«Внеурочная деятельность в повышении качества образования».
статья на тему

Булатова Мария Анатольевна

«Внеурочная деятельность в повышении качества образования»-статья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.57 КБ
Файл русские народные игры29.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Внеурочная деятельность в повышении качества образования».

Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса.

В соответствии с концепцией модернизации основная цель российского образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Внеурочная деятельность в МБОУ Целинная ОШИ № 15 ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся интеллектуальными нарушениями в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

С целью создания условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в послеурочное время в МБОУ Целинная ОШИ № 15 реализуется программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в 1-ом, 2-ом и 3-ем классах.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации послеурочного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого учащегося, чтобы он мог ощутить свою значимость.

Занятия проводятся только учителями школы.

1. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

2. Задачи внеурочной деятельности:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • формирование умений, навыков социального общения людей;
  • расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

3.Принципы программы:

  • ·Включение учащихся в активную деятельность.
  • ·Доступность и наглядность.
  • ·Учёт возрастных особенностей.
  • ·Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Таким образом, в процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является важнейшим механизмом повышения качества образования.



Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИХ ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Без преувеличения можно сказать, что детские игры — одно из величайших достижений народного педагогического гения.

Видный историк Э. Тейлор в работе «Первобытная культура» утверждал, что в детских народных играх «воспроизводятся древние стадии истории детских поколений человечества». Анализ различных вариантов игры в прятки приводит к мысли, что она в свое время, хотя бы в период бесконечных набегов кочевников, когда умение по первому сигналу бедствия найти недоступное противнику укрытие было равносильно праву на жизнь, являлась делом далеко не шуточным. Надо полагать, что этому мастерству специально обучали детей.

В играх, так или иначе, отражались национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа.

Детей привлекали больше всего ролевые игры с хорошо разработанным драматическим действием. Игры, которые несут художественный образ,  можно отнести к произведениям искусства. В науке их принято называть детскими ролевыми играми. Наличие ролей требует драматического перевоплощения играющих и драматического развития действия. Каким бы простым не было это действие, оно подтверждает вывод, что перед нами — детская народная драма. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача в игре — прямое свидетельство соответствия этой драмы (игры) законам детской эстетики.

Ребенок живет более чувствами, нежели разумом, а это, в свою очередь, эмоционально окрашивает и приподнимает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. Ему проще, доступнее выразить увиденное, пережитое не словом, а действием. Отсюда стремление «театрализовать» жизнь, что некоторые ученые называют драматическим инстинктом. Матери улавливают это стремление и удовлетворяют требования ребенка в пестушках и потешках. Едва научившись ходить, ребенок «седлает» палочку, превращая в лошадь. В обществе себе подобных начинает играть «в доктора», «в нашу маму», «в магазин», «в автомобиль» и т. д. Некоторые из этих игр захватывают значительный детский коллектив, распространяются, переделываются; вырабатываются общепризнанные правила ведения этих игр, которые запрещается менять по произволу играющего, за нарушение которых полагается наказание,— игры становятся устойчивыми, формальными.

Рассматривая детские ролевые игры как произведения народного драматического искусства, мы не можем согласиться ни с одной из ранее предложенных систем классификации. Необходим принцип систематизации, учитывающий их эстетическую сущность.

Определяющими признаками представляются структура игры и способ воплощения художественного образа. На основании этих признаков все детские игры, имеющие художественное значение, можно разделить на четыре типологические группы: формальные ролевые игры с игровым припевом (сюда относятся и игры, имеющие одновременно игровой припев и игровой приговор), формальные игры с игровым поэтическим приговором, формальные ролевые игры без устойчивого поэтически организованного текста игры и игры-импровизации. Для каждой из этих групп характерна некоторая общность поэтики, что облегчает освоение поэтических богатств, сохранившихся в этих произведениях народного искусства. Нельзя утверждать, что эта классификация совершенна, но она необходима как ступенька в освоении детских игр фольклористикой.

  1. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

Многие стороны русской жизни, крестьянского быта, народного мировоззрения нашли отражение в играх детей. В играх с игровыми припевами и закрепленными традицией игровыми стиховой организации приговорами этой цели в первую очередь служит поэтический текст. В играх, не имеющих таких текстов, на первый план выдвигается драматическое действо. Если возьмем игру «Овцы и волки», найдем в ней развернутую детскую драму; в ней налицо компоненты драмы сценического представления. Строго распределены роли: мать, дочь, волк, овцы. Место действия: 1) выпас, 2) дом волка. Завязка состоит в том, что мать, уходя по своим делам, дает наказ пасти и стеречь. Беспечная дочь позволяет волку постепенно увести всех овец. Развитие действия: мать возвращается, обнаруживает пропажу, бранит дочь, отправляется вместе с ней на поиски овец. Конфликт: волк, укравший овец, всячески препятствует поискам. Сначала он направляет мать и дочь, но разным дорожкам (красненькой, синенькой, зелененькой), затем обманывает, выдавая различные сигналы овец на другие звуки. Драматическое развитие достигает своей кульминации. Подозрение матери, что овцы у волка, перерастает в уверенность. Мать открывает «дом волка», и начинается процесс узнавания своих овец — развязка.

Немногие детские игры имеют такой развернутый сюжет и такое логически обоснованное и яркое развитие действия. Но именно это определило их жизнеспособность в новых условиях.

Большинство детских игр имеет более примитивный сюжет, однообразное действие.

Игра «Чародей» отразила верования людей в коварство чародеев, наделенных сверхъестественной силой. Но сила их ограничена «чистыми» (дома) и «нечистыми» местами. Противоборство людей и чародея лежит в основе драматического развития. Анализ игры детей дает основания утверждать, что в ней зримы следы анимистического мировоззрения и связанного с ним табуирования, что она является слепком с древнейшей обрядовой «школы». То же можно сказать об играх в оленя, ящера и др.

Это — наиболее архаичный пласт детских игр. Большинство игр несет образы, близкие детям, отражает мир детских интересов и устремлений («Лисички и собачки», «Охотники и утки», «Волк и козлята», «Уголки», «Сапожник», «Крынки» и др.)

Во всех этих играх текст играет не главную роль, как в играх с игровым припевом («Колпачок», «Каравай») или игровым приговором («Гуси и волк»), а вспомогательную, не имеет стиховой организации. Выбор текста и поведение участников игры определяются не установленными словесными формулами, а драматическим развитием. В этих играх, как правило, в живой образной форме отражены явления повседневной жизни, показаны нравственные и правовые установки в семье и в обществе и т. д. В некоторых играх налицо развернутое нравоучение. В игре «Крынки» дочка, погнавшаяся за подарками, проспавшая, не выполнившая наказ матери, и кот, хитривший и воровавший (в некоторых вариантах хулиганивший), обязательно Iнаказываются. Эти игры имеют определенное значение для нравственного и эстетического воспитания детей.

  1. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. Многие века хороводы были частью календарных обрядов. Но по мере того как человек познавал законы природы, учился использовать их в своих целях, совершенствовал орудия производства, отпадала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен продолжали пленять своей красотой наших предков. Хороводы, постепенно теряя обрядово - религиозную сущность, продолжали повсеместно бытовать, сохраняя на первых порах свою календарную приуроченность. А. Терещенко отмечает: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы ни совершались они».

"Хороводы были ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. «Хоровод, — писал П. Сухонин, — есть пластическое олицетворение песни, как в смысле музыкальном, так и в смысле поэтическом» .

Русское эстетическое сознание нашло свое самобытное выражение в хороводных играх, где мысли (идеи) выражены словом, звуком и пластикой в одно и то же время.

Хороводные игры взрослых, переходя к детям, как правило, сохраняют основные действия, роли, но значительно упрощают песни, иногда заменяя часть песни диалогом. Детской игре в целом в большей мере присуща драматизация и в меньшей мере, чем играм взрослых, символика и песенность в узком смысле этого слова.

Редко где в детской среде бытуют целиком, но почти обязательно с усеченной песней такие произведения, как : «А мы просо сеяли», «Княгини, мы до вас пришли», «В хороводе были мы», «Как сеют мак», «Баба сеяла горох»,

Как у бабки у «Маланьи» и некоторые другие. Записывалась в конце 70-х годов от детей 8—10 лет игра «Кострома». В селе Егоровка Новосибирской области она популярна и в настоящее время. В ней основу драматического развития определяет прозаический диалог хоровода и   «Костромы»,   а  игровой  припев,  повторяясь,   пять  раз, дает экспозицию игры, ритмизует движение хоровода, указывает на протяженность времени:

Костромушка - кострома, На завалинке спала. Прилетела к ней сова, Глаза выклювала, Кишки выпустила.

В наше время подобные игры можно считать реликтовыми. Они не могут характеризовать современный детский песенный репертуар, потому что не имеют повсеместного распространения.

Хороводные игры, перейдя от взрослых к детям, зачастую теряли свои песни. Так случилось с игрой в «Оленя» В 80-х годах XIX века она, бытуя в детской среде, ещё - сохраняла песню. Через 20 лет дети разрушили хоровод, забыли песню. Примерно такие же изменения претерпели и другие хороводные игры.

Если в хороводах взрослых песня определяет ход игры, а иногда на ее музыкальных и поэтических достоинствах сосредоточивается весь интерес, то в детской хороводной игре она была не больше чем игровым припевом, дополнением к действу и не очень отличалась от игровых припевов детских игр, не связанных с хороводом.

В детских играх ясно видна тенденция к постепенной замене игровых припевов игровыми приговорами.

Анализ песенно-игрового творчества детей 60—70-х годов дает основание утверждать, что в игровых приговорах сохраняются только рудименты хороводных песен, привлекающие детей, видимо, не столько своими художественными достоинствами, сколько простотой исполнения и легкостью запоминания. Широко распространена шуточная народная песня «Каравай». Она исполняется на именинах, служит средством развлечения детей в другое время.

  1. Формальные ролевые игры с игровыми приговорами. Многие фольклористы, этнографы, педагоги оставили описания детских игр с игровыми приговорами. Но нам неизвестно, ни одного исследования, посвященного этому вопросу.

В генетическом отношении игры с поэтическим приговором можно разделить на пять основных групп: 1) с приговором, созданным на основе реминисценций игровых песен; 2) с приговором, заимствованным у взрослых; 3) с приговором обрядового назначения; 4) с приговором, пришедшим из игр-импровизаций; 5)  с приговором-считалкой.

Приговоры различных групп отличаются своей поэтикой, ролью в игре, приемами исполнения. Возьмем одну из   наиболее  распространенных — «Горелки».   Еще Те - Кто в прятки идет — Собираю народ!

Более разнообразны эти приговоры при игре в жмурки. Иногда они диалогические: «Поп, поп, на чем стоишь?— На мосту. — Что пьешь? — Квас. — Лови мышей, а не нас». Или: «Где стоишь? — На мосту. — Что продаешь?— Квас. — Ищи мух, а не нас! (Лови три года мышек, а не нас!)».

Часто применяется тот же приговор, но облеченный в форму обычного стихотворения с парной рифмой: «Иди па порог, там есть творог. Повернись пять раз — лови мышей, а не нас».

Сложна обрядность при различных играх в ловилки. Кто-нибудь из ребят постарше кричит: «На горе стоит пятно, заявляют: «Чур - чуро!» Все кричат: «чур». Кто крикнет последний, водит. Сигналом начала игры служит приговор: «Солнце разгорается, игра начинается». Если водящий выбрал игрока послабее и гоняется только за ним, последний может от него «зачураться»: «За одним не гонка, поймаешь поросенка» — или более современно: «За одним не гонка: я не пятитонка!» Если играющие долго стоят «на сале», то водящий может их ввести в активную игру приговором: «На месте кашу не варить, а по городу ходить». При играх «В баши»,  «Лисички и собачки», «запятнав» кого - то хлопнув рукой, говорят: «Баш не отдашь и не вырастешь!»

Выигравший в трудном поединке совершает «обряд унижения» проигравших. Он демонстративно задирает нос, идет мимо сверстников и произносит: «Ам (хам), съем, проглочу и назад не ворочу. Я с такими игроками даже знаться не хочу!»

Характерно, что многие правовые приговоры в играх, так или иначе касаются чур а («Чур-чура!», «чур!», «чур меня!», «зачураться» и т. д.). Это безусловное свидетельство связи этих приговоров с древнеславянскими верованиями в магическую силу этих слов, в помощь, чур, а, щура. К четвертой группе относятся формальные игры с приговорами, пришедшими из игр-импровизаций.

Стремление детей отразить увиденное и услышанное в образной форме неизбежно приводит к драматической игре. В процессе игры вырабатывается, усложняется, поэтизируется приговор.

  1. Игры – импровизации. Первое   упоминание  об   играх - импровизациях   встречается у И. Нечаева в его работе «Игры деревенских детей Киевского уезда» (1891). Он писал, что существует множество игр,  сочиненных  ребятами  под  впечатлением, по личному вдохновению. Нет такого явления в детской жизни, которого бы не передразнивали в своих играх ребята. В качестве примера называет игры «в учет минорного», «в наем пастуха», «в урядника», «в мужика и тарана», «как тятька мамку учит». Э. Тейлор писал о подобных играх, что в них «прежде всего поражает,  что многие из них представляют лишь  шуточное подражание серьезному жизненному делу».  Г.  Н. Ишанин писал, что в играх-импровизациях «дети обыкновенно подражают большим,  так что на играх часто отражаются изменения в образе жизни целого народа».

Таким образом, если в устойчивых детских играх исследователи находят следы отдаленных, древних культур, исчезнувших из памяти народа, то в играх-импровизациях 'Живо, чрезвычайно оперативно и даже полно отражалась размеренная жизнь народа.

Игры-импровизации сочиняются детьми повседневно, разыгрываются в одиночку и группами. Но исследователи проходили мимо них. Описывали десятки игр в свайку, «ярку», в бабки и другие, но почти описаний игр-импровизаций. Быть может, в них нет истинно художественного элемента, который привлек бы фольклористов? Есть иногда и развернутое драматическое действие, и вполне приемлемый текст. Но даже ритографы проходили мимо этих игр. Здесь, видимо, дело не в отсутствии художественного элемента, а в неустойчивости игр, в их сверхтекучести. Даже дети, воспроизводя игру, не могут ее точно повторить, а, по существу, создают новую. Каждый игрок волен вносить по ходу игры,   новое,   что   ему  подскажет  обстановка   или   буйная фантазия.

— А я видел, — взволнованной скороговоркой сыплет мальчишка, — две машины мальчика задавили!..

Три секунды смотрит на поднявшего руки с неподдельном тревогой и, резко повернувшись, устремляется к игрушечному телефону.

- Скорей! Скорей! Там он!

Затем перебрасывает через голову тесемку от рисованной машины «скорой помощи» и бежит к месту происшествия. В это время два других мальчугана из деревянных  «кирпичей» соорудили моторную лодку (теплоход) и подают команды. Рядом с ними идет бойкая торговля сладостями в магазине.

Даже по описанным нами играм можно твердо сказать, если бы мы этого не знали, в какой стране, в городе или в деревне, в какое десятилетие разыгрывались они, — настолько образно, ярко и верно, хотя и по - детски наивно, отразили жизнь с присущими социальному строю и городскому быту 60-х годов особенностями. Неизмеримо шире стал круг детских интересов и представлений, богаче язык, занимательнее игры.

Темы народных игр можно сгруппировать в пять календарных разделов «Конец лета», «С Покрова до Рождества», «Святки и Масленичный пост», «Пасха и Троица».

Внутренняя разбивка по играм и индивидуальное планирование где составляются в зависимости от имеющихся условий, возможных  интересов детей и направления работы образовательного учреждения тема, в свою очередь, может быть поделена на несколько подтем с другими темами, используя концентрический метод работы в каждой теме указан перечень игр, которые используются как в обрядах, так и повседневной жизни детей.

В календарную канву игр вписана более широкая информация по филологии, верованиям, поверьям, обрядам и народному этикету демонологические представления связываются с рассказами о Покрове и посиделках, Святках, о Семике и в; Рождестве, о Крещении и Великом посте.

Народный этикет в детских играх представлен формулой: приветствия и прощания; нормами взаимоотношений между старыми и молодыми, между девушками и юношами; нормами поведения в семье.

I блок. «Конец лета». Илья-пророк (2 августа). Как малые ребята лето провожали. Про громовую колесницу  и почему после Ильи купаться нельзя. Игры у воды и в воде. Игры «в капустку», «в Москву» или в «вота ревочку» или «горячей сковородой».

Спасовки (14, 19, 29 августа). О трех спасах — медовом яблочном и  ореховом. Игры «в колокол», «дедушка медведушка».

Успение (28 августа). Что такое дожинки? Как добрые люди последний снопок — Иванушку — чествовали да малых ребят хороших работничков соломатом потчевали. Игры «в наступашки», «в выклики» или «в старосту» («в царя»).

Семен - летопроводец (14 сентября). Про бабье лето и мушиные похороны . Игры «в утушку», «по-за городом мячом» или «в круговой мяч».

Воздвижение (27 сентября). Про «вырий» или «ирий» или о  том куда птицы и гады прячутся. Игры «кума, кума, продай дитя», «в удочку».

II блок. «С Покрова до Рождества». Покров (14 октября). «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а  хозяина добром!» О том, как последним снопом — Иванушкой скотину закармливали. Игры «в кондалы», «в ворона» или «в коршуна».

Осенние посиделки. О том, как девочки прясть вместе собирались. Прасковья-Пятница и о том, как лень да дрему Коляда да Кикиморка прясть учили. Потеха — работе не помеха. Игры «в молчанку», «в курилку», «чив-чив-чив, воробушек».

Кузьма — Демьян (14 ноября). «Кузьма — Демьян — святые бессребреники и Божьи кузнецы». «Кузьма — Демьян свадебку куют». Как к красным девицам добры молодцы сватов посылали да о том, как девицы себе приданое, а любимым гостям дары готовили. Шуточные величания,          припевания, хороводы и игры на девичнике. Игры «в заюшку», «шубу шить» или в «юр-юр».

Никола (19 декабря). Николай Чудотворец — Божий помощник. О том, как в старину «почестный пир» устраивали и гостей привечали и чествовали. «Хороша Николыцина пивом и пирогами». Игры «в короля», «горе мое, гореванье мое», «в полено» или «башмачник».

Спиридон-солнцеворот (25 декабря). О том, куда солнце на ночь и на зиму скрывается, и о том, как чудище дивное солнышко похитило. Старые сказы про то, как Господь Бог мир сотворил. Игры «в бога и черта» или «в краски», «в утку и селезня».

III блок. «Святки и Масленица». Святки (7-19 января). Про то, как малые ребята «коляду кликали» и «Христа славить» ходили.

Сочельник и Рождество (7 января). Про кутью да сочни да про то, как девушки с ними гадать ходили. Как на ужин с кутьей Мороза кликали, а он в ответ в красный угол постукивал. Почему «в лодыжки» на Святки играют? Игры «в пешки», «в номера».

Васильев вечер и новый год (14 января) О том, как девушки о суженом - ряженом гадали, парни «кулешами» да «окрутниками» наряжались, а малые дети с «Авсенькой» по домам бегали. Игры «в бирюльки», «в оленя», «в разиню».

Крещение (19 января). Про то, как воду в Иордании освящали и красные девицы всему миру наряды да красу показывали. Куда «куляши» да бесы на Крещение подевались и почему их мама в этот день «закрещивать» стала. Игры «в ящера», «бояре», «в четки».

Масленица и Прощеное воскресенье. О том, как дети на санках с горушек катались, блинами с медом и маслом лакомились да Сударыню Масленицу жгли. Игры «в юлу» или «в кубарь», «в бабушку Пыхтеиху», «золото хоронить».

IV блок. «Великий пост». Великий пост. Что такое Великое говенье и страстная седьмица? Как ребята прослышали, когда говенье ломается, да пошли по домам крестики просить. Игры «кругом со столбом», «в лодыжки», «в выходы», «в собачку».

Евдокия-плющиха (14 марта). У кого от весны ключи хранятся? О том, как ребятушки весну закликали и лед на реке провожали. Игры «в водяного» или «в смольника», «Пора, бабушка, в пир».

Сорок мучеников (22 марта). Как мама Мороза «колобанчиками » кормила, а ребятки жаворонушков встречали и от мамы услыхали, где птицы зимуют. Игры «сено возить», «в уголки», «в Дрему».

Благовещение (7 апреля). Почему на Благовещение птица гнезда не вьет? Как ребятишки птичек на волю выпускали и о чем по первой птице загадывали. Игры «мостик», «кораблем».

Вербное воскресенье. Зачем мама ребятушек поутру вербушкой хлещет. На каком дереве мир держится. Игры «в бусеренки», «задним гусем».

Чистый четверг. Как красные девушки поутру с серебра умывались, а ребятки козны считали, чтобы летом всех обыгрывать. Как ребята маме яички красить да разрисовывать помогали. Игры «вскырканку» или «в деркача», «табаком» или «в рыбку».

V блок. «Пасха и Троица». Светлая Пасха. Почему солнышко на Пасху играет и радуется? О том. как ребята к заутрене ходили да крашеными яичками хвастались и играли. Во что красные девушки, добрые молодцы да малые детушки на праздники принаряживались. Игры и забавы «штаны шить» или «скакуха», «в попинуху», «в барыши»; пасхальные игры с яйцами «в подкучки». «в окно», игра «в мак».

Красная горка и Радуница. Про то, как парни и девушки «вбюнца кликали» и на горушке хороводы водили. О том, как в старину родителей поминали. Как душа «по мукам» ходила. Игры «в жучка», «в репку», игры с яйцами, «в слепка», «в битки».

Георгий Победоносец (6 мая). О святом храбром Егории, который змея победил. Про матушку землю да о том, как в первый раз скотинку в поле выгоняли да пашню запахивали. Про молитвы да заговоры от зверя лихого да от лихорадки трясучей. Игры «в смолу», «в бега».

Вознесение. Про то, как мама «лесенки» пекла, чтобы Иисусу Христу легче было на небо подниматься. Почему кукушка зерном подавилась или как девочки ходили «кукушку крестить» и «Костромушку хоронить». Что птицы поют и приговаривают? Игры «в гуси-лебеди», «в чижа», «в Кострому» или «в Дударя».

Семик и Зеленая Троица. Про то, как девушки березки заламывали, венки вили да кумились, а малые ребятки по улице «лалолом бегали». Игры «со вьюном я хожу», «в тетерю», «в муху»; игры с яйцами «в катки».

Иван Купала (7 июля). Почему на Ивана Купалу росу собирать, купаться да водой окатываться положено. Про цвет папоротника, который клады показывает да язык звериный понимать помогает. Игры «в дядюшку Трифона», «в ярки», «в горелки».

Петров день (12 июля). Про то, как мама детушкам с сенокоса «заячий хлеб» принесла, а ребята с утра пораньше солнышко караулить бегали. Про быка, да тура, да оленя златорогого. Про хлеб «собачий» и «кошачий» и про то, откуда хлеб насущный берется. Игры «в чехарду», «в вышибалы», «в капустку» или «в плетень» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Использование дистанционных форм обучения во внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся

Использование дистанционных форм обученияво внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся...

Внеурочная деятельность как способ повышения качества образования

На базе школы - интернат №13 проводился эксперимент. Экспериментальная группа дополнительно занималась в секции - аэробики. При разработке программы секции учитывались тема занятий на уроках физическо...

Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

«Организация исследовательской деятельности учащихся – как форма внеурочной работы, способствующая повышению качества образования»

Внеурочная работа с учащимися стала неотъемлемой частью образовательного процесса в связи с введением нового стандарта образования. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, вовлеч...