Истоки и современность подготовки кадров
статья на тему

Григорьев Александр Петрович

В целях проведения эффективной профориентационной работы с обучающимися средних школ необходимо хорошо разбираться в  приведенных в статье тенденциях функционирования и перспективах совершенствования именно среднего профессионального образования, проведя отдельные параллели с аналогичными процессами, происходящими в высшем профессиональном образовании.

В доказательство исключительно важной роли среднего профессионального образования для России как уникальных, находящихся в тесной, неразрывной взаимосвязи между собой ветвей профессионального образования, наиболее приближенных к реальному сектору экономики Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От этого прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_istoki_i_sovremennost_podg_kadr.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьев А.П., преподаватель математики

и обществоведения учебно-консультационного

пункта ГАПОУ Чебоксарского техникума

 «ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии

Истоки и современность  подготовки кадров

  Среднее образование человека в плане его профориентационной направленности имеет первостепенное значение в дальнейшем профессиональном становлении.

Вся история становления и развития отечественной системы профессионального образования: от созданной Петром I Навигацкой школы, первых российских университетов, образовательных реформ XIX века, массового создания вузов в годы первых советских пятилеток, формирования армии трудовых резервов, положившей начало нынешнему институту  профессионального образования, и до дней сегодняшних - убедительно свидетельствует о тесной взаимосвязи, более того, теснейшей взаимозависимости системы общего среднего, профессионального образования и актуальных задач экономического и общественно-политического развития страны.

 Не является исключением и современный этап социально-экономического развития России, выдвигающий новые требования к качеству и сбалансированности подготовки специалистов разного уровня и профилей, в полной мере соответствующих сегодняшним и перспективным потребностям рынка труда. Как неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В.В.Путин, решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы, наметившееся отставание которой от передовых мировых позиций становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. 

Система среднего профессионального образования на протяжении последних десятилетий была и остается, наверное, частью российского образования, требующей к себе повышенного внимания. Годы реформ отрасли, привнесшие достаточно большое количество позитивных моментов прежде всего в совершенствование функционирования общеобразовательной и высшей школы, к сожалению, не оказали столь же существенного позитивного влияния на формирование механизмов сбалансированного развития техникумов и других профессиональных учебных заведений.

В этой связи в данной статье остановимся, в основном, на тенденциях функционирования и перспективах совершенствования именно среднего профессионального образования, проведя отдельные параллели с аналогичными процессами, происходящими в высшем профессиональном образовании.

В доказательство исключительно важной роли среднего профессионального образования для России как уникальных, находящихся в тесной, неразрывной взаимосвязи между собой ветвей профессионального образования, наиболее приближенных к реальному сектору экономики, хотелось бы привести слова Президента Российской Федерации В.В.Путина, с которыми трудно не согласиться: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От этого прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед». 

По данным статистики в настоящее время в Российской Федерации насчитывается чуть более 3,5 тыс. учреждений СПО, находящихся на разных уровнях ведомственной и административно-территориальной принадлежности. Контингент обучающихся в учреждениях СПО составляет около 3,1 млн. человек.

Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена осуществляется по 250 специальностям.

Все мы знаем многочисленные прогнозы, говорящие о резком снижении количества граждан, желающих обучаться по программам среднего профессионального образования, обусловленном продолжающимся в последние годы демографическим спадом, неуклонно растущим интересом населения к получению высшего образования, который был существенно простимулирован широкомасштабным внедрением ЕГЭ с многоступенчатой процедурой зачисления в вузы.

Однако любые количественные показатели – вещь относительная, тем более в такой достаточно активно развивающейся и динамично реформируемой отрасли, как образование.  

Мониторинг обеспеченности и потребностей рынка труда в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена уже достаточно длительный период свидетельствует о наблюдающейся сегодня деформированности в соотношении показателей подготовки кадров образовательными учреждениями разных уровней профессионального образования и реальных запросов экономики. Так, в настоящее время в системе высшего профессионального образования наблюдается значительное превышение объемов подготовки кадров, которое составляет примерно 60% от общего числа выпускников профессиональной школы при существующей потребности рынка труда в специалистах такого уровня квалификации 35%. В то же время в системе среднего профессионального образования это соотношение составляет соответственно - 13% к 45%, а в системе профессионального обучения - 15% к 20%.

Вместе с тем, российская экономика остро нуждается (естественно, кризисные явления в российской экономике внесли в текущем году существенные коррективы в положение на рынке труда, однако, в условиях прогнозируемого экономического роста тенденции, о которых пойдет речь ниже, безусловно, проявятся с еще большей силой) прежде всего в высококвалифицированных рабочих кадрах и дипломированных специалистах среднего звена для стройиндустрии, отраслей машиностроения, сельского и лесного хозяйства, жилищно-коммунального комплекса и городской инфраструктуры, транспортной системы, нефтегазового дела. Так, дефицит специалистов среднего звена, в том числе в базовых отраслях экономики, достигает 30%. В последние годы резко возрос спрос на специалистов с данными уровнями образования в инновационных сферах деятельности. Можно сказать, что сейчас создается элитная прослойка рабочих, обслуживающих сложное электронное и автоматическое оборудование, занимающихся конструированием и маркетингом, имеющих навыки обращения с современной оргтехникой и компьютерами. Растет и потребность в руководителях, умеющих организовать коллективный труд, планировать человеческие и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью.

В то же время наименее востребованными оказываются выпускники техникумов и колледжей, получившие профессии в сфере экономики и управления, гуманитарных наук, образования и педагогики. Из общего количества выпускников подведомственных Рособразованию учреждений среднего профессионального образования не трудоустроено 9%, профессионального обучения - 11%.

Решением проблем кадрового обеспечения экономики и социальной сферы в России должен стать сбалансированный государственный подход к регулированию различных уровней профессионального образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Эту же цель преследует и создание  в соответствии с рекомендациями Рособразования в большинстве подведомственных учреждений СПО служб содействия трудоустройству выпускников, деятельность которых направлена на информирование молодых специалистов о наличии рабочих мест, обеспечение их взаимодействия с работодателями.

Определенному снижению интереса граждан нашей страны к получению среднего профессионального образования во многом способствовал фактор утраты его престижности в свете характерной общемировой тенденции стремления к высшему профессиональному образованию. В этой связи, среднее и профессиональное образование в настоящее время для многих молодых людей зачастую становится лишь ступенью между школой и дальнейшим поступлением в вуз. Так, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, намерены продолжать дальнейшее обучение 30% выпускников учреждений СПО.

Кроме того, нельзя не отметить еще один немаловажный фактор, существенно влияющий на уменьшение потенциального контингента обучающихся в техникумах. Речь идет о необоснованно разросшейся сети учреждений высшего профессионального образования как государственного, так и негосударственного сектора, и в первую очередь – о филиалах вузов, результаты проверок деятельности которых в большом числе случаев показывают их недееспособность. Массовое открытие филиалов вузов относится к периоду с 1996 по 2007 годы, что было отчасти оправдано задачей расширения доступности высшего профессионального образования в условиях резко возросшего спроса на него со стороны широких слоев населения. Только сеть филиалов подведомственных Рособразованию вузов насчитывает на данный момент 1077 учреждений с контингентом обучающихся более миллиона человек. И это несмотря на то, что за период 2007-2009 годов Рособразованием ликвидированы более 100 неэффективно работающих  филиалов и более 400 представительств вузов, а до конца 2018 года планируется закрыть еще порядка 240 филиалов. Тем не менее, общее количество филиалов государственных и негосударственных вузов, расположенных в России и за рубежом, составляет сегодня более 2 тысяч образовательных учреждений.

На этом фоне статистика поступления в учреждения среднего профессионального образования выглядит более скромно. В последние годы в учреждения среднего профессионального образования поступало чуть более 29% выпускников школ, хотя, как уже отмечалось выше, ежегодно утверждаемые образовательным учреждениям среднего профессионального образования контрольные цифры приема молодежи на обучение в основном выполнялись. По итогам приемных кампаний проблемы с комплектованием контингента обучающихся имели в основном образовательные учреждения сельскохозяйственного и строительного профилей, а также учебные заведения, осуществляющие подготовку по группам специальностей: Металлургия, машиностроение и материалообработка, химическая и биотехнологии. Особенно актуально эта проблема стоит в моногородах, небольших районных поселках, на территории которых расположены, в основном, однопрофильные учебные заведения.

По прогнозам Минобрнауки России, к 2019 году выпускники колледжей и лицеев должны стать наиболее востребованными экономикой России кадрами. В качестве примера можно привести  прогноз потребностей в специалистах с средним профессиональным образованием для сферы транспорта к 2018 году, который составит 107 тысяч рабочих мест при выпуске сегодня чуть более 53 тысяч человек. Другими неисчерпаемыми источниками рабочих мест для выпускников учреждений СПО останутся, в частности, сфера обслуживания, строительство, сельскохозяйственные производства.

Немаловажным фактором, негативно сказавшимся на системе среднего профессионального образования, стало сокращение сети образовательных учреждений в условиях значительного ослабления экономического потенциала России в 90-х годах прошлого столетия и, как следствие, отсутствия должного уровня финансирования отрасли в целом со стороны государства.

Что при этом говорить о профессиональных образовательных учреждениях и лицеях, основной контингент которых составляли, как правило, учащиеся из социально неблагополучных семей. К тому же в ситуации массового закрытия производств, спровоцировавшего в тот период резкое увеличение количества невостребованной рабочей силы на рынке труда, был во многом потерян потенциал развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В этой связи недостаток финансирования во многих учебных заведениях постепенно приводил к устареванию, а в ряде случаев – фактически к потере учебной и материально-технической базы. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что выпускника нельзя готовить к работе в современном производстве на учебных станках образца первых советских пятилеток. А в обветшавшие учреждения образования со станками, полученными еще по ленд-лизу, современная молодежь, как правило, идти не хочет. 

Сегодня государство активно декларирует необходимость ускоренного развития среднего профессионального образования. Поскольку, к сожалению, речь подчас идет не столько о развитии, сколько о сохранении сети учреждений среднего профессионального образования, Рособразование на протяжении ряда лет реализует комплекс мер, включающий как обновление материально-технической базы подведомственных ему учебных заведений, так и совершенствование образовательного процесса, кадрового потенциала преподавателей, социального обеспечения обучающихся.

Вместе с тем, мы знаем случаи, когда техникумы оказались неподъемной ношей для регионов, а часть из них вообще была ликвидирована.

Тем не менее, главным положительным результатом передачи учреждений СПО на уровень субъектов Российской Федерации считается реальным  приближением структуры и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена к потребностям региональных рынков труда. В ряде регионов, например, в Свердловской, Нижегородской, Ростовской областях, в Москве и Московской области, наиболее ответственно и заинтересованно отнесшихся к переданным в их ведение образовательным учреждениям, за этот период кроме того произошло существенное улучшение материально-технической базы техникумов, социального обеспечения преподавателей и обучающихся, организации производственной практики учащихся и студентов, что в конечном счете способствует достижению сбалансированности экономических процессов развития этих субъектов Российской Федерации.

Еще одним вариантом решения этой проблемы могло бы стать оправданное во многих случаях вхождение учреждений СПО в структуру высших учебных заведений, через создание вертикально-интегрированных комплексов. В качестве позитивных примеров создания  университетских комплексов как основы системы непрерывного обучения  можно привести Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Орловский государственный технический университет, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).

Государству необходимо активизировать работу по стимулированию финансовой поддержки различных уровней образования со стороны бизнеса. При этом работодатель должен принять на себя обязательство заботиться о наличии в образовательном учреждении современного оборудования, информационных и образовательных технологий, организации учебно-производственной практики.

Необходимо развивать формы совместной конкретной профориентационной работы образовательных учреждений и работодателей – предприятий и организаций всех форм собственности. Организация производственного обучения и производственной практики на штатных рабочих местах, куда после окончания техникума или училища придет дипломированный выпускник, является важным условием для его активного вхождения в трудовой процесс. Все большую актуальность приобретает создание условий для закрепления выпускников учреждений профессионального образования на производстве через установление приемлемой оплаты труда, гарантий социального пакета, возможностей дальнейшего карьерного роста. Таким образом, нельзя не отметить, что на рост популярности рабочих профессий во многом влияет деятельность работодателей по развитию среднего профобразования.

В качестве примера можно привести Липецкий металлургический колледже, активно и долговременно сотрудничающий с Новолипецким металлургическим комбинатом. По такой же схеме работают Мурманский профессиональный лицей N 6, Семилукский государственный технико-экономический колледж, Тюменский лесотехнический техникум, Таганрогский авиационный колледж, Орловский технический колледж, Тамбовский аграрный колледж и другие образовательные учреждения.  Не так давно госкорпорация «Ростехнологии» подписала соглашение с Газпромбанком о разработке совместной программы профессионального образования. Таким образом, различные форматы взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с потенциальными работодателями являются ориентироваными на долговременное стратегическое партнерство.

Развиваются также формы социального партнерства между образовательными учреждениями и региональными органами исполнительной власти. Среди лидеров можно упомянуть Нижегородскую область, где за основу взяли многоуровневую, многопрофильную подготовку специалистов. А чтобы заинтересовать молодежь работой в колледжах, область предоставляет им жилье и автомобили, которые через 10 лет работы переходят в собственность молодых преподавателей. Такой возможностью воспользовались уже 1,2 тыс. работников учреждений профобразования.

От представителей системы среднего профессионального образования для выхода из кризисной ситуации в экономике страны звучат предложения о создании при учреждениях профессионального образования малых предприятий, по аналогии с законодательно закрепленным правом по отношению к высшим учебным заведениям. По прогнозам, это может увеличить внебюджетные доходы техникумов почти на треть, а количество рабочих мест - на 20%.

Однако на деле столкнулись с тем, что требуемое софинансирование смогли обеспечить не все бизнес-структуры. Это говорит о том, что партнерство учреждений профобразования с работодателями зачастую носит декларативный характер, поскольку не до конца проработаны его формы, в том числе с точки зрения влияния работодателей на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики. В связи с этим, хотелось бы еще раз процитировать Президента Российской Федерации, который отметил необходимость создания условий, при которых «бизнес не отворачивался бы от учреждений профобразования», подчеркнув, что участие деловых структур в софинансировании учреждений профессионального образования и даже приобретении их – это вполне позитивный процесс.

         Первые результаты реализации инновационных образовательных программ учреждениями СПО показали, что в рамках нацпроекта, выступившего в качестве катализатора механизмов модернизации системы профобразования, впервые за последние два десятилетия удалось разработать и осуществить реальные меры по сбалансированию интересов государственных, общественных, социально-экономических структур, заинтересованных в повышении качества среднего профессионального образования в целях укрепления экономического потенциала страны. Это способствует в конечном счете формированию условий для отработки перспективной модели деятельности образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по инновационным образовательным программам, которая может и должна стать фундаментом для выстраивания обновленной региональной сети профессионального образования.

Все сказанное выше, бесспорно, доказывает одно: подготовка рабочего или специалиста среднего звена – профессионала высокого класса, получившего реальный опыт работы на производстве, в социальной сфере, конкурентоспособного и востребованного экономикой нашей страны, является сегодня одной из важнейших задач российской системы профессионального образования.

Система профессионального образования должна стать по-настоящему привлекательной для молодежи.  Для многих это может стать реальной ступенькой жизненного успеха. Ведь, к примеру, именно с  профессионально-технического училища когда-то начал свой путь Юрий Гагарин.

Что касается системы подготовки кадров в образовательных учреждениях системы ФСИН, то в целом за 2008 – 2018 годы произошло качественное улучшение материально –технического  оснащения процесса профессионального обучения и профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. В плане комплектования обучающимися федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России большую работу провели образовательные учреждения общего среднего образования, где обучающиеся прошли соответствующие этапы профессиональной ориентации.

                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Стоп кадр"

Программа кружка  по информатике "Стоп кадр"...

Ролевая игра для учеников "Кадры из жизни"

Через игру усваиваются навыки. Данный материал позволяет через игровые моменты обсудить и сформировать у учащихся правильное отношение к своей жизни, позволяет привить нормы здорового образа жизни....

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности?

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ ВИДЕОМОНТАЖ, КАДР ЗА КАДРОМ”

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...