Программа воспитательной деятельности «Обретение надежды» для разновозрастной группы по типу семьи (срок реализации 4 года)
рабочая программа на тему

Колесникова Оксана Николаевна

До сих пор в России нет разработанных программ воспитания детей-сирот на государственном уровне. А традиционная система изжила себя, она не может осуществлять социальную адаптацию, подготовку  к жизни в изменяющихся условиях. А ведь семья для ребенка – это коллектив, где происходит его развитие и закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступающих в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены, поэтому у них неверный образ той или иной роли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_1-y_god_obucheniya.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГОБУ «камчатская школа-интернат для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа воспитательной деятельности

«Обретение надежды»

для разновозрастной группы по типу семьи

(срок реализации 4 года)

Воспитатели:

Сагайдакова Надежда Ивановна

Колесникова Оксана Николаевна

г. Елизово

Камчатский край


Пояснительная записка

        Нестабильное социально-экономическое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неблагоприятные условия в семьях, отказ от детей, разводы, нищета порождают огромное количество детей, не нужных своим родителям. Растут бродяжничество, преступность.

        Для детей, нуждающихся в помощи государства, открываются новые учреждения различных видов: сиротские дома, детские общины, дома-профилактории, создаются патронажные семьи.

        До сих пор в России нет разработанных программ воспитания детей-сирот на государственном уровне. А традиционная система изжила себя, она не может осуществлять социальную адаптацию, подготовку  к жизни в изменяющихся условиях. А ведь семья для ребенка – это коллектив, где происходит его развитие и закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступающих в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены, поэтому у них неверный образ той или иной роли.

        Исходя из вышесказанного, изучив соответствующую литературу, опыт семейного воспитания Н.Ф.Плясова и Г.И.Плясовой Каменского детского дома №1 Алтайского края, проанализировав содержание образовательно-воспитательной работы с детьми в других детских домах, оценивая свою работу и результат (а именно выпускников, принявших активное участие в воспитании своих младших братьев и сестер, и сумевших благополучно создать семьи, используя теоретические знания и практические навыки и  умения, получившие за годы воспитания), путем размышлений, проб и ошибок, учитывая возрастные, индивидуальные, психологические, социальные особенности и прошлый отрицательный опыт детей, была разработана программа «Обретение надежды», которая решает сложные вопросы семейного воспитания детей-сирот в условиях школы-интерната группы, созданной по семейному типу. И выстраивается на основе проблем и потребностей развития личности воспитанников с учетом их значимости.

может быть пару предложений, что несколько лет работаете по данной проблеме, что только семейная группа решает такие вопросы, чуть показать контингент и по умственному развитию, коммуникативке, адаптированности и по уровню здоровья т.д.

        Цель программы:

  • воспитать детей, способных в будущем самостоятельно создать полноценную семью; научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Через все виды деятельности подготовить их к самостоятельной жизни и труду.

        Основные задачи:

  • сформировать представление о семье, ее функциях, нравственных основах и значение в жизни каждого человека;
  • дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства;
  • воспитать у детей положительное отношение к школе;
  • расширить знания детей о видах труда и привить положительное отношение к делам;
  • познакомить с бюджетом семьи и различными потребностями человека в социуме.

        Программа «Обретение надежды» имеет 4 блока:

       1) «Семья – ячейка общества»

       2) «Семья и умственное развитие ребенка»

       3) Трудовая атмосфера семьи.

       4) Семейная экономика.

        Программа циклична, повторяется каждые 4 года и рассчитана на разновозрастную группу детей. Сроки определяются учебным годом. За время пребывания в детском доме дети усваивают ее содержание дважды. Дошкольники и младшие школьники в доступном варианте, старшие школьники – в более глубоком, обширном. Работа ведется дифференцированно, с каждым годом знания расширяются, закрепляются и совершенствуются.

        В программе отражены  все принципы комплексного подхода к воспитанию личности (физическое, нравственное, эстетическое, экологическое и т.д.), но все они проходят только через семейное воспитание. Также осуществляется превентивная деятельность по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения, коррекционная работа с детьми.

        Основными критериями эффективности программы «Обретение надежды» являются:

  • уровень школьной адаптации (отношение к школе, готовность к урокам, успеваемость);
  • уровень теоретических знаний у детей о семье;
  • уровень сформированности практических навыков (ведение домашнего хозяйства, самообслуживание, санитарная гигиена, культурные, трудовые навыки);
  • уровень социальной адаптации (коммуникативные навыки, дополнительное образование, умение, реально оценивать действительность, готовность к созданию своей семьи, выпускники);
  •  конкретные показатели: ЗОЖ, уровень здоровья детей, навыки безопасного поведения, снижение количества детей, допускающих отклонения в нравственном поведении.

 



Предварительный просмотр:

Первый год обучения

     Задачи

Содержание работы

Участие совета семьи в основных видах деятельности группы        

Расширять знания, формировать у детей представление о семье, ее функциях и значении в жизни человека.

Формирование семейных отношений в группе

Дать детям понятие об игре, ее роли в установлении добрых, близких взаимоотно-

шений  в семье.

 Пополнить знания детей новыми играми.

Расширять кругозор с использованием интеллектуальных и

дидактических игр.

 

      Сентябрь – октябрь

Тема: «Личность. Общество.

                   Семья»

а) «Семейное счастье»

б) «Мать и отец – главные

      воспитатели»

в) «Семейные праздники и

      традиции»

   Итоговое мероприятие:

Устный журнал: «Общение

                          с родными»

        Ноябрь – декабрь

Тема: «Роль семьи в умственном развитии     личности»

а) Повседневная жизнь и кругозор

    детей.

б) Дидактические и  интеллекту-

    альные игры в семейном вос-

    питании.

в) Использование интересов для

    формирования их познаватель-

    ной активности.

Итоговое:  «Ток-шоу»

        Задачи

Содержание работы

Участие семьи в основных видах деятельности группы

Воспитание трудолюбия, прилежания.

Обучение детей раз-

личным видам бытового труда, развивать устойчивую

ориентацию на трудовой образ жизни.

Воспитывать бережливых и рачительных хозяев.

Расширить представление  об изделиях из отслуживших вещей с

их применением и на-значением

       Январь – февраль

Тема: «Труд – основа челове-

              ческой жизни»

а) «Домашний труд, распределе-

      ние обязанностей в семье»

б) «Трудолюбие – важнейшее

     качество семьянина»

в)  «Формирование житейских

      умений и навыков в воспита-

      нии.

 Итоговое занятие:  Ярмарка

           Март – апрель

Тема: «Вещи и их место в се-

            мейных отношениях»

а) «Вещи и их место в семейных

     отношениях»

б) «Школьная и домашняя

     одежда»

в) «Вторая жизнь вещей. Береж-

     ливость и аккуратность»

     Итоговое  занятие:

     Рисованный фильм

                               

Второй год обучения

    Задачи

       Содержание

Участие Совета семьи в основных видах дея-

тельности группы

Формировать нравственное отношение к семье, дому, Родине малой и большой.

Формировать положительное отношение к школе.

Повышать мотивацию

обучения, учитывая особенности каждого ребенка по умственному воспитанию.

 

Расширять теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве семьи и ведения домашнего хозяйства.

Дать понятие об экономике семьи.

Воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой.

Формировать разумные

потребности.                                                

    Сентябрь – октябрь

 

Тема:   «Семья и

          нравственность»

а) Возрождение нравственно-      

     этических норм и традиций

      семейного уклада

б) Воспитание в детях ответ-

    ственного отношения к соз-

    данию в будущем своей      семьи

в) О любви к дому, Родине, при-

    роде.

    Итоговое мероприятие:

        Праздник

       Ноябрь – декабрь

Тема: «Развитие позитивного отношения у воспитанников к собственному интеллекту»

а) Школа – источник знаний

б) Рациональные приемы и способы обучения. Проблема неуспеваемости.

в) самообразование – залог успеха.

Итоговое мероприятие:

Срез по проверке учебных умений и навыков

 

 Январь-февраль

Тема: «Эстетика и самобытность дома»

а) Влияние интерьера на психологическое состояние человека.

б) Тайны кулинарного искусства

в)Слагаемые комфорта, единство духовной атмосферы семьи ее материального окружения.

Итоговое занятие: «Семейный

                                   огонек»

     Март – апрель

Тема: « Значение домашней экономики в жизни семьи для ее благополучия»

а) Хозяйство и бюджет семьи

б) Потребности естественные и искусственные

в) Доходы и расходы семьи. Дополнительные доходы.

Итоговое занятие: Сказка-

                        драматизация                          

Организация и посещение дополнительных занятий, факультативов по трудным предметам.

Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

Расширять знания детей о влиянии окружающей природы на жизнь человека.

Формировать эстетические начала взаимоотношений ребенка с природой.

Участие семьи в охране природы.

    Третий год            

      обучения

    Сентябрь-октябрь

Тема: « Здоровье, эмоции, красота»

а) Семья и спорт. Организация активного отдыха семьи.

б) проявление гигиенических навыков и привычек.

Внешний вид и красота.

в) Половое воспитание

Итоговое занятие:

Малая олимпиада

 

 Ноябрь- декабрь

Тема: «В гармонии с приро-

дой и искусством»

а) Мир природы и познавательной активности

детей.

б) Эстетическое восприятие

природы

в) Экологическое воспитание

 Итоговое занятие:

         КТД

Формирование профессиональной ориентации и подготовка к самостоятельной жизни.

Воспитание стремления состояться в профессии.

Формирование волевых качеств личности, ответственности в выборе профессии.

Продолжать углублять понятия  и знания детей о домашней экономике, в рациональном ведении домашнего хозяйства.

     Январь – февраль

Тема: « Труд – основа человеческой жизни»

а) Самообслуживание и общественно-полезный труд

б) Правила культуры труда: физического и умственного

в )Знакомство с миром профессий

      Итоговое занятие:

     Март-апрель

Тема: «Рациональная организация семейной экономики»

а) Экономическая азбука

б) Семья и деньги. Деньги – мера труда.

в) Рациональные способы ведения домашнего хозяйства.

   Итоговое занятие:

     Устный журнал

Познакомить через игру с социальными нормами и правилами культуры поведе-ния

 Пополнить знания детей новыми играми.

Расширить и обогатить знания детей об окружающем через чтение художественной литературы и периодической печати.

Привить любовь к чтению и через познавательную активность развивать культуру чтения.

     Четвертый год 

      Сентябрь-октябрь

Тема: «Игра в семейном воспитании»

а) Организация совместных игр старших и младших детей для формирования правильных взаимоотношений в семье.

б) Вредные  и полезные игры

в) Игра – это учеба, игра – это труд, игра – развлечение, игра – познание.

Итог: Интеллектуально-развлекательная игра

     Ноябрь - декабрь

   Тема: «Книга – спутник, советчик, друг!»

а) Что такое книги. Работа с книгой.

б) Книги – источники мудрости и нравственности.

в) Типы и виды газет и журналов

      Итоговое занятие:

         Путешествие

Совершенствовать все виды труда и трудовые навыки для самостоятельной жизни. Приобщить детей к хозяйственно-бытовой деятельности.

Продолжать готовить детей к существующим социальным условиям.

Формировать убеждение, что экономические интересы семьи и общества едины.

Расширить опыт экономических знаний и умений.

   Январь – февраль

Тема: «Различные виды труда в семейном воспитании»

а) Роль ручного труда в создании семейного уюта.

б) Хозяйственно-бытовой труд и его место в воспитании детей

в) Воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда.

Итог: Вечер в семье.

     Март – апрель

Тема: «Законы страны-экономики»

а) Общие понятия и введение в экономику, как науку.

б) Воспитание экономической самостоятельности и хозяйс-

твенной  предприимчивости.

в) Занимательная экономика

    Итоговое занятие:

Экономическая эстафета

Методические рекомендации по планированию и проведению воспитательной работы с разновозрастной группой по типу семья

Распределение мероприятий на месяц (10 смен – один воспитатель)

Все формы и виды работы по выполнению задач, стоящих перед семьей, а также развлекательные мероприятия отражены в календарно-тематическом планировании.

                               Первый год

Рассматриваемые

       темы

          Формы и содержание работы с детьми

а)  «Семейное

         счастье»      

      Сентябрь- октябрь

Беседы о семье, ее составе, о роли детей, о мотивах вступления в брак, о брачном возрасте, «любовь – как основная жизненная ценность», «Народное наследие», «Что дает человеку хорошая семейная жизнь» и т.д.

Конкурс: «Какой я представляю себе семью?»

Чтение и обсуждение художественных произведений, сказок, мифов и легенд народов мира о семье.

Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Семья»

   

         1

б) «Мать и отец –

    главные воспитатели»

в) «Семейные праздники и традиции»

а) «Повседневная жизнь и расширение кругозора детей»

             

               1

б) «Дидактические и интеллектуальные игры в семейном воспитании»

в) «использование интересов для формирования познавательной активности детей».

а) «Домашний труд, распределение обязанностей в семье»

б) «Трудолюбие – важнейшее качество семьянина»

в) «Формирование житейских умений и навыков у воспитанников»

             1

а) «Мир вещей»

б) «Школьная и домашняя одежда»

             

в) «Вторая жизнь вещей.  Бережливость и аккуратность.

                                    2

Беседы: «О роли отца и матери в семье»

Вечер: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать».

Сочинение: «Каким бы я хотел видеть отца»

Девичник:  «О девичьей чести».

Рассматривание и обсуждение различных жизненных ситуаций, проблем (как поступить?)

Чтение художественной литературы о значении отца и матери в жизни детей, семьи.

Рассказ воспитателя с использованием картин, иллюстраций на тему: «Мадонны в мировом  искусств

Мальчишник: «Разве тот мужчина».

   

Беседы о традициях и праздниках в семье, «Что такое русский фольклор?»

Практическое занятие: « День рождения в семье»

Развлечение: «Русские посиделки»

Походы на природу (любимые места)

       

         

                    Ноябрь - декабрь

Беседы, эвристические беседы на познавательные темы, например:

«Очевидное – невероятное», «Эти знакомые незнакомцы», «На пути

к тайнам природы», «Тайны морских глубин».

Рассказы воспитателя на разные темы, например: о путешественни-

ках-исследователях, о Великой Отечественной войне, о жизни других народов, о растениях и животных, о Родине, об Армии, о родном городе, его промышленности, о явлениях общественной жизни.

Рассматривание  картин (понимать смысл изображенного, выяснять

причинно-следственные связи и т.д.) из цикла «Русские художники»

или картин, изображающих быт и жизнь народа (как современную, так и в прошлом).

                                         

                                             2

Семейное  чтение и обсуждение познавательной художественной литературы( например: С. Маршак  «Как печатали вашу книгу», чтение книги «Сто тысяч «почему», обзор научно-популярных книг и журналов)

Показ видеофильмов на темы, расширяющие кругозор детей.

Беседа: «Зачем люди играют?»

Чтение художественной литературы об использовании различных игр в семейном воспитании, например отрывки из повести «Детство» А.Н. Толстого.

Практическое занятие:

 а) игры по примеру телевизионных: «Умники и умницы», «Колесо истории», «Своя игра», «Что, где, когда?»;

б)изготовление атрибутов к дидактическим играм и игра в них;

в) разгадывание ребусов, головоломок, шарад;

г) игры-путешествия.

Использование ТРИЗа в умственном развитии детей.

Беседы на темы: «Наше увлечение», «Влияние увлечений на выбор профессии», «Чем занять свободное время», «Увлечение и познавание окружающего», «Что значит интересно?»

Изготовление альбомов, папок на выбранные темы: «Удивительное рядом», «В мире интересного», «Почемучка» и др.

Практическое занятие: «Как правильно написать письмо, поздравительную открытку»

КВН – по теме, интересующей детей (с предварительной подготовкой)

Выставка работ детей (их увлечения).

         

                 

                  Январь -февраль

Беседы на темы: «Труд – основа семейного счастья», «Трудолюбие – важное качество семьянина», какое отношение к семье имеет пословица: «И швец, и жнец, и в дуду дудец»?

Рассказ об истории развития домашнего труда.

Анкета: «Чем бы я  хотел заняться в своей семье?»

Чтение художественной литературы: отрывки из произведений Л.Воронковой «Девочка из города», «Большая стирка»

Оформление альбомов: «Домашний труд», «Маленькие хитрости» и т.д.

Практические занятия: «Уход за комнатными цветами, клеткой для попугая, черепахой. Совместный труд по созданию уюта в семье».

Беседы: «Человек славен трудом», «За что награждают людей», «Моральное удовлетворение _ награда за домашний труд»

Решение различных ситуаций, проблемных предложений.

Чтение художественной литературы (отрывки из книг Л, Воронковой

«Девочка из города», А. Гайдара «Тимур и его команда», рассказ В, Пермяка «Пичугин мост»)

Практические занятия: «Изготовление эмблем и табличек за лучшее санитарное состояние помещений семьи»,изготовление кукольной одежды, других игровых принадлежностей для дошкольной группы.

Беседы о профессиях и специальностях.

Оформление альбома с описанием распространенных профессий.

Игры, направленные на углубленное ознакомление с профессией

(«Мы строители», «Больница» и т.д. для малышей)

Вечер-конкурс: «Дело мастера боится» (Навыки ведения домашнего хозяйства).

Чтение художественных произведений про людей разных профессий.

Конкурс: «Юный умелец – мастер золотые руки»

Экскурсия на предприятия, ПУ, училища с целью ознакомления с разными специальностями.

                              2

                      Март - апрель

Беседы на темы: «ПО одежке встречают, по ней и провожают», «Вещи и их место в отношениях людей» и т.д.

Размышления на тему: «Какое значение имеют вещи в вашей жизни»

Сочинение:»Что бы я сделал, чтобы приобрести понравившуюся мне вещь?»

Экскурсия в музей (из истории одежды)

Рассказ «Цель одежды – укрыть тело от холода,ветра или украсить себя?», «Культура одежды»

Беседы:«Быть как все – хорошо или плохо?» ( что такое «красиво и достойно и уродливо и неприлично» в одежде?». «Мода рождается на улице, а умирает дома».

Чтение художественной литературы на тему: «Мода и время».

Просмотр видеофильмов, слайдов, картин, журналов на тему: «Мода  современная и прошлая»

Карнавал : переодевание – перевоплощение.

Практическое занятие: «Как одеваться дома?» (с демонстрацией домашней одежды).

                                       

Беседа: «По одежке протягивай ножки», «Самое уникальное – это изделие рукодельное», «Хранение и уход за вещами».

Практическое занятие: «Что можно сделать из отслуживших вещей?»

Чтение художественной литературы

Выставка изделий из старых вещей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки» « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Паспорт программыНаименование программы « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ   СЕМЬЯ»Основаниядля разработки программыКонвенция о правах ребёнкаЗакон РФ об образованииЗакон РФ об основных гарантиях прав ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах...

Отчет воспитательной работы по программе «Обретение надежды» в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома за 2017-2018 учебный год

Деятельность воспитательной работы нашей группы направлена на решение важной социально-значимой задачи – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду в обществеВ этом учебном году ра...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по учебному предмету «Занимательный английский язык» 6 класс Срок реализации 2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 6  класса «Занимательный английский язык» составлена на основе:1. Федерального закона «Об о...