Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Дугарова Александра Владимировна

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 кружка по русскому языку «Грамотейка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_gramoteyka.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Убур – Дзокойской ООШ

__________________

«__»___________2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________________

«__»___________2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 кружка по русскому языку «Грамотейка»

5-6  класс

(34 часа)

Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год

Составитель: Дугарова А.В.

2018 год


Пояснительная записка

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.

Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.

Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:

  • новизна;
  • необычность;
  • неожиданность;
  • несоответствие прежним впечатлениям.

Цели программы:

  1. развитие интереса к русскому языку как к предмету;
  2. воспитание бережного отношения к слову;
  3. воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.

Данная программа решает следующие задачи:

  1. углубление и расширение приобретённых на уроке знаний;
  2. развитие лингвистического кругозора;
  3. развитие творческих способностей учащихся.

Данная программа рассчитана на школьников 5 – 6 классов. Продолжительность обучения 2 года. Режим занятий 1 час в неделю.

По окончанию программы учащиеся должны :

Знать:

  • почему мы так говорим;
  • как возникают наименования географических мест, событий, явлений;
  • почему «умирают» слова, появляются новые;
  •  почему появляются новые значения у старых слов;
  • как люди должны общаться между собой.

Уметь:

  • самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;
  • искать пути раскрытия имён, фразеологических оборотов, географических названий своего родного края;

Работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.

КВНы, конкурсы, праздники русской словесности – это смотры ученических знаний. Они запоминаются детям надолго. В них принимают участие все без исключения: и сильные, и слабые. После таких занятий учащиеся тянутся к книге, учатся понимать красоту русского языка.


Содержание программы

Тема 1. Введение.

Основные цели и задачи кружка. Что такое язык и речь?

Раздел 1. Русский язык – язык великого народа.

Тема 2. Поговорим о родном языке.

Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка.

Сообщения учащихся о языке. Конкурс стихов о русском языке.

Тема 3. Звук и буква.

Буква и звук. Буква – условный знак для передачи звука речи. Выразительные возможности звука речи. Аллитерация, ассонанс.

Фонетическая зарядка. Игры с буквами и словами. Слоговой анализ текста. Звуковой анализ текста.

Раздел 2. Из истории письменности.

Тема 4. Можно ли писать без букв.

Знакомство с историей письменности. Узелковое письмо. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифическое письмо. Тайна египетского письма. Клинопись.

Выполнение упражнений. Разгадывание таинственных надписей. Сообщения учащихся о видах письма.

Тема 5. О буквах русского алфавита.

Старославянская азбука. Потерянные буквы. Современный русский алфавит..

Сообщения учащихся об «интересных», «лишних», «весёлых», «удивительных», «дорогих», «волшебных» буквах языка.

Тема 6. Как расшифровать письмена.

Умение расшифровывать и создавать письмена. Письмо греческого мальчика. Тарабарская грамота.

Сообщения учащихся о тарабарской грамоте. Написание и чтение тарабарской грамоты. Занимательные задачи.

Тема 7. Словесные раскопки.

Происхождение и значение личных имён и фамилий. Из истории некоторых слов: географических названий, дней недели и других слов. Что такое ономастика.

Сообщения учащихся об истории русских имён и фамилий, о происхождении названий месяцев, дней недели, монет.

Раздел 3. Лексика.

Тема 8. О синонимах русского языка.

Понятие синонима. Использование синонимов писателями. Смысловые, контекстуальные синонимы.

Грамматическая сказка. Работа с отрывками из произведений И. С. Тургенева, М. Горького, выявление роли синонимов в текстах. Дидактические игры и упражнения.

Тема 9. Антонимы русского языка.

Понятие антонима. Разнокорневые и однокорневые антонимы.

Дидактические игры и упражнения. Роль антонимов в тексте.

Тема 10. Омонимы русского языка.

Понятие омонима. Омофоны. Омографы. Использование омонимов, омофонов, омографов в художественных произведениях.

Работа со словарём омонимов. Дидактические игры и упражнения.

Тема 11. Многозначные слова и омонимы.

Отличие многозначных слов от омонимов. Употребление омонимов в поэтической речи.

Конкурс смекалистых.

Тема 12. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Понятие диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Отличие историзмов от архаизмов. Исконно русские слова и заимствованные слова, их признаки.

Дидактические игры и упражнения.

Тема 13. Мир фразеологии.

Понятие фразеологизма. Фразеологические обороты. Метафорические сочетания. Почему мы так говорим.

Путешествие к словам с крыльями. Сообщения учащихся о появлении и значении некоторых фразеологизмов. Занимательные игры. Роль фразеологизмов в тексте.

Тема 14. Словари русского языка.

Лингвистические и энциклопедические словари. Как живут слова в разных словарях. В. И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Сообщения учащихся об истории создания толкового словаря. Самостоятельная работа со словарями. Игра «Кто больше?».

Раздел 4. Синтаксис.

Тема 15.Почему предложения такие разные.

Грамматическая основа предложения. Какие бывают знаки препинания и предложения.

Сообщения учащихся о значении слов «подлежащее», «сказуемое». Сообщения-рассказы, упражнение-игра. Весёлые рифмы. Дидактические игры и упражнения.

Раздел 5. Морфемика

Тема 16. Из чего состоят слова.

Части слова. Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффиксы. Слова и их формы. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.

Грамматическая сказка о частях слова. Рифмованные задания. Дидактические игры.

Раздел 6. Словообразование.

Тема 17. Основные способы образования слов.

Изменение и образование слов. Основные способы образования слов.

Дидактические игры и упражнения.

Раздел 7. Морфология Тема 18. Части речи.

Как возникли русские грамматические термины-названия частей речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Грамматическая сказка о частях речи. Весёлые стихи о частях речи. Грамматические игры.

Тема 19. Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Тайна грамматического рода. «Обломки» старых склонений. Падежи и предлоги. Следы двойственного числа.

Диктант-кроссворд. Лингвистические задания. Грамматические игры. Игра-соревнование.

Раздел 8. Русский язык в его истории

Тема 20. «Вначале было Слово…»

Как и почему люди начали говорить. Как рождаются, живут и умирают слова (из истории возникновения некоторых слов)

Сообщения учащихся о происхождении некоторых слов. Работа с этимологическим словарём русского языка.

Тема 21. О происхождении и развитии русского языка.

Древние корни русского языка. Языки-братья: украинский, белорусский. Близость в грамматическом строе и словарном составе восточнославянских языков. Возникновение письма у славян.

Знакомство с древнейшими памятниками русского языка. Чтение стихов на украинском, белорусском и русском языках, нахождение общих черт. Занимательные упражнения.

Тема 22. Наш календарь.

Исконно-славянские названия месяцев. Русский календарь, греческие календы и русские колядки.

Сообщение учащихся о происхождении старых и современных названий месяцев. Занимательные упражнения.

Тема 23. Язык как система.

Лингвистика как наука. Понятие языковой системы. Единицы и уровни языка. Слово – основная единица языка. Многоаспектный анализ слов.

Этимология – наука о происхождении слов. Задачи этимологии. Этимологические словари русского языка.

Тема 24. Почему мы так говорим.

Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое в слове. Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии. Орфоэпические словари русского языка.

Грамматические сказки. Весёлые рифмы. Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями. Дидактические игры и упражнения.

Тема 25. Русский язык и современность.

Русский язык – язык великого народа, великой литературы. Русский язык в современном мире.

Игра «Корректор», занимательные игры и упражнения.

Раздел 9. Морфология

Тема 26. Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Словообразование, правописание прилагательных. Роль прилагательных в речи.

Грамматическая сказка об имени прилагательном. Сообщения учащихся о значении некоторых прилагательных. Работа со словарём эпитетов. Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Викторина «Знаешь ли ты имя прилагательное?»

Тема 27. Глагол.

Самая живая часть речи. Наклонение глагола. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Правописание глаголов.

Сообщения учащихся: «Из истории некоторых слов». Грамматические сказки о временах, спряжении, инфинитиве глагола. Рифмованные упражнения. Лингвистические задания: сложные случаи употребления глаголов.

Тема 28. Имя числительное.

Из истории возникновения числительных. Числительные количественные и порядковые. Склонение числительных. Правописание числительных.

Грамматическая сказка о числительном. Сообщения учащихся «Из истории возникновения некоторых числительных». Дидактические игры, упражнения, головоломки. Игра-путешествие в мир числительных.

Тема 29. Наречие.

Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Правописание наречий.

Грамматическая сказка о наречии. Сообщения учащихся «Из истории некоторых наречий». Грамматические игры.

Тема 30. Местоимение.

Зачем нужны местоимения? Разряды местоимений. Образование неопределённых местоимений. Правописание местоимений.

Грамматическая сказка о местоимении. Весёлые стихи о местоимении.

Раздел 10. Орфография.

Тема 31. Можно ли писать так, как мы говорим.

Можно ли писать так, как мы говорим? Особенности и трудности русской орфографии. Знакомство с орфографическими словарями русского языка.

Грамматические сказки и рассказы, объясняющие трудные случаи гласных и согласных в словах. Дидактические игры и упражнения. Кроссвордные диктанты, отгадывание шарад, работа с сигнальными карточками, перфокартами.

Раздел 11. Пунктуация.

Тема 32. Секреты пунктуации.

Из истории русской пунктуации

Пунктуационные шутки. Турнир знатоков русского языка.


Методическое обеспечение программы.

Название раздела

Форма занятия

Методы, приёмы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Введение. Основные цели и задачи кружка.

Беседа

Поговорим о родном языке

Практическое занятие

Беседа, сообщения учащихся

Дидактические игры

Звук и буква

Лекция, практическое занятие

Звуковой анализ текста

Раздаточный материал

Можно ли писать без букв

Практическое занятие

Слово учителя, сообщения учащихся, выполнение упражнений

Карточки

О буквах русского алфавита

Лекция, практическое занятие

Иллюстрации

Раздаточный материал

Игра - конкурс

Как расшифровать письмена

Практическое занятие

Беседа, сообщения учащихся, выполнение занимательных задач

Карточки

Словесные раскопки

Практическое занятие

Слово учителя, сообщения учащихся, частично-поисковый

Раздаточный материал

О синонимах русского языка

Лекция, практическое занятие

Грамматические игры и упражнения, беседа

Карточки

Антонимы русского языка

Лекция, практическое занятие

Грамматические игры и упражнения, беседа

Раздаточный материал

Омонимы русского языка

Лекция, практическое занятие

Грамматические игры и упражнения, беседа

Карточки

Многозначные слова и омонимы

Практическое занятие

Беседа, занимательные игры

Перфокарты

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

Лекция, практическое занятие

Дидактические игры и упражнения

Раздаточный материал

Мир фразеологии

Практическое занятие

Беседа, занимательные игры

Карточки

Конкурс смекалистых

Словари русского языка

Лекция, практическое занятие

Беседа, занимательные упражнения

Почему предложения такие разные

Лекция, практическое занятие

Объяснение, беседа, сообщения учащихся.

Карточки

Игра-конкурс

Из чего состоят слова

Лекция, практическое занятие

Беседа, лингвистические задания, дидактические игры, рифмованные упражнения

Карточки

Основные способы образования слов

Лекция, практическое занятие

Беседа, дидактические игры и упражнения

Карточки

Части речи

Практическое занятие

Беседа, грамматические игры

Карточки

Имя существительное

Лекция, практическое занятие

Грамматическая сказка, занимательные упражнения

Перфокарты, карточки

Игра-соревнование

«Вначале было Слово…»

Практическое занятие, беседа

Беседа, сообщения учащихся

Карточки

О происхождении и развитии русского языка

Лекция, практическое занятие

Беседа, занимательные упражнения

Таблица

Наш календарь

Практическое занятие

Беседа, сообщения учащихся

Язык как система

Лекция, практическое занятие

Беседа, выполнение упражнений

Раздаточный материал, карточки

Почему мы так говорим

Лекция, практическое занятие

Беседа, дидактические игры и упражнения

Раздаточный материал

Русский язык и современность

Практическое занятие

Беседа, грамматические игры

Раздаточный материал (текст)

Имя прилагательное

Лекция, практическое занятие

Беседа, дидактические игры и упражнения

Карточки

Викторина

Глагол

Лекция, практическое занятие

Беседа, сообщения учащихся, рифмованные упражнения

Карточки

Игра-конкурс

Имя числительное

Лекция, практическое занятие

Грамматическая сказка, сообщения учащихся, грамматические игры

Карточки

Викторина

Наречие

Лекция, практическое занятие

Грамматическая сказка, сообщения учащихся, грамматические игры, задания

Раздаточный материал

Игра-путешествие

Местоимение

Лекция, практическое занятие

Грамматическая сказка, беседа, дидактические игры, упражнения

Раздаточный материал

Игра-конкурс

Можно ли писать так, как мы говорим

Практическое занятие

Дидактические игры, упражнения, работа с сигнальными карточками, перфокартами

Раздаточный материал, карточки

Секреты пунктуации

Лекция, практическое занятие

Пунктуационные шутки

Раздаточный материал

Турнир знатоков русского языка


Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

1

Введение. Основные цели и задачи кружка

1

Раздел 1. Русский язык – язык великого народа

2

Поговорим о родном языке

1

3

Звук и буква

1

Раздел 2. Из истории письменности

4

Можно ли писать без букв

1

5

О буквах русского языка

1

6

Как расшифровать письмена

1

7

Словесные раскопки

1

Раздел 3. Лексика

8

О синонимах русского языка

1

9

Антонимы русского языка

1

10

Омонимы русского языка

1

11

Многозначные слова и омонимы

1

12

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении

1

13

Мир фразеологии

1

14

Словари русского языка

1

Раздел 4. Синтаксис

15

Почему предложения такие разные

1

Раздел 5. Морфемика

16

Из чего состоят слова

1

Раздел 6. Словообразование

17

Основные способы образования слов

1

Раздел 7. Морфология

18

Части речи

1

19

Имя существительное

1

Раздел 8. Русский язык в его истории

20

«Вначале было Слово…»

1

21

О происхождении и развитии русского языка

1

22

Наш календарь

1

23

Язык как система

1

24

Почему мы так говорим

1

25

Русский язык и современность

1

Раздел 9. Морфология

26

Имя прилагательное

1

27

Глагол

1

28

Имя числительное

1

29

Наречие

1

30

Местоимение

1

Раздел 10. Орфография

31

Можно ли писать так, как мы говорим

1

Раздел 11. Пунктуация

32

Секреты пунктуации

1

33

Подведение итогов года

1

Всего

34


Список литературы

Рекомендуемая литература

  1. Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
  2. Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
  3. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
  4. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
  5. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
  6. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
  7. Кудряшова Р.И.  Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.
  8. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
  9. Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1984.
  10. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.
  11. Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
  12. Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
  13. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
  14. Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.

Словари

  1. Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
  2. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
  3. Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
  4. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. – 
    М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
  5. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
  6. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.
  7. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
  8. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
  9. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
  10. Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
  11. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
  12. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  14. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).
  15. Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).


Список учащихся

  1. Вампилов Эрдэни
  2. Цыбенов Батор
  3. Будаев Игорь
  4. Вампилов Цыремпил
  5. Ельдепов Владислав
  6. Жамьянова Эржена
  7. Михайлов Николай
  8. Сарапулова Намгар
  9. Сарапулова Нарана
  10. Цыренова Алена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка « Сильные, Ловкие, Смелые » (подвижные игры).

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка « Сильные, Ловкие, Смелые »  (подвижные игры). Рабочая программа составлена на основе методического пособия по подвижным играм КГУФКСИТ авторо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 1 а,б,в,г,д классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 2 а,б,в,г,д классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс

«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс русский язык и культура речи

Рабочая программа по внеучной деятельности 8 кл русский язык...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире русского языка" 11 класс

Материал содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, календарно - тематическое планирование, планируемые результаты. Программа курса представляет  систему  подготовки...

рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу русский язык "За гранью учебника" 8 класс

рабочая программа по подготовке к ВПР 8 класс содержит пояснительную записку и КПТ...