Человек и его здоровье
рабочая программа (9 класс) на тему

Марина Огорелкова

направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, здоровьесберегающее

категория обучающихся – 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_ego_zdorove.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Человек и его здоровье»

направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, здоровьесберегающее

категория обучающихся – 9 класс

Пояснительная записка

Программа ориентирована на реализацию  общеинтеллектуального   направления в воспитании и развитии школьников. Программа предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 1 год по 34 часа в год (по 1 часу   в неделю).

В основе программы лежат идеи здоровьесберегающего направления. Цель и задачи курса  определяются психологическими закономерностями развития школьников  10 класса.  Этот  возраст – наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

Начальные знания по валеологии   дополняют,  углубляют, а также выявляют связи между различными областями естествознания. Собственное здоровье   интересно для школьников данного возраста,   они  увереннее будут чувствовать себя в окружающем их мире. Знакомство с простейшими  и важнейшими  понятиями в дальнейшем облегчит школьникам жизнь в окружающем мире. Для школьников данного  возраста очень важен уровень личных достижений.   Радость  познания,  приобретенное  умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, позволит  в дальнейшем   значительно быстрее осваивать.

При разработке рабочей программы курса внеурочной деятельности по естествознанию  учитывалось следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • учебный план МБОУ «лицей «Альфа».  

Цель программы – расширение кругозора школьников через использование методов познания природы:  наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.  

Задачи:

  • Ознакомление школьников с основами здорового образа жизни;

• Ознакомление школьников с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; правилами   пользования  на практике химической  посудой  и оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).

  • Формирование умений выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.

•   Создание условий для формирования интереса к естественно-научным знаниям путем использования различных видов деятельности.  

  • Ликвидация дискомфортных состояний учащихся. Обеспечение ситуаций успеха.
  • Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
  • Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

      Организация  занятий:

  • интеграция учебного содержания (использование элементов биологии, химии, физики, литературы, истории и т.д.);
  • частая смена видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз);
  • использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
    акцент на практические виды деятельности;
  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому школьнику  путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития.

      Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 40 мин, всего 34 занятия за учебный год.

      Формы проведения занятий разнообразны: беседа, дискуссия, занятия-исследования, эксперимент и др.

Планируемые результаты  освоения Программы  внеурочной деятельности

 «Человек и его здоровье»:

Ученики  будут знать:

  • Положение человека в системе живых организмов. Сходство и различия человека с другими представителями животного мира.
  • Этапы эволюции человека.
  • Происхождение и расселение современного человека.
  • Расы.
  • Особенности развития и старения человека.
  • Виды заболеваний человека, профилактика и лечение.
  • Лекарственные средства.
  • Генетика человека и наследственные заболевания.
  • Основы здорового образа жизни.

Ученики  будут уметь:

  • Определять место человека в системе живых организмов.
  • Определять свой рост, темперамент.
  • Определять по симптомам различные заболевания человека.
  • Оценивать реакцию своей сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
  • Составлять генеалогическое древо своей семьи.
  • Оценивать свой пищевой рацион с точки зрения основ рационального питания.

Будут способны:

  • Вести здоровый образ жизни,
  • Осознавать, что здоровье  - это главная ценность человека.

Личностные универсальные учебные действия:

•эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

•формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

•развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметные универсальные учебные действия:

• овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

• освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

• формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

-  оценивать правильность выполнения действия по результату.

Предметные универсальные учебные действия:

  • в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;        
  • в познавательной сфере — формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; освоение базовых естественно-научных знаний, способность учащихся критически оценивать информацию естественно-научного содержания,  овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о характере научной деятельности;
  • в трудовой сфере — применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
  • в эстетической сфере — приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
  • в сфере физической культуры — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение приемами контроля своего физического состояния.
  • в социальной сфере — приобретение умений использовать естественнонаучные знания в ситуациях общественной дискуссии, осознанное соблюдение норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, в том числе при оказании первой медицинской помощи;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств и др.;
  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению факторов, влияющих на здоровье человека.

Содержание курса.

Введение.

Человек как живой организм. Положение человека в системе живых организмов. Сходство и различия человека с другими представителями животного мира. Человек как физико-химическая система. Существование человека и законы термодинамики.

Этапы эволюции человека. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие люди. Древние люди и современные люди.

Происхождение и расселение современного человека. Расы. Палеогеномика. Расселение человека по планете. Расы. Происхождение рас.

Дискуссия «Будут ли усиливаться или сглаживаться расовые признаки в будущем человеческого общества»

Развитие и старение человека. Особенности онтогенеза человека. Рост и развитие человека. Старение организма.

ПР «Оценка соматоскопических признаков»

Инфекционные заболевания. Возбудители. Инфекции, передающиеся половым путем. Протозойные инфекции. Трипаносомы. Лейшмании. Споровики. Эпидемии: чума, оспа, холера. Борьба с инфекционными заболеваниями.

Паразитарные заболевания. Паразитизм. Паразиты человека. Круглые черви. Плоские черви. Членистоногие.

Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Сердечно-сосудистая система и давление крови. Гипотония и гипертония. Стенокардия и инфаркт. Инсульт. Онкологические заболевания.

ПР «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку»

Нервные и психические заболевания. Нервные заболевания. Психические заболевания.

ПР «Определение формулы и структуры своего темперамента»

Лекарственные средства. Антибиотики. Сульфаниламидные препараты. Нейролептики. Транквилизаторы. Анальгетики. Наркотическая зависимость.

Яды, токсины и противоядия. Механизмы действия ядов. Ядовитые растения. Ядовитые грибы. Ядовитые животные. Противоядия, анатоксины и сыворотки.

Генетика человека и наследственные заболевания. Методы генетики человека (цитогенетический, близнецовый, генеалогический, популяционно-статистический). Наследственные заболевания. Генные болезни.

ПР «Составление генеалогического древа моей семьи»

Здоровый образ жизни. Рациональное питание. Физкультура и спорт. Режим дня.

ПР «Гигиеническая оценка пищевого рациона»

Проектная деятельность

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Введение.

1

Человек как живой организм 

2

Этапы эволюции человека.

2

Происхождение и расселение современного человека. Расы.

1

Дискуссия «Будут ли усиливаться или сглаживаться расовые признаки в будущем человеческого общества»

1

Развитие и старение человека.

1

ПР «Оценка соматоскопических признаков»

Инфекционные заболевания.

2

Паразитарные заболевания. 

2

Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. 

1

ПР «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку»

1

Нервные и психические заболевания.

1

ПР «Определение формулы и структуры своего темперамента»

1

Лекарственные средства.

2

Яды, токсины и противоядия. 

2

Генетика человека и наследственные заболевания.

1

ПР «Составление генеалогического древа моей семьи»

1

Здоровый образ жизни.

1

ПР «Гигиеническая оценка пищевого рациона»

1

Выбор темы проекта. Подготовка к выполнению проекта. Выполнение проекта.

5

Защита проекта.

2

Итого

34ч

Учебно-методическое обеспечение:  

1.Примерная программа по учебным предметам. Естествознание. 10-11 класс

2.Авторская программа С.А.Титова

3. Естествознание. Базовый уровень. 11 класс: учеб. / С.А.Титов и др. - М.: Дрофа, 2014

4. Е.П.Грачева и др. Практические работы по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» - Владимир, 2012

5. Интернет ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.oge.edu.ru Портал OГЭ (информационной поддержки ОГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/ – разработки уроков, презентации.

6. Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение:

Перечень лабораторного оборудования, при выполнении практических работ

1.Приборы и оборудование для практической работы.

Сантиметровая лента

Секундомер

7. ТСО:

Компьютер 

проектор 

Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра Тема "Человек и его здоровье"

Своя игра Тема «Человек и его здоровье» Цели:  расширять и систематизировать знания учащихся о личной гигиене; правильно сориентировать учащихся в вопросах режима питания; формировать т...

Классный час на тему: "Человек и его здоровье"

Сегодня у нас классный час на тему “ Человек и его здоровье ”.Известно такое утверждение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял»....

Тематическое планирование БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 8 класс

Тематическое планирование "БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ" (68 часов, 2 часа в неделю)Программа: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы....

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Человек и его здоровье"

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рас...

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков Методическое пособие для учителей

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ. Формирование здорового образа жизни подростков:  Питание, двигательная активность, закаливание организма. Вредные привычки и их предупреждение....

Родительское собрание в 5 классе на тему: "Индивидуальное здоровье человека. Как сберечь здоровье ребенка?"

Собрание посвящено главному в жизни каждого человека - здоровью. Обсуждается то, как сберечь здоровье детей. В ходе собрания заслушиваются советы врача, учителя физической культуры и классного руковод...

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» 10 класс

Курс по выбору «Человек и его здоровье. Влияние компьютера на организм человека» призван способствовать формированию убеждений, направленных на созидательную деятельность и сбережение здор...