Правовое занятие "Школьнику о законе"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Наталья Егоровна Суханова

Материал воспитывает правовую культуру школьников. Помогает в результате  понимать различие детской шалости от злонамеренного поступка и уголовного преступления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_zanyatie_shkolniku_o_zakone.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:


Правовое занятие «Школьнику о законе»

Цель: воспитание правовой культуры школьников.

Задачи:

1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.

3. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.


Оборудование: карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и имеет ребенок по мере его взросления?»



п/п


Содержание


Форма реализации содержания


Время


I. Вступительная часть


1.


Представление темы классного часа


Вступительное слово ведущего


2 мин.


II. Основная часть


2.


3.


4.


Определение
различий в понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.


Изучение прав несовершеннолетнего в случае привода его в полицию.


Закрепление знаний о правах и ответственности учащихся.


Дискуссия со всем классом. Обсуждение 12 ситуаций.


Работа в мини группах по написанию определения понятий.


Сообщение ведущего.


Работа в парах с таблицей
«Какие права и ответственность имеет ребенок по мере взросления?»


Шуточная «Блиц-викторина»


10 мин.


5 мин.


3 мин.


10 мин.


5 мин.


 III. Заключительная часть


5.


Получение обратной связи


Упражнение «Продолжи фразу».


5 мин.



 Содержание классного часа


Учитель: В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.


Учитель: Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались.
(проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.
(преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить.
(проступок).

4. Девочки с
прятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.
(преступление).

7. Ученики с
орвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).

9. 15-летний подросток п
еререзал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.
(проступок).


 Учитель: Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

 Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

 Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.


Учитель: Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?

Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож школы, увидев это, позвонил в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.

- Как можно расценить действия подростков?

- Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?


Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции.

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).


Учитель: Нужно знать свои права не только в случае, когда совершается правонарушение. Необходимо хорошо знать права и ответственность, которые у вас есть, как у любого гражданина России. Сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете свои права и ответственность. Предлагаю каждому заполнить таблицу. Справа в колонке перечислены права и ответственность ребенка. Слева вам нужно записать с какого возраста они вступают в силу.


 Какие права имеет ребенок по мере взросления?



вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.



дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.



выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих

брак в суде, он хотел бы проживать после развода.



на имя ребенка может быть открыт счет в банке.



имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в

присутствии инструктора.



гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.



может вступать в детские общественные объединения.



ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.



допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов

в день) с согласия одного из родителей.



имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.



несет уголовную ответственность за любые преступления.



вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией,

иными доходами.



несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства

в отношении своих детей в судебном порядке.



избирать и голосовать.



подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления

(убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).



(Таблицы заполняются индивидуально, затем проверяется правильность

ответов).

Учитель: Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».


  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
    (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 

  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
    (“Ледяная избушка”). 

  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
    (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 

  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
    (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 

  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?
    (“Айболит”). 




Учитель: Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Правовая игра "Закон для нас! Закон внутри нас!"

Внеклассное мероприятие по обшествознанию для 8-9 классов. Способствует формированию правовой культуры у учащихся....

Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»

Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....

Правовой турнир "Знатоки закона"

Презентация для проведения игры по закреплению правовых знаний для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). в доступной форме происходит актуализация имеющи...

Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»

Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...

Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)

Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются...

Занятие по правовому воспитанию: "Незнание законов не освобождает от ответственности"

Ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений....