«Воспитание личности через художественно-эстетическое развитие»
методическая разработка (9 класс) на тему

Усманова Эльвира Асхатовна

Проектная инновационная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_usmanovoy_e.a.doc756 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

                 

ПРОЕКТ

«Воспитание личности через художественно-эстетическое развитие»

Автор: Усманова Э.А. -  учитель МБОУ  «СОШ № 11»

                   

Альметьевск 2016

Тема проекта:

Воспитание личности через художественно-эстетическое развитие

Постановка проблемы

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных школ, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и традиций народов Росси.

Именно поэтому я, как классный руководитель, уделяю большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

 Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Цель проекта: создание условий для формирования духовно-значимой личности, способной к художественному, эстетическому, нравственному оцениванию окружающего мира, умеющей построить целостную картину мира, принимать творческие решения в широком спектре жизненных ситуаций через реализацию междисциплинарных образовательных программ и программ преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

Задачи:

  • первая - это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;

  • вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими";
  • третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его  "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты  творчества.

Целевая группа проекта

Учащиеся 7 В класса МБОУ «СОШ №11 г.Альметьевска РТ

Семьи, в которых проживают дети.

Педагогические работники.

Срок реализации проекта 2014 -  2019 год.

Место реализации проекта

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Этапы реализации проекта

Первый этап (сентябрь 2014 – май 2015 год)

- информационно-подготовительный. Обучающий.

Второй этап (сентябрь 2015 – май 2018  год)

- основной

Третий этап (сентябрь 2018 - май 2019 год)

- заключительный, подведение итогов.

Социальная эффективность программы:

  • Программа рассчитана на работу с учащимися общеобразовательной школе.
  • Программа рассчитана на развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
  • Формирование у подростков нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни.
  • Формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Формы и методы работы:

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства  должны отличаться высокой художественностью.
  • метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;
  •  метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
  • метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям.

Формы:

  • Лекционные занятия;
  • Тренинги;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Тесты и анкетирование;
  • Диспуты;
  • Родительские лектории;
  • Ролевые игры;
  • Рефераты;
  • Выпуск газет; листовок;
  • Просмотр учебных фильмов;
  • Экскурсии;
  • Конкурсы;
  • Спортивные мероприятия;
  • Беседы, встречи;

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

 Нормативно-правовые:

1.Конвенция о правах ребенка

2.Конституция Российской Федерации

3.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

 4.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г

 Материально-технические:

1.Интерактивная доска

2.Мультимедийный проектор

3.Видеокамера

4.Фотоаппарат

5.Телевизор

6.DVD плеер

7.Музыкальный центр

8.Компьютер

Кадровые:

1. Классный руководитель

2. Педагог дополнительного образования

4.Школьное самоуправление

Научно-методические:

1.Методические разработки по классному руководству

2.Лекционный материал  по данной тематике.

Информационные:

1.Создать школьный сайт.

2. Разработать школьную газету.

3. Использование интернет ресурсов.

Мотивационные:

  1. Дипломы
  2. Сертификаты
  3. Грамоты
  4. Гранты.

Финансовые:

  1. Для проведения  мероприятий;
  2. Для организации конкурсов, акций;
  3. Для публикации научно – методических пособий.

  1. Спонсорская помощь
  2. Благотворительная акция
  3. Поддержка администрации города

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Ожидаемыми результатами реализации проекта станут условия, которые обеспечат обучающимся возможности

  • приобрести умения, связанные с различными видами искусства;
  • приобрести навыки публичного выступления;
  • участвовать в творческой деятельности в составе творческих групп по интересам, проектировать свою деятельность, что повысит уровень социализации учащихся;
  • формировать чувство принадлежности к обществу, в котором они живут, умение принимать творческие решения в широком спектре жизненных ситуаций.
  • расширить знания по истории искусства;
  • для личностного роста.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Кроме того, результатом реализации проекта станут условия, которые обеспечат возможности классному коллективу реализовать свой творческий потенциал в организации социально значимого общего дела.

Список использованной литературы

1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 кл./ Под ред. Б.М. Неменского. - М., 2000.

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

        3.Грязева В.Г. Петровский В.А.Одаренные дети: экология творчества. - Челябинск, 1993. - 134 с.

4.Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности через познание своей малой Родины

Воспитание через познание своей малой Родины связывает воедино прошлое, настоящее, будущее. Это необходимо для формирования социокультурных ценностей подрастающего поколения. ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в обравовательный процесс УМК С.В.Перевезенцева по истории России.

В презентации раскрываются возможности использования УМК С.В.Перевезенцева по истории России для духовно-нравственного развития и воспитания школьника....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Воспитание личности через труд

" Человек не может жить на свете, если нет у него впреди радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость" ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность

Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....