Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через театрально-игровую деятельность
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через театрально-игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_lichnosti_rebenka_cherez_teatralnuyuigru.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области «Школа- интернат №115 для   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  г.о. Самара

Доклад по теме: «Коррекция личности ребёнка

с проблемами в развитии через театрально-игровую

деятельность»

                                                                      Разработчик:

учитель швейного дела

первой квалификационной категории

Фролова О.Н.

Самара  2017г.

        Известно, что дети любят и играть  театральными куклами и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.

Однако, несмотря на распространенность кукольного театра,

и, казалось бы, традиционность его использования в работе со школьниками, на мой взгляд, потенциал увлекательных театральных игр далеко не исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей. Театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимании взрослых и т. д.). В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны (а что может быть более наглядным и действенным в воспитании). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок прячется за нее и, таким образом, чувствует себя защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. Предлагаемое методическое пособие раскрывает технологию работы с детьми школьного возраста с использованием средств кукольного театра. В пособие включено описание изготовления кукол, а также  игровой репертуар, который использоваться и как тренинг на занятиях, и как материал для проведения досугов и театральных представлений.

Пояснительная записка

1.  Концептуальная часть программы

   Личность ребенка формируется в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

    Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

    Учащиеся  коррекционной   школы  VIII вида отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Театрализованная игра позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением  коррекционных  задач обучения и воспитании. Театральная деятельность помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде, является средством коррекции личностного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

     Реализация  программы  кукольного кружка «Сказка» создает благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.

Образовательная  программа  соответствует:

- современным целям общего образования;

- основным положениям Концепции модернизации российского образования;

- перспективным целям образования и воспитания  в   коррекционной   школе.

Концептульная идея  программы: включение в творческую деятельность является наиболее эффективным средством формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Методологической основой  программы  является:

- концепция деятельностного подхода ( А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн );

- идея развивающего обучения ( Л. С. Выготский );

- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры ( Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, М. Д. Маханева, Л. В. Артемова и др.);

- теоретические и методические разработки в области театральной педагогики (Н. И. Чистякова, Н. А. Ветлугина, А. П. Ершова, В. М. Букатова, Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, О. Коржова, Л. Иванцова и др.);

Новизна и оригинальность  программы  состоит:

- в систематизации средств и методов театрально – игровой деятельности, направленной на коррекцию личности ребенка с проблемами в развитии;

- в использовании разных видов  кукольного  театра;

- в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся и их родителей.

     В общепедагогическом плане  программа  ориентирована на развитие и коррекцию коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребенка, содействие социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявление и развитие задатков и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание уделяется созданию развивающей среды, индивидуальной работе с каждым ребенком, а также совместной творческой деятельности детей и взрослых.

      Частнодидактический аспект  программы  связан с развитием творческих способностей детей в конкретных направлениях:

- художественно-речевая, музыкально-игровая, сценическая и театрализованная деятельность;

- основы кукловождения и упражнения для совершенствования речи и моторики рук;

- технология изготовления кукол.

2. Характеристика обучающихся  детей

Данная   программа  предназначена для  учащихся  11 – 15 лет. Никакие особые условия при приёме в кружок не ставятся. Принцип организации работы кружка - добровольность. Количество участников не более 10 – 12 человек.

 3. Цели и задачи  программы

Цель  программы  – создание условий для творческого развития и коррекции личности ребенка посредством театрализованных игр.

Задачи:

Познавательная: знакомить учащихся с историей  кукольного  театра; различными видами  кукольного  театра; технологией изготовления кукол, декораций; знакомить с художественными произведениями, народным фольклором.

Развивающая: развивать моторику рук, координацию движений; речь, память и творческие способности детей;

Обучающая: изучать особенности различных видов  кукольного  театра; овладевать навыками кукловождения; осваивать технику постановки голоса, его тембрального диапазона и интонационной выразительности;

Социально-педагогическая: формировать общественно-активную личность, способную реализовывать свои навыки театральной деятельности в учебе, во внеурочное время; организовывать самостоятельную и сотворческую театральную деятельность учащихся и их родителей;

Эстетическая: формировать эмоционально-эстетическое отношение к восприятию мира; пробуждать интерес к литературе, творчеству;

 Коррекционная: осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития через формирование навыков коммуникативного общения; коррекцию эмоциональных нарушений; мелкой моторики;

Воспитательная: повышать интерес к коллективной сотворческой деятельности учащихся и их родителей, способствующей укреплению семейных связей; воспитание доброты, целеустремленности и трудолюбия;

Оздоровительная: создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий театрализованными играми.

В основе работы по  программе  – общепедагогические принципы последовательности, систематичности, доступности, эффективности обучения.

В процессе реализации  программы  были использованы следующие подходы:

     Полихудожественный подход – в театрализованных играх развиваются различные виды творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», но и как «художники», оформляющие спектакль. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

    Индивидуальный подход – роль педагога в организации  кружка   «Кукольный  театр» очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает эффективность работы по  программе.

    Деятельностный подход - результат деятельности детей, продукт их творчества – изготовление кукол, декораций, атрибутов, постановки с использованием разных видов  кукольного  театра– включение детей в разнообразные виды художественной творческой деятельности, создание ситуации успеха при рисовании, сочинительстве, инсценировании помогают скорректировать отставание в развитии ребенка, стимулирует его самостоятельные действия, позволяют более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.

       При организации театрализованных занятий используются практические методы и приемы обучения: метод игровой импровизации, служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера; специальные  коррекционные  упражнения на развитие высших психических функций, мелкой моторики; метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяются рассказ и чтение педагога, рассказ детей, беседа, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение. Работа осуществляется с опорой на сохранные возможности детей, адекватна нарушению в развитии ребенка, способствует коррекции вторичных отклонений.

    Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ педагогом способа действия и т.д., так и практические занятия – подготовка и проведение  кукольных  спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок. Доминантной формой обучения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи).

     Структура занятия зависит от цели, каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. Перед началом занятия проводится пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковых гимнастик педагог выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна.

4. Продолжительность освоения программы

 Программа  рассчитана на четыре года обучения.     Количество занятий составляет один раз в неделю, продолжительность занятий может колебаться в зависимости от возраста детей, уровня и направленности программы работы, конкретных образовательных и творческих задач.

Задачи первого года обучения:

- создать условия для творческой самореализации каждого ребенка;

- дать основы кукловождения;

- познакомить с некоторыми видами  кукольного  театра и освоить театр Петрушек,   фланелеграф,  пальчиковый театр, драматизация.

- сплотить детей и сформировать коллектив;

Задачи второго года обучения:

- формировать навыки кукловождения;

- познакомить с театром картинок, театром марионеток,

- организовать выступления детей в школе, детских садах,

- оформить альбом «Все о театре»,

- формировать активно – исполнительскую деятельность;

- организовывать сотворческую деятельность учащихся и их родителей.

- продолжать развивать моторику рук.

Задачи третьего и четвёртого года обучения:

- совершенствовать организаторскую и активно-исполнительскую деятельность детей;

- совершенствовать навыки кукловождения;

- познакомить с театром теней, освоить исполнительские движения в театре теней;

- расширять репертуар театрализованных игр;

     Работа с родителями является необходимым условием эффективной организации деятельности детского объединения и включает:

- проведение родительских собраний;

- совместные праздники;

- непосредственное участие родителей в деятельности кружка.

  Условиями успешности этой работы являются:

- информированность родителей о процессе работы кружка, в котором занимается ребенок;

- создание заинтересованности родителей в развивающем результате занятий ребенка в кукольном кружке;

- организация сотворческой деятельности детей и родителей, установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий.

   Задача педагога – убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребенка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого воспитанника с учетом его индивидуально – психофизиологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.

5. Ожидаемые результаты:

- развитие речи детей;

- коррекция эмоциональных нарушений;

- развитие пространственной ориентировки и моторной адекватности;

- формирование позитивного отношения к творческой деятельности;

- освоение навыков продуктивного общения;

- повышение общественной активности детей

- укрепление союза с родителями.

Список литературы

  1.  Картушкина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых – М: «Творческий центр»,  2005.
  2. Крутенкова А. Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы – Волгоград: «Учитель», 2009.
  3. Медведева Е. А.. Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» - М.: Издательский центр  «Академия», 2001.
  4. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. Воспитание детей в школе, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.

Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность....

КТО ТАКОЙ СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ?»

КТО  ТАКОЙ  СЕГОДНЯ «РЕБЁНОК  С  ПРОБЛЕМАМИ  В РАЗВИТИИ?»Эссе учителя – дефектолога филиала МБОУ  СОШ д. Охона, г. Пестово БРИК  ТАТЬЯНЫ  АЛЕКСЕЕВНЫ....

Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка

Тема: Театрально-игровая деятельность, как средстворазвития речи ребёнка.Работаю учителем-логопедом в Синарском детском доме 12 лет. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными об...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.

Актуальность  вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательно...

Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".

Занятие кружка "Занимательный английский"  "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...

Роль семьи в воспитании ребёнка с проблемами в развитии

Взаимодействие семьи и школы можно улучшить через работу с родителями. Помочь родителям осознать ценность своей семьи и повысить качество жизни своей и ребенка - одна из возможностей для педагогов....

Освоение социокультурного опыта в социальном окружении через театрально-игровую деятельность

Освоение социокультурного опыта в социальном окружении через театрально-игровую деятельность...