Учись говорить "Нет"
материал (8 класс) на тему

Базайкина Валентина Алексеевна

Формирование устойчивого навыка непри­ятия алкоголя, курения, наркотиков; умение активного противостояния пагубным привыч­кам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchis_govorit_net.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:


                                     Учись говорить «Нет»

Цель: Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения, наркотиков; умение активного противостояния пагубным привычкам.

.

                                              ХОД БЕСЕДЫ

Воспитатель:

 

- Опасность никотина, алкоголя, наркотиков огромна для человека, особенно для подростков, даже те, кто хорошо знают о вреде курения, пьянства, наркомании, порой поддаются на уговоры друзей. Причина проста: подростки не умеют сказать «нет».

Находясь в обществе, мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда кто-то пытается нами манипулировать, убеждать в чем-либо, чего мы не хотим и мы не можем отказать этому человеку.

Подумайте и вспомните, попадали ли вы в такую ситуацию?

(ответы детей)

-Почему ты согласилась?

-Трудно ли было отказать?

-Ребята, как вы думаете, когда труднее было отказать, когда вас убеждал один или несколько человек?

Воспитатель: Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей Почему? (ответы детей) Мы довольно часто не можем противостоять и уступаем, хотя вовсе не желаем этого .Ученые определили причины, влияющие на подростков при принятии важного решения, когда их вынуждают говорить «ДА».

Я зачитаю  список критериев.

.Выберите из них наиболее значимые для вас и определите те, которые вы бы поставили на первое место. Поднимите руки только те ребята, которые  для себя причиной согласия назовут

КРИТЕРИИ: Говорю «да», потому, что:

  • Не хочется быть белой вороной
  • Не хватает смелости
  • За компанию с другом
  • Соглашусь из-за симпатии к убеждающему человеку
  • Соглашусь назло кому-то
  • Хочу доказать, что я взрослый
  • Для получения адреналина

Воспитатель: Одной из главных причин при принятии решения является не желание противопоставить себя в группе сверстников ,выделиться из их среды. Но всегда ли оправдано говорить «ДА»? Может быть есть ситуации, в которых стоит сказать «НЕТ»?

- Беседа пройдет в форме тренинга, который должен помочь научить говорить «нет».

Упражнение: «Попробуй отказаться» (упражнение проводится в кругу)

Ситуация, например, пойти в поход. Воспитатель кидает мячик любому из сидящих в кругу учащихся, тот должен предложить ведущему пойти в поход. Каждый раз ведущий отвечает отказом, но отказ имеет различную направленность. Например: «Я не могу пойти в поход, потому, что сыро, а у меня нет одежды для такой погоды», «Я не буду себя чувствовать с тобой уверенно в походе, потому что местность малоизвестная», «Я вообще не люблю ходить в поход» и т.д.

Затем задание можно изменить. Каждый учащийся придумывает свои варианты для ведущего. Предложение делает тот участник игры, которому ведущий бросает мячик. На все предложения ведущий отвечает отказом, однако использует его различные варианты (в зависимости от содержания). Участники группы определяют преимущества и недостатки конкретного варианта.

Характеристики могут быть записаны на доске или листе ватмана:

1Отказ-соглашение (формальный отказ). Человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие. Например: «Вы не хотите выпить чаю?» — «Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

2Отказ-обешание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный конкретный момент он не может его принять. Как правило, отказ направлен на внешние обстоятельства, которые мешают воспользоваться предложением. Отказывающий как бы дает понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. Самая «безобидная» форма отказа, поскольку при этом не затрагиваются личные чувства предлагающего. Позволяет избежать конфликтной ситуации. Например: «Пойдем завтра в театр». — «С удовольствием, но завтра у меня курсы».

3. Отказ-альтернатива. Может быть направлен на само предложение или на внешние обстоятельства, мешающие принять предложение, однако при этом выдвигается альтернативное предложение. Эта форма отказа также не затрагивает чувства предлагающего, поскольку ему дается понять, что общение с ним желательно. Трудность заключается в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение. Например: «Пойдем завтра в бассейн». — «Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем в лесу».

4. Отказ-отрицание. Обычно  направлен на само предложение или предлагающего. Человек дает понять, что не согласится с предложением ни при каких обстоятельствах. Может затрагивать

личные чувства предлагающего, обидеть его, однако снимает вероятность получения нежелательного предложения в дальнейшем. Например:

• Нет, я не поеду на байдарках, потому что боюсь воды.

• Нет, я не буду носить короткую юбку, потому что это вульгарно.

• Нет, я ни за что не пойду с тобой на дискотеку.

Тренинг «Не хочу курить»

В качестве примера: варианты анализируемых ситуаций и возможные диалоги.

Саша и Володя  встретились, чтобы вместе пойти в  спортзал.

«Саша недавно начал курить и предлагает Володе.

— Закури!

— Мне нельзя!

— Почему?

-Я недавно болел.

-Да, ладно затянись!

-Нет!

-Давай, попробуй!

-Нет!

— Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

— Сказал не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!»

• Кто добился цели, почему?

Тренинг «Да и нет»

Парный тренинг строится по принципу игры: «Да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить...»

Один участник тренинга предлагает закурить, другой отказывается, причем нужно это делать, не

произнеся слова «нет». Потом участники меняются ролями, используя при этом другие способы отказа.

В завершение классного часа предложите ребятам обсудить отрывок из книги Д.В. Колесова, Я.В. Соколова «Наш выбор: без наркотиков». М., 2000 г. «Как вести себя с кукловодами».

О провокации

- Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомни на всю жизнь:

• получая что-либо «бесплатно» у манипулятора-кукловода, человек ведет себя подобно мыши, стремящейся в мышеловку за сыром;

• расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем, а то и жизнью;

• не следует пытаться обмануть жулика — он все. равно хитрее, значит, нужно держаться от него подальше.

Как вести себя с кукловодами?

Главное — необходимо понять, что тебя хотят заставить сделать то, чего ты делать не собирался.

В подобных случаях сразу надо подумать: а зачем ему надо, чтобы я это сделал?

Тогда сразу станет ясно: или твоими руками хотят достичь своей грязной цели, или тебя хотят втянуть в дело, которое принесет выгоду одному кукловоду.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!» Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не добьется.

Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?»

В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода».

Запомните: одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Сказочный Иван-дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и всех побеждал!

Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

Воспитатель: итак, надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы убедились, что коротенькое слово»НЕТ» может решить важные для вас проблемы, поэтому эпиграфом к нашей беседе мы взяли слова Плутарха «Начало победы- смелость»

ЗАПОМНИТЕ:

*Не бойся выглядеть недостаточно умным!

*Не бойся выглядеть недостаточно смелым!

*Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!

*Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

*Бойся  стать жертвой манипуляторов и превратиться в марионетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Предпринимательству надо учить и учиться

Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться  ученик сегодня, а завтра предприниматель....

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...