мин., старший возраст-25-30 мин. Занятия проводятся 1 раз в месяц в соответствии с программой. 1 раз в месяц проводятся сюжетные физкультурные занятия. Занятия проводит воспитатель.

 - Утренняя гимнастика - проводится ежедневно воспитателями. Форма проведения различная. Утренняя гимнастика способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений.

 - Проблемно-игровые (игротренинги) – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. Занятие организуется не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Проводят воспитатели, психолог.

 - Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и т. д. Проводятся воспитателями, психологом.

- Сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.)

 - Развивающие игры «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.

-  Танцевальные -  эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

- Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д). Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.

- Самомассаж- проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для проведения необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводят все педагоги.

 - Занятия из серии «Мое здоровье» - 1 раз в неделю, начиная с младшего возраста, включены в циклограмму занятий в качестве познавательного развития, на которых наши воспитатели формируют физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентиры, подводят детей к осознанию того, что здоровье – это самое большое богатство, и приучать себя к мысли о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни.

Коррекционные технологии

            -  Арттерапия  Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек. Эта деятельность педагога направлена на оказание ребенку помощи в формировании отношения к самому себе, своему здоровью, своих отношений с другими людьми и окружающим миром, воспитание здоровой личности, обладающей качествами: стремление к самоактуализации, открытость, свободу самовыражения, стремление жить осмысленно, способность к подлинному диалогу, целостность как гармоническое воздействие всех структур личности, является составной частью педагогической деятельности. Воспитатели, психолог.

          - Сказкотерапия Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Воспитатели, психолог

            - Технологии воздействия цветом  Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Воспитатели, психолог.

           - Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия и имеют определенную специфику организации: каждое упражнение включает в деятельность фантазию, эмоции и движения ребенка так, чтобы через их единство ребенок учился произвольно действовать на каждый из элементов триады. Все упражнения и игры проводятся на сюжетно-ролевом содержании данные игры.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела    оздоровительную  направленность,   а   используемая    в    комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе  здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов  и  детей.

Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают,  что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои   творческие   способности,   а   педагогу   эффективно   профилактику асоциального поведения.