программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Жучкова Наталья Владимировна

программа по внеурочной деятельности "Маленький французский театр" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkiy_frantsuzskiy_teatr_4-e_klassy.docx53.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

«Утверждаю»
Директор школы

______(Боровицкая В.П.)

Приказ №___ от «       » августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                 «Маленький французский театр»

4 «А», 4 «Б» классы

                                             Составитель:  Жучкова Н.В.,

учитель французского языка

                               

2017 г.

                                      Пояснительная записка.

Данная программа  внеурочной деятельности   относится к программам общекультурной направленности,  так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и наклонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, способствует повышению мотивации к изучению французского языка.

Примерная программа внеурочной деятельности детей создана на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных особенностей школьников среднего  звена. Данная программа определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение при драматизации произведений на французском  языке. Программа разработана для более успешного процесса социализации учащихся 4-х классов, в ходе которого школьники обучаются французскому языку и азам актерского мастерства в тесной взаимосвязи.

Данная программа актуальна потому, что в наше время всеобщей компьютеризации происходит опасная замена реального общения виртуальным, в результате многие дети не социализированы, не умеют общаться.  Занятие в нашем   театральном объединении становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения, предоставляет уникальную возможность общения на французском языке, не находясь во франкоговорящей среде. Между тем в наши дни для реализации профессиональных планов важную роль играет владение иностранным языком. Основная трудность в обучении иностранному языку детей заключается в том, чтобы сделать для ребенка иностранный язык коммуникативно-значимым, активным средством коммуникации. Сущность коммуникативного обучения в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Но овладение языком через моделирование процесса общения затруднительно для детей и не вызывает у них заинтересованности в обучении. Именно игра и театрализация  дают возможность преподавателю оправдать требование общаться с ним на иностранном языке, помогают сделать коммуникативно-значимыми фразы, построенные по простейшим моделям, помогают сделать эмоционально привлекательным процесс повторения одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.

Средством, совмещающим решение этих двух проблем, является применение таких инновационных технологий, как когнитивно-коммуникативные (в частности, проектная деятельность) и сотрудничающие технологии обучения иностранному языку (главным образом, технология драматизации). Такие виды художественной самодеятельности как драматизация и инсценирование очень привлекают детей, отвечая внутренним потребностям учащихся в творческой активности. Являясь педагогически направленной деятельностью, игра нацелена на эффективное усвоение материала, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор и поддерживает интерес к предмету изучения. Дети знакомятся с культурой, традициями и праздниками франкоязычных  стран, приобретают общие сведения об этих странах, знакомятся с французской  литературой и фольклором. Театральная деятельность на французском  языке успешно совмещает решение проблем социального воспитания и образовательных задач по предмету.

Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие обучать детей французскому языку в непринужденной атмосфере театрального действа, снимать «языковой барьер», совершенствовать произношение, исполняя прекрасные французские песни,  гармонизировать оттенки мелодичной французской речи с движениями по сцене, легко  использовать приобретенные умения и навыки говорения на французском языке в повседневной жизни,  развивать  в детях творческую активность, способствовать профилактике асоциального поведения детей, направляя использование свободных часов досуга в нужное русло,  включать детей разного возраста и разного уровня языковой подготовки, а также и их родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Отличительная особенность программы проявляется:        

  • в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
  • в возможности привлекать к совместной работе детей разного возраста и детей, имеющих разный уровень языковой подготовки;
  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных  формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
  • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
  • в возможности совершенствовать и применять свои знания и навыки в изучении французского языка в непринужденной атмосфере театрального действа.

Расширение и обогащение опыта чувственного восприятия окружающего мира через обращение к эмоциональному опыту ребенка,  используя театральную игру как инструмент решения конфликтов, познания учащимися своего индивидуального своеобразия, закрепления ярко выраженной осмысленной активной  созидательной позиции является концепцией  программы.  Концептуальные основы:

  • гуманистический подход  к деятельности в процессе активного сопереживания и общения (детей с педагогом,  детей между собой, детей с искусством);
  • индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая комфортность и уверенность в собственных силах каждого воспитанника;
  • свобода выбора;
  • повышение самооценки воспитанника.

По целевой  направленности программа является развивающей -  направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств, и социально-адаптивной -  развивает:

  • отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация  и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
  • отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
  • отношение к  реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности.

 По сложности и  содержанию процесса педагогической деятельности программа является интегрированной - объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец, французский язык, перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театрально-терапевтических технологий.

Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя  и углубляя при этом знания, навыки и умения.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка, его нравственное становление через приобщение к театральной деятельности, повышающей мотивацию к изучению французского языка.

Основные задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о начальных  этапах  актерского мастерства.
  2. Составить представление об орфоэпических нормах современной сценической речи, обучить эффективному общению и речевой выразительности.
  3. Познакомить детей с театральной терминологией, в том числе и на французском языке;
  4. Формировать эстетический вкус.
  5. Способствовать  совершенствованию фонетического и  грамматического строя речи ребенка на французском языке, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи.
  6. Знакомить обучающихся со своеобразием французской речи на примере классических и современных текстов.
  7. Обогащать знания об истории и развитии  французского театрального искусства и его видах.
  8. Знакомить с социокультурными реалиями французской жизни.

Развивающие:

  1. Развивать образное и свободное восприятие окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы).
  2. Развивать творческую и познавательную активность.
  3. Развивать навыки общения и коллективного творчества.
  4. Развивать  зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, языковую догадку,  чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени,  в каждом ребенке.
  5. Развивать сферу чувств (соучастие, сопереживание).
  6. Развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, в сценический вымысел,  превращать и превращаться;
  7. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов на французском и русском языках.
  8. Развивать и совершенствовать игровые компетенции и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок,  спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  9. Развивать фонетические, лексические и грамматические  навыки, совершенствовать произношение на французском языке.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать  творческого раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  3. Воспитывать художественный вкус, любовь к театру.
  4. Воспитывать культуру поведения, в том числе и  в театре.
  5. Воспитывать толерантность к иноязычной культуре и менталитету.

Программа является вариативной. Наполнение каждого тематического раздела  может быть скорректировано сообразно способностям и интересам  учащихся,   практические занятия могут быть дополнены  новыми приемами практического исполнения.

Приоритетными направлениями обучения является создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью на французском языке; создание и показ этюдов, театральных зарисовок, скетчей с простыми сценариями (на начальном языковом уровне), то есть выход на элементарный уровень сценической деятельности.

Перспективное направление - активное вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных компетенций; создание и показ литературно-музыкальных композиций, микро-спектаклей, сказок, то есть более сложных театральных постановок (большей длительности)  на среднем языковом уровне.

Работа над спектаклем предусматривает следующие этапы:

  • Знакомство с произведением; разбор его лексического и грамматического материала; Игры, этюды.
    Игры – 
    первый активный период подготовки спектакля, когда детям предлагается пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются. Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение. Можно вводить элементы изучения иностранного языка, начав с ментальных стереотипов народа – носителя языка: характерных интонаций, мимики, жестов, черт темперамента, этикета, быта и т.д. Этюды – второй активный период, в котором детям предоставляется большая самостоятельность: им предлагается самим придумать несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене. Желательно делать это в двух ментально-языковых вариантах – в русском и во французском. Здесь же начнется работа вспомогательных блоков: хореографического, спортивного и вокального. Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому спектакль может быть поставлен в нескольких вариантах, а учащиеся получат максимум возможностей для самовыражения.
  • Распределение ролей и разучивание текста.
  • Разводка - первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с педагогом  придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей.
  • Наработка - дети вместе с педагогом начинают наполнять свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов. Этап наработки разбивается на эпизоды – каждый из них репетируется отдельно.
  • Отработка - репетиция спектакля от начала и до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами. Особенность данного этапа в том, что педагог время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.
  • Прогоны - репетиции всего спектакля от начала и до конца без остановок. Замечания и уточнения делаются учителем в конце действия и реализуются в следующем прогоне.
  • Генеральная репетиция;
  • Премьера - официальное представление спектакля зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим;

Для формирования и развития сценических умений и навыков используются следующие виды упражнений:

1.        Владение дыханием, дикцией, интонацией.

2.        Приемы паузации и атаки звука.

3.        Использование экстралингвистических средств (жестов, поз, мимики, выразительности)

4.        Использование проксемических средств (расположение в пространстве и пространственные передвижения).

Технология работы с речевым материалом.

 Технология работы с речевым материалом представляет собой последовательность заданий:

-дотекстовый материал (адаптация к сцене, вхождение в образ с  использованием игровых ситуаций);

-текстовый этап (сценическая отработка роли, работа со звуками, с жестами, мимикой);

-послетекстовый этап (сценическое взаимодействие).

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки по окончании программы «Маленький французский театр».

В результате изучения французского  языка посредством драматизации  пьесок при параллельном изучении лексического и грамматического материала, ученики должны:
знать/понимать:

  • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
  • особенности интонации основных типов предложений;
  • название страны изучаемого языка, ее столицу;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны изучаемого языка;
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора 
    уметь:
  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
  • читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем ;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • устного общения с носителями французского  языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • преодоления психологических барьеров в использовании французского языка как средства общения;
  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на французском  языке;

Грамотные постановки на иностранном языке приводят, как правило, к следующим результатам:

  • у детей повышается интерес к занятиям французским  языком, быстрее формируются речевые компетенции;
  • многие начинают активнее использовать иностранный язык в игровой (вне учебной) деятельности;
  • театральная деятельность позволяет корректировать некоторые отклонения в поведении младших школьников (агрессивность, излишняя застенчивость); повышает самооценку; формирует социальную уверенность;
  • использование в театральной деятельности на французском языке элементов лингвострановедческих представлений позволяет формировать основу будущего межкультурного общения и, как следствие, предупреждать развитие ксенофобии, отрицания «чужих» культур.

Условия реализации программы

Программа театрального объединения «Французский театр» рассчитана на два года занятий с детьми 4-х классов.  В объединение принимаются все желающие независимо от уровня языковой подготовки.

Формы и режим занятий:  Группы   комплектуются из учащихся 4-х классов.. Занятия групп обучения проводятся   раз в неделю по 2 часа ( 68 часов  в год).  Во время каникул образовательная деятельность  может видоизменяться  (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, конкурсах, фестивалях,  проведение совместных с родителями праздников и т.п.). Каждой группе предоставляется возможность осуществить реальный творческий проект – постановка сказок на французском  языке, скетчей, театрализация песен, выразительное чтение поэзии и др. В список предлагаемых преподавателем пьесок, сказок, рифмовок входят произведения в соответствии с объемом знаний учащихся данного возраста. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Формы подведения итогов и контроль результатов

Для подведения итогов  реализации программы используются следующие формы:

  • театральные постановки;
  • праздники;
  • концерты;
  • фестивали;
  • конкурсы;
  • открытые репетиции;
  • игры;
  • круглые столы и др.

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым  контролем педагога и самоконтролем занимающихся детей. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы  дети хотели их выполнять. Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.

Учебно-тематический план  

Первое  полугодие

 

 №

           

                Тема занятия

Всего часов

   В том  числе

Теория

Практика

1

 Вводное занятие

1

1

-

2

 Знакомство. Аудирование и французских песен

Театрализация песен «Alhouette,gentil  alhouette», «Bonjour, ça va ». 

3

1

Разучивание песен «Alhouette,gentil  alhouette», «Bonjour, ça va ». Ориентация на сцене.

1

Театрализация песен «Alhouette,gentil  alhouette», «Bonjour, ça va ». Ориентация на сцене.

1

3

Погода, времена года.

4

1

Разучивание музыкально-ритмических движений «La pluie»

1

Постановка музыкально-ритмических движений «La pluie»

1

Оформление коллажа по временам года.

1

4

Школа. Petit Nicolas

3

Постановка дикции. Французские скороговорки. Школьные клише.

1

Отработка произношения звуков. Лексическая игра «Qu’est-ce que c’est?»

1

Смешные школьные истории. Юмор. Способы передачи юмора.

1

5

Подготовка к конкурсу на лучшего чтеца.

4

1

Разучивание французских стихотворений про осень. Работа над интонацией.

1

Разучивание французских стихотворений про осень. Работа над интонацией.

1

Конкурс на лучшего чтеца.

французских стихотворений про осень.

1

   6

Подготовка к празднику «До свидания, Осень!».

Работа над кукольным представлением «Живой огород»    

5

1

Чтение сценария. Распределение ролей.

1

Разучивание ролей. Ориентировка на сцене

1

Генеральная репетиция

1

7

 Праздник «До свидания, Осень!».

1

8

Времена года. Зима. Зимние развлечения.

2

1

Музыкальные импровизации на тему «Зимние развлечения»

1

9

Праздники. Poждество. Разучивание песни «Noël»

2

1

Театрализация песни «Noël»

1

11

Выразительное чтение стихотворений о зиме

3

Выразительное чтение стихотворений о зиме

1

Выразительное чтение стихотворений о зиме

1

        Конкурс на лучшего чтеца.

французских стихотворений про зиму.

1

12

Подготовка к празднику «Мы любим зиму!».

Работа над кукольным представлением. Пальчиковый театр по мотивам р.н.с «Зайкина избушка»)

5

1

Знакомство с пальчиковым театром

1

Чтение сценария. Распределение ролей.

1

Разучивание ролей. Ориентировка на сцене

1

Праздник « Мы любим зиму!»

1

13

Оформление видеоальбома

1

1

Итоговое занятие

1

1

14

Итого:

34

8

26

Второе полугодие

 

 №

           

                Тема занятия

Всего часов

   В том  числе

Теория

Практика

1

 Погода, времена года. Весна.

3

1

.Разучивание музыкально-ритмических движений « Да здравствует Весна!»

1

.Разучивание музыкально-ритмических движений « Да здравствует Весна!»

1

2

Театрализация песни «Ma petite maman». Интонирование речи.

Лексическая игра «Que fait Lili?»

3

Разучивание песни «Ma petite maman».

1

Разучивание песни «Ma petite maman».

1

Театрализация песни «Ma petite maman».

1

3

Подготовка к конкурсу чтецов.

4

Выразительное чтение стихотворений о  весне, о маме.

1

Выразительное чтение стихотворений о  весне, о маме.

1

Выразительное чтение стихотворений о  весне, о маме.

1

4

Конкурс чтецов

1

5

Цвета.

3

Разучивание песни «L’arc- en- ciel» Развитие дыхания

Грамматическая игра «Ferme les yeux». Постановка дикции.

1

Разучивание песни «L’arc- en- ciel» Развитие дыхания

1

Театрализация песни «L’arc- en- ciel» Развитие дыхания

1

6

Подготовка к концерту «Самая любимая мамочка моя»

6

1

Работа над спектаклем «Волк и семеро козлят»» Ориентация на сцене. Постановка дикции. Темпоритмика

1

Работа над спектаклем «Волк и семеро козлят»» Ориентация на сцене. Постановка дикции. Темпоритмика

1

Работа над спектаклем «Волк и семеро козлят»» Ориентация на сцене. Постановка дикции. Темпоритмика

1

Генеральная репетиция

1

Концерт «Самая любимая мамочка моя».

1

7

 Дни недели.

2

Темпоритмика.  Лексическая игра «Qu’est-ce que je prends?» Разучивание песни «Une semaine de folie»

1

Театрализация песни «Une semaine de folie»

1

8

Праздники.  День рождения.» Интонирование речи

Фонетическая игра «Avec  des sons»

2

РАЗУЧИВАНИЕ песни «Joyeux anniverssaire» Интонирование речи

1

Театрализация песни «Joyeux anniverssaire» Интонирование речи

1

9

 Работа над организацией развлечения

«Веселый французский»

Ориентация на сцене. Постановка дикции. Темпоритмика.

4

1

Апрельская рыбка. Шутки, комиксы, кроссворды.

1

Разучивание песни «Nous avons tous un front… » Фонетическая игра «Jeux des mots» Отработка произношения звуков.

1

Театрализация песни «Nous avons tous un front… »

1

10

 Время, цифры.

2

«Mon numero de téléphone» Жесты и мимика. Игра «Petit poète»

1

Театрализация песен «Le temps passe»

1

14

Развлечение

«Веселый французский»

1

1

15

Оформление альбома. Способы.

3

1

Оформление альбома «Наш «Маленький французский театр»

1

Оформление альбома «Наш «Маленький французский театр»

1

16

Итоговое занятие

1

1

17

Итого:

34

4

30

Методическое обеспечение

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, театрализаций песен,  направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей  детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Работа в объединении по программе «Маленький французский театр»  - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.  Внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий педагог осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя,  содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

 Занятия в театральном объединении по программе «Маленький французский театр»   помогают учащимся повторить, активизировать языковой материал, изученный на уроках. Учащиеся свободно смогут употреблять лексические единицы из театральных постановок  в своей повседневной речи, их словарный запас обогащается за счет  незнакомой лексики, включенной в тексты инсценировок, в сценарии спектаклей. Сцена приучает школьников к четкой, правильно фонетически и интонационно оформленной речи на французском языке. Эффективность использования материала зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учета возрастных интересов и уровня их языковой подготовки.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • принцип гуманизации – предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества;
  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (использование и совершенствование навыков, полученных на уроках французского языка, музыки, изобразительного искусства, др.);
  • принцип системности – предполагает взаимосвязь и преемственность знаний и умений, комплексность в их усвоении;
  • принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • принцип коллективности – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу, преодолевается потребительски-эгоистическое отношение к окружающей жизни;
  • принцип индивидуальности – необходимо видеть и помогать развиваться личностным и творческим качествам в каждом учащемся. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся между собой и с руководителем, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Реализация программы проводится в соответствии  с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному; воспитывающего обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. 

Общемузыкальные критерии

  Четкость ритма и рифмы в тексте песен облегчает процесс овладения новыми лексическими единицами. Музыкальное произведение с более четким ритмическим рисунком лучше воспринимается и облегчает запоминание языкового материала. Также следует учитывать темп музыкального произведения и рифмовки. Слишком быстрые песни и рифмовки  трудно  воспринимать и воспроизводить.

  Наиболее предпочтительным является  материал, отобранный в соответствии с критериями четкого ритмического рисунка и темпа (желательно от анданте – не спеша) до аллегро (живо).

Подобранный материал помогает овладеть основными умениями сценического искусства. сценические упражнения помогают выявить и развить творческие способности, память, речь, двигательные, ориентационные умения и навыки ребенка.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса: педагогика сотрудничества;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса: групповые технологии; технологии индивидуального обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся: игровые технологии; проблемное обучение;

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);

 и воспитания:

  • убеждение
  • личный пример
  • поощрение

Все методы обучения реализуются различными средствами: 

  • предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
  • практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
  • интеллектуальными: логика,  воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
  • эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Реализации вышеперечисленных технологий помогают следующие организационные формы проведения занятий: теоретические и практические  занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках, конкурсах и фестивалях.

 На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом, разъясняются грамматические и лексические  трудности французского языка, объясняются правила выполнения разминочных упражнений и этюдов. Теоретические занятия необходимо проводить в форме  коротких сообщений, бесед и круглых столов.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, корректируется произношение. Практические занятия проводятся в форме игровых, психологических и обучающих тренингов,  разминочных упражнений, этюдов, игр, творческих конкурсов, репетиций спектаклей.  Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения и различных возрастных групп. Такие занятия вносят неоценимый вклад в объединении детей в совместную творческую коллективную  деятельность, в установление эмоциональных контактов и приобретение навыков межличностного общения.

Программой предусматривается также:

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
  • посещение  театров, просмотр фильмов и мюзиклов на французском языке;
  • творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
  • участие в конкурсах и фестивалях,
  •  дни именинника, квн и т. п.

Формы работы с родителями:

  • совместные праздники,                  
  • творческие конкурсы,
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • беседы;
  • открытые репетиции.

Учебно-методическое обеспечение программы включает следующее:

1.Авторские методики:

  • разработка тем программы
  • описание разминочных упражнений, этюдов и игр
  • сценарии театральных постановок

      2. Учебно-иллюстративный материал:

  • видеоматериалы по темам
  • аудиоматериалы по темам
  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий
  • наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты)
  • натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам

3. Материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы:

  • итоговые спектакли
  • проблемные ситуации
  • контрольные вопросы

4. Материалы по теории предмета:

  • методическая литература по профилю
  • литература для воспитанников
  • раздаточный материал с текстами пьес

       5.Материалы по результатам освоения программы

  • перечень творческих достижений
  • видеозаписи итоговых постановок
  • фотолетопись объединения, стенгазета

Материально-техническое обеспечение:

Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Для сводных, постановочных репетиционных занятий необходима сценическая площадка со специальным техническим оборудованием и материалом.

Необходимо следующее оснащение:

  • музыкальный центр, музыкальная фонотека, микрофоны
  • аудио- и видео - диски
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

Список литературы для педагога

  1. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. – «Астрель».
  2. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы,  авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004 г.- 200с.
  3. Крамаренко О.К. Методические рекомендации учителям-руководителям театральных кружков // Молодые голоса. Выпуск 8. – М., 2003 г.
  4. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000 г.
  5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М. , 1978 г.
  6. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис - пресс, 2003.-176с.
  7. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995 г.
  8. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М.: 1981 г.
  9. Сарычева Е. Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963 г.
  10.  Станиславский К. С. Работа актера над собой, т 8. М. , 1954 г.
  11.  Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962 г.
  12.  Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002 г.- 72с.
  13.  Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 г.-139с.
  14. Золотницкая С.П. , Французский язык для вас. М.: «Просвещение», 1992 г.
  15. Пойте с нами. Сборник песен на французском  языке. Составление и обработка Г.А. Арутюнова – М.: «Просвещение», 1991 г.
  16.  Тухулова И. Французский язык на сцене. Играя, учитесь говорить. Книга 1, 2. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2004 г.
  17.  Школьный театр. Сост. и  обраб. Касаткина Н.М. – М.:«Просвещение», 1988 г.
  18. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.

Список литературы для детей

  1. Барро Ж. Размышление о театре. М. , 1963 г.
  2.  Богуславская Н. Е. , Кунина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997г.
  3.  Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М. ,1997 г.

 Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М. : 1997 г 

Лист корректировки

дата

Тема

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель кафедры учителей иностранных языков

__________   (Речиц Т.И.)

Протокол № 1 от «      » августа 2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________( Колесникова И.В.)

«       » августа 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...